Курсовая с практикой Экономические науки Региональное управление и территориальное планирование

Курсовая с практикой на тему Государственный заказ в региональном управлении и территориальном планировании

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования государственного и муниципального заказа 5
1.1 Понятие государственного и муниципального заказа 5
1.2 Нормативно-правовая база формирования государственного и муниципального заказа 16
1.3. Понятие государственного контракта 21
2 Государственный и муниципальный заказ в региональном управлении и территориальном планировании ХМАО 24
2.1 Анализ формирования государственных заказов 24
2.2 Проблемы формирования государственного и муниципального заказа и пути их решения 27
Заключение 35
Список использованной литературы 37

 

  

Введение:

 

Актуальность темы не вызывает сомнений. Ресурсы любого публичного образования всегда ограниченны, поэтому при формировании бюджета следует учитывать приоритетные направления, отражающие стратегические цели и задачи бюджетной политики. Принцип сбалансированности государственных и местных бюджетов предусматривает не только рост их доходной части, но и снижение расходов. В связи с этим, особое значение приобретает проблема разработки и внедрения новых методов государственного и муниципального управления, позволяющих наиболее эффективно распоряжаться бюджетными средствами. В этих целях часто используют государственный заказ, который позволяет внедрить конкурсные начала в процесс осуществления государственных расходов.
В странах с рыночной экономикой проблема размещения публичных заказов была обозначена еще с начала 20 века. Так как роль государства в условиях рынка, специфики его задач, особого характера средств, используемых на финансирование государственных и муниципальных заказов, являлась основой наиболее экономного хозяйствования, были сделаны попытки в регулировании гражданско-правовых отношений между государственными и муниципальными органами, с одной стороны, и негосударственными организациями и предпринимателями, с другой стороны. В последнее время в России сложилась система правовых норм, регулирующих отношения по внедрению и реализации нового способа эффективного расходования бюджетных средств – государственного заказа. Правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с государственным заказом, получили свое развитие и выделились в обособленную группу сравнительно недавно. Поэтому особенности правового регулирования отношений в сфере размещения государственного заказа являются в настоящее время новыми, окончательно не сложившимися и наиболее актуальными.
Объектом исследования выступают особенности регулирования отношений в сфере размещения государственного заказа.
Предметом исследования является анализ норм гражданского законодательства; теоретические воззрения на вопрос регулирования государственного заказа.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа литературы, действующего законодательства, исследовать особенности регулирования отношений в сфере размещения государственного заказа. Для достижения этой цели поставлены и решались следующие задачи:
— уточнить понятия и признаки государственного заказа;
— выявить особенности правовой природы государственного заказа;
— изучить принципы и способы размещения государственного заказа;
— сформулировать предложения по совершенствованию государственного заказа.
Методологическую основу исследования составляют диалектический, социологический, логико-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный методы, выступающие в единстве, обеспечивающие концептуальную целостность исследования. В работе также использовался исторический метод, позволивший изучить закономерности развития законодательства о размещении государственного заказа и практику его применения.
Структура курсового исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

К государственному заказу относятся закупки товаров и услуг для нужд страны, ее субъектов и муниципалитетов. Законом установлен жесткий порядок таких закупок. Он предполагает прохождение обязательных этапов, размещение документов в открытом доступе, а также санкции за допущенные нарушения.
Главный нормативный акт о государственном заказе – это Федеральный закон о контрактной системе №44-ФЗ. Он диктует:
Способы определения поставщиков, которые могут применять федеральные заказчики,
Обязательные требования к исполнителям заказов, Условия контракта, возможность их изменения,
Порядок и сроки размещения документации о закупке, извещения, подачи заявок, заключения контракта.
Согласно Федеральному закону №44-ФЗ под государственной закупкой понимается закупка для обеспечения нужд страны или муниципальных нужд. Речь идет о заказах товаров, различных работ и услуг, которые необходимы для нормального функционирования государственных организаций и учреждений, для выполнения ими различные правительственных и президентских программ. Для таких закупок выделяются деньги из бюджетов разных уровней.
Закупка начинается с размещения информации о торгах и определения поставщика, а завершается исполнением обязательств по контракту. Такие обязательства прописаны в государственном контракте. Это документ, который заключается от имени РФ или ее субъекта с поставщиком. Еще один важный элемент госзаказа — единая информационная система в сфере закупок (ЕИС). В ней заказчики должны публиковать всю информацию о закупках. Эти данные находятся в открытом доступе.
В понятие контрактной системы входят стороны закупок, осуществляемые ими действия, а также государственные нужды. Заказчиками, согласно п. 7 ст. 4 Закона 44-ФЗ, являются органы власти, бюджетные учреждения, госкорпорации, казенные учреждения, унитарные предприятия – государственные и муниципальные. Участником торгов является каждая фирма (или ИП), которая подала заявку, если эта заявка была принята комиссией по закупкам.
Поставщиками товаров, а также исполнителями услуг по контракту могут быть компании независимо от формы собственности, места нахождения и т.д. Но есть ограничение: участниками не могут быть офшорные компании (зарегистрированные на территориях с особыми условиями налогообложения). Сущность государственных закупок состоит в том, что закупаемые товары или оказываемые сторонними организациями услуги должны удовлетворять нужды государства. Поскольку торги проводятся за бюджетные средства, за расходами госзаказчиков пристально следят. Они обязаны составлять планы и планы-графики, отчитываться об объеме закупок у некоммерческих организаций, малых предприятий. В отношении государственных заказчиков также периодически проводят проверки. Такой порядок предусмотрен 44-ФЗ. Этот нормативный акт диктует и возможные способы выбора исполнителя контракта. Это конкурс, запрос предложений, запрос котировок, аукцион, а также закупка у единственного поставщика.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические аспекты формирования государственного и муниципального заказа

1.1 Понятие государственного и муниципального заказа

Заказ государственный – это заказ на изготовление услуг, товаров, за счёт государственных средств федерального бюджета, местных, или за счёт внебюджетного капитала. [1]
Задачей государственного заказа является обеспечение как межгосударственных, так и федеральных целевых программ.
Также государственный заказ нужен для обеспечения нормального функционирования регионов, для выполнения их целевых программ.
Исполнителем может быть какое-либо юридическое лицо, начиная с межконтинентальных холдингов и оканчивая индивидуальным предпринимателем.
Государственный заказ – это поручение уполномоченных государственных, региональных и муниципальных органов на выполнение определенных работ, оказание услуг и поставку товаров для удовлетворения государственных, региональных и муниципальных нужд и потребностей, в том числе для реализации государственных, региональных, муниципальных и международных целевых программ, за счет средств соответствующих государственных, региональных и муниципальных бюджетов, а также специализированных фондов и других внебюджетных источников финансирования, на конкурсной основе, путем проведения государственных торгов, аукционов и конкурсов, на основании договоров, соглашений и контрактов между уполномоченными государственными органами, называемыми государственными заказчиками, и организациями, предприятиями – исполнителями государственного заказа.
В более простом понимании государственный заказ – это заключение договоров поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг для государственных нужд (государственные контракты). Эти контракты заключаются на аукционах, тендерах, торгах, аукционах, или с использованием аналогичных процедур, а также напрямую. Государственные контракты могут заключаться как с производителем продукции, так и посредником (дилером, дистрибьютором).
Сейчас во всем мире активно развивается модель смешанной экономики, а важнейшим инструментом государственного предпринимательства во всех странах со смешанной экономикой является контрактная система размещения госзаказа, что предполагает конкурентную борьбу между соискателями государственного заказа. [7,c.23]
Ресурсы любого государственного образования всегда ограничены, поэтому целесообразно при формировании бюджета учитывать приоритетные направления, которые отражают прежде всего стратегические цели и задачи бюджетной политики государства. Также особенно важен принцип сбалансированности государственных и местных бюджетов. В этих целях часто используют госзаказ, который позволяет внедрить конкурсные начала в процесс осуществления государственных затрат.
Госзаказ отличается, прежде всего, тем, что закупки и поставки по нему оплачиваются за счет средств налогоплательщиков, которые сосредоточены в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах. Но в любом случае, если эти закупки оплачиваются из бюджета или внебюджетных фондов, они попадают под понятие “государственный заказ”. Под понятие госзаказа согласно действующему законодательству попадают потребности как федеральных органов государственной власти (федеральные министерства, службы, агентства и так далее), так и органов государственной власти субъектов и регионов государства.
.Между государственным органом и поставщиком (подрядчиком или исполнителем услуг) заключается договор на исполнение госзаказа.
Характерные признаки госзаказа:
Государственный заказ финансируется из средств бюджета или внебюджетных фондов государственного образования;
Предоставляются услуги особого характера, цель которых – обеспечивать государственные потребности и нужды населения в целом;
Смысл госзаказа состоит в поручении выполнения работ другому лицу;
предложение исходит от представителя публичной власти (государственного органа).
Система государственных заказов имеет своей целью удовлетворение интересов участников государственного заказа: поставщика (деятельность в здоровой конкурентной среде и обеспечение рынка сбыта); государственного органа – заказчика (экономия бюджетных средств, приобретение качественного товара, борьба с коррупцией); общества — как конечного потребителя (удовлетворение общественных нужд через потребление качественного товара по приемлемой цене). [13,c.56]
Главной целью эффективности госзаказа является разумное и целенаправленное расходование средств государственного бюджета и внебюджетных фондов при государственных закупках промышленной продукции и товаров, выполнении работ и получении услуг в государственных целях. Независимо от способов размещения госзаказа, главными условиями эффективности и основными целями государственных заказов, в конечном счете, являются обеспечение в полной мере государственных нужд и рациональное использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов при реализации госзаказа.
Целью построения государственной контрактной системы госзаказа является обеспечение выполнения публичных обязательств государства при эффективном использовании его ресурсов и посредством реализации госзаказа.
Одна из основных функций государственной власти – это предоставление населению социально значимых товаров и услуг. Исполняя это важное задание, власть должна выступать в интересах всего населения страны и использовать средства всех бюджетов соответствующих уровней. Основной способ реализации сервисных функций власти есть формирование и размещение государственного и муниципального заказов. При этом формирование и размещение осуществляется публично, в строгом соответствии с законодательством государства.
При формировании государственного заказа учитываются реальные потребности государственного органа исполнительной власти, государственного учреждения и общества в целом. госзаказ используется для организации и реализации мероприятий долгосрочных государственных целевых программ, в т. ч. предусматривающих поставку товаров для федеральных государственных нужд.
С позиций государства государственные заказы выполняют следующие функции:[19,c.111]
во-первых, это важный элемент поддержки отечественных производителей, так как большинство товаров, услуг и работ, которые включаются в систему государственных закупок, составляют именно товары (работы, услуги) произведенные отечественными организациями;
во-вторых, развитие системы госзаказов позволяет расширить реальный платежеспособный спрос на товары, что в свою очередь создает благоприятные мотивационные условия для развития отечественного производства;
в-третьих, конкурсная основа размещения госзаказа расширяет поле для развития здоровой конкуренции между отечественными производителями. Как следствие этого, создаются условия для производства более качественной продукции, а, кроме того, возможно более эффективное использование бюджетных средств;
в-четвертых, через госзаказы государство гарантирует поступление продукции,которая необходима для обеспечения государственных нужд.
Система государственного заказа – это совокупность мер правового, организационного и экономического характера, которые направлены на обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах посредством реализации взаимосвязанных этапов: прогнозирования и планирования обеспечения государственных и муниципальных нужд, включая планирование бюджетных ассигнований на государственные закупки (в части прогнозирования потребности, обоснования приоритетных направлений) и управление созданными активами; осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд; осуществления мониторинга, контроля и аудита, в том числе полноты и качества удовлетворения государственных и муниципальных нужд.[23,c.54]
Участником размещения госзаказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, даже отдельный бизнесмен. Сторонами государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд являются государственный заказчик и поставщик (исполнитель). Иисполнителями государственного заказа являются организации, предприятия, субъекты предпринимательской деятельности, юридические лица, признанные победителями конкурсных торгов, которые проводились в целях размещения государственных заказов.
Исполнитель государственного заказа обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по госзаказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиями государственного контракта, обеспечивает поставки продукции (работ, услуг) по госзаказу в соответствии с условиями государственного контракта, соответствие продукции по госзаказу обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом, представляет по запросу государственного заказчика информацию о затратах по исполненным контрактам, совершает в соответствии с законодательством России иные необходимые для исполнения контракта действия.
Система государственного и муниципального заказа является составной частью экономики России. И от от того, каким образом в стране организована система государственного и муниципального заказа, зависит эффективность расходования средств из бюджетов всех уровней, а также состояние конкурентной среды. [24,c.56]
Формирование государственного заказа — дело непростое, так как это долгая и кропотливая работа юристов. В каждой стране формирование государственного заказа может быть совершенно другим, отличающимся. Это тесно связано прежде всего с внешней и внутренней политикой государства, а также со сводом правил, которые регламентируют эту процедуру.
Сейчас в большинстве случаев государственные заказы размещаются среди частных фирм и предприятий (в поддержку малого бизнеса). Также целесообразно отдавать заказы тем предприятиям, которые вкладывают прибыль в развитие своего производства и страны в целом.
Эффективное правовое регулирование принципов размещения государственного заказа является одним из важнейших факторов продуктивного функционирования всей структуры государственного заказа. Выделяют следующие принципы:[28,c.98]
принцип транспарентности (или прозрачности) государственного заказа;
принцип подотчетности и соблюдения процедур госзаказа;
принцип ответственности при размещении госзаказа;
принцип эффективности государственного заказа;
принцип открытой конкуренции при размещении госзаказа;
принцип справедливости (или равноправия) государственного заказа;
принцип законности размещения государственного заказа;
принцип контроля за размещением государственного заказа.
Конкурсные торги по размещению госзаказа. Наиболее распространенным способом размещения государственного заказа является проведение конкурса. Под тендером понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного контракта и заявке, на участие в тендере которого присвоен первый номер.
Во всем мире происходят интенсивные процессы унификации процедуры государственных заказов. Унификация законодательства в области регулирования государственных закупок различных стран необходима для потенциальных поставщиков продукции и услуг, так как дает им возможность участвовать в аукционах в различных странах
(независимо от национальной принадлежности поставщика) на равных условиях. Примерно такие же цели ставились и перед российскими законотворцами, занимавшимися разработкой российского законодательства о госзаказе и государственных закупках.
Регулирование государственных закупок во всем мире являются объектом пристального внимания со стороны законодателей – ведь в данном случае сам покупатель, то есть государство, заинтересован в максимальной эффективности процесса. Одним из важных направлений в законотворческой деятельности во всем мире стала борьба за честную конкуренцию, которая, согласно экономической теории, должна привести к снижению цен.
В мировой практике уже давно разработана и применяется система мер и процедур, которые обеспечивают выполнение задач эффективного использования бюджетных средств при минимизации негативного влияния системы государственных закупок на конкурентную среду.
Различия в законодательствах отдельных стран обусловлены приоритетами экономической политики того или иного государства.
Существенное влияние на нормативно-правовое обеспечение сферы государственных закупок оказывает степень централизации экономики. В ряде стран выпускаются отраслевые нормативные акты, которые позволяют на базе национального законодательства сформулировать конкретные положения, отражающие специфику той или иной отрасли.
В Российской Федерации уже сформирована достаточно полная законодательная база по организации процессов закупок продукции (услуг) для государственных нужд, включая конкурсные торги различных видов.
Важно отметить, что правоотношения, связанные с удовлетворением государственных нужд и проведением тендеров, в Российской Федерации регулируются множеством нормативных правовых актов.
Помимо вышеизложенного, ряд нормативно – правовых актов о порядке формирования и размещения государственного заказа содержится в законах «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О государственном материальном резерве», «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» и «О государственном оборонном заказе».
Стоит помнить, что в нормативное правовое регулирование размещения государственного заказа в последнее время часто вносятся изменения и дополнения. Поэтому необходимо постоянно отслеживать эти изменения. Например среди изменений, которые внесены недавно в российское законодательство о размещении государственного заказа, стоит упомянуть изменения, которые связаны с созданием единого информационного пространства.
Финансовые гарантии выполнения государственных контрактов (наличие требований о подтверждении финансовой состоятельности участника размещения заказа и об обеспечении выполнения государственного контракта) не способны компенсировать высокие социальные и технологические риски ненадлежащего исполнения государственных контрактов.
Ключевой недостаток законодательства о размещении заказов – это, то, что оно не учитывает особенности отдельных групп товаров, работ, услуг, а из него вытекают и многие другие его недостатки.
Таким образом, установление единых правил размещения заказов без учета отраслевой и ведомственной специфики, отсутствие регламентации размещения заказов на сложную продукцию является серьезным недостатком действующего законодательства и снижает эффективность реализации государственной политики.
Одним из условий повышения эффективности процессов формирования госзаказа выступает совершенствование требований к содержанию прогноза поставок товаров, работ и услуг для государственных нужд, нормам и правилам его использования, увязка прогноза с последующими решениями государственных заказчиков о составлении планов обеспечения государственных нужд.
Малый бизнес выступает ключевым элементов развития рыночной системы государства, имея важную политическую, социальную и экономическую роль. В последнее время в Российской Федерации доля хозяйствующих субъектов малого инновационного предпринимательства стремительно растет, отмечаются положительные тенденции, меняющие характер развития сектора малого инновационного предпринимательства.
Основой для развития малого инновационного бизнеса является обеспечение благоприятных условий для его функционирования, заключающееся в повышении качества и эффективности мер господдержки.
Однако малый инновационный бизнес в Российской Федерации еще не достиг уровня конкурентоспособности. Проблема повышения конкурентоспособности сектора малого инновационного бизнеса является актуальной на данный момент, что обусловило важность обеспечения этого сектора государственной поддержкой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы