Курсовая с практикой на тему Государственный долг и экономическая безопасность.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты исследования
государственного долга. 6
1.1 Государственный долг: причины и структура. 6
1.2 Влияние государственного долга на экономическую
стабильность. 8
ГЛАВА 2. Масштабы и динамика государственного долга РФ и
его влияния на экономическую безопасность страны.. 11
2.1. Оценка
динамики внешнего государственного долга РФ и его влияние на экономическую
безопасность. 11
2.2. Влияние
внутреннего долга на экономическую безопасность РФ.. 16
2.3 Стратегии
реструктуризации государственного долга. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
Введение:
Актуальность
исследования. В каждом государстве есть свои проблемы, требующие особого
внимания. Одним из них является государственный долг и его влияние на
функционирование экономики. Эта проблема стала одной из ведущих в ряде стран с
большими долгами. Наличие внутренних и внешних займов значительно ухудшает
социально-экономическое положение государства.
Деятельность
органов государственной власти в сфере экономики при составлении бюджета
сводится к тому, чтобы обеспечить все сферы общества необходимыми ресурсами.
Существует два основных типа бюджета: сбалансированный (тип бюджета, в котором
расходы равны доходам) и несбалансированный. Бюджет, в свою очередь, делится на
дефицит (расходы превышают доходы) и профицит (доходы превышают расходы). В
случае дефицита государственного бюджета страна вынуждена прибегать к долгу.
Проблема государственного займа связана с самим фактом непосредственного
участия страны в финансовой жизни общества. Такое участие в современных
условиях обусловлено проблемой формирования антиинфляционного механизма
финансового роста, суть которого заключается в обеспечении абсолютной занятости
и стабильного уровня стоимости. Практически в эффективной, нормально
формирующейся, стабильной экономике государственный долг отнюдь не считается
главной задачей развития и функционирования общества. Как правило,
государственный долг увеличивается на этапах интенсивного финансового роста,
так как развивающаяся экономика и модернизированное производство требуют
определенных инвестиций, в том числе государственных.
Экономические
кризисы приводят к сбоям не только в отраслях промышленности, но и к сбоям
государственной экономики в целом. Когда происходят экономические кризисы,
страна начинает искать пути решения этой проблемы: осуществлять
прогнозирование, аналитическую работу, разрабатывать планы и проекты для
разрешения этой ситуации. Также одним из способов решения проблемы являются
внутренние и внешние займы государства, которые превращаются в государственный
долг.
Государственный
долг — это общее количество финансовых займов, взятых государством для покрытия
дефицита бюджета. Сумма государственного долга выражается либо в национальной
валюте, либо в долларах США. Для объективного сравнения он указывается в
процентах от валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Он представляет собой
долг государства прошлых лет, взятый без учета профицита государственного
бюджета.
Актуальность
исследования заключается в том, что в настоящее время государственный долг всех
стран мира достиг 70% мирового ВВП, что имеет решающее значение для мировой
экономики.
Именно государственный
долг создает общее представление об экономике и финансах рассматриваемой
страны.
Целью данной
работы является изучение особенностей образования и последствий
государственного долга в современных условиях, влияние этих процессов на
экономическую стабильность страны.
Для достижения цели работы перед автором ставятся
следующие задачи:
— рассмотреть сущность государственного долга;
— проанализировать систему управления
государственным долгом России;
— выявить особенности управления государственным долгом
России.
Предметом
исследования работы являются экономические отношения и институциональные характеристики
государственного долга России.
Объектом исследования
выступает политика управления государственным долгом России.
Методы исследования в
работе: наблюдение; сравнение; расчет; измерение; обобщение; абстрагирование;
формализация; анализ.
Заключение:
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические
аспекты исследования государственного долга 1.1 Государственный
долг: причины и структура Среди ученых-экономистов до настоящего времени нет единого мнения
о понятии государственного долга.
Государственный долг формируется в основном за счет дефицита
государственного долга и имеет следующие этапы:
1) дефицит бюджета;
2) дефицитное финансирование (за счет заемных средств — займа):
а) государственные ценные бумаги,
б) займы правительств других стран и международных организаций.
На самом деле государственный долг формируется за счет:
— объективных факторов:
а) неблагоприятный инвестиционный климат в стране или регионе;
б) состав и фактическое состояние производства.
— субъективные факторы:
а) просчеты с введением реформ;
б) отсутствие по сути стратегии и развития финансового рынка.[1].
В современных экономических условиях практически все развитые
страны имеют определенный уровень дефицита государственного бюджета. Увеличение
темпов роста дефицита происходит в посткризисный период. Как правило, это
связано с объективной необходимостью выделения инвестиций для стабилизации
экономики.
Согласно рекомендациям МВФ, критерием для разделения
государственного долга на внешний и внутренний является принадлежность к
резиденту, которая определяется местом расположения центра экономических
интересов, а не местом регистрации или гражданства (можно отметить, что на
практике они часто совпадают). Соответственно, государственный долг перед
собственными резидентами считается внутренним.
Государственный внутренний долг — государственный долг,
регулируемый правовыми нормами в валюте Российской Федерации, неограниченному
кругу кредиторов, в том числе долговые обязательства в иностранной валюте
субъектов Российской Федерации только перед Российской Федерацией в рамках
используя адресные иностранные кредиты.
В ходе исследований национальной экономической безопасности нами
был разработан алгоритм индикативной оценки состояния государственного долга
(рис. 1.1), основанный на последовательном выполнении определенных операций. [1]
Колесник О. Управление бюджетным дефицитом // Мир финансов. – 2018. — №3-4
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические
аспекты исследования государственного долга 1.1 Государственный
долг: причины и структура Среди ученых-экономистов до настоящего времени нет единого мнения
о понятии государственного долга.
Государственный долг формируется в основном за счет дефицита
государственного долга и имеет следующие этапы:
1) дефицит бюджета;
2) дефицитное финансирование (за счет заемных средств — займа):
а) государственные ценные бумаги,
б) займы правительств других стран и международных организаций.
На самом деле государственный долг формируется за счет:
— объективных факторов:
а) неблагоприятный инвестиционный климат в стране или регионе;
б) состав и фактическое состояние производства.
— субъективные факторы:
а) просчеты с введением реформ;
б) отсутствие по сути стратегии и развития финансового рынка.[1].
В современных экономических условиях практически все развитые
страны имеют определенный уровень дефицита государственного бюджета. Увеличение
темпов роста дефицита происходит в посткризисный период. Как правило, это
связано с объективной необходимостью выделения инвестиций для стабилизации
экономики.
Согласно рекомендациям МВФ, критерием для разделения
государственного долга на внешний и внутренний является принадлежность к
резиденту, которая определяется местом расположения центра экономических
интересов, а не местом регистрации или гражданства (можно отметить, что на
практике они часто совпадают). Соответственно, государственный долг перед
собственными резидентами считается внутренним.
Государственный внутренний долг — государственный долг,
регулируемый правовыми нормами в валюте Российской Федерации, неограниченному
кругу кредиторов, в том числе долговые обязательства в иностранной валюте
субъектов Российской Федерации только перед Российской Федерацией в рамках
используя адресные иностранные кредиты.
В ходе исследований национальной экономической безопасности нами
был разработан алгоритм индикативной оценки состояния государственного долга
(рис. 1.1), основанный на последовательном выполнении определенных операций. [1]
Колесник О. Управление бюджетным дефицитом // Мир финансов. – 2018. — №3-4
Содержание:
Введение. 3
1 Теоретические основы государственного долга и
его основные характеристики 5
1.1 Сущность и содержание государственного долга. 5
1.2 Виды государственного долга в Российской
Федерации. 10
2 Соотношение экономической безопасности и уровней
заимствований государства в Российской Федерации. 15
2.1 Показатели государственного долга как фактор
экономической безопасности Российской Федерации. 15
2.2 Охрана экономической безопасности в Российской
Федерации. 21
2.3 Способы сокращения государственного долга в
Российской Федерации. 24
Заключение. 28
Список использованных источников. 31
Введение:
Государственный долг играет
важную роль в развитии любого государства. Отношения по поводу формирования,
обслуживания, погашения государственного долга оказывают огромное влияние на
развитие государственных финансов, инвестиционный потенциал страны, денежное
обращение, структуру потребления и международное положение страны. Главной
причиной образования государственного долга является существование бюджетного
дефицита, который, в свою очередь, вынуждает государство проводить политику,
направленную на обеспечение сбалансированности доходов и расходов. Нет ни одной
страны, которая бы не сталкивалась с данной проблемой. Государственный долг —
это нормальное, естественное явление для любой страны.
Актуальность темы
обусловлена, тем, что государственный долг является основой финансовой устойчивости
страны и оказывает существенное влияние на экономическую безопасность страны в
целом. Для регулирования государственного долга необходим сложный, многогранный
анализ структуры долга, динамики, факторов влияющих на величину
государственного долга и возможностей его погашения.
Объектом исследования курсовой
работы является государственный долг.
Предметом исследования курсовой
работы являются общественные, правовые и экономические отношения, возникающие при
влиянии государственного долга на экономическую безопасность.
Целью курсовой работы является
анализ особенностей, современных проблем и перспектив влияния государственного
долга на экономическую безопасность.
Задачи курсовой работы:
— раскрыть сущность и
содержание государственного долга;
— изучить виды
государственного долга в Российской Федерации;
— проанализировать показатели
государственного долга как фактор экономической безопасности Российской
Федерации;
— рассмотреть охрану
экономической безопасности в Российской Федерации;
— охарактеризовать способы
сокращения государственного долга в Российской Федерации.
Методологическую основу
курсовой работы составляют диалектический метод познания, предполагающий
объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных
методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из
числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из
частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой,
проблемно-теоретический и др.
Теоретическая значимость курсовой
работы обоснована спецификой современного этапа влияния государственного долга
на экономическую безопасность.
Практическая значимость курсовой
работы заключается в том, что основные теоретико-методологические положения,
практические выводы и рекомендации могут быть использованы при сокращении
государственного долга в Российской Федерации.
Структурно курсовая работы
состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
Во введении курсовой
работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая
основа и значимость курсовой работы.
В первой главе курсовой
работы изучены теоретические основы государственного долга и его основные
характеристики.
Во второй главе курсовой
работы проведен анализ соотношения экономической безопасности и уровней
заимствований государства в Российской Федерации.
В заключении обобщены
результаты курсовой работы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.
Государственный долг
представляет собой систему экономических отношений, которые имеют форму
совокупных обязательств государства перед физическими и юридическими лицами, а
также другими государствами и обладают признаками властности, императивности,
возвратности, гарантированности. Данные отношения достаточно многообразны. К
примеру, их можно рассматривать по таким критериям, как валюта, резидентство,
объем, срок, форма и др. В функциональном назначении рассматриваемых отношений
можно выделить фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную и
стимулирующую составляющие.
Не наличие государственного
долга является проблемой для государства, а его природа, величина, сроки и
источники выполнения обязательств, а также направления использования
привлеченных средств.
Государственный долг
подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг означает, что средства,
которые привлекаются государством для осуществления государственных программ и
заказов, используемых в национальной валюте. Государственный внешний долг
Российской Федерации — это обязательства, которые возникают в иностранной
валюте, кроме обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед
Российской Федерацией, появляющихся в иностранной валюте в рамках использования
целевых иностранных заимствований.
Проанализировав всю ситуацию с
государственным внутренним и внешним долгом, можно сделать вывод, что ситуация
крайне непростая. Долг государства как и по субъектам Российской Федерации так
и с иностранными государствами очень велик и по ситуации на сегодняшний день,
можно сказать, что он будет продолжать расти, что, в свою очередь, повлечет
негативные последствия как на население страны, так и на государство в целом.
Причинами роста являются
многочисленные проблемы макроэкономического и политического характера. Решение
данных проблем позволит государству в ближайшие периоды приостановить рост
задолженности, а также перейти к политике снижения долга.
Долговые проблемы России
многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. В
силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению
проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов
кредиторов и заемщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне
неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов,
долговременных и краткосрочных тенденций. Глубина их воздействия настолько
велика, что ощущается до настоящего времени. Меры, включая масштабные внешние
заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли переломить тенденцию и
предотвратить наступление кризиса.
Безопасность в сфере
государственного долга является сложной системой, в которую вовлечены различные
государственные органы управления, институты развития и организации, наделенные
определенными полномочиями в реализации мер обеспечения национальной
безопасности в финансовой сфере. Эффективность реализуемых мер обусловлена
эффективностью деятельности всех уполномоченных инстанций, компетентностным поведением
руководителей и исполнителей. Целесообразно, в этой связи в мониторинге для
оценки предложенного нами к выделению отдельного сегмента «государственный
долг» оценивать качество работы ряда уполномоченных органов по достигнутым ими
показателям деятельности по обеспечению экономической (финансовой)
безопасности. С этой целью потребуется проведение глубокого функционального и
прогнозного анализа, и разработка его научно-методического обеспечения для
использования в системе мониторинга.
С точки зрения повышения
эффективности работы системы управления государственным долгом, устранения
существующих проблем и противоречий необходимо:
— принятие Концепции
управления государственным долгом;
— разработка как
среднесрочной, так и долгосрочной долговой политики в непосредственной связи с
денежно-кредитной и налогово-бюджетной политикой;
— продолжение работы по
созданию нормативной и организационной базы для учета и управления
задолженностью субъектов Российской Федерации;
— управление государственным
долгом должно быть тесно связано с управлением активами;
— разработать нормативное
обеспечение координации действий всех участников долговой политики;
— разработать и внедрить
систему показателей оценки эффективности управленческих решений в сфере
государственного долга;
— в правовом регулировании
нуждается порядок применения операций реструктуризации, обмена долговых
обязательств на инвестиции, акции и т. п., а также секьюритизации займов.
Реализация данных мероприятий
позволит в значительной степени урегулировать контроль за развитием динамики
государственного долга, сократить образование новых задолженностей, а также
уменьшить имеющиеся долговые обязательства.
Таким образом, в настоящее
время Россия имеет дефицитный бюджет. Увеличиваются суммы внутреннего и внешнего
государственного долга. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что
экономика РФ имеет тенденции к увеличению
долговых обязательств. Но, при надлежащем уровне контроля, государственный долг
перестает быть негативным факторов в экономической политике государства, а
принятие эффективных способов по сокращению долговых обязательств благоприятно
скажется на экономике России.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1 Сущность и
содержание государственного долга В современных условиях ни одна
экономика мира не обходится без государственных заимствований. Несмотря на то,
что в бюджетах государств сосредоточены огромные финансовые ресурсы, решение
возложенных на них задач требует дополнительного привлечение средств, в
результате которого образуется государственный долг. За прошедшее десятилетие в
мировой практике сформировались определенные тенденции и выработана система
привлечения государствами финансовых средств, как на краткосрочной, так и
долгосрочной основе. Российская Федерация не является исключением, вместе с тем
она имеет как положительный, так и отрицательный опыт привлечения
государственных займов.
Долговая политика является
неотъемлемой частью общей экономической политики государства, поскольку она
неразрывно связана с бюджетно-налоговыми отношениями [1, c.10].
С появлением государства
возникли такие категории как налоги, бюджет с его доходами и расходами. По мере
развития цивилизации возрастали общественные потребности, которые необходимо
было финансировать. В результате увеличивались и расширялись направления
государственных расходов.
Расходы росли опережающими
темпами по сравнению доходами. Возникший разрыв в балансе доходов и расходов
государства в виде бюджетного дефицита стали покрывать за счет займов. В
результате и возникла категория государственного долга в современном ее
понимании.
Уже с древнейших времен
государственный долг выполнял макроэкономическую функцию: при снижении
налоговых поступлений монархи прибегали к государственным заимствованиям, и
наоборот, в условиях роста налоговых платежей, объемы государственных займов
сокращались. Следовательно, государственный долг уже в средние века выступал
своего рода регулятором налоговой нагрузки на общество.