Курсовая с практикой на тему Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава
1. Теоретические аспекты гражданско-правовой ответственности за коррупционные
правонарушения. 5
1.1
Понятие и сущность коррупции. 5
1.2
Основы гражданско-правовой ответственности за коррупционные правонарушения. 9
Глава
2. Применение гражданско-правовой ответственности за коррупционные
правонарушения. 15
2.1
Организация деятельности ОВД Жулебино ЮВАО по противодействию коррупции. 15
2.2
Проблемы и перспективы гражданско-правового противодействия коррупции 20
Заключение 25
Введение:
Среди глобальных проблем современности коррупция — одна из
самых острых проблем, представляющих серьезную угрозу безопасности и
стабильности общества. Каждое государство так или иначе страдает от негативного
воздействия коррупции. Эта ситуация подрывает демократические институты и
ценности, нарушает этические, моральные и правовые нормы, наносит ущерб
верховенству закона и устойчивому развитию народов и наций. Сегодня коррупция
больше не является местной проблемой. Это стало транснациональным явлением,
оказывающим значительное негативное влияние на общество и экономику всех стран
мира. Искоренение и предотвращение коррупции являются обязанностью любого
современного демократического правового государства и национального
гражданского общества.
На практике компенсация ущерба, причиненного в результате
совершения этих правонарушений, часто ассоциируется с уголовным институтом
конфискации активов. Так, участники круглого стола Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации 8 декабря 2011 г. «О
совершенствовании правового регулирования возмещения убытков от преступлений и
коррупционных правонарушений (в том числе о развитии института конфискации)»
прямо сказать, что, к сожалению, «мы должны констатировать, что
гражданско-правовые механизмы защиты прав людей, пострадавших от коррупции,
сейчас не работают в судопроизводстве, и здесь кроются самые коварные риски
невозможности использования таких меры защиты ".
Вместе с тем, правовая направленность конфискации имущества
уголовного порядка, а также порядок его реализации и, прежде всего,
разнообразие степени общественной опасности коррупционных правонарушений
(дисциплинарных, административных и гражданских правонарушений). правонарушений,
правонарушений) не способствует минимизации и устранению их финансовых
последствий исключительно уголовно-правовыми мерами. Борьба с коррупцией только
уголовно-правовыми мерами не позволяет решать проблемы профессионального и
нравственного воспитания государственных служащих для осуществления своей
профессиональной деятельности без коррупции».
По своему характеру меры уголовной ответственности носят
ограничительный характер, поскольку они в первую очередь направлены на
наказание самого коррумпированного должностного лица, и поэтому недостаточное
внимание уделяется сделкам, заключенным в результате совершения коррупционного
деяния, а также лицам, непосредственно затронутым преступлением.
Гражданская ответственность за совершение коррупционных правонарушений
должна рассматриваться применительно к ряду деяний, предусмотренных статьями
Гражданского кодекса Российской Федерации. В то же время, важное значение
приобретают правовые основы обращения к мерам гражданской ответственности,
необходимые для реализации положений законодательства о противодействии
коррупции, а также компенсации ущерба, причиненного совершением коррупционного
преступления. Возможности применения этих мер в этих случаях следует
рассматривать в двух отношениях: во-первых, в области определения нормативных
требований о запрете пожертвований, а во-вторых, в области гражданско-правовых
форм компенсации и компенсации за коррупционные правонарушения и также передача
имущества, ценных бумаг, акций государственного служащего в доверительное
управление. Рассмотрим подробнее каждое из направлений.
На протяжении значительного периода времени вопросы
противодействии коррупции остаются объектом внимания ученых в области
юриспруденции. Заметный вклад в их разрешение в различные исторические периоды
внесли Левакин И.В., Аксенов Ю.М., Григорова Т.В., Наумов А.А., Астанин В.С.,
Билинская М.Н., Сатаров Г. А., Белкин Р.Д., Лунева В.В., Колесников В.В. и
другие. Следует отметить, что гражданско-правовая ответственность за совершение
коррупционных правонарушений менее всего изучена в отечественной литературе.
Объектом исследования являются коррупционные правонарушения,
а его предметом – гражданско-правовая ответственность за коррупционные
правонарушения.
Цель исследования – проанализировать особенности гражданско-правовой
ответственности за коррупционные правонарушения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
— изучить понятие и сущность коррупции;
— рассмотреть основы гражданско-правовой ответственности за
коррупционные правонарушения;
— проанализировать организацию деятельности ОВД Жулебино
ЮВАО по противодействию коррупции;
— рассмотреть проблемы и перспективы гражданско-правового
противодействия коррупции.
Заключение:
Коррупция — это системное явление, которое включает множество
элементов, находящихся на разных правовых уровнях. Борьба с явлениями
многокомпонентного порядка может привести к желаемому эффекту только тогда,
когда он, в свою очередь, удовлетворяет требованиям системного характера.
Борьба с коррупцией часто предполагает использование исключительно криминальных
методов борьбы. Не ставя под сомнение важность этих средств, их направляющий
характер и эффективность, следует подчеркнуть необходимость использования
арсенала всех методов.
Имеющиеся результаты борьбы не всегда оказываются
максимально возможными, и привлечение всего арсенала средств поможет повысить
ее эффективность. На пути реализации антикоррупционной политики стоит множество
препятствий: отсутствие персонализации ответственности должностных лиц за выполнение
значимых функций, «двусторонний» характер взяточничества (когда нет
потерпевшего и стороны, заинтересованной в разрешении дела. ), отсутствие
реального контроля над важными публичными сферами, сложные системы отмывания
денег и другие причины.
Разница между гражданской ответственностью за ущерб,
причиненный коррупцией, и уголовной ответственностью заключается в том, что,
помимо карательной функции, она выполняет еще и восстановительную функцию.
Восстановительная функция подотчетности неразрывно связана с институтом
социальной справедливости как одной из конечных целей правоохранительной
деятельности. Широкое распространение институтов и методов, способствующих
формированию общественного правосознания, основанного на понимании влияния
верховенства закона на восстановление справедливости, помогает снизить
социальную напряженность и повысить доверие граждан, как к применение
юридических агентств и права в целом.
Гражданская ответственность за коррупционные правонарушения
в России рассматривается в связи с рядом деяний, предусмотренных статьями
Гражданского кодекса Российской Федерации. В то же время они приобретают
правовые предпосылки для применения мер гражданской ответственности,
необходимые для реализации положений законодательства, регулирующих некоторые
аспекты борьбы с коррупцией, а также компенсации ущерба, причиненного
совершением коррупционного преступления. . смысл.
Оценка гражданской ответственности за коррупцию
соответствует положениям ст. 35 Компенсация ущерба в соответствии с Конвенцией
Организации Объединенных Наций против коррупции, которая содержит положение о
том, что каждое государство-участник должно принимать все необходимые меры для
обеспечения того, чтобы физические или юридические лица, затронутые любым
коррупционным деянием, имели право возбуждать судебное дело против лиц,
ответственных за это ущерб для получения компенсации. Требования о компенсации
и компенсации за ущерб, причиненный в результате совершения взяточничества,
следует рассматривать как независимые правовые меры по борьбе со
взяточничеством.
Для более широкого применения норм гражданской
ответственности за коррупционные правонарушения не требуется никаких
законодательных нововведений, эти положения уже содержатся в гражданском
законодательстве. Что требуется, так это наличие российской судебной системы
для квалифицированного рассмотрения дел о коррупции в гражданском праве и
создание ряда возможностей для подачи гражданского иска в уголовное
производство.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты гражданско-правовой
ответственности за коррупционные правонарушения
1.1 Понятие и сущность коррупции
На данный момент коррупция в России приобрела системный
характер, проникла во все сферы жизни, охватила все уровни власти и местного
самоуправления, а также правоохранительные органы. Коррупция постоянно
расширяет сферу своего влияния, что делает ее более опасной для государства и
общества. Несмотря на принятые в стране меры, коррупционная ситуация остается
сложной. Поэтому борьба с коррупцией — одно из приоритетных направлений государственной
политики.
Термин «коррупция» имеет латинское происхождение и означает:
«1) соблазнение, подкуп; 2) ухудшение, упадок; 3) извращенность, превратности
мнений; 4) расстроенный, раздражительный, слабое здоровье»[1].
В римском праве определение «Corrumpere» понималось как
«испортить, фальсифицировать, купить и обычно означало незаконные действия
компетентного должностного лица (магистрата)».
Он состоит из двух латинских слов «correi» — «что означает
несколько участников в одной стороне обязательства по одному предмету» и
«rumpere» — «нарушать, повреждать, нарушать, отменять». В результате термин был
сформирован независимо, обозначая участие в деятельности (как минимум двух)
лиц, цель которых — «нанести вред», «нанести вред« нормальному ходу процесса
или процессам управления бизнесом компании»[2].
Следовательно, суть коррупции не в коррупции, продажности населения или других
сотрудников, а в нарушении единства дезинтеграции, разложения, дезинтеграции
объекта, в том числе государственных структур.
Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. определяет
«коррупцию» как «моральное разложение чиновников и политиков, выражающееся в
незаконном обогащении, коррупции, хищениях и перекрестном росте с различными
структурами»[3].
Согласно определению, приведенному в Большом юридическом
словаре, «коррупция» — это «общественно опасное явление в сфере политики или
государственного управления, которое выражается в сознательном использовании
представителями власти своего служебного положения, продолжая незаконное
восприятие. выгод и преимуществ владения и отсутствия собственности в любой
форме, а также взяточничества этих людей»[4].
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О борьбе с
коррупцией» (в редакции от 26 декабря 2019 г.) содержится следующее определение
коррупции:
а) «злоупотребление служебным положением, дачу взяток,
получение взяток, злоупотребление властью, коммерческий подкуп или иное
незаконное использование лицом своего служебного положения вопреки законным
интересам общества и государства с целью получения выгоды в денежной форме;
ценные вещи и другие товары или услуги, связанные с недвижимостью, другие
имущественные права для себя или третьих лиц или незаконное предоставление
таких выгод указанному лицу другими лицами;
б) совершение действий, указанных в букве «а» настоящего
пункта, от имени или в интересах юридического лица»[5].
С тех пор в правоприменительной практике сложились две точки
зрения, две позиции по определению коррупции: законодательная и научная.
Некоторые исследователи (Е.И. Атагимова, И.Д. Фиалковская, С.В. Максимов, Ю.Г.
Наумов и другие) поддерживают первую позицию.
Так, например, по мнению профессора С.В. Максимовой,
взяточничество — это «использование государством или другими публичными
должностными лицами (включая депутатов и судей) или сотрудниками коммерческих
или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного
получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе не —
имущественный характер) или предоставление такой собственности, прав на них,
услуг или преимуществ (в том числе неимущественного характера) иностранным
лицам»[6].
ЮГ. Наумов определяет коррупцию в социальном и социальном
смысле как «девиантное поведение государственных должностных лиц, которое
выражается в незаконном использовании, вопреки интересам общества, государства
и других людей, имеющихся полномочий, возможностей, которые от них исходят, а
также другие общественные ресурсы, к которым эти люди имеют доступ в
зависимости от их фактического статуса или положения, для получения преимуществ
для личных, небольших групп или корпоративных целей»[7].
Иными словами, эта группа ученых утверждает, что взяточничество является
противоправным действием, и данные ими определения сводятся к простому
перечислению действий, а не всех предусмотренных Уголовным кодексом Российской
Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
.
При таком понимании этого термина ученые выделяют следующие
существенные характеристики: социальный вред (опасность); сфера существования;
вещь; предметы; использование подкупом служебных полномочий или должностей,
общественного статуса, влияния по отношению к занимаемой должности.
Другая группа ученых, составляющая большинство: В.В.
Астанин, Т.Я. Хабриева, С. Иванов, Ю.А. Чиханчин, П.А. Кабанов, Г. Мишин и
другие придерживаются второй позиции и утверждают, что коррупция — это более
широкое понятие, это не одно или несколько противоправных действий, а антиобщественное
и общественно опасное явление.
Так, по мнению В.В. Астана, коррупция — это «социальное и
правовое явление этого разрыва отношений в различных сферах власти, которое
выражается в коррупции и продажности людей, которые используют свое служебное положение
и связанные с ним возможности»[8].
Т.Я. Хабриева выражает следующую точку зрения: «Коррупция — сложное и
многомерное социальное явление, которое негативно сказывается на всех сферах
жизни государства и общества и не только снижает эффективность государственных
институтов, но и подрывает авторитет власти и общества, престиж страны»[9].
Рассматривая коррупцию с точки зрения социального явления,
ученые выделяют следующие особенности:
1) «коррупция — целостное многоуровневое и многомерное социально-правовое
явление;
2) коррупция — системное образование;
3) субъекты взяточничества — государственные, муниципальные
или иные публичные служащие, либо сотрудники коммерческих или иных организаций
(в том числе международных), а в случае пассивного подкупа — также физические
лица;
4) подкуп совершается в форме подкупа (пассивного или
активного) или в форме систематического незаконного использования работниками
своего положения в корыстных целях;
5) целью коррумпированных должностных лиц (субъектов коррупции)
является, прежде всего, незаконное получение материальных, иных выгод и
преимуществ, в том числе неимущественного характера»[10].
Некоторые исследователи выделяют социальные признаки
коррупции с точки зрения темы коррупции. Эти признаки включают:
1) «отклонение поведения от интересов большинства»;
2) использование принуждения для достижения экономического
господства;
3) неофициальный характер сообщений о коррупции;
4) незаконность использования материальных и иных благ,
принадлежащих государству и обществу, средств их получения»[11].
На основании анализа приведенных выше определений коррупции
и ее признаков считаю целесообразным в правоприменительной практике
использовать научное понятие, отражающее сущность и основные характеристики этого
антиобщественного явления.
1.2 Основы гражданско-правовой ответственности за
коррупционные правонарушения
Гражданская ответственность в общем смысле — это обязанность
правонарушителя совершить определенное имущественное действие, направленное на
восстановление нарушенных имущественных или неимущественных прав другого лица
(лиц), компании или государства.
Сущность коррупции с точки зрения гражданского права
заключается в возникновении у человека гражданских прав по незаконным причинам:
в результате причинения вреда другому лицу (жертве коррупции), в результате
неосновательного обогащения (неправомерное присвоение бюджетных средств).
средства, другие материальные и нематериальные выгоды) должностного лица
(коррумпированного должностного лица).
Как причинение вреда другому человеку, так и неосновательное
обогащение являются противоправными действиями, ведущими к возникновению
гражданской ответственности.
Проблема борьбы с коррупцией в Российской Федерации на
современном этапе приобретает особое значение. Участие институтов гражданского
общества в реализации антикоррупционных мероприятий повышает их эффективность[12].
Гражданская ответственность — один из видов ответственности
физических лиц за коррупционные правонарушения, предусмотренные ст. 13
федерального закона «О борьбе с коррупцией». Действие данной статьи
распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без
гражданства.
Гражданская ответственность за коррупционные правонарушения
основывается на норме Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно
которой никто не имеет права воспользоваться своим незаконным или нечестным
поведением (часть 4 статьи 1)[13].
Гражданский кодекс Российской Федерации толкует гражданскую
ответственность, в том числе за коррупционные правонарушения, как
«Обязательства вследствие причинения вреда» (глава 59 Гражданского кодекса
Российской Федерации) и «Обязательства вследствие неосновательного обогащения»
(глава 60 Гражданского кодекса). Российской Федерации).
О. С. Смородина считает, что под гражданско-правовой
ответственностью за совершение коррупционных правонарушений следует понимать
юридическую ответственность как меру противодействия коррупции, возникающую в
результате неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом гражданско-правовых
обязательств, что связано с нарушением субъективно-гражданского права. права
другого лица, при наличии признаков коррупции[14].
В отечественной литературе гражданская ответственность за
коррупцию менее изучена. На практике возмещение ущерба, причиненного в
результате совершения этих преступлений, часто связывают с уголовным институтом
конфискации имущества.
Общие основания ответственности за ущерб установлены ч. 1
ст. 1064 ГК РФ, согласно которой ущерб, причиненный лицу или имуществу
гражданина, а также ущерб, причиненный имуществу юридического лица, подлежат
возмещению в полном объеме лицом, причинившим ущерб.
Вспомним отдельные конституционные положения. Так, ч. 2 ст.
46 Конституции Российской Федерации[15]
устанавливает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной
власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных
лиц могут быть обжалованы в суде. Согласно ст. 53 Конституции Российской
Федерации каждый имеет право на возмещение государством ущерба, причиненного
незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их
должностных лиц.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации
установлено, что ущерб, причиненный гражданину или юридическому лицу в
результате неправомерных действий (бездействия) государственных органов,
органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежит
возмещению за счет средств казны. Российской Федерации, казначейства субъекта
Российской Федерации или казны муниципального образования, соответственно …
Это положение также применяется к ситуациям, возникающим в связи с изданием
акта государственным органом или органом местного самоуправления.
правительство, которое не соблюдает закон или другие правовые акты.
Статья 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации
устанавливает ответственность за ущерб, причиненный незаконными следственными
действиями, предварительным следствием и судом. Часть 1 ст. 1070 ГК РФ называет
виды вреда, который может быть причинен гражданину незаконными следственными,
предварительными следственными действиями и действиями суда:
— незаконное привлечение к уголовной ответственности;
— незаконное использование задержания или признания в
качестве меры пресечения невыполнением; [1] Латинско-русский словарь /
сост. И.Х. Дворецкий. 2-е изд. Москва: Русский язык. 1976. 623 с. [2] Голованова Е.И. Правовые
основы борьбы с коррупцией в России в XVI– XIX вв.: учеб. пособие / Е.И.
Голованова. Москва, 2004. 106 с. [3] Толковый словарь русского
языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ сост. Ожегов С.И., Шведова
Н.Ю. 4-е изд. Москва, 1997. 944 с. [4] Большой юридический
словарь / сост. Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А. Москва, 2001. 765 с [5] О противодействии
коррупции: Федеральный закон № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. (ред. от 16.12.2019) //
Собрание законодательства Российской Федерации. 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228 [6] Максимов С.В. Коррупция.
Закон. Ответственность: учеб. пособие / С.В. Максимов. Москва, 2000. 149 с. [7] Наумов Ю.Г. Коррупция и
общество: теоретико-экономическое и прикладное исследование: учеб. пособие /
Ю.Г. Наумов. Москва, 2003. 111 с. [8] Астанин В.В. Коррупция и
борьба с ней в России второй половины XVI–XX вв. (криминологическое
исследование): дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2001. 209 с. [9] Хабриева Т.Я.
Противодействие коррупции: новые вызовы: монография / Т.Я. Хабриева С.Б.
Иванов, Ю.А. Чиханчин. Москва, 2016. 148 с [10] Минзарипов Р.Г.
Противодействие коррупции: учеб. пособие / Р.Г. Минзарипов. Казань, 2016. 148
с. [11] Фиалковская И.Д.
Коррупция: понятие, признаки, виды // Право: Вестник Нижегородского
университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № 1. С. 137–142. [12] Вородюхин С.Е., Кононенко
О.С. Коррупция в России: исторический анамнез (история болезни) // История
государства и права. 2019. № 1. С. 24–28. [13] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть
первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) / Собрание законодательства
РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301 [14] Смородина О.С.
Гражданско-правовая ответственность за совершение коррупционных правонарушений
/ Актуальные проблемы гражданского права и гражданского судопроизводства:
сборник статей VI Межвузовской научно-практической конференции им. К.И.
Малышева. – Челябинск, 2018. С. 186–194. [15] Конституция Российской
Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом
поправок, внесенными Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря
2008г. № 6- ФКЗ, от 30 декабря 2008г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014г. « 2-ФКЗ, от
21 июля 2014г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. –
2014. – № 31. – Ст. 4398.