Курсовая с практикой на тему Государственный бюджет и проблемы его формирования в экономике России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ
2.1 Анализ состояния бюджета РФ в 2017-2020 годах
2.2 Особенности бюджетного процесса в условиях кризисных
явлений в экономике России
Приложение 1.
Формирование федерального бюджета за счет налоговых доходов
Заключение:
Государственный
бюджет играет важную роль в перераспределении ресурсов в соответствии с
общественных интересов. В условиях рыночного недостатка финансовых ресурсов для
эффективного их размещения применяется, как правило, высокая степень
перераспределения средств, тогда как в развитой рыночные системе наблюдается
уменьшение уровня налогообложения предприятий, передачи частным институтам
функций социальной защиты.
С
помощью бюджетно-налоговой политики осуществляется целевое направление средств,
которое невозможно по соображениям текущей экономической эффективности, но
имеет стратегическое значение для общества: расходы на государственное
управление, оборону, социальную защиту, науки и образование, неприбыльные
стратегически важные производства и тому подобное.
Современное
государство кроме выполнения своих непосредственных властных и социальных
функций несет ответственность за эффективное функционирование рыночной
экономики страны, что в конечном итоге обеспечивает национальную
конкурентоспособность. Поэтому государством осуществляется стимулирование
экономического развития, формирование структуры рынка капиталов, товаров и
услуг. Государственный бюджет является не только сметой поступлений и расходов,
а прежде всего — средством обеспечения макроэкономического сбалансирования и
экономического роста, финансовым планом, который, среди прочего,
предусматривает воссоздание условий для собственного финансирования в
долгосрочном периоде.
В
настоящее время состояние налоговой системы России можно оценить как
сложившееся и стабильное. Это вытекает из проведенного анализа налоговых
поступлений и мер по развитию налоговой системы в России. Налоговые органы РФ в
последние несколько лет ввели ряд информационных сервисов, сформировавших
условия для интерактивной работы с налогоплательщиками. Отрицательным моментом,
выявленным в ходе анализа, является то, что налоговая база большинства регионов
является недостаточной для самостоятельного выполнения основных функций. По
данным налоговой службы выявлено также, что присутствует задолженность по
налогам. При этом наибольшую долю в общей структуре задолженности составила
задолженность по федеральным налогам – 71,9%.
Для
устранения общих недостатков налоговой системы России необходимо, прежде всего,
приведение в соответствие бухгалтерского и налогового законодательства, что
позволит определять объекты налогообложения по данным бухгалтерского учета.
Кроме того важным является совершенствование системы контролю за начислением и
уплатой налогов. С этой целью необходимо оптимизировать количество и частоту
представления налоговой отчетности субъектами хозяйствования. Кроме того
разработать систему показателей отчетности, которая бы давала возможность
камеральными проверками устанавливать недостатки начисления и уплаты налогов.
По отношению к каждому виду налогов необходимо провести ретроспективный и
перспективный анализ их действия и выработать экономически обоснованный подход
относительно функционирования отдельного налога, а также взаимодействия их как
системы.
Фрагмент текста работы:
2.1 Анализ состояния бюджета РФ в 2017-2020 годах
Налоги
– основная составляющая бюджета в России. В статье 50 БК РФ указаны налоговые
доходы федерального бюджета. К некоторым из них относятся:
– налоги на прибыль организаций;
– налоги на прибыль организаций, которые
входят в соглашение о разделе продукции, закрепленное федеральным законом;
– налог на добавленную стоимость;
– акциз на табачные изделия;
– акциз
на бензин;
– налог на добычу полезных ископаемых,
включая газ, нефть;
– водный налог и др. [4].
Также
существует регулирование налоговых поступлений региональных бюджетов согласно
статье 56 БК РФ и бюджетов поселений согласно статье 61 БК РФ.
Главной
задачей государства является эффективное стимулирование налоговых поступлений в
консолидированный бюджет, чтобы сократить его дефицит, а также сокращение числа
уклонений от уплаты налогов. Так с 2014 года цифра дефицита бюджета начала
увеличиваться. Это было связано с ростом доходов, но в то же время и
увеличением расходов. Такая тенденция прослеживалась и в последующие годы
впредь до 2017. Динамика налоговых поступлений государственного бюджета РФ
представлены на рисунке 1.
Рисунок
1 — Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской
Федерации в 2017-2019 годах [2]
Согласно
данным, сумма налоговых и неналоговых доходов за 2 года увеличилась на 1933
млрд. руб. Структура налоговых поступлений в виде налога на прибыль
организаций, на доходы физических лиц и на имущество организаций также имеют
положительную динамику.
Так,
самый значительный рост показал налог на прибыль организаций, сбор которого на
1 января 2019 года составил 3104 млрд. руб. Прирост составляет 825 млрд. руб.,
несмотря на то, что налог так и не был повышен до 30%, так как Минфин РФ
посчитал, что такая мера может привести к увеличению издержек ведения бизнеса.
Это может иметь последствия в виде затормаживания темпов и объемов
производства, что скажется на экономическом развитии страны и, естественно,
поступлениях в консолидированный бюджет [6].
Если
говорить о поступлениях налога на доходы
физических лиц, то данный показатель за 2 года увеличился примерно на 600 млрд.
руб. и на 1 январе 2019 года составлял 3653 млрд. руб. Так в 2018 году
обсуждалось повышение НДФЛ с 13 до 15%. Но в марте 2019 было решено разделить
НДФЛ на 3 категории граждан и в зависимости от этого начислять определенный
процент. В законопроекте Госдумы предлагалось установить пониженную ставку НДФЛ
5% для граждан с доходами менее 100 тыс. рублей в год. Граждане с доходами от
100 тыс. до 3 млн. рублей в год, должны уплачивать налог 13%, от 3 до 10 млн. в
год – 18%., более 10 млн. руб. – 25%.
Самая
незначительная динамика у налога на имущество организаций в связи с тем, что
это региональный налог. Еще одной причиной может послужить явление «минимизация
налогов». Это означает уменьшение суммы налога организацией разными способами,
в некоторых случаях незаконными.
В
целом, налоговые доходы в консолидированный бюджет за 2017 год составили
19277,6 млрд. руб., что на 500 млрд. руб. больше чем в 2016 году, и заняли
62,9% общих доходов в государственный бюджет [2].
Далее
также наблюдалось увеличение налоговых доходов с 19277,6 млрд. руб. в 2017 году
до 23602 млрд. руб. в 2018, а также доли в общих поступлениях до 63,9%. Доходы
консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в
конце 2018 г. показали рост на 17,1% с учетом потребительской инфляции, что
говорит о положительной динамике и правильном направлении бюджетной политики РФ (табл. 1).
Таблица
1 — Доходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных
внебюджетных фондов в 2017-2018 гг. [3]
|
2017 год |
2018 год |
||
Млрд. руб. |
% к итогу |
Млрд. руб. |
% к итогу |
|
Доходы бюджета, |
30640 |
100 |
36916,9 |
100 |
Налоговые доходы |
19277,6 |
62,9 |
23602 |
63,9 |
Увеличение
налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2017 г. в целом
обеспечивалось путем увеличения налоговых доходов федерального бюджета. Но все
же доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ и бюджетов государственных
внебюджетных фондов также возросли, тем самым обогнав и темпы роста ВВП, и
инфляцию. Такие благоприятные условия для роста доходов в бюджет не привели к
профициту бюджета, но способствовали сокращению его дефицита. По итогам 2017 г.
дефицит консолидированного бюджета составил 1349 млрд. руб. (1,5% ВВП) [2]. По
сравнению с 2016 годом он сократился более чем в 2 раза. Большая часть дефицита
консолидированного бюджета РФ приходилась на федеральный бюджет.
Благоприятные
условия реализация «налогового маневра», который действует еще с 2015 года и
заключается в снижении экспортных пошлин на нефть на определенный процент (так
в 2017 году пошлина была снижена с 42% до 30%) [10], позволили в конце 2017 г.
значительно увеличить поступления от нефтегазовых доходов. Так по сравнению с
2016 г. произошел рост с 4844 млрд. руб. до 5972 млрд. руб. Более того в конце
2017 г. было замечено увеличение поступлений почти в 2 раза от налога на добычу
полезных ископаемых.
В 2018 году структура консолидированного
бюджета РФ в 2018 г. снова изменилась за счет увеличения нефтегазовых
поступлений. Также за год произошел рост доли налоговых доходов, неналоговых и
прочих доходов. В структуре налоговых поступлений также произошло много
изменений из-за улучшения ситуации на рынке нефти, что привело к увеличению
темпа поступлений в государственный бюджет от налогов на пользование при-
родными ресурсами (на 44,2%) и налога на прибыль организаций (на 21,1%) [3].
Также, благоприятная ситуация на рынке нефти оказала влияние и на федеральный
бюджет. Его доходы увеличились с 15088,9 млрд. руб. до 19 454,9 млрд. руб., 46%
которых пришлось на долю нефтегазовых доходов. Их рост составил более 1,5 раз.
Основным фактором резкого увеличения стали поступления от налога на добычу
полезных ископаемых на 45,2% в сопоставимых ценах 2017 г. Таможенные пошлины на
вывоз сырой нефти и товары из нефти показали рост более чем в половину. Главной
причиной являлась не только рост цены на нефть, но и увеличение количества
добываемой нефти и газа на 1,7%, а также – экспорта данных углеводородов на
2,9% в натуральном выражении.
В
свою очередь увеличение добычи нефти и цены на нее обусловили рост доходов в
федеральный бюджет от налога на прибыль организаций на 30%.
Если
говорить о консолидированном бюджете субъектов РФ, то его доходы в конце 2018
г. составили 12392,45 млрд. руб. или 12% ВВП. Консолидированный бюджет
субъектов РФ продемонстрировал резкий скачок. Рост составил примерно 15% по
сравнению с 2017 годом или 1634,29 млдр. руб. в денежном выражении. В 2018
году, как и в 2017 основную долю налоговых доходов составил НДФЛ (29,5%),
который увеличился на 12,4%, и налог на прибыль организаций (25,1%), который
также показал рост в 22,8%, что существенно превышает темпы инфляции.
Безвозмездные поступления от других бюджетов РФ и налог на имущество имеют
значимое влияние на сумму всех доходов в консолидированный бюджет субъектов РФ.
Их доля в 2018 году составила 16,8% и 11,3% соответственно, а сумма по
сравнению прошлым годом увеличилась на 22,4 % и 11,7%. Все данные представлены
на рисунке 2.