Курсовая с практикой на тему Гражданское общество Российской Федерации: понятие, принципы и основные конституционно-правовые характеристики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы развития гражданского общества Российской Федерации 6
1.1. Этапы становления гражданского общества Российской Федерации 6
1.2. Сущность и признаки гражданского общества 11
1.3. Влияние влияние эффективности конституционных принципов на развитие гражданского общества Российской Федерации 17
Глава 2. Тенденции и перспективы формирования и развития гражданского общества Российской Федерации 20
2.1. Реализация конституционных обязанностей государства как основа формирования и развития гражданского общества Российской Федерации 20
2.2. Проблемы и перспективы формирования и развития гражданского общества Российской Федерации 26
Заключение 33
Библиографический список 35
Введение:
Актуальность темы исследования. Научные дискуссии о проблемах становления гражданского общества современной России, начавшись четверть века назад в социологической и политологической литературе, продолжаются и сегодня. Гражданское общество предстаёт как область социального бытия, в значительной степени независимая от государства, сферы политического, не отождествляемая с первым, а выступающая как совокупность самостоятельных и независимых от него общественных отношений и институтов, которые развиваются в сфере экономики, культуры, религии и др.
Очень часто российский научный дискурс состоит из монологов: авторы не всегда рассматривают схожие или противоположные аргументы своих коллег, не обозначают свою позицию в общем дискуссионном контексте. Кроме того, само понятие «гражданское общество» меняется со временем, как на Западе, так и в России. В связи с этим, для более глубокого анализа проблем становления российского гражданского общества необходимо углублённое дальнейшее изучение. Все данные обстоятельства подтверждают актуальность темы курсовой работы.
Объектом исследования в курсовой работе является система общественных отношений, складывающихся в процессе становления и развития гражданского общества в Российской Федерации.
Предмет исследования курсовой работы – нормы права, регулирующие процесс становления и развития гражданского общества в Российской Федерации.
Целью курсовой работы является исследование теоретических, практических проблем процесса становления и развития гражданского общества в Российской Федерации.
В соответствии с целью определены следующие задачи, решение которых составляет содержание курсовой работы:
— изучить этапы становления гражданского общества Российской Федерации;
— раскрыть сущность и признаки гражданского общества;
— рассмотреть влияние влияние эффективности конституционных принципов на развитие гражданского общества Российской Федерации;
— охарактеризовать реализацию конституционных обязанностей государства как основы формирования и развития гражданского общества Российской Федерации;
— выявить проблемы и перспективы формирования и развития гражданского общества Российской Федерации.
Методологическую основу курсовой работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ , федеральные законы РФ.
Теоретическая значимость темы курсовой работы состоит в том, что оно вносит определенный вклад в разработку основ процесс становления и развития гражданского общества в Российской Федерации.
Практическая значимость темы курсовой работы. Основные положения работы могут быть использованы в практической деятельности должностных лиц, наделенных юрисдикционными функциями.
Эмпирическая основа курсовой работы. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.
Достоверность материалов исследования в курсовой работе подтверждается списком использованных источников и ссылками, сделанными на них в ходе написания основной части работы.
Структурно курсовая работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к оформлению, и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, методологическая, эмпирическая основа и значимость курсовой работы.
В первой главе курсовой работы изучены теоретико-правовые основы развития гражданского общества Российской Федерации.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ тенденций и перспектив формирования и развития гражданского общества Российской Федерации.
В заключении обобщены результаты курсовой работы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы.
Как следует из проведенного краткого обзора истории гражданского общества в России, преобладающей пока остается тенденция к созданию различного рода ограничений в плане проявления активности граждан, усилению зависимости их об единений от государства, в том числе посредством принятия последним нечетких/двусмысленных правовых норм или задействования финансовых инструментов. В этой связи представляется необходимым всемерно расширять работу по трансформации по большей части декларативных гарантий в эффективно работающие механизмы защиты прав граждан.
Гражданское общество является исследовательским феноменом, объединяющим в себе диаметрально противоположные подходы к его рассмотрению: от исключительно умозрительного концепта, недостижимого идеала, до вполне четкой характеристики общества, наблюдаемого в конкретный исторический период развития. Столь большой разброс возможностей для изучения формирует интерес у исследователей различных научных областей: философии, юриспруденции, политологии, экономики, социологии. Таким образом, единое, удовлетворяющее весь круг исследовательских интересов определение гражданского общества вряд ли возможно, однако, по мнению автора, междисциплинарный подход позволит отразить многогранность этого явления.
Являясь Основным Законом государства и общества — Конституция РФ определяет важнейшие принципы для формирования необходимых институтов гражданского общества. В своей совокупности конституционные принципы становятся одновременно предпосылками и необходимыми условиями для трансформации ценностных ориентиров в действенный механизм функционирования общества как обособленного организма. Следует отметить, что именно комплексное, всестороннее и всеобъемлющее применение конституционных принципов является фактором повышения эффективности самих конституционных предписаний. Они создают соответствующую систему, дополняя и предопределяя функциональность каждого конкретного принципа. Такое качество конституционных принципов в значительной мере определяет задачи максимально задействовать весь спектр принципов направленных на формирование гражданского общества и правового государства.
Объединившись в один орган власти государство ставит перед собой задачи и само себя контролирует, что нарушает принцип разделения властей, принципы демократии и республиканской формы правления, а значит, велика вероятность нарушения одной из главной обязанности государства признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, непосредственно закрепленной в статье 2 Основного Закона российского государства, обладающего высшей юридической силой.
Обязанности государства, закреплённые в Конституции РФ начнут реализовываться в полную силу с появлением в государстве сильного гражданского общества, ведь если в стране слабое гражданское общество, то обязанности перед обществом превращаются в право государство над обществом (в этом и состоит сущность применения двойных правовых стандартов поведения).
Недостаточное развитее институтов гражданского общества в совокупности с относительно низкой общей правовой культурой населения наводят на мысль о том, что в нашей стране, несмотря на громадные демократические преобразования, гражданское общество до конца еще не оформлено. Современное российское общество, конечно, отвечает всем признакам, которые присущи гражданскому обществу. В стране существуют многие публичные политические элементы, характерные для такого типа общества. Тем не менее, констатировать факт реального существования эффективного гражданского общества в России пока преждевременно.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы развития гражданского общества Российской Федерации
1.1. Этапы становления гражданского общества Российской Федерации
Вопросы теории гражданского общества, практических механизмов его становления в условиях постсоветской России традиционно относятся к числу наиболее актуальных проблем, разрабатываемых учеными- обществоведами: историками, философами, социологами, политологами, юристами и т.д. Думается, в принципиальном плане это обусловлено тем, что фундамент гражданского общества образуют права и свободы человека. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, последние являются высшей ценностью, а их защита — обязанностью государства.
Стоит напомнить, что первые представления о гражданском обществе сформировались еще в эпоху Древней Г реции и Древнего Рима. В основном это было связано с развитием политико-юридической мысли того времени, в частности, в трудах Цицерона, который разрабатывал вопросы прав и обязанностей граждан, а также общества как совокупности последних. Не случайно именно от лат. civis (гражданин) возникло понятие civitas (общество). Античные идеи гражданского общества получили новое осмысление уже в Новое время, что в первую очередь было отражено в работах великого английского философа Т. Гоббса «О гражданине» (1642 г.) и «Левиафан» (1651 г.). Фактически им и была создана развернутая концепция гражданского общества как разнообразных форм взаимодействие граждан и государства. В дальнейшем теоретические основы исследуемой проблемы получили свое развитие в трудах Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, Г. Г егеля, И. Канта и др .
Относительно короткий по историческим меркам период постсоветских преобразований в России может быть подразделен на ряд этапов с точки зрения эволюции гражданского общества.
Первый из них охватывает период со времени распада СССР (декабрь 1991 г.) и до принятия Конституции РФ (декабрь1993 г.). Он отмечается быстрым ростом количества политических партий и других об единений вследствие ликвидации монопольного положения КПСС. Параллельно с этим набирали силу процессы создания разнообразных об единений граждан в различных сферах жизнедеятельности общества, в первую очередь экономической.
Второй этап открывается принятием Конституции РФ, в которой были зафиксированы как приоритет индивидуальных интересов на коллективными, так и гарантии для самостоятельной деятельности граждан и объединений во всех общественных сферах. Таким образом, в основном законе были заложены благоприятные условия для развития институтов гражданского общества. Однако на практике больших изменений по сравнению с первым периодом не произошло. Это было вызвано как сохранением предыдущей власти и имевшегося курса во внутренней политике, так и выявившемся по большей части декларативным характером Конституции: имеющиеся в ней права и свободы в основном провозглашаются, но практически не подкрепляются действенными правовыми механизмами их защиты. Кроме того, встречающиеся в тексте документа многочисленные примечания о допустимости регулирования различных прав законами (ст. 24, 29, 37 и пр.) создали базу для их возможного ограничения, что и произошло на практике.
Третий этап, связанный с уходом первого президента РФ Б.Н. Ельцина и с избранием на этот пост В.В. Путина и продолжающийся по настоящее время, характеризуется постепенным ограничением различных гражданских прав и фактическим уменьшением возможностей населения в деле их защиты. Одной из причин подобной ситуации является расплывчатость многих положений законов, которые допускают их двоякое, а иногда и множественное толкование органами и представителями власти. В частности, ст. 282 (о возбуждении ненависти и вражды по мотивам) не имеет четких критериев, определяющих наличие экстремистского деяния. В результате государственные органы имеют достаточно широкие возможности для определения большого числа действий в качестве преступных, что пагубным образом сказалось на общественной активности граждан и их объединений. Вместе с тем необходимо отметить, что имевшее место ужесточение этих репрессий спровоцировало многочисленные возмущения в обществе, что имело своим результатом частичную декриминализацию ст. 282 УК РФ : ее первая часть была заменена административным наказанием и лишь за повторное (в течение 12 месяцев) нарушение данной нормы стал применяться УК РФ.
Еще одним важным в теоретическом и практическом плане вопросом является типизация институтов гражданского общества. По результатам обобщения зафиксированных в литературе подходов представляется возможным разделить их (по критерию сфер деятельности) на четыре основные группы: политические, экономические, социальные и духовные. При этом следует подчеркнуть некоторую условность данного деления, поскольку один и тот же общественный институт можно охватывать несколько общественных сфер. К примеру, профессиональные союзы работников действуют как в социальной, так и экономической области. Как показывает мировая практика, набирают силу и их политическая функция .