Курсовая с практикой на тему Грамматический разбор, его виды и методика проведения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГРАММАТИЧЕСКИЙ РАЗБОР КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6
1.1. Грамматический разбор: виды и пути применения 6
1.2. Использование грамматического разбора при обучении русскому языку 8
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА РАБОТЫ НАД ГРАММАТИКОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАММАТИЧЕСКОГО РАЗБОРА 14
2.1. Диагностика знаний учащихся 14
2.2. Формирование умений грамматического разбора 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Введение:
Актуальность исследования. Из всех существующих форм наглядности на уроках русского языка и литературы наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные конспекты, схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. Систематическое, грамотно применяемое, оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность. Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению.
В современной методической науке оказались недостаточно исследованы вопросы роли и функций грамматического разбора в процессе организации познавательной деятельности учащихся и при использовании проблемных методов обучения. Сложившая ситуация отсутствия специализированных исследований, посвященных теме, обусловливает ее актуальность.
Обзор литературы. Проблема грамматической работы также исследовалась в разных направлениях многими учеными. К. Д. Ушинский отмечал необходимость приучать детей широко применять известные им слова. Также он призвал учителей «… исправлять и пополнять словарный запас ребенка в соответствии с требованиями его родного языка и притом вводить эти изменения и пополнения не только в знания ребенка, но и в число его привычек, выполняемых с той легкостью и скоростью, которой требует речь словесная а также письменная» [25, с. 94].
Первоочередной задачей грамматической работы, с точки зрения известных методистов А. В. Текучева, М. Р. Львова, И. А. Синицы и др., является формирование знаний о частях речи у учащихся, их обогащение, пополнение, а также расширение на базе усвоенных слов и уточнения грамматических значений уже известных.
Как отмечает М. Р. Львов, формирование знаний о частях речи является длительным, сложным процессом количественного накопления грамматических знаний, усвоения социально закрепленных значений и умений целесообразно употреблять их в конкретных условиях общения [14, c. 18].
Значительное внимание разработке методики обогащения знаний о частях речи уделяла в своих трудах Е. И. Тихеева. По мнению ученого, для развития и обогащения знаний о частях речи ребенка его надо окружить предметами, которые можно рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, а результаты таких наблюдений отражать в слове.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке методики использования грамматического разбора в изучении русского языка в средней школе.
Объектом исследования является процесс изучения русского языка в средней школе.
Предмет исследования – методика использования грамматического разбора на уроках русского языка в средней школе.
Цель, объект и предмет исследования определили его основные задачи:
1) исследовать опыт использования наглядности в обучении русскому языку в средней школе;
2) выявить и теоретически обосновать методические условия использования опорных учебных схем в обучении русскому языку в средней школе;
3) установить особенности использования грамматического разбора в обучении русскому языку в средней школе на разных этапах урока;
4) разработать методические рекомендации по использованию грамматического разбора в обучении русскому языку в средней школе.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют психолого-педагогические теории развития личности (И. Бех, Л. Выготский, Г. Костюк, Е. Кабанова-Меллер, А. Леонтьев); философские положения системного подхода как методологического способа познания особенностей развития педагогических явлений; положения теории познания об активной роли личности в усвоении знаний, необходимости сочетания чувственного и рационального в познавательном процессе (С. Рубинштейн, М. Холодная) принципы взаимосвязи обучения и развития; концепции психолого-педагогического обеспечения обучения русскому языку в средней школе. В частности, обогащение грамматических знаний детей раннего возраста изучали Ю. А. Аркин, Г. М. Лямина и др., детей дошкольного возраста – Г. Н. Бавыкина, А. М. Богуш, И. М. Непомнящая, Ю. С. Ляховская и др.; основные аспекты становления и развития грамматики детей в течение дошкольного детства: М. М. Конина, В. И. Коник, Н. В. Кудыкина, Н. И. Луцан и др.
Методы исследования:
— историко-педагогический анализ и синтез педагогической, психологической, методической литературы с целью исследования сущности и особенностей использования наглядности в процессе обучения русскому языку в средней школе;
— системно-функциональные, системно-структурные методы;
— метод моделирования для разработки системы заданий по русскому языку в средней школе с применением грамматического разбора.
Практическое значение работы обусловлено возможностью использования разработанных методических рекомендаций по применению грамматического разбора в педагогической практике средней школы.
Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Усваивая в ходе работы с грамматическим разбором знания о морфемном составе слова, учащиеся овладевают закономерностями русского слово- и формообразования, знакомятся с особенностями грамматического строя русского языка, познают системность лексико-семантических отношений, учатся точности употребления слова. При разборе слов по составу приходится нередко выходить в область словообразования и этимологии, фонетики и семантики. Это обозначает, что морфемный разбор не замыкается сам в себе, но объединяет знания и языковые умения других областей лингвистического знания. Выполнение морфемно-языковых заданий способствует совершенствованию языковой компетенции учащихся, развитию аналитико-синтетических, классификационных, опознавательных и других умений.
Усвоение теоретических основ науки о языке обеспечивается изучением основных понятий в системе учебно-языковедческой терминологии. Морфемные понятия, лежащие в основе выделения значимых частей слова, являются важной составляющей частью лингвистических терминов.
На базе усвоения знаний по морфемике и на основе аналитико-синтетических умений, связанных с морфемным разбором, учащиеся познают закономерности правописания слов различных частей речи.
Соответственно разделам русского языка, изучаемым в средней школе, осуществляется ознакомление с различными видами грамматического (языкового, лингвистического) разбора. Основными и обязательными в программном содержании начального и среднего звена общеобразовательной школы являются следующие виды разбора:
1) фонетический (звукобуквенный),
2) лексический,
3) морфемный (по составу),
4) словообразовательный,
5) этимологический,
6) орфографический,
7) морфологический (как часть речи),
8) синтаксический:
а) разбор словосочетания,
б) разбор простого предложения (общая характеристика),
в) разбор по членам предложения,
9) пунктуационный.
Полученные по итогам экспериментальной деятельности результаты дали нам возможность сделать следующие выводы. Высокий уровень в экспериментальной группе показали 8 человек (80% детей), средний – 2 человека (20 % детей), низкий уровень – 0 человек. В контрольной группе высокий уровень продемонстрировали 4 человека (40% детей), средний уровень – 4 человека (40% детей), низкий уровень – 2 человека (20% учащихся).
Для сравнения, на констатирующем этапе эксперимента высокий уровень в экспериментальной группе показали 6 детей (60%), средний – 3 (30%), низкий – 1 (10%). В контрольной группе высокий уровень продемонстрировали 4 детей (40%), средний – 4 (40%), низкий – 2 (20 %).
Таким образом, эффективность методики использования грамматического разбора учащимися 6 класса продемонстрирована на протяжении всех этапов проведённого эксперимента, что означает её перспективность.
Фрагмент текста работы:
Использование грамматического разбора при работе по формированию навыков грамотного письма, при усвоении элементов грамматики обеспечивает прочность формируемых навыков, развитие способности младших школьников сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать факты языка и письма [3].
Соответственно разделам русского языка, изучаемым в средней школе, осуществляется ознакомление с различными видами грамматического (языкового, лингвистического) разбора. Основными и обязательными в программном содержании начального и среднего звена общеобразовательной школы являются следующие виды разбора:
1) фонетический (звукобуквенный),
2) лексический,
3) морфемный (по составу),
4) словообразовательный,
5) этимологический,
6) орфографический,
7) морфологический (как часть речи),
8) синтаксический:
а) разбор словосочетания,
б) разбор простого предложения (общая характеристика),
в) разбор по членам предложения,
9) пунктуационный.
Несмотря на то что любой из грамматико-лингвистических разборов языковых единиц более низкого (фонетического) и более высоких, значимых уровней (лексического, морфемного, морфологического, синтаксического) имеет свои цели и задачи, порядок и образцы выполнения, каждый из них имеет исключительно важное значение в развитии лингвистических способностей детей и их общем коммуникативно-речевом развитии.
По указаниям М. Т. Баранова, М. Р. Львова, Т. Г. Рамзаевой, А. В. Текучёва и других ученых-методистов, все разборы «не должны оставаться разборами «в себе», но должны стать теоретико-практической основой для осознания учениками основ грамматического строя русского языка, закономерностей развития и функционирования лингвистических единиц его отдельных ярусов: фонем (звуков речи), морфем (корней и аффиксов), слов и словосочетаний, простых и сложных синтаксических структур (предложений, текстов)» [2].
Учащиеся средней школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики.
Грамматический разбор – это анализ в данном тексте определённых грамматических явлений (целые предложения или их части, члены предложения, отдельные морфемы и т.д.), отнесение их к тому или иному грамматическому разряду и грамматическую характеристики разбиваемого предложения или отдельного слова.
На уроках русского языка любой вид разбора предполагает мотивировку ответа: от ученика требуется развёрнутый, логически обоснованный, связный ответ, в котором даётся описание языкового явления и обосновывается отнесение его к той или иной грамматической категории.