Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Готовность к овладению письмом у старших дошкольников с первичными нарушениями речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Психолого-педагогический аспект готовности к овладению письмом детей старшего дошкольного возраста с первичными нарушениями речи 6
1. 1. Общие закономерности и условия овладения детьми письмом 6
1. 2. Характеристика форм первичных нарушений речи 14
Выводы по первой главе 19
Глава 2 Выявление степени готовности старших дошкольников овладением письмом при первичных нарушениях речи 20
2. 1. Методики для обследования готовности овладением речи 20
2. 2. Исследование уровня сформированности готовности к овладению письмом 29
Заключение 34
Список использованной литературы 37

 

  

Введение:

 

Подготовка дошкольников к овладению письмом является главным вопросом проблемы готовности к обучению в школе. Психологи и педагоги придают главную роль обучению детей письму и называют его операционными компонентами (письмо и чтение), ведущими к любой сознательной деятельности человека.
Для нормальных процессов письма требуется сохранность и надлежащее функционирование центральной и периферийной частей анализаторных систем, их слаженности в работе (Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова и др); хорошее состояние зрительных и двигательных функций (Е. В. Гурьянов, М. М. Безруких, С. П. Ефимов, Е. В. Новикова и т. д.); осознание собственного языка и овладение им (Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский, М. Е., Кацев, Р. Е. Левина, Д. Б. Эльконин, Р. И. Лалаева и др.); достаточный уровень сформированности внимания, памяти, мышления, различных мыслительных операций (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, Л. И. Айдарова и др.), эмоциональная и личностная зрелость ребенка (Л. С. Выготский, В. В. Холмовская, И. А. Домашенко, Б. С. Мухин, М. И. Лисин и др.). Эти психофизиологические компоненты являются необходимыми предпосылками готовности к овладению письменной речью, а сбои в их формировании вызывают трудности в овладении письмом.
Актуальность. Из-за многих неблагоприятных биологических и социальных причин, наблюдается увеличение числа детей с различными патологиями развития. Наиболее распространенными у дошкольников являются нарушения речи, которые проявляются в различных формах первичных нарушений речевых функций.
Таким образом, важность проблемы подготовки дошкольников с различными формами первичных нарушений речи к овладению письмом и отсутствие, в настоящее время, научно обоснованных разработок комплексного изучения и формирования предпосылок готовности к овладению письменной речи у детей с первичными нарушениями речи определяют актуальность темы исследования.
Цель: изучить состояние готовности к овладению письмом и дать рекомендации по коррекции ее недостатков у детей с различными формами первичных речевых нарушений.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме готовности к овладению письмом детей старшего дошкольного возраста;
2. Выявить недостатки и оценить уровень готовности к овладению письмом старших дошкольников с первичными нарушениями речи;
3. Предложить рекомендации по коррекции недостатков готовности к овладению письмом у детей с первичными нарушениями речи.
Объект исследования: готовность к овладению письмом детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: недостатки готовности к овладению письмом у детей 7-го года жизни первичными нарушениями речи.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа.
2. Диагностический метод (оценка устной речи; мелкой моторики рук; зрительно-пространственногогнозиса)
3. Методы качественного и количественного анализа результатов.
Для выявления уровня готовности к овладению письмом детей дошкольного возраста с первичными нарушениями речи было использовано 3 авторские методики:
1. О. Б. Иншакова «альбом для логопеда» методика обследования устной речи;
2. Методика обследования мелкой моторики Т. И. Грезик;
3. Методика исследования формирования пространственных представлений М. М. Семаго и Н. Я. Семаго.
Методика состоит из трех блоков:
Блок 1: задания по изучению устной речи детей по методике О. Б. Иншакова;
Блок 2: задания на обследование уровня сформированности навыков, развитие мелкой моторики по методике Т. И. Гризик;
Блок 3: работа по исследованию формирования пространственных представлений методом М. М., Семаго н. Я. Семаго.
Организация и база исследования. Базой исследования послужило муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №161 «Жемчужинка», г. Иркутска. Возраст всех детей был 6-7 лет, из них 16 дошкольников с первичными нарушениями речи с III уровнем речевого развития при ОНР составили целевую группу. Их 14 сверстников с нормальным развитием речи вошли в контрольную группу.
Практическая значимость заключается в том, что результаты проведенного исследования по определению уровня сформированности готовности к овладению письмом будут полезны и практически значимы не только для воспитателей, но и остальных педагогов ДОУ, а также для учителей первого класса школы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы, приложения.(рисунки, объем,)

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В последние годы значительно возросло число детей с проблемами грамотности, и фактически нарушения письма негативно сказываются на усвоении ребенком всей школьной программы. Причиной возрастающей недостаточности успеваемости многих учащихся по русскому языку в большинстве ситуаций считается недостаточная организация дошкольников к развитию грамотности.
1.Анализ литературы показал, что среди многих важных задач подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом-изучение родного языка, формирование речи, речевого общения-одна из самых важных является формирование готовности к овладению письмом. Патология звук и недостаточное формирование других компонентов речи у детей с первичными нарушениями речи рассматриваются как фактор трудностей в школьном образовании, особенно в отношении грамотности. По этой причине, для развития готовности к грамотности у детей дошкольного возраста с первичными нарушениями речи, важно определить основные направления логопедической, экономичных и эффективных методов и приемов, форм и средств воспитательного и профилактического воздействия на ребенка.
При проведении психолого-педагогической диагностики были выявлены характерные особенности готовности ребенка с первичными нарушениями речи к развитию письма. Детей дошкольного возраста с первичными нарушениями речи показали низкий уровень готовности к грамотности. Многие дети не имеют основных психических функций, которые обеспечивают процесс письма и чтения.
В ходе констатирующего эксперимента дети изучали состояние речевых и неречевых психических функций, а именно: звуковое произношение, способность воспроизводить звуковую слоговую структуру слова, слуховую дифференциацию фонем, фонемные функции, анализ и синтез языка, лексико-грамматическую структуру речи, зрительные и пространственные функции, мелкую моторику и графические навыки.
Анализ результатов исследования показал, что все дети с нормальным речевым развитием имели достаточное формирование речевых и неречевых психических функций, что свидетельствовало о функциональной зрелости мозга и хорошем прогнозе обучения письму и чтению в школе. В то же время, дошкольники с первичными нарушениями речи показали низкий уровень готовности к овладению письмом. Многих детей не сформированы базовые психические функции, обеспечивающие процессы письма и чтения. В структуре общего недоразвития речи выявлен сложный симптом патологии, включающий отклонения в вербальной и невербальной сферах.
Выявив эти особенности, был сделан вывод о том, что нарушение вышеуказанных функций может осложнить усвоение образа букв, может вызвать их забвение, путаницу, искажение графического изображения букв, неряшливость письма, неустойчивость графических форм (микро-или макро).
В ходе занятий проводились мероприятия по речи в целом, в том числе по коррекции фонетико-фонемных и лексико-грамматических недостатков. Кроме того, на любом занятии детям давались упражнения, направленные на развитие пространственных представлений, одновременное рассмотрение и синтез, активизацию умственной деятельности, мелкой моторики и графомоторных способностей. Большое внимание в ходе эксперимента уделялось повторению, что способствовало закреплению знаний ребенка.
5.Изучение результатов контрольного эксперимента привело к выводу, что при поддержке различных игр, упражнений, а также В дополнение к подбору необходимой последовательности тренировок, можно значительно улучшить подготовку ребенка к дальнейшему обучению в школе и снизить возникновение проблем в их овладении письмом и чтением. Все упражнения, проведенные с детьми экспериментальной группы, способствовали формированию пространственных представлений у ребенка, укрепляют мышцы пальцев и координации тонких движений, способствует выработке тонких акустических различий способствовало совершенствованию фонематического представления и устранению трудностей в анализ слов и соотносить недостатков слоговой структуры слова, для создания положительной динамики формирования словообразования и словоизменения, развитие морфологической системы языка, в результате мы смогли поговорить о наилучшемкачестве и многосторонней подготовке ребенка к школе.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Психолого-педагогический аспект готовности к овладению письмом детей старшего дошкольного возраста с первичными нарушениями речи

1. 1. Общие закономерности и условия овладения детьми письмом

Формирование готовности к овладению письменной речью требует решения вопроса о структуре такой готовности, ее компонентов, а также определение процессов и функций, которые обеспечивают удачное формирование этого вида деятельности.
Язык-это знаковая система, шифрующая окружающую действительность (неязыковую реальность), которая служит средством коммуникации и человеческого мышления.
Речь-это форма коммуникации, исторически сформировавшаяся в течении реальной преобразующей деятельности людей, опосредованная языком.
Исследователи различают различные формы речи. Таким образом, по психологическим критериям речь подразделяется на ситуативную, контекстуальную, спонтанную; по социальным – прямую, косвенную, повседневную, деловую, профессиональную и т. д., по цели-экспрессивная (выражение мысли), экспрессивная (понимание); по типу реализации — внешняя и внутренняя формы. [9, c. 46]
С учетом того, какие средства применяются в речи, она разделяется на устную, письменную и кинетическую (общение через язык и жесты) формы.
Письменная речь и устная тесно связаны: значение знаков письма-фонема. То есть письменная речь «наслоена» на знаки устной речи и выражает их, проявляясь двойной системой символизации, более сложной, чем устная речь.
Тем не менее, письменная речь — это не просто превращение устной речи в письменные знаки. С точки зрения внешнего вида и методов развития и их психологического содержания, часть его психологических операций процесс письма отличается от процесса устной речи.
Письменная и устная речь изображает собой вид временных связей 2-ой сигнальной системы, но в отличие от устной речи, письменная речь формируется только в условиях направленного обучения грамоте.
В процессе письма ставятся новые связи между словом слышимым, говоримым и зримым – сложные условно-рефлекторные связи буквы соединяют уже сформированные связи 2-й сигнальной системы устной речи и формируют ее.
В процессе овладения языковыми навыками, языковыми законами ребенок постигает 2 этапа: [11, c. 86]
— этап практического овладения языком-по достижении установленного уровня развития психических процессов, ребенок усваивает конкретные правила языка, не реализуя их на практике;
— этап метаязыковой деятельности, то есть осознание правил языка, делается достижимым только тогда, когда освоен первый этап.
Чтобы овладеть устной речью, ребенку нужно провести первый этап языкового развития. Чтобы овладеть письменным языком, необходимо перейти ко второму этапу развития языка.
При обучении письму и чтению, слово как единица языковой системы сначала приобретает для сознания ребенка свою материальность и чувственность, становится субъектом сознания.
Трудность овладения и осуществления письменной речи содержится в ее природе: в случае если устная речь исполняется в основном за счет деятельности речевого и речемоторного анализаторов, то письменная речь является зрительно – слухо-моторным образованием (Б. Г. Ананьев).
Для нормального протекания процессов чтения и письма нужна оптимальная регуляция процессов зрительно — моторной деятельности: нормальное течение процессов офтальмокинеза (движения глаз); нормальная работа и согласование тонического (парвоцеллюлярного) и фазового (магноцеллюлярного) каналов; фиксированный бинокулярный контроль и др..

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы