Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Гуманизация и педагогическая поддержка детей в образовании

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты гуманизации образования в современной школе 6
1.1 Отечественные и зарубежные педагоги о гуманизации образования 6
1.2 Сущность гуманизации образования 10
1.3 Гуманистический учебно-воспитательный процесс в современной школе 14
Глава 2. Экспериментальная работа по гуманизации и организации педагогической поддержки в Егорьевской СОШ №11 26
2.1 Гуманизация учебно-воспитательного процесса в Егорьевской СОШ №11 26
2.2 Традиционная и вариативная школа в контексте правового регулирования 30
2.3 Эффективный менеджмент образования, как средство гуманизации учебно-воспитательного процесса 32
Заключение 40
Список литературы 43

 

  

Введение:

 

На современном этапе становления российского государства при условии сложного политического и социально-экономического ее состояния особенно ощутимое негативное влияние на современную школу таких общественных явлений, как усиление безнравственности, преступности, нищеты и прочее, что приводит к обесцениванию образования, падение авторитета учителя, роста агрессивности, жестокости, нигилизма подростков. Анализ этих деструктивных процессов в современном обществе позволяет сделать вывод, что есть опасность вырастить бездуховное поколение, «не обремененное» интеллигентностью, порядочностью, которое пренебрежительно относится к культурным и общечеловеческим ценностям, не стремится к здоровому образу жизни.
Решение этой проблемы, как подтверждает отечественный и мировой опыт, возможно при условии оптимизации управления процессом воспитания с помощью гуманизации образования, которое должно обеспечить утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в обществе. Гуманизация образования предполагает, прежде всего, содействие развитию творческих возможностей человека, его интеллектуальной свободы, создание максимально благоприятных условий для раскрытия личности.
Актуальность данной работы обусловлена обострением противоречий между объективной необходимостью гуманизации образования и ее современным состоянием, между процессами саморазвития личности и системой традиционного соответствующего обучения и воспитания, а также недостаточная разработанность теоретических основ этой проблемы. Актуальность приобретает проблема создания условий для формирования личности, обладающей высоким уровнем самосознания, творческой активности, ответственности, которая руководствуется в своей общественной полезной деятельности и поведении гуманистическими ценностями.
В связи с этим, социальные и педагогические проблемы гуманизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы становятся приоритетными в российском обществе.
Кроме указанного, изменение образа, содержания труда, научно-технический прогресс современного общества определяет потребность не только в узкой профессиональной подготовке человека, совершенствования его квалификационного уровня, но и в более широком культурном развитии работников, формировании у них высоких нравственных качеств. Сегодня наблюдается противоречие между потребностями общества в таких высокогуманных личностях и реальностью нашей повседневной жизни: дефицита человечности, милосердия, сострадания, доброты. Все это усугубляется ускорением темпов жизни, бурным развитием средств массовых коммуникаций, в результате чего человек в течение дня вступает во множество отношений. Закономерно, что для него важно на каком уровне осуществляется его взаимодействие и контакты с другими людьми, как это влияет на его эмоциональное состояние, самочувствие, жизненный тонус.
Людям больше всего нужен гуманизм, который бы регулировал и облагораживал их отношения. Стремление видеть положительное в каждом человеке является основой любви ко всем. Это главное условие высокой нравственности [4, с.66].
Гуманизм — это отражение человечности во всех многообразных проявлениях человеческого поведения, утверждение уважения к человеку и его ценностям [15, с.54].
Основным критерием общественных отношений является утверждение блага человека. Эти тенденции гуманизации современного общества не могут не проявляться в образовании, не влиять на его направленность, содержание и организацию. Поэтому основное требование настоящего в школе — это создание и включение к практическому действию механизмов развития гуманизации образования.
Идеи гуманизма сопровождали развитие педагогики на протяжении всей ее истории. Г. Сковорода, И. Песталоцци, Л. Толстой, Я. Корчак, В. Сухомлинский … В этом ряду много и других имен философов, педагогов, мыслителей, чьи взгляды, идеи, подходы, системы обучения и воспитания утверждали гуманную педагогику, готовили почву для того, чтобы к ней пришли страны и народы. Гуманизацию обучения и воспитания стремились воплотить в своей практической деятельности педагоги-новаторы — В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, И.Л. Волков, Е.М. Ильин, Т.И. Гончарова и другие.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На современном этапе развития системы образования в России происходит становление новой гуманистической парадигмы образования — переход к личностно-ориентированному обучению и воспитанию, заключается в создании максимально благоприятных условий для развития и саморазвития личности ученика, выявления и активного использования его индивидуальных особенностей в учебной деятельности. Гуманное образование — это личностно-ориентированное образование, провозглашающий личность высшей ценностью, процесс переосмысления, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекотворческой функции.
Решающим фактором внедрения принципа гуманизма в реальную жизнь общеобразовательной школы является создание в ней личностно ориентированной воспитательной среды, которая определяется как совокупность целенаправленно созданных социальных и педагогических условий, обеспечивающих формирование духовно обогащенной личности с гармоничным сочетанием общечеловеческих и национальных ценностей, способной к социальному самоопределению и самореализации.
Тогда все изложенное позволяет охарактеризовать гуманизацию обучения как процесс формирования личностно-ориентированного воспитательной среды на основе взаимодействия всех участников педагогического процесса. Учитывая это, главными целями и задачами учебно-воспитательного процесса в школе должны быть:
ориентация на школьника как на субъекта обучения, уважение и отношение к нему как к личности;
изменение традиционной функции учителя. Такое изменение определяет осознание того, что «личность ребенка — это в большей степени результат саморазвития, чем регулируемого развития, психологическим механизмом содействия этому саморазвитию является слияние воздействия взрослого и самоактивности ребенка, в котором эта самоактивность должна преобладать» (Г. Балл). Так на передний план в учебном процессе выступают организаторская и консультативная функции педагога, направленные на обеспечение эффективного самообучения каждого школьника.;
3) ориентация на духовно богатую личность, как альтернатива функционирующим односторонне интеллектуалистической моделям школ. Отсюда основная задача воспитателя — помочь ребенку создать гармонию между телесно-физическим и духовным;
4) воспитание должно быть свободным. Каждый ребенок должен познать мир и найти в нем свое место, не переставая его любить. Школа должна обеспечить пространство свободным и естественным проявлениям личности ребенка. Свобода ребенка должна быть ограничена только интересами коллектива;
5) основное внимание педагогов должна предоставляться нравственному воспитанию личности ученика с приоритетом общечеловеческих ценностей, где ведущая роль принадлежит семье. Недопустимо только формальное усвоение нравственных правил. Истинно моральному поведению может научить только сама жизнь, то есть конкретный жизненный опыт ребенка. Задача школы — так построить деятельность, чтобы сама ее организация воспитывала детей в духе высокой нравственности;
6) обеспечение индивидуального подхода в воспитании, основанного на собственном выборе ребенка, а отсюда — построение воспитания на выводах из научного анализа результатов наблюдения и изучения ребенка.
Наша исследовательская деятельность показала, что гуманизация образовательно-воспитательного процесса способствует повышению уровня воспитанности и общего развития школьников; формированию общих учебных умений и навыков; успеваемость учащихся отражает уровень их реальных возможностей; повышается эффективность уроков и интерес к обучению; методы нравственного воспитания позволяют целенаправленно воздействовать на сознание и поведение школьников. Доброжелательные, гуманные отношения среди детей формируются только в условиях воспитания у учащихся ценностного отношения к другому человеку, получение не только этических знаний, формирование умений и навыков общения, но и их внедрение в повседневную жизнь. Гуманизация учебного процесса способствует развитию общечеловеческих ценностей, как в ученическом, так и в педагогическом коллективах.
Итак, можно констатировать, что процесс гуманизации образования масштабный и сложный. Это процесс морально-психологической перестройки человека, внутренней переориентации системы духовных ценностей, осознание собственного достоинства и ценности другого человека, формирования чувств ответственности и причастности к прошлому, настоящего и будущего.

 

Фрагмент текста работы:

 

Система гуманистических взглядов, созданная отечественными и зарубежными педагогами, философами и деятелями культуры является достоянием общественной и педагогической мысли на протяжении веков.
Так, философ Г. Сковорода, утверждая идеи гуманизма, писал, что воспитание должно способствовать слиянию человека с народом, служить делу утверждения человеческого счастья, формировать «благородное сердце» и «высокие мысли».
Проблемам воспитания детей и молодежи в духе гуманизма особое внимание уделял В.А. Сухомлинский. Он неоднократно подчеркивал, что нет, и не может быть воспитания гуманиста без человеческой любви и уважения к воспитанникам, потому что именно разумная любовь и уважение делают ребенка способной подвергаться влиянию педагога и коллектива.
Современные ученые-исследователи С.В Гончаренко и Ю.И. Рисованный разработали целостную концепцию гуманизации образования. А.И. Савченко прослеживает путь движения от человека образованного к человеку гуманной и условия ее формирования. В.О.Билоусова, Е.В. Бондаревская, В.А. Киричек раскрывают пути, методы и новые технологические средства гуманизации учебно-воспитательного процесса [22, с.187].
Одной из самых известных зарубежных гуманистических педагогических систем является воспитательная система Френе — французского педагога XX века, характеризуется глубоким вниманием к психологии ребенка, оригинальным решением проблем организации школьной жизни, интенсивными поисками новых методов воспитательной деятельности школы. С. Френе имеет следующие признаки личностно-ориентированного обучения и воспитания:
* В центре учебно-воспитательного процесса — ребенок, а определяющий фактор формирования личности — ее жизненный опыт;
* Построение воспитательного процесса по результатам научного изучения личности учащихся;
* Широкое внедрение новых оригинальных материальных средств обучения и воспитания (типография, «свободные тексты»);
* Индивидуализация и дифференциация процесса обучения и воспитания личности ребенка, осуществление его в индивидуальном режиме учащихся;
* Гуманизация форм контроля знаний, оценки не только формального результата, но и усилий, затраченных на выполнение работы;
* Приоритетность нравственного воспитания личности.
В контексте исследуемой нами проблемы, актуальной является также еще одна педагогическая система гуманистической направленности — это вальдорфская педагогика, международное культурно-образовательное движение, представленный в настоящее время около 500 Свободными вальдорфской школы, 1000 детских организаций. Вальдорфские школы и детские сады, распространенные в Западной Европе, Скандинавии, США, Южной Америке, ЮАР, Японии и др. С конца 80-х годов они интенсивно развиваются в Восточной Европе, Польше, Чехии, Словаки, Германии.
У истоков вальдорфской педагогики стоит немецкий ученый, философ, исследователь творчества Гете, основатель нового духовного движения — антропософии — Рудольф Штейнер (1861-1925) [28, с.54].
Сущность вальдорфской педагогики заключается в том, чтобы избегать давать учебный материал ученику в готовом виде. То есть в школе дается минимальное, остальные ребенок дополняет же — фантазией, мышлением и чувством, поэтому в вальдорфской школе нет готовых рецептов и определений. Итак, мы можем констатировать, что сущность штейнеровской теории познания состоит в том, что человек дополняет то, что приходит к ней «не готова» (например, содержание книги — это не те слова, в ней написаны, содержание ее в том, насколько мы ее можем дополнить). На принципе дополнение построен мир восприятия, мир природы, тогда педагогика, построенная на этом принципе, по своей сути естественной педагогикой. Из принципа дополнения выходит еще один важный принцип — простота. Вальдорфские школы частично отрицают технические средства обучения, в частности телевидения. Ведь, по их мнению, готовые игрушки, техника — это то, что ребенок получает в готовом виде, а значит, это замедляет ее развитие. Простота же возбуждает фантазию. Поэтому дети вместе с учителем сами изготавливают игрушки из дерева, шишек, ракушек, соломы, каштанов и прочее. Итак, мы можем сделать вывод, что именно так в этой системе обучения и воспитания развивается воображение, фантазия, чувство и мышление ребенка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы