Курсовая с практикой на тему Государственные расходы, их состав и структура. Проблемы повышения эффективности государственных расходов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретические основы государственных расходов 4
1.1 Основные понятия, социально-экономическая сущность и функции государственных расходов 4
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система 9
1.3 Дефицит бюджета, его виды и методы финансирования 13
2 Анализ государственных расходов на примере Московской области 18
2.1. Краткая характеристика Московской области 18
2.2. Анализ эффективности расходования средств бюджета Московской области 19
3 Рекомендации по управлению расходами Московской области 27
3.1 Основные проблемы управления расходами Московской области 27
3.2 Пути снижения нецелевого использования бюджета Московской
области 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 34
Введение:
Актуальность темы. Расходы бюджета являются одной из важнейших его характеристик, так как через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализуется экономическая и социальная политика государства. Аккумулированные средства бюджета активно используются государством для решения поставленных задач и исполнения своих функций. Это, прежде всего расходы на содержание государственного управления и правоохранительных органов, обеспечение безопасности страны и правопорядка, расходы на социальные и экономические сферы и т.д.
В научных источниках «расходы государственного бюджета» определяется как затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций и задач. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям.
Существуют недостатки и пробелы, которые в значительной степени влияют на исполнение расходов бюджета. Одним, из которых является неспособность сбалансировать бюджета страны по доходам и расходам.
Одним из основных принципов бюджета – это принцип сбалансированности, который гласит: «сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных расходов бюджета должен соответствовать объему доходов бюджета и что при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизировать дефицит бюджета». Из этого следует, что государство должно стремиться к сбалансированности бюджета. Однако под влиянием различных факторов возникают проблемы с исполнимостью бюджета, которые называют дефицитом, нехваткой средств или же профицитом бюджета, излишком средств.
Цель работы – изучить государственные расходы, их состав и структуру, а так же проблемы повышения эффективности государственных расходов на примере Московской области.
Задачи работы:
— рассмотреть основные понятия, социально-экономическую сущность и функции государственных расходов;
— описать бюджетное устройство и бюджетную систему;
— оценить дефицит бюджета, его виды и методы финансирования;
— дать краткую характеристику Московской области;
— провести анализ эффективности расходования средств бюджета Московской области;
— выявить основные проблемы управления расходами Московской области;
— установить пути снижения нецелевого использования бюджета Московской области.
Объект исследования – Московская область;
Предмет исследования – направления повышения эффективности использования государственных расходов.
Заключение:
В теоретической части работы рассмотрены основы государственных расходов. Государственные расходы представляют под собой важнейшую экономическую категорию, так как от их управлением зависит экономическая стабильность государства, региона или муниципального образования. На современном этапе практически все государства уделяют пристальное внимание планированию своих расходов, времена, когда государством планировались лишь одни доходы остались далеко позади.
Классификация направлений государственных расходов многообразна, их можно подразделять как по общим направлениям, так и более детально. Совокупность государственных расходов и доходов образует бюджетную систему Российской Федерации. Наивысшим уровнем бюджета является федеральный бюджет России. В нем прописываются государственные расходы в масштабе всей страны. Основной задачей при формировании бюджетов различных уровней является наиболее точное установление всех планируемых расходов, а так же недопущения бюджетного дефицита. Для этого власть должна придерживаться установленной политики, а так же не допускать нецелевого расходованию бюджетных средств.
В практической части работы проведен анализ государственных расходов на примере Московской области. Московская область является благополучным регионом. Высокий уровень развития в области имеют такие показатели социально-экономического развития, как уровень занятости, продукция промышленного производства, оборот оптовой и розничной торговли на душу населения, объем грузоперевозок, внешнеэкономическая деятельность, инвестиции в основной капитал, наукоемкость продукции, количество научно-производственных комплексов и опытно-экспериментальных производств.
Утвержденный бюджет расходов в 2018 году по сравнению с 2017 годом меньше на 34 581 253 тыс. руб. или на 6%, в основном из-за статьи расходов «Национальная экономика» и «Здравоохранение». Утвержденный бюджет расходов в 2018 году по сравнению с 2016 годом, произошел рост расходов бюджета на 51 679 439 тыс. руб. или на 11% в основном из-за статьи расходов «Образование» и «Общегосударственные вопросы».
По исполнению бюджета Московской области видно, что в 2018 году относительно 2017 года рост на 68 801 796 тыс. руб. или на 15% в основном из-за статьи расходов «Национальная экономика», «Образование», «Здравоохранение», а по сравнению с 2016 годом рост на 139 590 644 тыс. руб. или на 35% «Национальная экономика», «Образование», «Здравоохранение» и «Социальная политика». На протяжении трёх лет исполнение бюджета Московской области по расходам осуществляется практически на одном уровне.
Несмотря на положительные тенденции в показателях исполнения бюджета, проблема нецелевого использования денежных средств Московской области остается актуальной на современном этапе развития. По оценке счетной палаты в 2018 году в Московской области поступило 563 уведомления о нецелевом использования на общую сумму 62 523,0 млн. рублей. Высокие значения нецелевого использования бюджетных средств в Московской области связано с несовершенством бюджетного законодательства, высоким уровнем доходов и расходов бюджета Московской области, что существенно затрудняет контроль за целевым использованием денежных средств. Реализация предложенных мер персональной ответственности в отношении должностных лиц и высших должностных лиц позволит существенно снизить нецелевое использования бюджета Московской области. А также данные мероприятия будут способствовать более эффективному исполнению бюджета Московской области по расходам.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы государственных расходов
1.1 Основные понятия, социально-экономическая сущность и функции государственных расходов
Под государственными расходами понимаются финансовые отношения, возникающие на заключительном этапе распределительного процесса в связи с использованием денежных средств субъектов экономических отношений, в целях максимального удовлетворения общественных потребностей. Эффективность планирования, распределения государственных расходов является важнейшим фактором стабильного развития страны .
В накопленной мировой практике отчетливо видно то, что у каждого государства модель управления финансами имеет свои специфические особенности, при этом их можно условно объединить в две группы :
— результативная модель;
— затратная модель.
В таблице 1.1 представлено сравнение результативной и затратной модели управления бюджетными средствами.
Результативная модель предполагает установление верхних границ государственных расходов. Т.е. субъект получает денежные средства на реализацию количественных и качественных заданий, в рамках этих денежных средств субъект должен решить поставленные цели, а в случаи экономии денежных средств субъект имеет право распоряжаться ими самостоятельно. Основным отличием затратной модели от результативной модели является отсутствие самостоятельности бюджетополучателей при расходовании бюджетных средств. В настоящие время в Российской Федерации применяется затратная модель управления бюджетными средствами. При такой системе необходима тщательная проверка Федеральными органами экономических субъектов на предмет нецелевого использования средств Федерального бюджета.
В целом государственные расходы всех видов, представляют собой единую систему. Основными принципами такой системы является :
— целевое направление выделяемых денежных средств;
— безвозвратность расходования государственных ресурсов;
— бесплатность;
— соблюдение режима экономии;
— контроль использованием денежных средств.
К основным функциям государственных расходов можно отнести: финансирование затрат государства (региона, муниципального образования); обеспечение экономической стабильности государства (региона, муниципального образования); предотвращение нецелевого использования и ввода из страны денежных средств .
На рисунке 1.1 покажем типовую классификацию государственных расходов.
По уровням управления государственные расходы подразделяются на три уровня :
— расходы Федерального бюджета;
— расходы бюджетов субъектов Федерации;
— расходы местных бюджетов.
Наивысшим уровнем бюджета является федеральный бюджет России. В нем прописываются государственные расходы в масштабе всей страны. Из федерального бюджета выделяются дотации, субсидии, субвенции в бюджеты субъектов Федерации для финансирования приоритетных программ или покрытия бюджетного дефицита.
По целевому назначению расходы государства принято подразделять на три группы: текущие расходы, капитальные расходы и расходы, связанные с образованием и обслуживанием страховых и резервных фондов .
Под текущими понимаются расходы, связанные с обеспечением функционирования бюджетных организаций, они включают в себя финансирование различных аспектов государственной деятельности: затраты на содержание органов государственной управления, министерства обороны, науку, предоставление социальных услуг и т.д.
Капитальные затраты являются едино разовыми и направленны на строительство, реконструкцию, модернизацию функционирующих объектов государственной и муниципальной собственности.
По общественному назначению расходы государства принято подразделять на следующие группы :
— расходы на социальные цели. Расходы на социальные цели используются для финансирования: образования, здравоохранения, культуры и т.д. Данный тип расходов является важным как для граждан, так и для государства. Эффективная социальная зашита населения страны, позволяет увеличить поддержку власти от граждан. Государство не может стать развитым, при отсутствии достойного культурного наследия;
— внешнеэкономические расходы. Внешнеэкономические расходы необходимы для поддержки наиболее перспективных компаний экспортеров. Такая поддержка, как правило, осуществляется на льготных условиях, виде субсидий. Так же довольно часто предлагаются льготные условия для импорта наиболее востребованных товаров;
— экономические расходы. Экономические расходы применяются для финансирования различных отраслей отечественной экономики, такое финансирование, как правило, происходит в виде инвестиций. Перспективы развития государства зависят от эффективности использования предоставляемых инвестиций. Так как за счет них совершается модернизация, переоснащение производства;
— расходы на оборону страны, военные расходы. Для обеспечения независимости и суверенитета наше государство выделяет огромные суммы на обеспечение обороноспособности. Военные расходы можно отнести к одним из важнейших государственных расходов. Они включают в себя различные группы расходов: содержание личного состава; финансирование разработок новых средств вооружение; затраты на содержание военной техники и т.д. С каждым годом, сумма военных расходов в России увеличивается, так как наше государство стремиться иметь наиболее развитую армию. При этом правительство стремиться не втягиваться в гонку вооружений с западными странами, вследствие чего финансирование получают наиболее приоритетные направления военной промышленности.
Таким образом, государственные расходы представляют под собой важнейшую экономическую категорию, так как от их управлением зависит экономическая стабильность государства, региона или муниципального образования. На современном этапе практически все государства уделяют пристальное внимание планированию своих расходов, времена, когда государством планировались лишь одни доходы остались далеко позади. Это обусловлено тем, что без четкого понимания основных направлений государственных расходов, невозможно эффективное функционирование государства. Классификация направлений государственных расходов многообразна, их можно подразделять как по общим направлениям, так и более детально.