Курсовая с практикой Экономические науки Финансы

Курсовая с практикой на тему Государственный долг России и проблемы его сокращения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ
ФОРМЫ И ВИДЫ.. 5

1.1. Сущность государственного долга и причины его возникновения. 5

1.2. Формы и виды государственного долга. 9

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЕГО СОКРАЩЕНИЯ. 14

2.1. Влияние внешних санкций на долговую политику России. 14

2.2. Современное состояние государственного внутреннего и внешнего долга
Российской Федерации. 18

2.3. Финансовые риски корпораций, связанные с государственной политикой по
выплате совокупного долга. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

  

Введение:

 

Данная работа посвящена изучению видов и форм
государственного долга.

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем,
что в настоящих условиях государственный долг находится в центре мировых
экономических проблем наряду с другими, что требует самого пристального
внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей
постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные
аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления,
обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на
развитие экономики страны.

Очевидно, что государство может и должно брать в долг
на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг
является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов —
как физических, так и юридических лиц.

Вопрос о государственном долге связан с самим фактом
непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Участие
это в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного
механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной
занятости и стабильного уровня цен. Практически в эффективной, нормально
развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой
проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный
долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся
экономика и модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том
числе государственных. Однако государственный долг растет и в стагнирующей
экономике, в которой спад производства в течение длительного времени
предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае
основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы
финансирования государственного долга. В связи с этим изучение проблем
государственного долга на современном этапе представляется актуальной задачей.

Цель работы – изучить виды и формы государственного
долга, выявить особенности его формирования на современном этапе.

Задачи исследования:

1) рассмотреть сущность государственного долга и
причины его возникновения;

2) рассмотреть формы и виды государственного долга;

3) выявить особенности влияния внешних санкций на
долговую политику России;

4) рассмотреть современное состояние государственного
внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

5) обосновать финансовые риски корпораций, связанные с
государственной политикой по выплате совокупного долга.

Объект исследования – финансы государства.

Предмет исследования – организационно-методические
условия управления государственным долгом.

В работе использованы такие методы, как анализ,
синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.

По структуре работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования
посвящена рассмотрению содержания государственного долга: основных форм и видов.
Во второй главе работы нами рассматриваются практические аспекты управления
государственным долгом и пути его сокращения.

Источниковую базу исследования составили материалы
научной периодики, а также материалы научно-практических конференций,
посвященные вопросам государственного долга, опубликованные за последние 5 лет.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного
исследования мы можем сделать следующие выводы:

1) Государственный долг —
совокупность дефицита государственного бюджета за определённый’ период. Это
экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе
Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга, как
долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими
лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными
субъектами международного права.

2) Рассмотрены формы и виды
государственного долга. Существуют различные формы и виды государственного
долга. Различают капитальный государственный долг — это вся сумма выпущенных и
непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты,
которые должны быть, выплачены по этим обязательствам; текущий государственный
долг — это расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению
обязательств, срок которых наступил; внешний государственный долг — это взаймы
государства у граждан и организаций за рубежом, то есть долг перед
нерезидентами. Внутренний долг РФ — это то, что государство взяло взаймы для
финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны, долг перед
резидентами. Внешний долг складывается из задолженностей: международным
организациям развития; зарубежным учреждениям управления; прочая внешняя
задолженность; корректировка, связанная с различиями в стоимостных оценках. Выбирать
между внутренним и внешним долгом можно, когда есть альтернатива — ликвидный и
хорошо функционирующий внутренний рынок государственных ценных бумаг.

3) Рассмотрено влияние внешних
санкций на долговую политику России. Санкционный режим хотя и заставил
Правительство РФ внести определенные коррективы в долговую политику страны, но
не перекрыл полностью доступ России к долговым ресурсам международного
финансового рынка.

4) Рассмотрено современное
состояние государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации.
Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2020 года
составил 13 567,33 млрд. рублей и увеличился по сравнению с объемом на 1 января
2019 года на 976,03 млрд. рублей. Увеличение обусловлено ростом
государственного внутреннего долга на 995,53 млрд. рублей или на 9,8 %,
произошло снижение государственного внешнего долга в рублевом эквиваленте — на
19,5 млрд. рублей, или на 0,6 %. Проведен в динамике анализ факторов, влияющих
на его увеличение и уменьшение. Сравниваются основные виды государственных
ценных бумаг. Дана оценка эффективности использования государственного
внутреннего долга. Подчеркивается важность и необходимость разработки и
реализации эффективной долговой политики.

По результатам анализа современного
состояния государственного долга, сделан вывод, что, не смотря на увеличение
уровня государственного долга в 2020 году, прогнозируемый размер
государственного долга сохранится на безопасном уровне, ниже 20% ВВП. Данной
оценки придерживаются правительство, международные инвесторы и рейтинговые
агентства, подтвердившие кредитный рейтинг России на инвестиционном уровне.

5) Рассмотрены финансовые риски
корпораций, связанные с государственной политикой по выплате совокупного долга.
В условиях минимального и стабильного государственного долга, корпорации смогут
осуществлять свою деятельность в благоприятной среде. Сегодня страны, для того,
чтобы погасить свой долг используют различные методы или их сочетание. Это
уменьшает финансовые риски корпораций и повышает эффективность их деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ 1.1. Сущность государственного
долга и причины его возникновения До настоящего времени долговая политика России
изменялась несколько раз. После распада СССР Российская Федерация приняла на
себя все его внешние долговые обязательства в размере свыше 100 млрд долл. США,
в то время как ее новая внешняя задолженность (т.е. долги, сформировавшиеся
после 1 января 1992 г.) начала накапливаться за счет получения кредитов
международных финансовых организаций, двусторонних кредитов, предоставленных
правительствами других стран, и эмитированных на международном финансовом рынке
еврооблигаций. В результате активного использования международных финансовых
ресурсов к началу 1998 г. государственный внешний долг России (без учета
внешней задолженности СССР) достиг 53,3 млрд долл. США (в пять с лишним раз
больше по сравнению с началом 1994 г.) и на него, по нашим расчетам, основанным
на статистических данных Минфина России и Банка России, приходилось 35-40% в
структуре совокупного государственного долга страны [1, c. 39].

Девальвация рубля в результате дефолта в августе 1998
г. привела к положительному изменению внешнеторгового баланса страны. Быстрый
рост цен на международном рынке энергоносителей способствовал увеличению доли
российского экспорта в ВВП при заметном снижении доли импорта. У российских
производителей появилась возможность конкурировать своей продукцией с
импортными товарами внутри страны.

В начале XXI в. в результате улучшения
макроэкономической ситуации в стране у российских органов государственного
управления отсутствовала необходимость в осуществлении крупномасштабных внешних
заимствований. Центр тяжести государственной долговой политики сместился в
сторону внутренних заимствований. В результате в 1998-2008 гг. российский
внешний государственный долг (с учетом внешней задолженности СССР) уменьшился
более чем 5 раз, а российский внутренний государственный долг за тот же период
увеличился в 2,6 раза [2, c. 53].

Ликвидация последствий финансово-экономического
кризиса 2008-2009 гг. потребовала значительного увеличения государственных
расходов, и Правительством РФ, также, как и в начале 1990-х гг., был сделан
акцент на внешних источниках финансирования в целях стабилизации
государственного бюджета. В итоге удельный вес государственного долга в
структуре совокупного российского внешнего долга в посткризисный период снова
начал увеличиваться (с 6,1% в начале 2009 г. до 8,5% в начале 2014 г.).

В целом в 2009-2014 гг. совокупный российский внешний
долг вырос в 1,5 раза. Особенно быстро (почти на 15%) он увеличился в 2013 г.,
достигнув почти 729 млрд долл. США. Однако около 90% внешнего долга приходилось
на обязательства банков и компаний. Быстрое увеличение российского
корпоративного внешнего долга началось с 2005 г. на фоне имевшихся
благоприятных условий для внешних заимствований (в 2005-2014 гг. он вырос в
шесть раз). Растущий объем внешней корпоративной задолженности вызвал серьезное
беспокойство в российской научной среде и был образно назван «петлей на шее»
национальной экономики [3, c. 15].

Несмотря на некоторое повышение удельного веса
государственного долга в структуре совокупного российского внешнего долга в
посткризисный период, к началу 2014 г. на внешний долг приходилось примерно 25%
совокупного государственного долга страны. Это свидетельствовало о растущей
роли государственных заимствований на внутреннем финансовом рынке страны, хотя
за международным долговым финансированием по-прежнему сохранялось заметное
место в долговой политике страны.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1.Экономическое и правовое содержание государственного долга, его виды 5
1.2.Задачи и инструменты регулирования государственного долга 10
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РФ 15
2.1. Сравнительный анализ государственного долга в мире и РФ 15
2.2. Динамика государственного долга РФ по годам 17
2.3. Тенденции управления государственным долгом в РФ 22
2.4. Направления долговой политики в РФ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

  

Введение:

 

В идеале государственный бюджет всегда должен быть сбалансирован, однако в силу действия различных экзогенных и эндогенных факторов зачастую возникает ситуация, когда доходы бюджета не покрывают все необходимые расходы, в результате чего возникает необходимость осуществления государственных заимствований.
Важность эффективного управления государственным долгом с целью финансового обеспечения действующих и принимаемых расходных обязательств обусловлена тем, что устойчивость и сбалансированность финансовой системы государства — необходимое условие не только успешного социально-экономического развития, но и основа национальной безопасности и суверенитета.
Государственный долг представляет собой совокупность финансовых заимствований (долговых обязательств) государства, осуществленных для покрытия дефицита бюджета.
Вместе с тем представляется, что в некоторых случаях эмиссия государственных и ценных бумаг может быть произведена не только в целях вынужденного покрытия дефицита бюджета: так, облигационное финансирование и наращивание долга может быть использовано в качестве инвестиционного инструмента, если стоимость привлечения ресурсов позволяет обеспечить максимально эффективное финансирование государственных программ инвестиционного и инновационного характера.
В том числе, нужно подчеркнуть, невзирая на то, что РФ направлена на то, чтобы ввести осторожную политику заимствования, в мировой экономике есть много примеров государств, которые используют этот способ финансирования бюджетов и обеспечить экономический рост (Япония, США и т.д.)
Проблема оценки социально-экономических последствий государственных заимствований для хозяйства страны остается дискуссионной. С одной стороны, расходование привлеченных средств исключительно на примитивное текущее потребление лишь превращает его бремя для будущих поколений; с другой же стороны, эффективная система управления долгом позволяет осуществлять обоснованные и управляемые заимствования, большая часть которых направляется на нахождение новых драйверов экономического роста и формирование капитала, который в дальнейшем будет передан будущим поколениям.
Результативное управление государственным долгом представляет собой одну из наиболее актуальную и сложную проблему для нынешней отечественной экономики.
Целью работы является изучение сущности государственного долга, а также проблем его сокращения.
Задачи:
— раскрыть теоретические основы государственного долга;
— анализировать государственный дол в РФ;
— исследовать тенденции управления государственным долгом в РФ.
Объектом выступает государственный долг Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность экономических отношений по поводу регулирования государственного долга Российской федерации в современных условиях.
Методы исследования: метод анализа и синтеза, метод сравнения и классификации, метод дедукции и индукции.
Информационной базой работы послужили нормативные документы, учебные пособия, периодические издания, Интернет-ресурсы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Государственный долг представляет собой инструмент управления экономикой страны, а также источником дополнительного финанси-рования нужд государства при бюджетном дефиците. Источниками госу-дарственного кредита являются как внутренние займы, так и внешние.
Внутренний долг России за исследуемый период постепенно увеличивается, со значительными увеличениями сначала в 2012 г. на 1250,2 млрд. руб., затем в 2014 сразу на 1519 млрд. руб., незначительно сокращался в 2018 году на 756,4 млрд. руб., к началу 2019 года достиг рекордных значений 9176,4 млрд. руб., увеличившись при этом на 1929,3 млрд. руб.
Внешний долг Российской Федерации имеет динамику снижения за анализируемый период, значительно умень­шился за 2015-2016 год на 4353,4 млн. долл. США, к 01.01.2019 г. эта тенденция привела к 49156,5 млн. долл. США, что на 6637,7 млн. меньше, чем в рекордном 2014 г.
Обеспечение экономического рост в России может быть возможным не только в случае благоприятной конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей или в случае проведения быстрой, экономичной (что само по себе является маловероятным) и максимально эффективной структурной перестройки экономики, но и через наращивание государственного долга, поскольку само по себе наращивание долга является инструментом финансирования.
Однако в этом случае вновь встает вопрос определения направлений для применения привлеченных средств, выбора оптимальных программ инновационного развития и наращения человеческого капитала и совершенствования систем бюджетного и финансового контроля, поскольку безрассудное наращивание государственного долга при неэффективном инвестировании полученных средств в конечном итоге может привести к невозможности выполнения условий договоров займа — дефолту.
Центральной причиной осуществления государственных заимствований является проблема необеспеченности планируемых бюджетных расходов доходами бюджета, вызываемая как слабостью национальной валюты, неэффективностью экономической политики, недостаточным финансовым и бюджетным контролем, так и изменениями во внешнеэкономической деятельности стран из-за трансформаций на мировых торговых рынках.
Важность решения вопросов долгового финансирования дефицита бюджета РФ обусловлена как необходимостью привлечения инвестиционных ресурсов для осуществления масштабных инновационных и инфраструктурных преобразований, так и изменением ценовой конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей и принятием антироссийских экономических санкций.
Согласно основным направлениям долговой политики Российской Федерации вне зависимости от внешних и внутренних условий функционирования, основные усилия государственной долговой политики направлены на достижение заявленных социально-экономических целей и задач. Планируется дальнейшее снижение объема внешнего долга за счет выпуска ценных бумаг и прочих внутренних заимствований. Исходя из вышеуказанного объем долговых обязательств перед внутренними и внешними кредиторами будет находиться в пределах, которые исключают появление угрозы долговой устойчивости Российской Федерации. Заемная политика будет направ­лена на обеспечение безусловной платежеспособности Российской Федерации.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1.Экономическое и правовое содержание государственного долга, его виды

Государственный долг в условиях рыночных отношений представляет собой важный макроэкономический фактор, который оказывает существенное влияние на национальную экономику. Государственный долг РФ является долговыми обязательствами страны, ее субъектов, в том числе, муниципальных образований, перед юридическим и физическим лицом, иностранным государством, международной организацией и иным субъектом международного права.
Государственный долг обеспечивается всем принадлежащим государству имуществом, составляющим государственную казну. Государственный долг Российской Федерации является совокупностью долгового обязательства, обеспечивающееся всем принадлежащим имуществом, которое составляет казну .
Также нужно сказать то, в соответствии с БК РФ государственный долг является источником того, чтобы финансировать дефициты бюджета, изложен состав классификации бюджета, и один из компонентов заключается в источнике того, чтобы финансировать бюджетный дефицит .
Вместе с этим источники того, чтобы финансировать дефициты бюджета делятся на две группы: внешние и внутренние. Определенный список источников того, чтобы финансировать бюджетный дефицит утверждается законом либо решением о соответствующих бюджетах при утверждении источника финансирования дефицитов бюджета.
Второй момент государственного долга Российской Федерации, представленный бюджетным законодательством (Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами о бюджете на определенный финансовый год и плановый период) характеризует его в структуре федерального бюджета как форму расходов, хотя анализ нормы, определяющей определение расходов, не указывает на то, что государственный долг включен в эту концепцию.
В статье 6 БК РФ раскрываются бюджетные расходы, и определяющие их как денежные выплаты, кроме средств, которые представляют собой источников того, чтобы финансировать бюджетный дефицит согласно с бюджетному законодательству.
В классификации расходов бюджета, которая представлена в п.3 ст.21 БК РФ, закрепляется в качестве одного из видов расходов того, чтобы обслуживать государственный и муниципальный долг, которое возможно по двум направлениям: обслуживать государственный внутренний и муниципальный долг; обслуживать государственный внешний долг.
Основная причина образования государственного долга, в первую очередь заключается в дефицит государственного бюджета, во-вторых, заключается в наличии свободных денежных средств от физического и юридического лица. Государственный долг классифицируется по многим критериям.
По критериям валюты, он подразделяется на внутренний и внешний: применительно к кредитам -внутренний долг, а валютный -к внешнему. В том числе, классифицируется государственный долг на капитальный и текущий. Капитальный долг-является суммой выпущенного и не погашенного долгового обязательства, включая проценты.
Текущий долг является задолженностью выплаты дохода и погашения обязательства. С точки зрения общественного долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) долгосрочные (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать 30 лет.
В том числе, государственный долг классифицируется по уровню, согласно которой он делится на долг РФ в общем, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Вместе с этим, нужно отмечать то, что к примеру, в случае если образовывается государственный долг на уровне субъекта РФ, РФ не будет нести ответственность по таком долговому обязательству.
Размер и структуры государственного внутреннего долга включается в программу государственного внутреннего заимствования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципального образования. Программа находится в документации, которая представляется в совокупности с проектом бюджета на очередной финансовый год .
Внутренний долг Российской Федерации условным образом делится на две группы: рыночную группу, которая существует в форме эмиссионной ценной бумаги (ОФЗ, ОГСЗ и др.); нерыночной группы, является средствами, которые выпущены для того, чтобы финансировать задолженность бюджета.
В случае, если происходит быстрый рост государственного внутреннего долга, то расходы по обслуживанию долга начинают превышать доходы от государственных ценных бумаг.
Поэтому государством в таких случаях, принимаются меры по стабилизации такой ситуации, которые имеют своей основной целью снижение таких затрат, к которым можно отнести:
 на российский рынок ценных бумаг привлекаются нерезиденты, путем открытия счетов типа «С» для покупки государственных ценных бумаг;
 еще одной мерой является -выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов;
 третья мера, которая в прошлом была использована –это выпуск еврооблигаций, который позволит перевести внутренний долг во внешний.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы