Курсовая с практикой на тему Государственный сектор Российской Федерации: состояние и перспективы развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Подходы к определению госсектора и его структура. 5
1.2 Экономические функции государства. 7
1.3 Методы государственного регулирования госсектора. 14
2. СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В РФ.. 18
2.1 Специфика государственного сектора в РФ.. 18
2.2 Государственно-частное партнерство. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Государственный
сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента
зарождения государства общество осознавало необходимость государственного вмешательства.
Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства
государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не
осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и
экономических процессов в обществе.
На
сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в
экономической системе. Эта проблема определяет необходимость изучения
функционирования государственного сектора экономики, влияние госсектора на
протекания рыночных процессов в России. Актуальность темы подчеркивают
современные тенденции увеличения государственного вмешательства во все сферы
жизнедеятельности, особенно в экономическую сферу. В некоторой мере это связано
с мировым финансовым кризисом и неспособностью частного капитала удовлетворить
потребности жителей. Наблюдаемая сегодня централизация государственной власти
находит свое проявление в поведении госкорпораций, монополизирующие основные
сферы экономики страны. Многие инструменты экономической политики российского
государства находятся в состоянии становления. С развитием рыночных отношений с
более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма будет
претерпевать изменения и государственное регулирование экономики.
Сегодня
справедливо подчеркивается необходимость совершенствования системы
государственного регулирования рыночной экономики. Ныне действующая система
сложилась в чрезвычайных обстоятельствах ломки отживших экономических и
социальных отношений. Проблемы бюрократизации и коррупции так и не вышли на
новую стадию их решения.
Данные
вопросы широко представлены как в отечественной, так и зарубежной литературе.
Среди отечественных авторов стоит выделить Л.И. Якобсона, А.В. Пикулькина, А.Ю.
Лившица, Г. В Атаманчук и др. Среди зарубежных авторов рассматривающих данную
проблему назовем Дж. Стиглица, С. Фишера, Э. Аткинсона и многие другие.
Целью
данной работы: сформулировать основные тенденции развития госсектора в
экономике России.
Объектом
данного исследования является государственный сектор, а предметом — изменения
структуры и объема государственного сектора экономики, а также основные
направления его функционирования.
В
соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1.
рассмотреть подходы к определению и структуру государственного сектора
2.
определить экономические функции государства
3.
определить специфику государственного сектора в РФ
4.
определить основные тенденции развития государственно-частного партнерства в
России.
Заключение:
На основании проведенного исследования можно сделать следующие
выводы.
Государственный сектор
играет важную роль в экономике страны. Он является определяющим и необходимым
звеном для всей страны в целом.
Понятие государственного сектора носит сложный
многоаспектный характер. В настоящее время при определении понятия
государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии.
В обобщенном виде
государственный сектор экономики можно представить как системно
структурированное множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные
функции в интересах достижения установленных государством целей. Их реализация
осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится
составным элементом системы организации функционирования современной рыночной
экономики и управления ею.
Большое значение в
настоящее время имеет проблема управления государственным сектором,
регулирования его доли в экономике. Основные методы регулирования
государственного сектора можно разделить на две группы: прямые и косвенные.
Как показывает практика,
в состав государственного сектора должны входить отрасли, которые на чисто
рыночных принципах объективно существовать не могут, например, образование,
здравоохранение, предприятия социальной сферы. Обязательным в составе данного сектора
экономики представляется наличие предприятий отраслей, характеризующихся
высоким уровнем риска, и предприятий, сфера деятельности которых имеет
общенациональное значение и в которых существующий рыночный механизм
недостаточно эффективен.
В России в ходе рыночных
реформ в 1990-е годы были образованы различные формы собственности, устранена
монополия государственной собственности, существенно уменьшился удельный вес
государственного сектора. Таким образом, размеры российского государственного
сектора за прошедшие годы стали незначительными, его финансирование резко
сократилось, а результаты деятельности неудовлетворительны.
К основным проблемам
деятельности российского государственного сектора можно отнести следующие:
–
неконкурентоспособность;
– низкая
производительность труда на государственных предприятиях;
– низкая доля
государственного сектора в экономике;
– несовершенная система
управления государственным сектором;
– недостаточное
финансирование отраслей государственного сектора;
– отставание развития
отечественного сектора и науки от общемировых тенденций.
Решение данных проблем
связано с необходимостью модернизации отечественного государственного сектора.
Это увеличение доли
данного сектора в экономике, а именно в наиболее емких по денежному потоку и
доходных сырьевых отраслях: нефтяной, газовой, алмазодобывающей промышленности,
горнодобывающей промышленности, металлургии.
Совершенствование
политики развития государственного сектора, которая должна предусматривать два
относительно самостоятельных блока: политику в отношении предприятий
государственного сектора, действующих в рыночных условиях, и политику в
отношении предприятий государственного сектора с общественными интересами
(частно — государственное партнерство).
Перестройка экономики на инвестиционно-инновационную модель развития
общества.
Фрагмент текста работы:
ПОНЯТИЕ
И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
1.1 Подходы к определению госсектора и его структура
Современная
действительность дает немало поводов для анализа места и роли государства в
экономике. Рыночная экономика и экономические функции государства неразрывно
связаны между собой. Принцип свободной конкуренции нельзя понимать абсолютно,
т. е., как полное разгосударствление экономики, полное освобождение последней
от государственной организации. Действительно, есть мало оснований считать, что
рынок мог бы функционировать в ситуации предполагающей негосударственную
экономику.
Лишь
описание такого общественного строя, и, вероятно, весьма реалистичное описание,
должно резюмироваться словом хаос. Поэтому основной функцией государства в
современной экономике становится обеспечение условий хозяйственной деятельности
для экономических субъектов. Выполнение данной функции реализуется посредством
функционирования государства в следующих основных сферах:
—
управление макроэкономическими процессами;
—
управление государственной собственностью и непосредственная хозяйственная
деятельность [31,с.56].
При
проведении анализа сущности, структуры, динамики, роли в экономике
государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии и
разногласия в определении базовых понятий.
Прежде
всего, это относится к трактовке соотношения понятий государственная
собственность и государственный сектор.
К
определению данных понятий существует несколько подходов, как в отечественной,
так и зарубежной литературе.
В
самом общем виде государственный сектор можно представить как совокупность
элементов, которые связаны между собой принадлежностью к государственной
собственности, выполняющая свои функции для достижения установленных
государством целей. В ряде случаев, чтобы очертить сферу деятельности
государственного сектора экономики, используются критерии общественной
полезности, общественной активности. Однако содержание указанных критериев
может меняться.
Некоторые
авторы под понятием государственной собственности подразумевают предприятия,
принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность), а
под государственным сектором объем вмешательства государства в экономическую
жизнь. В рамках данного подхода рассматривает расширенная трактовка государственного
сектора, согласно которой он представляет собой совокупность ресурсов
экономики, находящихся в распоряжении государства. При этом ресурсы, которыми
распоряжается государство — это не только организации, находящиеся в его
собственности, но и финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения
предписанных ему функций. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во
втором — об их потоке. Другие авторы, понимают под государственной
собственностью все материальное и нематериальное имущество, находящееся в
распоряжении государства, а под государственным сектором совокупность
государственных организаций и учреждений, либо комплекс хозяйственных объектов,
целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным
органам. Однако однозначно утверждать истинность только одной из данных точек
зрения достаточно сложно. Из проведенного анализа видно, что хотя категории
государственный сектор и государственная собственность являются
взаимно-пересекающимися, однако они не идентичны [30,с.5].