Курсовая с практикой Педагогика/Психология Экспериментальная психология

Курсовая с практикой на тему Групповая сплоченность в трудовом коллективе предприятия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.
Теоретическое исследование групповой сплоченности коллектива. 5

2. Пилотажное исследование групповой сплоченности
трудового коллектива………………………………………………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 23

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 25

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 26

  

Введение:

 

Актуальность исследования сплоченности коллектива организации
не вызывает сомнения, так как обуславливается возросшими требованиями к уровню
психологической включенности сотрудника в его трудовую деятельность. Усложнение
психической жизнедеятельности людей и постоянный рост личностных притязаний,
сказывается не только на личностно-психологическом и физическом здоровье
сотрудников коллектива, но и на взаимоотношениях с руководителями, коллегами и
подчиненными, которые в свою очередь, определяют психологический климат
организации.

Степень научной разработанности.

Вопросы
групповой сплоченности коллектива были неоднократно в поле зрения многих
исследователей: А.Л. Журавлева, Л.Т. Почебут, А.И. Донцова, В.А. Чикера, К.Э.
Сишора, А.Н. Лутошкина и др. Различные аспекты проблемы межличностного общения
в коллективе рассмотрены в работах А.А. Грачева, Ю.В. Макарова, А.В.
Петровского и др.

В
связи с этим особую актуальность приобретают вопросы исследования групповой
сплоченности в трудовом коллективе, которые позволят выявить основные проблемы
и составить психологическую программу по их коррекции.

Цель курсовой работы — изучение групповой сплоченности в
трудовом коллективе.

Гипотеза исследования: представление о групповой
сплоченности коллектива у сотрудников зависит от принадлежности к типу
профессий.

Задачи курсовой работы:

1.
изучение теоретического аспекта групповой сплоченности,

2.
организация и проведение пилотажного эмпирического исследования.

Объект исследования: групповая сплоченность в трудовом коллективе.

Предмет исследования: особенности групповой сплоченности в трудовом коллективе.

Методологическая основа исследования:

— концепция
групповой сплоченности (А.Л. Журавлев, Л.Т. Почебут, А.И. Донцов, В.А. Чикер,
К.Э. Сишор, А.Н. Лутошкин); — исследования
социально-психологического климата в педагогическом коллективе (Б. Д. Парыгин,
В.Б. Ольшанский, Н. С. Мансуров).

Для решения поставленных
задач применялись следующие методы:

1)   анализ и обобщение литературных источников;

2)   планирование эксперимента;

3) методы сбора
информации – наблюдение, тестирование.

Методики исследования:

1) Методика на определение индекса групповой
сплоченности К.Э. Сишора «Психометрический тест К.Э. Сишора»;

2)
Методика оценки психологической атмосферы в
коллективе (А.Ф. Фидлера).

Эмпирическая база исследования.

В данном исследовании
планируется участие сотрудников КБ Филиала ФГУП «НПЦАП» — «ПО
«Корпус» в общем количестве 5 человек.

Структура курсовой работы.

Работа состоит из
введения, двух параграфов, заключения, списка используемой литературы,
приложения. В тексте работы содержится  6
таблиц и 2 рисунка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, по результатам теоретической части исследования, можно
отметить, что групповая сплоченность является важным показателем состояния коллектива;
она представляет собой единство эмоциональной, когнитивной и поведенческой
сфер. Благодаря сплоченности коллектива создаются благоприятные условия для
совместной деятельности ее членов с целью эффективного достижения общих и
личных целей. Внешними функциональными проявлениями сплоченности являются:
благоприятный психологический климат; взаимоотношения взаимопомощи в
коллективе, взаимного обмена знаниями и опытом; самоорганизующаяся динамика
команды. Анализируя научную литературу, групповая сплоченность выявляет
одинаковое наличие трех подходов к изучению этого вопроса. Первый — это
сплоченность группы, как эмоциональная и психологическая привлекательность
членов малых групп. Во-вторых, сплоченность группы как
ценностно-ориентированное единство. И третье — это сплоченность группы как
поведенческий аспект. Сплоченность коллектива — это непрерывный процесс,
который направлен на повышение уровня целостного единства поведения ее членов,
основанного на принятии каждым членом коллектива своих целей, ценностей и норм
поведения, на развитии чувства принадлежности.

Во
второй части представлены результаты пилотажного исследования групповой
сплоченности среди двух групп: экспериментальная группа — тип «человек —
знаковая система», контрольная группа — «человек — человек».

Была
выдвинута следующая гипотеза: представление о групповой сплоченности коллектива
у сотрудников зависит от принадлежности к типу профессий.

Были использованы
следующие методики: «Психометрический тест К. Э. Сишора» и методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидлера. В качестве методов математической статистики, был выбран U — критерий Манна-Уитни.

Цель
исследования — проанализировать особенности групповой сплоченности
представителей различных типов профессий.

По
методике К.Э. Сишора в экспериментальной группе, было выявлено, что целом
испытуемые оценивают уровень групповой сплоченности как низкий. Показатели в
контрольной группе в основном высокие и выше среднего.

С помощью U — критерия Манна-Уитни была доказана
гипотеза Н1, что уровень групповой сплоченности у представителей
разных типов профессий значимо / достоверно различается.

По
методике А.Ф. Фидлера показатели психологической атмосферы в группе у представителей
экспериментальной группы, относятся к конфликтным: враждебность,
рассогласованность, недоброжелательность.

У
представителей контрольной группы, оценка психологической атмосферы в
коллективе намного благоприятнее. Они ее оценивают как дружелюбную,
согласованную, теплую. Уровень взаимоподдержки, удовлетворенности и успешности
так же на высоком уровне.

С
помощью U — критерия Манна-Уитни была доказана гипотеза Н1, уровень психологического
климата в коллективе у представителей разных типов профессий значимо /
достоверно различается.

Таким
образом, гипотеза исследования полностью доказана, действительно, представление
о групповой сплоченности коллектива у сотрудников зависит от принадлежности к
типу профессий.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретическое
исследование групповой сплоченности коллектива Латинское
слово collectivus переводят по-разному: товарищество, общность, сборище, толпа,
совместное собрание, объединение, группа. 
В современной литературе употребляются два значения понятия «коллектив».
Первое — любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия),
второе — только высокоорганизованная группа [2].

Г.М.Андреева
дает следующее объяснение этому слову: «Коллектив — это группа людей,
объединенных общей работой и общими интересами». Эта интерпретация кажется нам
слишком общей и не совсем точной.

А.П.
Аникеева определяет коллектив как социальную группу людей, занимающихся
решением социальных проблем. Команда может быть творческой, рабочей,
образовательной, военной, спортивной и т. Д. [2]

А.Л.
Журавлев определяет коллектив как группу людей, занимающихся совместной
социальной деятельностью, целью которой является достижение общих целей
высокого уровня [5].

В
работах А.В. Петровский определил коллектив как группу, в которой межличностные
отношения опосредованы социально значимым и личностно значимым содержанием
совместной деятельности [14].

Важным
показателем состояния коллектива является ее групповая сплоченность. Первые
исследования феномена групповой сплоченности датируются началом 1950-х годов,
они были проведены под руководством американского ученого, психолога Л.
Фестингера. Именно он дал следующее определение сплоченности, которое наиболее
распространено сегодня: «Сплоченность — это результат всех сил, действующих на
членов группы, чтобы удержать их в ней» [6, 149]. Двадцать лет спустя
последователь Л. Фестингера Психолог Д. Картрайт дал аналогичное определение:
«Групповая сплоченность характеризуется тем, насколько члены группы хотят
оставаться в ней» [11, 159].

Проблема
групповой сплоченности является объектом активного изучения в отечественной
психологии. Ученые подходят к ее исследованиям с разных позиций.

Так,
представители первого направления (М.В. Бахаров, А.Л. Журавлев, Р. Мокашенцев,
В.И. Зацепин и др.) Рассматривают сплоченность с точки зрения эмоциональной и
психологической привлекательности членов команды.

Например,
А.Л. Журавлев считает, что понятие «сплоченность» включает в себя такие
социальные характеристики группы, как степень психологической общности ее
членов, единство, близость межличностных отношений, степень эмоциональной
привлекательности группы для ее членов [5].

Р.
Мокшанцев понимает сплоченность как взаимное притяжение членов группы друг к другу,
которое характеризуется взаимной симпатией в межличностных отношениях;
привлекательность, полезность команды для ее членов; сходство ценностных
ориентаций. [13].

М.В.
Клюева отмечает, что в сплоченности команды отношения между ее членами основаны
на дружбе, взаимном уважении, в основе которых лежит общее позитивное и
эмоциональное отношение к проделанной работе [7].

Вторая
область изучения групповой сплоченности связана с пониманием ее как
ценностно-ориентированного единства. Представителями данного направления
являются А.В. Петровский, Р.С. Немов, А.И. Донцов и некоторые другие
исследователи.

Так,
в работах А.В. Петровский определил коллектив как группу, в которой
межличностные отношения опосредованы социально значимым и лично значимым
содержанием совместной деятельности. Сплоченность коллектива понимается ученым
как ценностно-ориентированное единство, которое характеризует систему
внутригрупповых отношений и показывает степень совпадения оценок, установок и
позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в
целом [14]. Более того, ученый подчеркивает, что наличие сплоченности в
коллективе не означает совпадения оценок и взглядов ее членов в группе
абсолютно во всех отношениях. Главное — это сближение взглядов и оценок в моральной
и деловой сферах, в той степени, в которой подходы коллектива к целям и задачам
совместной деятельности совпадают.

В
исследованиях А.И. Донцов подтвердил эту позицию экспериментально: он доказал,
что ведущим фактором сплоченности группы является предметно-ценностное
единство, которое он понимал как совпадение ценностей по предмету совместной
групповой деятельности [3].

Представители
третьего направления (В.И. Шуванов, Н.П. Фетискин, Л.И. Уманский и др.) В
исследовании групповой сплоченности выделяют поведенческие аспекты, которые, по
их мнению, помогают организовать эффективное взаимодействие внутри коллектива и
стремится решать стоящие перед ним задачи. Н.П. Фетинский понимает групповую
сплоченность как высокую степень групповой интеграции, единство членов команды
[19].

Основные
черты сплоченности коллектива включают в себя понимание между ее членами,
безопасность и осведомленность об участии каждого в команде. По мнениюЛ.Г.
Почебуг, сплоченность является особой формой командной интеграции и проявляется
в ее целостности, способности каждого члена команды к целенаправленным
совместным действиям. Противоположностью концепции «сплоченности» является
дезинтеграция команды — по сути, ее дезинтеграция, снижение эффективности,
производительности труда [16].

Таким
образом, в итоге можно сделать вывод, что групповая сплоченность представляет
собой единство эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы