Дидактика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Групповая форма организации обучения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.. 6

1.1.
Сущность и педагогические возможности групповой работы в условиях современного
обучения. 6

1.2.
Виды групповой работы. Способы организации групповой работы.. 10

1.3.
Специфика подходов к формированию учебного содержания в условиях групповой
работы: умения и навыки групповой работы.. 16

ГЛАВА
2. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ.. 26

2.1.
Анализ содержания школьных учебников физики с точки зрения возможностей
организации групповой работы.. 26

2.2.
Разработка методических материалов для организации групповой работы учащихся по
теме «Виды трения». 31

2.3.
Методические рекомендации для учителей при использовании групповой работы в
процессе обучения физике. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 42

 

 

  

Введение:

 

В
современном мире образование является социальной и духовной опорой
жизнедеятельности человека. Быстрое развитие науки и техники с каждым годом
увеличивает объем знаний, необходимых человеку в современном обществе. Культура
образования в совокупности с наукой, общественно-политическими институтами,
средствами массовой информации выступает важным фактором создания высокоэффективной
экономики на принципиально новой технологической основе, ключевым средством
формирования гражданского общества и обеспечение свобод, формирования и
воспитания высоконравственной, интеллектуально и физически развитой личности.
Сегодня особую актуальность приобретает вопрос о применении методов обучения,
которые обеспечивают организацию поисковой деятельности, развитие
самостоятельности мышления, формирование соответствующих компетенций учащихся.

Федеральный
компонент государственного стандарта начального общего образования нацеливает
на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков, где
важна организация деятельности школьников, которая предполагает активную
позицию для решения учебной задачи. Ученик должен иметь не только знания,
умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность,
иметь готовность и способность учиться. Важную роль в этом играет организация
парной и групповой работы, где ученик вооружается навыками самостоятельной
деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным
участником обучения. Групповая форма организации учебного процесса вырастает из
общей потребности человека к активному обмену информацией, необходимой для
выработки и принятия решений, и в максимальной степени содействует активному
участию самого ученика в процессе усвоения знаний. Все ныне известные
инновационные технологии обучения в школе так или иначе тяготеют к организации
работы малых групп.

В
условиях развития высокотехнологичного информационного общества усилилась
необходимость повышения качества и приоритетности естественно-математического
образования, которое является одним из основных факторов развития личности.
Поэтому фундаментальное естественно-математическое образование нуждается в обновлении
своего содержания, практической реализации личностно ориентированного обучения,
наличии вариативных программ, учебников, учебно-методических комплексов,
совершенствовании информационного аспекта учебного процесса, изменении подходов
к изучению тех или других тем, внедрении в учебный процесс современных
педагогических технологий. «Классическая физика» не изменила своих основных
законов, но изменилась среда, пользователи современной информации, темп жизни,
изменилась концепция обучения. Совершенствование методики проведения урока – это
одно из важнейших направлений повышения качества обучения и воспитания
подрастающего поколения. Учебный процесс должен происходит при постоянном,
активном взаимодействии всех учащихся. Реальный мир требует сообучения, взаимообучения
(коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), коллективного решения
проблем. Среди приемов, которые существенно повышают качество обучения, важное
место занимает организация групповой учебной деятельности учащихся. Занятия
учащихся в коллективах способствуют глубокому изучению материала, раскрытию
возможностей каждого ученика, выработке определенного стиля работы.

Проблема
учебного сотрудничества (коллективных, кооперативных, групповых форм работы)
активно и всесторонне разрабатывается в нашей стране и за рубежом (Х.И.
Лийметс, В. Дойз, С.Г. Якобсон, Г.Г. Кравцов, А.В. Петровский, Т.А. Матис, Л.И.
Айдарова, В.П. Панюшкин, Г. Магин, В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов,
А.А. Тюков, А.И. Донцов, Д.И. Фельдштейн, И. Ломшер, А.К. Макарова и др. по
алфавиту располагать).

Объект
исследования
: теория и практика
групповой работы в процессе обучения.

Предмет
исследования
: технологическое сопровождение
групповой работы в процессе изучения физики

Цель – разработать содержание и способы организации групповой
работы в процессе изучения темы «Виды трения» на уроках физики в 7 классе.

Задачи:

1)              
охарактеризовать
сущность групповой работы и ее роль в современном школьном образовании;

2)              
 раскрыть технологические основы групповой
работы в процессе обучения;

3)              
описать особенности
различных видов групповой работы в процессе обучения;

4)              
разработать
методические материалы, обеспечивающие возможность ее изучения в условиях
групповой работы

5)              
разработать
методические рекомендации для учителей при использовании групповой работы в
процессе обучения физике в школе

Практическая
значимость
результатов работы
состоит в том, что они могут быть использованы в дальнейших исследованиях.

 

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования определены организации
группового обучения как актуальную научную проблему, как специфическую форму
педагогического взаимодействия, в ходе которой органично п оеднуються обучения
и воспитания.

Обобщение материалов исследования
позволило сделать следующие выводы:

1.               
 Групповая работа
является доступным и эффективным средством обучения и воспитания младших
школьников.

2.               
 Организация
групповой работы требует в ид учителя тщательной подготовки и знания методики
организации технологии группового обучения.

3.               
 Групповая форма
обучения имеет ряд преимуществ, которые учитель должен принимать во внимание
при выборе средств организации учебно-воспитательного процесса.

4.               
 Исследование
показало положительное отношение учащихся к групповой работе и повышение успеваемости.

Групповое обучение создает основу для
дальнейшего развития творческих способностей детей и умений жить и работать в
коллективе. Ребенок успешно и быстро погружается в учебную деятельность,
формируется самооценка. Происходит саморегуляция умение приспосабливаться к
темпу работы группы, формируется положительное отношение к учебе. Обмен
мнениями по содержанию урока является тренировкой логического мышления у
ребенка.

Таким образом возникает насущная
необходимость более активного использования группового обучения в условиях
Новой украинской школы.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

                                                                                                                                

1.1. Сущность и педагогические
возможности групповой работы в условиях современного обучения

 

Современное образование требует от
учителя создания условий для личностного развития и творческой самореализации
каждого ученика, воспитывать поколение, способное учиться в течение жизни,
создавать и развивать ценности гражданского общества. ФГОС предполагает
формирование у учащихся социальной компетентности, то есть способности личности
продуктивно сотрудничать с различными партнерами в группе и команде, выполнять
различные роли и функции в коллективе. Успешность учебной деятельности учащихся
во многом определяется уровнем овладения общеучебными умениями и навыками, а
именно учебно-организационными, которые предусматривают умение сотрудничать в
паре, группе [16, с. 6, 7].

Для того чтобы каждый ученик стал
активным соискателем образования каждый учитель должен стремиться использовать «уже
признанные и опробованные на протяжении десятилетий в отечественной школе
методы, такие как групповая работа» [21, с. 293] Поэтому так важно определить
дидактические и методические условия организации группового обучения. Ведь в межличностном
общении происходит наиболее естественное и непринужденное развитие взаимоотношений,
их проявление и реализация.

Одним из первых авторов, кто начал
пропагандировать идею взаимного обучения учащихся в группах, была Мария
Монтессори – знаменитый итальянский педагог. В открытых ею в начале прошлого
века «домах ребенка» детям прививалась привычка к постоянной взаимопомощи. «Научился
сам – научи другого, ближнего» – под таким лозунгом строилась и строится вся
воспитательная работа в учреждениях, названных ее именем.

Идея взаимообучения имеет давние корни,
сущность которой заключается в построении взаимодействия «ученик-ученик». Реализуясь
в различных формах: Мангеймская система, Дальтон-план, план-Трампа,
бригадно-лабораторный метод и другие, она позволяла в свое время максимально
осуществлять функции развивающего и воспитательного детского учебного
сотрудничества.

Результатом работы учащихся в группах выступали
прочные знания, сформированные организационно-учебные умения, а также
морально-волевые качества такие как ответственность, гуманность, толерантность
и тому подобное.

«Кто учит, тот учится» – этой мудростью
руководствовались еще древние греки. Известно, что в школах Спарты каждый, кто
прошел курс обучения, посвящал два года обучению младших. Считалось, что
младшие ученики приобретают в этом случае не только опыт учителей, но и главное
– надежную защиту, поддержку. Сами же наставники оттачивали свои освоенные
знания и способности, давали воспитанникам образцы поступков, суждений, оценок,
одновременно сами учились социальной и гражданской ответственности, получали
первые уроки проявления чувств, построения отношений [23, с. 116].

Групповая форма учебной деятельности
возникла как альтернатива существующим традиционным формам обучения. В их
основу положены идеи Дж. Дьюи, И. Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо о свободном
развитии и воспитании ребенка. И. Г. Песталоцци утверждал, что умелое сочетание
индивидуальной и групповой учебной деятельности помогает успешному обучению
детей, а их активность и самодеятельность повышают эффективность урока. С этим
связана идея взаимного обучения, высказанная И. Песталоцци. [13, с. 22]

Во времена Я. Коменского также
господствовало мнение об организации обучения учащихся в группах учеников. Не
только сам педагог предлагал себя для истинного владения знаниями и умениями, ученики
также должны побывать в роли учителя [26, с. 64].

Анализ научно-педагогической литературы
[3, 4, 5, 10] свидетельствует, что за организацией
учебного сотрудничества, а именно технологии группового обучения, выступали
ученые и учителя, преимущественно школ, обосновывая свою позицию
целесообразности предоставления возможности делового общения ученикам-сверстникам
в пределах обучения.

Существовали различные подходы к
определению сущности процесса «взаимообучения». Так, одни исследователи
(В.Коротов) считают его методом организации обучения, который обеспечивает
повышение творческой активности, самостоятельности и ответственности учащихся,
формирование их товарищеских отношений в учебном процессе путем привлечения
товарищей к их обучению, к передаче им своего опыта мастерства»[12 с.10].

Другие исследователи (Г.Цукерман)
взаимообучение определяют, «с одной стороны, как важное условие эффективности
усвоения учебной информации, объясняя тем, что оно дает возможность обсудить ее
с равным себе, отстоять точку зрения по различным вопросам. С другой – как
форму организации учебно-познавательной деятельности, при которой
осуществляется «интериоризация» знаний, взглядов, мировоззрения, превращение их
в собственные убеждения; как форму организации, при которой имея общую цель,
работают совместно, определяют отдельно частичную задачу для каждого учебной
действия, планируют работу, организуют ее, осуществляют контроль, оценивают ее
результаты [24, с.36].

Третьи ученые относят взаимообучение к
особому виду учебного взаимодействия субъектов, сущностью которого является
признание приоритетной роли субъектов обучения: предоставление функции
преподавателя самим учащимся, а также периодическая смена их позиций в этом
процессе. Как ситуацию реального единства обучения и воспитания понимает
взаимообучение Ш.Амонашвили.

В XIX в. идею индивидуального подхода к ученикам
в условиях коллективной учебной работы в классе сформулировал ученый-педагог К.
Д. Ушинский. Ученый предлагал объединять детей в две группы, одна из которых
сильнее другой. Пока с первой работает учитель, вторая группа выполняет задание
самостоятельно. Был сделан акцент на природную основу и темперамент учащихся в
обучении, психологически обоснованно формирование групп и классов на основе
изучения индивидуальных особенностей детей.

В течение ХХ в. внимание к проблеме группового
обучения в отечественной педагогике усиливалась в периоды значительных
изменений в жизни общества – в 20-30-е, 50-60-е, 80-90-е годы. В 20-тые годы в
школах вновь Советского Союза были попытки создать групповую форму обучения. Распространение
получил лабораторно-бригадный метод. Лабораторно-бригадная форма учебных
занятий предусматривала: общую работу класса; коллективную работу бригады; индивидуальную
работу учащихся.

Однако гиперболизация групповой работы,
распространение ее на все виды и формы обучения не принесли ожидаемых
результатов, а вызвали настороженное отношение к групповой деятельности, что
послужило к ее многолетнему игнорированию.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы