Курсовая с практикой на тему Государственный суверенитет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ СУВЕРЕНИТЕТА 4
1.1. Концептуальное развитие представлений о содержании и сущности суверенитета 4
1.2. Сущность и признаки суверенитета как правовой категории в современных условиях 8
2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 13
2.1. Проблема соотношения государственного суверенитета и юрисдикции государства 13
2.2. Актуальные проблемы и направления защиты государственного суверенитета в мире и в России 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
Тема суверенитета едва ли когда-то утратит актуальность, так как желание одних групп людей подчинить собственной власти иные с развитием цивилизации не уходит, принимая только новые, зачастую более «цивилизованные», а нередко и нет, формы. Суверенитет, в качестве исторической категории, появился в определенный период развития человечества и при смене исторических условий, как качество государства, может возникать и меняться вплоть до абсолютного его исчезновения. Понятие «государственный суверенитет» сформировалось в конце средневековья. Оно было необходимо для того, чтобы в стране — именно в государстве, в области государственной жизни — разделить государственную власть и власть церковную и придать ей в данной области уникальное, монопольное значение. Суверенитет — один из критериев совершенства государства, того, что государство развивается. Суверенитет продолжает трансформироваться в связи с нынешними глобальными преобразованиями, вносящими новые компоненты в это важное свойство государства.
Стремление человечества разобраться в сущности происходящих политических процессов и идеологических замыслов глобализма содействуют росту интереса к государственному суверенитету, укрепление которого и неразрывная связь правителей с массами выступают единственным шансом противостоять этому развитию событий. Невзирая на все осуществляемые в мире перемены, государственный суверенитет формально остается основанием нынешней системы международных отношений, и у государств существует законное право на противостояние любому внешнему диктату. Тем более актуальным видятся сегодня проблемы обеспечения и защиты государственного суверенитета.
Объектом исследования выступает государственный суверенитет в качестве обязательного атрибута государства, заключающегося в независимости и верховенстве власти государства, предметом – актуальные теоретические и практические проблемы в сфере государственного суверенитета.
Цель данной работы – рассмотрение основных аспектов, касающихся феномена государственного суверенитета .
Согласно указанной цели можно определить такие задачи работы:
1. рассмотреть развитие представлений о содержании и сущности суверенитета;
2. охарактеризовать сущность и признаки суверенитета;
3. рассмотреть проблему соотношения юрисдикции государства и государственного суверенитета;
4. проанализировать проблемы и направления обеспечения и защиты государственного суверенитета в России и мире.
5. на основании проделанной работы сформулировать соответствующие выводы.
Теоретико-методологическую основу курсовой работы составили общенаучные принципы исследования (системности, относительности и пр.), основные положения и идеи, категории и закономерности правовой и политической науки, характеризующие сущность, особенности и содержание формирования и развития суверенитета государства, работы российских и зарубежных исследователей, посвящаемые проблемам обеспечения и защиты суверенитета в политической практике разных стран.
Структура работы включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Итак, подавляющее большинство практиков и ученых на сегодняшний день солидарны в том, что под суверенитетом государства следует понимать независимость и верховенство государственной власти внутри собственной страны и по отношению к иным странам. Суверенитет государства — это верховенство власти государства на всей территории и невозможность оспаривать ее другими странами и любыми политическими внутренними силами. Формулой суверенитета можно считать верховенство власти государства внутри страны и ее независимость на международной сцене.
Развитие концепции государственного суверенитета вполне возможно описать законом диалектики «отрицания», который означает сравнительную повторяемость определенных свойств низшей стадии, на более высокой стадии, из-за одних качественных перемен иными.
Каждый новый этап в развитии государственного суверенитета собственно «отрицает» предыдущий, являясь его более развитой стадией. Тем не менее, развитие не прекращается отрицанием предыдущей стадии, благодаря тому, что появляется следующая стадия, подвергающая отрицанию исходную. Но так или иначе, следующая ступень развития подразумевает возврат к начальной стадии, с повторением некоторых ее черт и особенностей, но уже на принципиально ином уровне.
Государственный суверенитет – это верховное, неотчуждаемое право государства независимо от какого-либо иного государства решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая при этом законность и общепризнанные нормы международного права. Понятие суверенитет применимо к языку, нации, государству.
Суверенитет государства предусматривает верховенство власти государства. На территории государства нет другой, конкурирующей власти, создающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан. Признается легитимность и высшая юридическая сила лишь тех законов, которые издаются высшими органами государственной власти. Несмотря на то, что государственный суверенитет установлен как в рамках правовой теории, так и активно признается на практике, но при его функционировании возникают некоторые проблемы, которые в первую очередь связаны с ограничением и нарушением суверенитета государства.
Несмотря на многочисленные изменения, которые происходят в мире в последние десятилетия, суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств. И как отмечает в своей статье Валерий Зорькин, «в отличие от ситуации, сложившейся после заключения Вестфальского мира в 1648 году, сегодня объем суверенитета демократических правовых государств существенно ограничен внутренними и внешними факторами, а также правовыми нормами. Однако положения, закрепленные вестфальскими мирными договорами, остаются незыблемыми, в том числе и в Российской Федерации: верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории».
Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Эта система призвана обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях.
Важнейшей причиной ограниченности и слабости правового механизма усиления суверенитета РФ в нынешних условиях является фрагментарность, неполнота и очевидная бессистемность правового регламентирования данного механизма, с одной стороны, и разноречивость, а также декларативность данного регламентирования, с другой стороны.
Фрагмент текста работы:
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ СУВЕРЕНИТЕТА
1.1. Концептуальное развитие представлений о содержании и сущности суверенитета
«Суверенитет», в переводе с немецкого — независимость и верховенство власти, производный термин от латинского слова «superus» — высший.
По мнению К.В. Арановского, «суверенитет — это правовой фундамент существования государства в качестве юридически значимой единицы». О.О. Эхельман указывал на обязанность государств «не нарушать прав суверенитета иных и тщательно охранять суверенитет». Суверенитет выступает у государств тем же условием, показателем формального равенства, что и право у людей. В международных энциклопедиях суверенитет характеризуется по-разному: как «концепция неограниченной и абсолютной власти в стране», как «совокупность верховных прав, которые принадлежат государству либо его главе», как «теория, заявляющая, что в любой системе управления должна присутствовать определенная абсолютная власть органа или лица, которая призвана решать и быть способной решения выполнять».
Понимание сути суверенитета развивалось постепенно. Ряд авторов рассматривают появление суверенитета с позиции зарождения самого понятия и термина о суверенитете и считают, что античный социум не знал понятия суверенитета, зародившегося в период феодализма, в ходе борьбы государственной власти с папством, феодалами и Священной Римской империей.
Иные авторы опираются на то, что государственный суверенитет появляется в одно время с созданием первых независимых государств и формированием учреждений государственной власти.
В IV в. до н.э. философ Древней Греции Аристотель исследовал понятие аватарки, или самоудовлетворенности как важнейшего признака и свойства государства. Сущность аватарки заключалась, с его точки зрения, в том, что государство, отлично от всех иных субъектов, не имеет, и не может иметь над собой власти, и оно само осуществляет все свои функции. Изучая предложенное Аристотелем понятие аватарки, необходимо помнить, что оно сформировалось в определенных условиях в Древней Греции, где в то время одной из форм организации социума являлись полисы, то есть в некотором роде города-государства, которые были, друг с другом слабо связаны и не зависели друг от друга. Итак, практически каждому конкретному государству-полису не противопоставлялось никакой иной власти. Ряд авторов считают, что Аристотель выдвигал принцип суверенитета, «не зная данного термина».
В своем светском учении о праве и государстве Марсилий Падуанский (1275-1343) считал необходимым присутствие в социуме воли, которая призвана принимать участие в принятии общих решений (позитивных законов) и осуществлять контроль исполнения принятых решений. Народ, с его точки зрения, — это источник любой власти (и духовной, и светской), верховный законодатель и носитель суверенитета. На идее народного суверенитета основывается и предложенный Марсилием демократический принцип выбора всех государственных институтов и должностных лиц, в том числе и монарха.
Вероятно, наиболее абсолютистское и последовательное понимание суверенитета мы увидим у Никколо Макиавелли (1469-1527), фактически раскрывшем истинные основы «реалистической» политики правителей, расширяющих и усиливающих собственную власть любыми средствами, «недозволенными» и «дозволенными». Могущественное государство, по Н. Макиавелли, — это, в сущности, совершенное, централизованное государство, крепко связанное с личностью государя.
У Н. Макиавелли нет четкого разделения между правителем и государством. Для оптимальной реализации интересов государства он наделяет своего правителя, по сути, суверенной, верховной государственной властью. Жизнеспособное государство, по Н. Макиавелли, — это государство, где действительно обеспечивается абсолютная власть суверена (монарха), при этом неограниченная власть суверена и суверенитет государства рассматриваются как понятия тождественные.
В политико-правовой оборот термин «суверенитет» первым внедрил французский юрист и философ Жан Боден (1530-1596). Он первый сформулировал классическое понятие суверенитета: «Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства».
В труде «Шесть книг о республике» Ж. Боден характеризует государство как субъект, который обладает суверенитетом, то есть «абсолютной, не ограниченной никакими законами властью над своими подданными», а это означает, прежде всего, и над феодалами, которые к этому периоду еще претендовали на власть вместе с монархом. Понятие суверенитета, которое сформулировано Ж. Боденом, стало фундаментом теории государства Нового времени. Суверенитет для философа — не просто атрибут правителя, а собственно субстанция, собственно определение государства.
Изучая логику формирования понятия суверенитета, необходимо учитывать, что процесс усиления власти государя логически оказался сопряженным с идеей, что проживающему в государстве народу необходима суверенная власть.
Эта идея обрела выражение в трудах Томаса Гоббса (1588-1679), которые были написаны менее чем через столетие после написания работ Ж. Бодена. В понятие суверенитета были внесены компоненты, которые присущи демократии, а именно заложен фундамент развития понятия народного суверенитета. Т. Гоббс положил начало определению суверенитета государства в качестве основания и источника всякой государственной власти.
Но предложения Т. Гоббса длительное время не находили сподвижников в юридической науке. Мысль об ограничении государства какими-либо законами, ориентированы на охрану прав граждан, в те годы, да и многие последующие годы, не могла стать главенствующей ни в теории суверенитета, ни тем самым в практике власти государства.
В собственном обосновании идеи суверенитета народа Жан-Жак Руссо (1712-1778) продвинулся существенно дальше, так как не видел необходимости ограничить данный суверенитет даже естественным законом. Ж.-Ж. Руссо полагал народ исключительным носителем суверенитета, «общей воли». Как средство реализации суверенитета народа Ж.-Ж. Руссо характеризовал народное собрание — представителя общей воли. На идее суверенитета народа базируется нынешняя система избирательного права, поскольку «любой гражданин выступает носителем части суверенитета».
Теория французского исследователя Мориса Ориу (1859-1929) оказала огромное воздействие на формирование концепции суверенитета. Суверенитет он разделял на юридический и политический.
Здесь носителем политического суверенитета у него является нация. Все отдельные граждане, которые составляют нацию, принимают участие в правительстве и реализуют некоторую часть политического суверенитета. Народ же выступает носителем юридического суверенитета.
Эти этапы развития идей о сущности суверенитета сделали необходимостью уточнение сферы действия концепции суверенитета государства. Однако концепция суверенитета государства не останавливается в собственном развитии и продолжает развиваться и уточняться. Каждый период развития при этом основывается на определенных исторических событиях и связывается с развитием политико-правовой мысли.