Курсовая с практикой Экономические науки Экономика

Курсовая с практикой на тему Государство и рынок в осуществлении структурной политики.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВА НА РЫНОК ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ 4
1.1 Характеристика влияния государства на рынок 4
1.2. Особенности влияния государства на рынок при осуществлении структурной политики 9
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВА НА РЫНОК ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ 14
2.1 Специфика влияния государства на рынок при осуществлении структурной политики 14
2.2 Проблемы, возникающие при правовом регулировании влияния государства на рынок при осуществлении структурной политики и рекомендации, направленные на их преодоление 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

  

Введение:

 

Мировой опыт убеждает, что устойчивый экономический рост в долгосрочном периоде в значительной степени зависит от интенсивных факторов, которые обеспечивают освоение наиболее прогрессивных достижений науки, техники, технологии и передового опыта коммерциализации знаний[14].
Экономическая категория «конкурентоспособность развития в экономике РФ» вошла в научный оборот в 1980-х годах, в связи с обострением конкуренции между странами. Проблема обеспечения конкурентоспособности привлекла внимание многих экономистов, вызвав противоречивые взгляды и ожесточенные дискуссии касательно целесообразности использования данной экономической категории, особенно на макроэкономическом уровне, а также касательно четкого определения сущности данного термина[10].
Поэтому определение сущности экономической категории «конкурентоспособность развития в экономике РФ» является актуальной задачей, решение которой позволит в дальнейшем выявить основные факторы и разработать направления повышения конкурентоспособности на макроуровне. [21]
По нашему мнению, в широком смысле категория конкурентоспособность без привязки к конкретному объекту представляет собой способность объекта участвовать в конкурентной борьбе и за счет своих внутренних характеристик достигать при этом поставленных целей.
Институты развития выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам.
Таким образом, актуальность заключается в рассмотрении влияния государства на рынок при осуществлении структурной политики
Цель исследования – выявить содержание влияния государства на рынок при осуществлении структурной политики
Задачи исследования:
— выявить теоретические основы эффективности влияния государства на рынок при осуществлении структурной политики
— охарактеризовать институт развития в экономике
— проанализировать эффективность влияния государства на рынок при осуществлении структурной политики
— выявить проблемы, возникающие при правовом регулировании влияния государства на рынок при осуществлении структурной политики и рекомендации, направленные на их преодоление
Предмет исследования – особенности эффективности влияния государства на рынок при осуществлении структурной политики
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе применения норм, регулирующих эффективность влияния государства на рынок при осуществлении структурной политики
Методы, использованные в работе – сравнение, описание, наблюдение
Степень изученности проблемы. В работе использовались труды таких авторов, как: Астафьева О.В., Юдина О.В., Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Оськина Н.А. и др.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По нашему мнению, определение категории «конкурентоспособность развития в экономике РФ» учитывает специфику текущего этапа развития мировой экономики, когда наука, знания и информация превращаются в самостоятельный и важный фактор развития. Такой «инновационный» подход к трактовке конкурентоспособности развития в экономике РФ имеет важные отличия от «традиционного», основанного на торговой, производственной и инвестиционный концепциях. Эти различия заключаются в целевой направленности на обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ, а значит и экономической безопасности, смене приоритетных и решающих факторов обеспечения конкурентоспособности с традиционных на инновационные, а также в определении научно-технического прогресса как эндогенной переменной экономического роста и конкурентоспособности.
Итак, современный подход к определению конкурентоспособности развития в экономике РФ дает возможность предложить комплекс ее факторов. При этом под факторами конкурентоспособности развития в экономике РФ следует понимать условия и ресурсы, которые обеспечивают конкурентоспособность развития в экономике РФ.
К наиболее крупным институтам развития можно отнести ГК «Внешэкономбанк», ОАО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Сколково). Они оказывают поддержку через финансирование бизнес-проектов, оказание инфраструктурной поддержки, а также софинансирование НИОКР.
Кроме того, в различных субъектах Российской Федерации создано более 200 организаций, которые, исходя из осуществляемых функций, могут быть отнесены к институтам развития. Ключевыми направлениями деятельности региональных институтов развития являются поддержка малого и среднего предпринимательства, стимулирование развития инноваций, ликвидация технологического отставания. Преимущественно региональные институты развития создаются в виде фондов поддержки, региональных венчурных фондов, бизнес-инкубаторов.
Таким образом, проблема обеспечения конкурентоспособности развития в экономике РФ в современных условиях находятся на стыке двух экономических теорий: инноватики и теории конкуренции. Поэтому при рассмотрении вопросов укрепления конкурентоспособности стран кроме закона конкуренции следует принимать во внимание такие экономические законы, как закон роста производительности труда, усиление роли научно-технического прогресса и важность инноваций для всех сфер жизни общества.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВА НА РЫНОК ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Характеристика влияния государства на рынок

Национальная экономика представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа хозяйствующих субъектов и разнохарактерных экономических процессов. Вместе с экономически независимыми существуют и регулирующие хозяйствующие субъекты. Одним из наиболее крупных и значительных регулирующих субъектов развития в экономике РФ является государство, которое сосредоточивает значительную часть национального богатства, устанавливает нормативно закрепленные правила поведения других хозяйствующих субъектов, посредством государственного бюджета искусственно перераспределяет валовой внутренний продукт, формирует и поддерживает систему социальных гарантий населению. [26]
С начала ХХ в. с образованием СССР государство занимало позицию тотального регулятора экономики, что существенным образом отразилось на менталитете российских граждан. Начиная с 1990 г. Россией взят курс на снижение доли государственного воздействия на экономику.
На современном этапе развития России происходит своеобразный возврат к существовавшей ранее практике тотального государственного регулирования, в связи с чем доля и значение частного бизнеса в национальной экономике устойчиво снижается. По оценкам Министерства Финансов РФ на начало 2000 г. только половина развития в экономике РФ находилась под контролем государства. На 2007 г. этот показатель существенным образом возрос и составляет более половины. В этом контексте большое значение имеет предложение представителей «Единой России» о разработке системы государственного планирования развития в экономике РФ.
Нахождение в собственности государства хозяйствующего субъекта или владение контрольным пакетом акций не единственная форма государственного вмешательства в экономику. Фактически государство контролирует большую часть рынка и распоряжается собственностью по своему усмотрению. Примером тому может служить ЮКОС и проект «Сахалин-2», когда государство, пренебрегая правовыми нормами, взяло их под полный контроль.
Предложение Президента РФ о переходе к трехлетнему бюджетному планированию является основной предпосылкой формирования плановой экономики. По оценкам многих специалистов столь долгосрочное бюджетное планирование в России невозможно по причине нестабильности экономической ситуации. [22]
Вполне обоснована политика государства по полной национализации таких стратегических областей, как атомная энергетика, оборонная промышленность, железные дороги. Но в существующих условиях тотального государственного контроля рынка развитие частной собственности в других отраслях становится невозможным, так как в них отсутствует концентрация капитала.
Несмотря на все еще небольшой объем деятельности, РосБР и АИЖК в целом эффективно выполняют поставленные перед ними задачи. Вместе с тем, отдача от части крупных проектов (Роснано, Российская венчурная компания) практически незаметна в масштабах всей экономики. Для повышения качества работы системы институтов развития необходимо значительно расширить масштабы деятельности более эффективных институтов (в т.ч. за счет перераспределения части ресурсов), повысить прозрачность и оперативность принятия решений, упростить принципы работы институтов развития, а также наладить координацию их деятельности как на региональном, так и на федеральном уровне[20].
Сегодня большинство действующих в РФ институтов развития для реализации своих функций использует преимущественно финансовые (кредитные) механизмы. Россия, следуя опыту развитых стран, сделала акцент на взаимодействии институтов развития с кредитными институтами (банки, лизинговые и факторинговые компании, микрофинансовые организации). Подобные механизмы позволяют одновременно решать две значимые задачи: 1) стимулирование кредитования и 2) обеспечение финансовых институтов долгосрочными пассивами, т.е. повышение устойчивости финансового сектора. [10]
Опыт РосБР и АИЖК показывает, что долгосрочное рефинансирование выданных кредитов, дополненное ограничениями на использование предоставленных средств, – действенный инструмент стимулирования кредитной экспансии банков. Так, АИЖК в достаточно короткие сроки удалось практически с нуля сформировать в России полноценный рынок ипотечного кредитования. Двухуровневая модель рефинансирования может быть успешно использована и в других сферах, в том числе в рамках модернизации российской экономики.
В кризисный период во многом благодаря деятельности институтов развития (РосБР, АИЖК, ВЭБ) была обеспечена стабильность финансовой системы (в части предоставления долгосрочных пассивов) и сохранено доверие населения к финансовым институтам. Созданная в разгар кризиса «дочка» АИЖК (АРИЖК) представляет собой яркий пример антикризисного института развития, основной задачей которого является поддержание интереса к ипотечному рынку, как со стороны заемщиков, так и со стороны его участников, в период нестабильности[7].
Гарантийные фонды стали эффективным инструментом стимулирования кредитования в условиях бюджетного дефицита. Предоставление государственных поручительств через систему гарантийных фондов позволяет разделить риски кредитования между банками и государством, а также имеет мультипликативный эффект, т.к. на каждый рубль гарантии можно выдать в среднем 1,5-2 рубля кредитов. Данный механизм может быть очень эффективен для стимулирования кредитования наиболее «проблемных» сегментов, в частности старт-апов и долгосрочных инвестиционных проектов, без существенных дополнительных затрат бюджета. Сегодня в России действует уже 78 организаций, предоставляющих поручительства по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, становление региональных институтов развития дает новый стимул для развития региональных экономик и позволяет региональным властям более эффективно влиять на тенденции регионального развития. Этот опыт тем более важен, что кризис выявил чрезмерную зависимость ряда городов и территорий от состояния дел какой-то одной отрасли, а иногда и одного конкретного предприятия. Региональные институты развития позволяют эту зависимость, как минимум, ослабить.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы