Курсовая с практикой Юриспруденция Конституционное право

Курсовая с практикой на тему Гражданское общество и государство: понятия, сущность, структура.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  1. Введение 3

    Глава 1. Сущность и значение гражданского общества 8
    1.1 Истоки гражданского общества, его понятие и признаки 8
    1.2 Структура гражданского общества 12

    Глава 2. Правовое государство и его роль в становлении гражданского общества 16
    2.1 Идея правовой государственности в истории политико-правовой мысли 16
    2.2 Понятие, признаки и сущность правового государства 22

    Заключение 29

    Список использованной литературы 31

     

  

Введение:

 

  1. Категория «гражданское общество» исторически отражает особый раздел развития человечества, для которого характерно стремление мыслящих людей всегда создавать модель идеальной социальной системы, в которой доминировали бы разум, свобода, процветание и справедливость. Так или иначе, само формирование гражданского общества всегда было связано с проблемами совершенствования государства и повышения роли закона и права.
    Основной идеей относительно гражданского общества выступает идея первенства человека в обществе, идея независимости человека, его способности выполнять свою собственную деятельность, опираясь, прежде всего, на моральные принципы, уважая закон. При этом государство не должно вмешиваться в жизнь гражданского общества, и только лишь при нарушении закона допустимо вмешательство государства.
    Общество можно назвать гражданским только с момента, когда признаются неотъемлемые права человека на жизнь, свободу, частную собственность, и когда эти права становятся основой всей социальной структуры. Более того, сам индивид будет членом гражданского общества только лишь в том случае, если он выступает неотъемлемым элементом гражданской самостоятельности, который обязан своим существованием и содержанием не по произволу кого-то иного в составе народа, а по своему собственному праву.
    Возникновение правовой государственности было обусловлено, прежде всего, развитием самого общества и стало реально возможным в результате созревания гражданского общества.
    Гражданское общество является оборотной стороной правового государства, они просто не существуют в отдельности друг от друга. Гражданское общество выступает разновидностью негосударственных отношений между свободными и равными людьми на рынке и демократической правовой государственностью. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Оно является продуктом буржуазной эпохи и формируется, главным образом, снизу, стихийно в результате эмансипации отдельных лиц, превращения их из граждан государства в свободных граждан-собственников, которые обладают чувством собственного достоинства и готовы принять на себя экономическую и политическую ответственность.
    Государство — это только форма, в которой облачены универсально значимые интересы групп, людей и общества. Это один из способов их реализации. Было бы ошибкой полагать, что деятельность людей в основном связана с удовлетворением в целом существенных потребностей, и именно поэтому они реализуют себя главным образом в политике. Фактически, подавляющее большинство людей занимается удовлетворением широкого спектра личных интересов и потребностей, сферой деятельности которых выступает повседневная жизнь. В ней действия отдельных лиц, как правило, являются стихийными и спонтанными, отражающими их стремление к самостоятельности и независимости.
    Для реализации личных интересов и потребностей люди формируют неполитические институты: семью, церковь, негосударственные средства массовой информации (СМИ), учреждения культуры, научные, профессиональные и спортивные ассоциации и союзы. Повседневная жизнь людей, ее основные формы и составляют сферу всего гражданского общества.
    Когда личные, повседневные потребности отдельных людей становятся актуальными для определенных социальных групп, и их реализация затрагивает интересы и положение иных социальных сообществ, тогда эти потребности приобретают политическое значение. Другими словами, они не могут быть реализованы без вмешательства государства.
    Таким образом, гражданское общество и государство тесно взаимосвязаны, хотя характер их отношений, как показывает историческая практика, очень сложен. Не всегда возможно поддерживать баланс между гражданским обществом и государством.
    В современных условиях, значительно отличающихся от эпохи свободной конкуренции и раннего либерального государства, которое не вмешивается в экономику и социальные отношения, довольно сложно провести четко определенную грань между гражданским обществом и государством. Однако, несмотря на все это, разделение социальной системы на гражданское общество и государство все же не утратило своей актуальности и служит, главным образом, для своевременного выявления и предотвращения этатистских и тоталитарных тенденций, обеспечения суверенитета людей относительно власти, индивидуальной свободы личности.
    Повышенный интерес, который на сегодняшний день проявляется к вопросу гражданского общества, не случаен. Это связано с началом перехода человечества к новому этапу его эволюции, связанному не только лишь с развитием научно-технической революции (НТР), но и с растущим значением демократии и гуманизма. Развитие гражданского общества, по своей сути, выступает расширением практики самоуправления во всех без исключения областях общественной жизни.
    Основой работы выступают научные труды исследователей и ученых-юристов, таких как: Григонис Э. П., Кочетков А.П., Макуев Р.Х., Малько А.В., Матузов Н.И., Раянов Ф.М., Якунина А.В.
    Объектом работы являются общественные отношения в сфере формирования гражданского общества и государства.
    Предметом работы выступает действующее законодательство Российской Федерации (РФ), регулирующего общественные отношения, возникшие по поводу взаимоотношений государства и общества, двух основных элементов триады: государство — общество — человек.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

  1. Мы являемся свидетелями формирования, хотя и довольно медленно, гражданина в его новой форме, более или менее свободного от государственной опеки и осознающего себя в той или иной степени вовлеченного в формирование и функционирование современной государственности.
    Общество, со всей своей раздробленностью и политической неопытностью, в определенной степени осознает, что ему нужно государство, во-первых, демократическое, а во-вторых, социальное (в той степени, в которой оно исключает возможность вмешательства государства и общества в личные интересы, когда это не противоречит ни государству, ни обществу). В этом, как и в иных вопросах, последнее слово должно принадлежать независимой судебной власти.
    Российскому обществу необходимо искоренить правовой нигилизм. Мы должны понимать, что при практическом построении правового государства данными юридической науки нельзя пренебрегать. Именно юридическая наука способна снабдить членов гражданского общества современными категориями, понятиями, которые используются во всем цивилизованном мире в сфере государственно-правового строительства. В современных условиях правового государства и гражданского общества право играет решающую роль.
    Без существования права развитие человеческое общество и государство было бы невозможными. Благодаря праву общество сохраняется, и человек из поколения в поколение может жить, любить и работать в мирных условиях. Право должно быть не игом, а свободной командой, легкой, но в то же время прочно удерживающей общество, чтобы оно могло свободно двигаться вперед.
    Народ государства как публично-правовой субъект должен иметь возможность выбирать путь развития государства с учетом права наций на самоопределение; определить и выстроить систему государственной власти, то есть создать органы государственной власти и обеспечить единство законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти; самоопределиться в сфере социально-политического, экономического и культурного развития.
    Изучив тему курсовой работы, мы пришли к определенным выводам. Главное, что государственность необходима гражданскому обществу. Прежде всего, это необходимо для формирования организационно-правовых основ жизни.
    Необходимо и крайне важно, чтобы законодательные акты содержали апробированные решения с точностью до отдельно взятой правовой ситуации, прогнозируя правовые последствия, а также предлагали перспективы развития институтов гражданского общества. Государство не должно играть роль бесстрастного «регулировщика дорожного движения на перекрестке», которого не интересует, куда люди приходят и уходят, просто чтобы не нарушать правила дорожного движения. Оно призвано «контролировать» образование, науку, культуру, здравоохранение, социальную сферу, всецело содействовать реализации прав человека.
    Определяющими факторами на пути к гражданскому обществу выступают признание идей правового государства, развитие политического плюрализма, частная инициатива, существование разнообразных форм собственности.

 

Заключение:

 

  1. Категория «гражданское общество» исторически отражает особый раздел развития человечества, для которого характерно стремление мыслящих людей всегда создавать модель идеальной социальной системы, в которой доминировали бы разум, свобода, процветание и справедливость. Так или иначе, само формирование гражданского общества всегда было связано с проблемами совершенствования государства и повышения роли закона и права.
    Основной идеей относительно гражданского общества выступает идея первенства человека в обществе, идея независимости человека, его способности выполнять свою собственную деятельность, опираясь, прежде всего, на моральные принципы, уважая закон. При этом государство не должно вмешиваться в жизнь гражданского общества, и только лишь при нарушении закона допустимо вмешательство государства.
    Общество можно назвать гражданским только с момента, когда признаются неотъемлемые права человека на жизнь, свободу, частную собственность, и когда эти права становятся основой всей социальной структуры. Более того, сам индивид будет членом гражданского общества только лишь в том случае, если он выступает неотъемлемым элементом гражданской самостоятельности, который обязан своим существованием и содержанием не по произволу кого-то иного в составе народа, а по своему собственному праву.
    Возникновение правовой государственности было обусловлено, прежде всего, развитием самого общества и стало реально возможным в результате созревания гражданского общества.
    Гражданское общество является оборотной стороной правового государства, они просто не существуют в отдельности друг от друга. Гражданское общество выступает разновидностью негосударственных отношений между свободными и равными людьми на рынке и демократической правовой государственностью. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Оно является продуктом буржуазной эпохи и формируется, главным образом, снизу, стихийно в результате эмансипации отдельных лиц, превращения их из граждан государства в свободных граждан-собственников, которые обладают чувством собственного достоинства и готовы принять на себя экономическую и политическую ответственность.
    Государство — это только форма, в которой облачены универсально значимые интересы групп, людей и общества. Это один из способов их реализации. Было бы ошибкой полагать, что деятельность людей в основном связана с удовлетворением в целом существенных потребностей, и именно поэтому они реализуют себя главным образом в политике. Фактически, подавляющее большинство людей занимается удовлетворением широкого спектра личных интересов и потребностей, сферой деятельности которых выступает повседневная жизнь. В ней действия отдельных лиц, как правило, являются стихийными и спонтанными, отражающими их стремление к самостоятельности и независимости.
    Для реализации личных интересов и потребностей люди формируют неполитические институты: семью, церковь, негосударственные средства массовой информации (СМИ), учреждения культуры, научные, профессиональные и спортивные ассоциации и союзы. Повседневная жизнь людей, ее основные формы и составляют сферу всего гражданского общества.
    Когда личные, повседневные потребности отдельных людей становятся актуальными для определенных социальных групп, и их реализация затрагивает интересы и положение иных социальных сообществ, тогда эти потребности приобретают политическое значение. Другими словами, они не могут быть реализованы без вмешательства государства.
    Таким образом, гражданское общество и государство тесно взаимосвязаны, хотя характер их отношений, как показывает историческая практика, очень сложен. Не всегда возможно поддерживать баланс между гражданским обществом и государством.
    В современных условиях, значительно отличающихся от эпохи свободной конкуренции и раннего либерального государства, которое не вмешивается в экономику и социальные отношения, довольно сложно провести четко определенную грань между гражданским обществом и государством. Однако, несмотря на все это, разделение социальной системы на гражданское общество и государство все же не утратило своей актуальности и служит, главным образом, для своевременного выявления и предотвращения этатистских и тоталитарных тенденций, обеспечения суверенитета людей относительно власти, индивидуальной свободы личности.
    Повышенный интерес, который на сегодняшний день проявляется к вопросу гражданского общества, не случаен. Это связано с началом перехода человечества к новому этапу его эволюции, связанному не только лишь с развитием научно-технической революции (НТР), но и с растущим значением демократии и гуманизма. Развитие гражданского общества, по своей сути, выступает расширением практики самоуправления во всех без исключения областях общественной жизни.
    Основой работы выступают научные труды исследователей и ученых-юристов, таких как: Григонис Э. П., Кочетков А.П., Макуев Р.Х., Малько А.В., Матузов Н.И., Раянов Ф.М., Якунина А.В.
    Объектом работы являются общественные отношения в сфере формирования гражданского общества и государства.
    Предметом работы выступает действующее законодательство Российской Федерации (РФ), регулирующего общественные отношения, возникшие по поводу взаимоотношений государства и общества, двух основных элементов триады: государство — общество — человек.

 

Список литературы:

 

  1. Глава 1. Сущность и значение гражданского общества

    1.1 Истоки гражданского общества, его понятие и признаки

    Мудрецы Древнего Рима и Древней Греции не имели привычки отделять термины «общество» и «государство» друг от друга. Так, в Афинах основным органом политического управления стало национальное собрание жителей. Здесь общество было подчинено публичной власти, которая действовала либо в форме восточного деспотизма, либо в форме средневековой монархии.
    Отрыв общества от государства, их превращение в автономные явления произошли при установлении доминирования обменных отношений в качестве средства, связывающего социальные организмы и людей, а также во время буржуазных революций. Избавившись от тирании государственной власти, объединяющей отдельные автономные образования, общество стало именоваться гражданским.
    В процессе формирования общественных связей взгляды философов и ученых на гражданское общество также изменились. Во второй половине 16 — начале17 в. в работах Ж. Локка, С. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Н. Макиавелли, Т. Гоббса и некоторых других уже было дано объяснение соответствия гражданского общества определенным формам правления, основанным на естественно-правовых и договорных принципах. Например, Дж. Локк считал, что абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом и, следовательно, вообще не может быть формой гражданского управления. Дж. Локк, как основатель либерализма, в первую очередь ставит личность выше государства и общества, а свободу — над другими ценностями. Он понимал свободу как невмешательство извне, и, прежде всего, со стороны государства. По словам Локка, люди, заключая между собой общественный договор, формируют гражданское общество, которое затем формирует целую последовательность защитных структур между государством и человеком. Начало индивидуальной свободы, залог его политической независимости — частная собственность .
    Ш. Монтескье в своей работе «О духе закона» рассматривает гражданское общество в качестве результата исторического развития. Гражданское общество, согласно Монтескье, — общество вражды между людьми друг с другом, которое превращается в государство, чтобы предотвратить враждебность. Государственность присуща, но не идентична гражданскому обществу. Подчеркивая особую важность законов и морали в обществе, Монтескье проводит границы их воздействия на людей: законы устанавливают преобладающее действие гражданина, а мораль определяет поведение человека. Первые напрямую связаны с его внутренним миром, а вторые регулируют его внешние формы жизни .
    У Ж.-Ж. Руссо гражданское общество противостоит естественному состоянию человека. Придерживаясь теории общественного договора, Руссо предположил, что именно в пределах гражданского общества государство возникает в результате соглашения между людьми богатыми и бедными. Но это должна быть не конфликтная ситуация, а диалогико — демократический путь самоорганизации общества. Основная задача данного общественного договора заключается в том, чтобы найти такую форму ассоциации, которая бы охраняла и защищала с помощью общей силы личность и собственность каждого члена общества и в которой каждый, соединяясь с другими, оставался бы свободным одновременно. Права всех людей, вступающих в такую ассоциацию, должны быть отчуждены в пользу общественного целого. Но каждый получит здесь «гражданскую свободу и право собственности» .
    Н. Макиавелли считал, что государство — высшее проявление человеческого духа, а служение ему — смысл и счастье жизни. «Нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворить притязания знати, но можно — требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным» .
    Заметно углубил понятие гражданского общества немецкий мыслитель И. Кант. Его подход к интерпретации гражданского общества выступает в качестве диалектического. Он пришел к выводу, что основным способом сочетания свободы каждого со свободой других выступает формирование гражданского общества. По мнению И. Канта, гражданское общество основывается на основных принципах, а именно: 1) свободы члена общества как личности; 2) его равенства с другими в качестве подданного; 3) независимость члена общества как гражданина.
    Кант проводит различие между гражданским обществом и государством. Изучая причины возникновения гражданского общества, Кант приходит выводу: в естественном состоянии каждый человек не в состоянии полностью обеспечить свои права, потому что по своей природе люди все разные. И первое, что «человек обязан решить, если он не хочет отречься от всех правовых понятий, — это следующее: надо выйти из естественного состояния, в котором каждый поступает по собственному разумению, и объединиться со всеми остальными (а он не может избежать взаимодействия с ними), с тем чтобы подчиниться внешнему опирающемуся на публичное право принуждению, то есть вступить в состояние, в котором каждому будет по закону определено и достаточно сильной властью (не его собственной, а внешней) предоставлено то, что должно быть признано своим, то есть он прежде всего должен вступить в гражданское состояние» .
    В 20 в. существенный вклад в развитие концепции гражданского общества внес немецкий социолог Я. Хабермас. В его понимании, гражданское общество — это область, расположенная между человеком и государством, где происходит их коммуникация, в которой добровольные ассоциации играют основную роль. Он выдвинул концепцию

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы