Курсовая с практикой на тему Государственный кредит
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретико-правовые
основы государственного кредита в Российской Федерации 6
1.1 Понятие и роль
государственного кредита в социально-экономическом развитии государства. 6
1.2 Виды и формы
государственных кредитов и займов. 8
1.3 Методы и приемы
управления государственным долгом. 11
2 Анализ государственных
кредитов и займов в Российской Федерации за период 2017-2019 гг. 19
2.1 Анализ государственных
кредитов и займов в Российской Федерации за период 2017-2019 гг. 19
2.2 Анализ государственного
внешнего и внутреннего долга. 21
3. Тенденции и
перспективные направления развития государственного кредита в целях
социально-экономического развития государства. 25
3.1 Основные проблемы
использования государственного кредита и управления государственным долгом
государства. 25
3.2 Направления
совершенствования системы государственного кредита и снижения уровня государственного
долга. 28
Заключение. 30
Список использованной
литературы.. 31
Введение:
Актуальность темы. В условиях рыночной экономики
институт государственного кредита приобретает все более важное значение в
составе финансовой системы страны. Это связано с бурным развитием сферы
кредитных отношений в целом в условиях демократии и конкурентной среды,
появлением новых форм привлечения кредитных ресурсов и гибкой системы кредитных
инструментов, повышением роли кредитных рынков и формированием соответствующей
инфраструктуры, а, следовательно, — ростом объема кредитных операций с участием
государства. Указанное обусловливает целесообразность теоретического
обоснования сущности государственного кредита, исследования его особенностей и
структуры с применением системного подхода
Отмечая высокий уровень научных достижений, следует
отметить, что научные исследования в области государственного кредита связаны
преимущественно с проблемами бюджетного дефицита и государственного долга. То
есть, внимание акцентируется только на кредитных отношениях, в которых
государство является заемщиком.
Поскольку
государственный кредит — это совокупность отношений, в которых государство
выступает в качестве заемщика средств, кредитора или гаранта, вопросы
государственного кредита следует исследовать комплексно, учитывая то, что
государство одновременно предоставляет кредиты и берет в долг временно
свободные средства. При этом кредитные отношения, в которых она выступает
заемщиком, существенно отличаются от тех, в которых государство выступает
кредитором или гарантом возврата кредитов, по целям, методам и социально-экономическими
последствиями. Поэтому все три основные составляющие системы
государственного кредита требующих исследования и обоснования.
Вместе с тем, можно отметить некоторые особенности
государственного кредита, которые являются общими для всех составляющих
системы.
В связи с тем, что в исследованиях вопросам
государственного кредита основу составляют проблемы привлечения государством
кредитов для покрытия бюджетного дефицита и управления государственным долгом,
а другим составляющим системы государственного кредита не уделяется должное
внимание, в научной литературе государственный кредит иногда интерпретируется
как отношения, в которых государство выступает лишь заемщиком.
С целью формирования соответствующего понятийного аппарата
финансовой науки необходимо избегать неоднозначности трактовки основных
финансовых терминов, к которым, безусловно, относится и государственный кредит.
В современных условиях в решении проблемы сбалансированности
бюджетов различных уровней, стимулирования экономического роста, а также поиск
более совершенных способов финансирования бюджетного дефицита значительное
место принадлежит государственному кредиту
Рассматривая государственный кредит как сложную
экономическую категорию, следует отметить, что он находится на стыке двух видов
денежных отношений — финансов и кредита, при этом совмещая их отличительные
особенности. Характеризуя государственный кредит с точки зрения финансов,
следует отметить, что он занимает важное место в системе финансовых отношений,
вобрав в себя их механизмы, направления и аспекты.
Таким образом, целью данной курсовой работы является
исследование сущности и особенностей государственного кредита, систематизация
кредитных отношений с участием государства и характеристика выделенных
составляющих системы, а также расстановка семантических акцентов в формулировке
определения государственного кредита.
Объектом исследования выступили общественные отношения,
складывающиеся в сфере регулирования государственного кредита субъекта РФ.
Предмет исследования составляет совокупность норм
законодательства РФ и субъектов РФ, регулирующих отношения, складывающиеся в
области государственного кредита субъекта РФ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
¾
Изучить понятие и роль государственного кредита
в социально-экономическом развитии государства;
¾
Рассмотреть виды и формы государственных
кредитов и займов;
¾
Проанализировать методы и приемы управления
государственным долгом;
¾
Охарактеризовать динамику и структуру
предоставления государственных кредитов и займов;
¾
Проанализировать государственный внешний и
внутренний долг;
¾
Описать основные проблемы использования
государственного кредита и управления государственным долгом государства.
Курсовая
работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся
цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Трех глав, заключения и
списка использованной литературы.
Заключение:
Проведенное
исследование особенностей государственного кредита, позволяет предложить
определение: государственный кредит — это система кредитных отношений с
участием государства по поводу предоставления временно свободных средств в
пользование на условиях возвратности с расчетом на выгоду (иногда — по поводу
отсрочки платежа), в которых государство выступает в качестве заемщика,
кредитора и гаранта. Отличием данного определения является то, что
государственный кредит рассматривается как система кредитных отношений, в
которых государство одновременно является и заемщиком, и кредитором, и
гарантом.
В современных условиях в решении проблемы сбалансированности
бюджетов различных уровней, стимулирования экономического роста, а также поиск
более совершенных способов финансирования бюджетного дефицита значительное
место принадлежит государственному кредиту. Рассматривая государственный кредит
как сложную экономическую категорию, следует отметить, что он находится на
стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита, при этом совмещая их
отличительные особенности.
Фрагмент текста работы:
1.
Теоретико-правовые основы государственного кредита в Российской Федерации 1.1 Понятие и роль
государственного кредита в социально-экономическом развитии государства В экономической литературе существует много подходов к
определению понятия «государственный кредит» за его экономической
сущностью.
Государственный кредит является структурным компонентом
государственных финансов любой страны с развитыми рыночными отношениями, от его
состояния зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста
экономики, место страны на мировой арене [7].
Целесообразность использования государственного кредита для
формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия
бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями
для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с
валютными мерами (например, эмиссией денег) балансирования доходов и
расходов правительства. Это достигается перемещением спроса от физических
и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного
спроса и количества денег в обращении [22].
Государственный кредит — совокупность отношений, в
которых государство выступает в качестве заемщика средств, кредитора и гаранта [9,
с. 76].
Государственный кредит — совокупность экономических
отношений между государством в лице органов власти и управления, с одной
стороны, и резидентами и нерезидентами — другого, при которых государство
традиционно выступает в роли заемщика (реже кредитора и гаранта). Государственный кредит — это отношения
между государством и другими экономическими субъектами по поводу мобилизации
дополнительных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА.. 5
1.1. Понятие, сущность и функции государственного
кредита. 5
1.2. Формы государственного кредита. 10
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА.. 14
2.1. Анализ состояния государственного кредита. 14
2.2. Проблемы и перспективы развития
государственного кредита. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
Введение:
Актуальность темы
курсовой работы состоит в том, что для урегулирования задолженности на
общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры кредита,
возможностей по погашению долга, срочности и целесообразности ведения
переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы госдолга необходимо
активно использовать теоретические наработки в этой области. Государственный
кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения
проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. В условиях развитых
товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих
расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на
заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.
Уникальный способ их получения – государственный кредит, выражающий отношения
между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по
поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в
руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а
население, предприятия и организации – кредиторами.
Объектом
исследования в курсовой работе являются общественные и экономические отношения,
связанные с развитием государственного кредита.
Предметом
исследования в курсовой работе являются механизмы развития государственного
кредита.
Цель
курсовой работы: анализ проблем и перспектив развития государственного кредита.
Для
достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач курсовой
работы:
—
раскрыть понятие, сущность и
функции государственного кредита;
—
изучить формы государственного
кредита;
—
провести анализ состояния
государственного кредита;
—
выявить проблемы и перспективы
развития государственного кредита.
Методологическую основу
курсовой работы составили общенаучные, а также частные методы познания:
сравнительно-правовой, системно-структурный, конкретно-социологический,
формально-логический, логико-юридический, статистического анализа и обобщения.
При осуществлении исследования применялись такие методы, как анализ, синтез,
индукция и дедукция, а также наблюдение, сравнение, моделирование.
Нормативную
базу курсовой работы
составили Конституция РФ [1], федеральные законы РФ.
Теоретическая значимость курсовой работы обоснована спецификой современного этапа развития государственного кредита.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что основные теоретико-методологические
положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при
совершенствовании развития
государственного кредита.
Структурно курсовая
работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к оформлению, и состоит из
введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой
работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая и
нормативная основа курсовой работы.
В первой главе курсовой работы
изучены теоретические основы развития государственного кредита.
Во второй главе курсовой
работы проведен анализ практических особенностей развития государственного
кредита.
В заключении обобщены
результаты курсовой работы.
Заключение:
Проведенное
исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать
основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках
представленной темы.
1. Государственный кредит является совокупностью отношений
между государством, с одной стороны, выступающим в них в качестве заемщика или
гаранта, и физическими лицами, организациями, иностранными государствами или
международными организациями — с другой, в качестве займодателей или
кредиторов. Такого рода отношения складываются на основе кредитно-денежных
отношений, а, следовательно, на принципах кредита — срочность, возвратность и
платность.
Государственный кредит, являясь одним из главных средств
увеличения финансовых возможностей государства, выступает фактором
социально-экономического процветания страны. Государственный кредит, если он
использует финансовые средства по назначению, вполне полезный и необходимый
инструмент коррекции макроэкономики и решения государственных задач.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет
контрольную, регулирующую и распределительную функции. Вступая в кредитные
отношения, государство воздействует на процесс денежного обращения,
производства, уровень занятости населения, то есть в целом на финансовую
политику.
2. Применительно к России, государственный кредит как форма
долговых обязательств может существовать в следующих формах:
— кредитные соглашения, которые заключены государством как
заемщиком и уже приведенными лицами как кредиторами;
— долговые ценные бумаги, которые выпускаются от имени
Российской Федерации;
— государственные гарантии и договоры поручительства
Российской Федерации по обеспечению долговых обязательств третьих лиц;
— различные соглашения, связанные с пролонгацией и
реструктуризацией и др.
Государственный кредит как кредитно-финансовый инструмент
может быть использован государством в целях решения тех или иных
экономико-социальных или политических ситуаций и изменений.
3. В формировании бюджетной политики Российской Федерации в
современных условиях очень высока роль государственного кредита.
Централизованные финансовые отношения пронизаны кредитными отношениями, что
свидетельствует о тесной взаимосвязи и взаимозависимости категорий "финансы”
и "кредит”.
Финансирование структурного дефицита федерального бюджета РФ
осуществляется в целях обеспечения устойчивого роста российской экономики,
повышения качества жизни населения.
4. Несмотря на отрицательное значение государственного кредита
РФ, существует ряд проблем, требующих особого внимания со стороны правительства
страны в вопросе управления долговыми обязательствами. Невзирая на приемлемый
уровень государственного кредита, накопленная Россией сумма в настоящее время
препятствует должному социально-экономическому развитию страны, а принимаемые в
стране меры по накоплению средств на обеспечение долговых обязательств несут
значительную угрозу стабильности бюджетной системы и экономической безопасности
Российской Федерации.
Совершенствование форм и инструментов государственного
кредита оказывает положительное воздействие на достижение экономических,
социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием
социально — экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
1.1. Понятие, сущность и функции государственного кредита Кредит выступает как одна из форм движения ссудного капитала.
Ссудным капиталом являются денежные средства, предоставляемые в ссуду и
обладающие такими качествами как срочность, возвратность, платность.
Особенности кругооборота капитала порождают необходимость
кредита. Так, у одних хозяйствующих субъектов за определенный период
наблюдаются свободные деньги, а у других возникает потребность в денежных
средствах, которая может быть удовлетворена с помощью кредита. Спрос на ссудный
капитал весьма динамичен и зависит от многих факторов:
1. уровень развития экономики страны;
2. состояние рынка ссудных капиталов на мировом
уровне;
3. социальная и политическая стабильность;
4. фаза экономического цикла;
5. уровень благоприятности инвестиционного климата в
стране.
Итак, кредитная форма финансирования прочно вошла в
повседневную жизнь всех и каждого. Потребительский кредит, кредитная карта —
все эти услуги предлагают в основном акционерные банки, поэтому чаще всего под
кредитными отношениями понимаются общественные отношения, сторонами которых
является банк с одно стороны и физическое или юридическое лицо – с другой.
Однако существует ещё одна структура, которая также может быть непосредственным
участником кредитных правоотношений, — это государство, его субъекты либо
муниципальное образование в лице органов власти соответствующего уровня.
Государственным кредитом в таком случае называют систему экономических
отношений между государством с одной стороны и физическими и юридическими
лицами, иностранными государствами или международными организациями — с другой.
По нашему мнению, государственный кредит — это система
денежных отношений, возникающая посредством привлечения государством свободных
денежных средств граждан и юридических лиц, на добровольных началах.
Неравномерность выплаты заработной платы, накопление денежных средств в целях
приобретения дорогостоящих вещей — причины возникновения у граждан свободных
денежных средств [2, c.57].
Государственный кредит как кредитно-финансовый инструмент
может быть использован государством в целях решения тех или иных
экономико-социальных или политических ситуаций и изменений.
Государственный кредит необходим для решения таких задач,
как:
1. экстренное привлечение финансовых ресурсов,
необходимое для покрытия государственных расходов и во избежание дефицита
бюджета;
2. регулирование тех или иных микро- и
макроэкономических процессов в экономике страны;
3. воздействие на социальную или денежно-кредитную
политику (ярким примером может быть необходимость сдерживания инфляции путем
выпуска ценных бумаг и вывода объема наличностей из оборота страны) и др.
Формами управления государства своим государственным кредитом
могут являться:
1. непосредственное погашение государственного
долга;
2. выпуск и размещение новых ценных бумаг (с целью
привлечения новых средств для погашения старых долговых обязательств);
3. регулирование порядков, условий, форм
предоставления и взятия государством кредитов и займов и др.
Смысл наличия власти в государстве — гарантия безопасности
его граждан. Поэтому одна из важнейших задач федерального центра в обозримом
будущем продемонстрировать населению регионов России свою необходимость. В свою
очередь региональные власти в федеративном государстве также имеют свой
специфический круг вопросов, касающихся удовлетворения потребностей граждан,
прежде всего тех, которые связаны с особенностями того или иного региона и его
частными проблемами [3, c.98].
В случае непредвиденного дефицита бюджета, а также внезапно
возникших потребностей, например, таких, как дополнительная электрификация
Республики Крым и строительство соответствующего моста, государству приходится
прибегать к помощи бизнеса, а иногда и просто населения, применяя такой
инструмент дополнительного финансирования государственных расходов, как
государственный кредит, где государство выступает одновременно и заемщиком, и
гарантом исполнения обязательств.
Помимо самого населения и бизнеса, находящегося внутри
страны, государство может занять или одолжить средства и у другого государства,
а значит приобрести статус как заемщика, так и кредитора.
Возможен и третий вариант государственных кредитных правоотношений,
когда государство выступает сугубо в роли гаранта, то есть берет на себя
обязательства возвратить средства, занятые каким-либо хозяйствующим субъектом,
действующим в государственных интересах, в случае его неплатежеспособности.
В силу того, что в отношениях по государственному
кредитованию напрямую задействованы бюджетные средства данные отношения относят
к финансовым, которые являются вторичными так как распределяют валовый продукт
повторно.
В основном в государственном кредитовании участвуют свободные
средства населения и бизнеса, однако иногда такое кредитование применялось на
принудительной основе, речь идет в частности о государственных займах в
Советском Союзе, которые государство не погасило до сих пор в полном объеме. В
идеале, причиной использования государственного кредита выступают растущие
потребности общества, такие как необходимость улучшения качества дорог, ремонт
зданий, принадлежащих образовательным учреждениям, расселение граждан из
ветхого жилья, но иногда причины могут быть и прямо противоположными, как
финансирование разрешения военных конфликтов в сопредельных государствах, или
экстренно возникшими как борьба с пандемией COVID-19.
Доход государства всегда ограничен возможностями
налогообложения. В связи с этим «в случае наличия свободных финансовых активов
у населения, предприятий или иных хозяйствующих субъектов государство может
прибегнуть к государственному кредитованию».
Государственный кредит помогает избежать многих отрицательных
последствий для экономики государства, в отличие от других инструментов решения
государственных проблем, так как не увеличивает денежную массу в стране, а,
следовательно, не провоцирует ускорение темпов инфляции.
Далее рассмотрим функции государственного кредита.
Главной из них выступает рациональное распределение
незадействованных финансовых ресурсов на благо государства и общества. В
расходной части бюджета Российской Федерации почти всегда закладываются
средства в расходной части, необходимые для погашения государственных кредитов.
Кредитные средства распределяются между федеральным и
региональными бюджетами, а также бюджетами муниципальных образований; между
международными банками и бюджетом Российской Федерации; между иностранными
частными кредиторами и заемщиками и государственными бюджетами и т.д.
«Именно в рамках данной функции происходит формирование и использование
централизованных фондов денежных средств» [8, c.125].
Вторая функция (контрольная) заключается в организации
контроля и надзора со стороны государства в лице его на то уполномоченных
органов, за потоком денежных средств, задействованных в государственном
кредитовании. Основными критериями контроля выступают целевое назначение и
рациональность траты средств, полученных по государственному кредиту. Здесь
контролируются: движение денежных средств; соблюдение условий кредита; целевое
использование полученных средств непосредственно ответственными лицами.
И наконец последней из основных функций государственного
кредита выступает регулирующая. Для сдерживания отрицательных явлений во внутренней
экономике, государству часто приходится к рычагам финансового давления на
объемы денежного обращения, биржевые курсы акций и валют, а для этого нужны
средства.
Также «в рамках регулирующей функции осуществляется
воздействие на заемщиков, обязующихся эффективно использовать полученные от
государства бюджетные ссуды» [12, c.69].
Таким образом, следует отметить, что государственный кредит
является совокупностью отношений между государством, с одной стороны,
выступающим в них в качестве заемщика или гаранта, и физическими лицами,
организациями, иностранными государствами или международными организациями — с
другой, в качестве займодателей или кредиторов. Такого рода отношения
складываются на основе кредитно-денежных отношений, а, следовательно, на принципах
кредита — срочность, возвратность и платность.
Государственный кредит, являясь одним из главных средств
увеличения финансовых возможностей государства, выступает фактором
социально-экономического процветания страны. Государственный кредит, если он использует
финансовые средства по назначению, вполне полезный и необходимый инструмент
коррекции макроэкономики и решения государственных задач.
Главной целью государственного кредита является покрытие
дефицита бюджета. Обеспечивается постоянное непрерывное финансирование
потребностей государства.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет
контрольную, регулирующую и распределительную функции. Вступая в кредитные
отношения, государство воздействует на процесс денежного обращения,
производства, уровень занятости населения, то есть в целом на финансовую
политику.