Курсовая с практикой на тему Государственный долг и методы управления им
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические и правовые основы государственного долга 5
1.1. Экономическая сущность и значение государственного долга в экономике страны 5
1.2. Классификация государственных заимствований 6
1.3. Правовое регулирование государственного долга 10
2. Управление государственным долгом 12
2.1. Система управления государственным долгом 12
2.2. Методы управления государственным долгом в России и за рубежом 15
3. Оценка управления государственным долгом в РФ 17
3.1. Причины возникновения и развития государственного долга РФ 17
3.2. Анализ структуры и динамики государственного долга РФ 18
3.3. Оценка долговой политики РФ 22
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение:
Государственный долг — это составная часть экономической системы, которая оказывает прямое и косвенное влияние на многие ее элементы. В частности, на государственный бюджет, денежно-кредитную и валютную системы, уровень инфляции, внутренние и внешние сбережения, иностранные инвестиции.
Управление государственным долгом, как направление финансовой политики государства, особую актуальность получило в связи с обострением геополитической напряженности в начале 2014 года. В условиях санкций со стороны США и Европейского Союза, связанных с ограничением доступа на финансовые рынки, потребовалась значительная мобилизация финансовых ресурсов на внутреннем рынке для обеспечения бесперебойного экономического развития страны.
Для экономик большинства стран в настоящее время характерным является наличие государственных внутренних и внешних долгов, причиной этого является недостаток ресурсов для удовлетворения потребностей страны и обеспечения выполнения государством своих функций.
Государственный долг играет немаловажную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу погашения, формирования и обслуживания государственного долга непосредственно влияет на государственные финансы, инвестиционный климат, денежное обращение и на развитие международных отношений между государствами. Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний. Глобальной проблемой всех государств является внешний долг. В свою очередь внешний долг — это составная часть государственного долга по внешним займам и долговым обязательствам перед нерезидентами. Внешний долг наиболее опасен для экономики государства, т.к. он предполагает необходимость рассчитываться ресурсами страны.
Поэтому определение влияния государственного долга на экономическое развитие России приобретает особую актуальность.
Объект исследования – государственный долг Российской Федерации.
Предмет исследования – государственная политика управления государственным долгом Российской Федерации и направления ее совершенствования.
Цель курсовой работы — провести анализ состояния государственного долга России.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть государственный долг как экономическую категорию.
2. Изучить теоретические аспекты государственного долга России.
3. Представить анализ динамики и структуры государственного долга Российской Федерации.
4. Проанализировать проблемы управления государственным долгом России.
Важную роль в теоретическом и эмпирическом исследовании проблематики государственного долга играют труды Б.И. Алехина, С.С. Жуковой, М.Ф. Орлова, А.З. Селезнева, И.П. Хоминич, Е.Н. Пахомовой, С.М. Борисова.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить то, что государственный долг как экономическая категория представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами — с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства.
Под государственным долгом Российской Федерации понимается совокупность всех долговых обязательств, которые обеспечиваются всем принадлежащим имуществом, составляющим казну.
Главными целями финансовой политики, проводимой РФ по урегулированию государственного долга являются:
— обеспечение стабильного обслуживания как внешнего, так и внутреннего государственного долга;
— совершенствование учета и мониторинга долга;
— внедрение новейших технологий по управлению и обслуживанию государственных займов.
Снижение объемов внешнего долга и системная замена его внутренним, формирование Стабилизационного фонда и Фонда государственного благосостояния, усовершенствование институциональных подходов к управлению Государственным долгом, безусловно, считается признаком эффективного управления и развития бюджетно-кредитной политики страны. Федеральные органы государственной власти применяют все полномочия по развитию прибыли федерального бюджета с целью закрытия долговых обязательств РФ и обслуживанию государственного долга страны. Предоставляя для Российской Федерации возможность получения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс определяет при этом процедуру установления количественных пределов таких обязательств и процедуру их выполнения.
Введенные против России санкции в 2014 г. и резко возросшая стоимость заимствований обозначили отчетливый тренд на снижение объемов долга, при этом необходимо отметить, что снижение объемов долга произошло в основном за счет внешнего долга, доля которого составила всего 5,61%, уменьшилась задолженность российских кредитных организаций, компаний небанковского сектора, органов государственного управления и самого Банка России.
Проблема обслуживания государственного долга находится постоянно в центре внимания Правительства РФ. Ее решение определяет стабильность национальной валюты, состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, уровень процентных ставок, инфляции. Однако стоит учитывать и попытки международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические и правовые основы государственного долга
1.1. Экономическая сущность и значение государственного долга в экономике страны
Проблема экономического отставания развивающихся стран, особенно проявляется в кризисе задолженности. Глобальная задолженность — одна из характерных особенностей современной мировой экономики. Сегодня в мире невозможно найти страну, которая способна была бы обходиться без долгов: внутренних или внешних. К первым, как правило, прибегают индустриально развитые страны, ко вторым — страны, которые развиваются.
Сегодня среди ученых-экономистов нет единого мнения относительно определения сущности государственного долга. Так, А.Ю. Жигаев считает, что «государственный долг — это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным внутренним займам, а также сумма финансовых обязательств страны в отношении иностранных кредиторов на определенную дату» [8, с. 43].
С.С. Жукова видит суть государственного долга в совокупности кредитно-финансовых отношений, возникающих в связи с перемещением капиталов из национального частного сектора или из-за границы в государственный бюджет на основе заимствования [9, с. 16].
М.Ф. Орлов утверждает: «Государственный долг — это сумма накопленных обязательств государства, включая проценты за пользование заемными средствами» [13, с. 81].
По нашему мнению, наиболее полным является определение, приведенное в [13]: «Государственный долг — это сумма финансовых обязательств сектора общего государственного управления, которые имеют форму договорных, по отношению к внутренним и внешним кредиторам, по возмещению привлеченных средств (полученных товаров, выполненных работ, оказанных услуг) и выплаты процентов (или без таковой выплаты)».
Большая государственная задолженность тяжелым бременем ложится на экономику страны. Чтобы рассчитаться с кредиторами, она вынуждена все больше ресурсов извлекать от потребностей социально-экономического развития. Это, в свою очередь, ведет к сокращению расходов государственного бюджета, сворачиванию капиталовложений и, как итог, к замедлению процессов воспроизводства.
Бремя государственного долга определяется не столько абсолютным объемом долга, сколько суммой платежей по его погашению, его отношением к валовому национальному продукту.
Если государственный долг растет быстрее, чем растет валовой внутренний продукт, то обслуживание государственного долга может осуществляться за счет накопления и потребления, то есть за счет снижения жизненного уровня населения.
Когда государственный долг растет в условиях прекращения роста ВВП или его падения, то последствия для страны-должника могут быть более негативными. Накопление долгов из года в год может привести к постепенному сползанию страны в долговую кабалу и даже поставить на повестку дня вопрос о будущей экономической независимости и потере политических позиций в мировом сотрудничестве.