Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Гуманистическая направленность педагогической деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы гуманистической направленности педагогической деятельности 6

1.1 Сущность понятия «педагогическая деятельность», основные характеристики 6

1.2. Сущность и характеристики понятия «гуманизм» 10

1.3. Характеристики гуманистической направленность педагогической деятельности 12

Глава 2. Практические основы гуманистической направленности педагогической деятельности 20

2.1. Условия формирования гуманистической направленности педагогической деятельности 20

2.2. Методики диагностики направленности личности гуманистической направленности педагогической деятельности 25

Заключение 30

Список литературы 33

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Вектор развития современного россий-ского общества характеризуется неуклонным направлением к гуманиза-ции, укреплению демократических преобразований, российской государ-ственности, что неуклонно связано с качественным улучшением жизни че-ловека не только в материальном отношении, но и в улучшении его духов-ного мироощущения, нравственного возрождения — процессов, напрямую связанных с состоянием образования и культуры.

Гуманистическое направление в педагогике возникло во второй по-ловине XX века как отражение идей гуманистической психологии. В своих идеях она была близка к педагогике педоцентризма, педагогике нового образования и прогрессивизму. В центре внимания гуманистической пара-дигмы образования всех была целостная личность, которая стремится мак-симально реализовать свои возможности.

В общем смысле гуманизм понимается как исторически изменяющая-ся система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей, рас-сматривая добро человека в качестве критерия оценки социальной инсти-туты и принципы равенства, справедливости, гуманности как желаемой нормы отношений между людьми. Гуманизм обычно выступает в роли мировоззрения, основными принципами которого являются любовь к лю-дям, уважение человеческого достоинства, забота о благополучии людей. В самом общем смысле слова гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды и потребности. Гуманизм воплощает стремление человека, команды и общества к счастью и совершенству.

Сегодня идеалы содержания гуманизма наполняются новым смыс-лом, обогатившим их содержание. Гуманизм предполагает отказ от идеи насилия, подавления, господства, причём не только над человеком, но и человека над природой. Гуманизм рассматривает свободу как такое отно-шение, когда партнёры принимают друг друга и признают ценности взаи-мовлияний и взаимоизменений. Ядром гуманистического мировоззрения и его системообразующим фактором выступает человек. Это проявляется в многообразии отношений к человеку, обществу, его духовным ценностям, к деятельности и соответственно к миру в целом. Во всём этом и проявля-ется гуманность личности.

Самым главным условием учебно-воспитательного процесса является его личностная ориентированность, направленная на то, чтобы каждый воспитанник стал полноценным, самодостаточным, творческим субъектом деятельности, познания, общения, свободной и самодеятельной личностью. Именно в этом и заключается гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса, центром и целью которого является личность воспитанника. Степень гуманизации этого процесса зависит от того, насколько он создает предпосылки для самореализации личности, раскры-тия ее природных задатков, стремление к свободе, ответственности, твор-чества.

Проблема формирования гуманистической направленности общения в педагогическом процессе в настоящее время остается особенно актуаль-ной, так как достаточно распространенными являются явления негуманно-го поведения детей, что является следствием авторитарного стиля взаимо-отношений, недостаточно высокой культуры общения взрослых (педаго-гов, родителей) с детьми.

Цель исследования – изучение гуманистической направленности пе-дагогической деятельности в условиях реализации современной концепции образования.

Объект исследования – процесс формирования гуманистической направленности педагогической деятельности.

Предмет исследования – педагогические условия формирования гу-манистической направленности педагогической деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность и основные характеристики педагогической деятельности;

2. Определить значение гуманистической направленности педаго-гической деятельности;

3. Описать условия организации процесса формирования гумани-стической направленности педагогической деятельности;

4. Узнать методики диагностики личности гуманистической направленности педагогической деятельности.

Методы исследования:

Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе ана-лиза, обобщения, классификации, изучение источников литературы по нашему исследованию.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследовательской работы изучили и проанализировали раз-личные источники, из которых выяснили сущность и характеристики поня-тия «педагогическая деятельность», сущность определения «гуманизм» и вопрос гуманистической направленности педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновремен-но выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

Направленность на достижение главной цели педагогической дея-тельности — создание условий для всестороннего, гармонического разви-тия личности будущего взрослого — может быть признана гуманистиче-ской.

Гуманность понимается как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека. А гуманное отношение к человеку подразумевает не только восприятие и оценку его положительных качеств, но и комплекс-ное восприятие его личности такой, какой она есть. В этом смысле гуман-ное отношение к людям направлено на укрепление веры человека в самого себя, его творческое развитие и самосовершенствование.

Определили значение гуманистической направленности педагогиче-ской деятельности. Педагогическая деятельность должна иметь гуманисти-ческую направленность. Это означает, что все действия педагога подчине-ны реальным интересам личности ребенка, учащегося, взрослого человека. В этом смысле гуманистическая направленность полностью отвечает ос-новным задачам личностно-ориентированной педагогики — оказать со-действие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности.

Гуманистическая направленность личности учителя является веду-щим типом направленности, она предопределяет гуманистический харак-тер профессиональной деятельности, выражающейся в осознании, разра-ботке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитан-никам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гумани-стическая направленность личности формируется на базе общечеловече-ских ценностей (специфических социальных определений объектов окру-жающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значе-ние на человека и общество: благо, добро, зло, прекрасное, безобразное).

Описали условия организации процесса формирования гуманистиче-ской направленности педагогической деятельности. Для успешной реали-зации гуманистической направленности педагогической деятельности на практике необходимо создавать специальные условия, которых стоит при-держиваться:

• учет психолого-возрастных особенностей обучающихся;

• субъект-субъектные отношения между участниками образователь-ного процесса;

• изменение роли преподавателя, формирующего благоприятную ат-мосферу для развития личности обучающихся;

• дифференциация обучения;

• вариативность содержания и технологий обучения и предоставле-ние обучающимся права выбора;

• создание учебной ситуации как особой коммуникативной среды, диалогического режима общения;

• организация групповых форм работы, способствующих диалогиче-скому общению;

• направленность процесса обучения на результативную и процессу-альную стороны учебной деятельности учащихся;

• оценка двух ее составляющих: усвоения знаний и овладения спосо-бами учебной работы;

• создание ситуации успеха.

Узнали методики диагностики личности гуманистической направлен-ности педагогической деятельности. Понять какая направленность педаго-гической деятельности происходит можно с помощью диагностики направленности личности педагогического работника. Ведь именно он направляет весь педагогический процесс.

Оптимальная структура педагогической направленности выглядит следующим образом:

1. направленность на человека (ребенок/взрослый) – забота о нем, интерес, любовь, содействие его развитию;

2. направленность на себя – потребность в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;

3. направленность на предметную сторону профессии (содержание учебного предмета).

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы гуманистической направленности педагогической деятельности

1.1 Сущность понятия «педагогическая деятельность», основные характеристики

Если педагогика представляет собой науку об обучении и воспитании подрастающих поколений, теоретическую основу формирования и разви-тия личности человека и его подготовки к жизни, то реализация этих задач осуществляется в процессе педагогической деятельности. Центральной фи-гурой этой деятельности является учитель – воспитатель и преподаватель. Преподаватель – это не только профессия, задача которой состоит в том, чтобы дать учащимся определенную сумму знаний. Это – высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке. Педагогическая профессия выделяется из ряда других особым образом мыслей и чувств ее представителей, повышенным чувством долга и ответственности [14].

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид соци-альной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание усло-вий для их личностного развития и подготовку к выполнению определён-ных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность – профессиональная активность учите-ля, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания. В основе этой деятельности лежит цель. Цели педагогической деятельности исторически менялись, но в любом случае педагогическая деятельность направлена на решение боль-шого числа педагогических задач [13].

Сущность педагогической деятельности раскрывается через единство её характеристик: цели, мотивов, действий (операций), результата. Систе-мообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогиче-ской, является цель. Цель педагогической деятельности связана с реализа-цией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков идеал гармонично развитой личности. Эта об-щая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям. Цель педагогической деятельности – явление историческое. Она формируется как отражение тенденции социального развития общества [15].

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновремен-но выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.

Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, в определённой мере — средства массовой ин-формации и т.д. Однако, в первом случае эта деятельность – профессио-нальная, а во втором – общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек. Педагогическая деятельность как профес-сиональная имеет место в специально организованных обществом образо-вательных учреждениях [15].

Педагогическую деятельность разделяют на профессиональную и непрофессиональную (Н.В. Кузьмина, Е.М. Иванова и др.). Примером непрофессиональной педагогической деятельности может служить дея-тельность по воспитанию детей в семье или деятельность, которую осу-ществляют руководители предприятий. Непрофессиональной педагогиче-ской деятельностью считают обучение ремеслу. Таким образом, непрофес-сиональной педагогической деятельностью является та, которой занимает-ся большинство людей в своей повседневной жизни, не обязательно имею-щих специальное педагогическое образование и педагогическую квалифи-кацию.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в государственных или частных учебно-воспитательных и образовательных учреждениях и требует профессиональной компетентности лиц, ее осу-ществляющих, определенного уровня специального их образовании [12].

Традиционно основными видами педагогической деятельности явля-ются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направ-ленная на организацию воспитательной и управление разнообразными ви-дами деятельности воспитанников с целью решения задач гармонического развития личности.

Преподавание – это такой вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. По большому счету, педагогическая и воспитательная дея-тельность понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспита-тельной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обу-чения и воспитания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы