Курсовая с практикой на тему Государственные и правовые аспекты чрезвычайного положения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ…. 7
1.1. Понятие, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения…. 7
1.2. Полномочия органов государственной власти при введении чрезвычайного
положения………………………………………………………………………………………… 14
2 ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ 23
2.1. Практические примеры действия режима чрезвычайного положения на
территории РФ…………………………………………………………………………………… 23
2.2. Практические проблемы при введении чрезвычайного положения……… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………… 35
Введение:
Чрезвычайное положение – явление,
которое всегда наступает неожиданно и требует мобилизации всех сил не только от
руководства страны и ее основных сил, но и от общества. В таких ситуациях перед
главным руководством государства стоит непростая задача, по принятию мер,
исходя из специфики сложившихся экстремальных условий. Для этого не только
экстренно мобилизируются все основные силы, такие как армия, здравоохранение и
промышленность, а так же формируются и корректируются методы государственного
управления, принимаются чрезвычайные нормативно правовые акты. В связи с
нынешней ситуацией в нашей стране, сложившейся в период массовой эпидемии,
изучение организации и функционирования разнообразных государственных структур
и их взаимодействия в условиях чрезвычайного положения достаточно актуальная
тема. Актуальность исследования заключается в том, что институт чрезвычайного
положения является одним из компонентов системы, обеспечивающей не только
национальную безопасность государства, но и безопасность его границ и
населения. Также он играет большую роль в государственно-правовой системе
Российской Федерации.
В настоящее время, в период эпидемии и введения в Российской
Федерации ограничительных мер, многие задавались вопросом, почему правительство
страны не вводило режим чрезвычайного положения. Хотя для большей части
населения, режим чрезвычайного положения воспринимается как инструмент насилия
над народом, вследствие ограничения свобод граждан. Однако это совсем не значит
то, что государство хочет намеренно ограничить права и свободы граждан в своих
интересах. Наоборот, эти законодательные нормы, регулирующие деятельность
органов государственной власти во время ЧП, осуществляют защиту ряда прав и
свобод граждан страны. Ввиду актуальности вопроса, следует напомнить, что
чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, представляющих
«непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционного
строя Российской Федерации», и может вводиться только Президентом РФ. Такие
основания подразделяются на две категории:
1) попытки
насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации,
вооружённый мятеж, региональные конфликты и т. п.
2) чрезвычайные ситуации
природного и техногенного характера, стихийные бедствия и т. п. (ст. 3).
Чрезвычайное положение вводится указом президента, на всей
территории России сроком не более 30 суток или в отдельных местностях сроком не
более 60 суток с правом их продления новым указом президента. Когда цели
введения чрезвычайного положения достигнуты, оно отменяется — полностью или
частично. То есть для введения режима чрезвычайного положения в стране
требуются достаточно веские основания
Институт ЧП представляет собой сложную систему правовых норм, согласованных
между собой, используемую для характеристики ЧП и способов его устранения. Он
включает в себя:
· характеристики, позволяющие ввести
режим чрезвычайного положения;
· государственный орган,
уполномоченный вводить режим ЧП;
· порядок введения ЧП;
· границы времени и пространства
действия для устранения ЧП;
· особый режим работы для организаций
и предприятий, имеющих возможность ограничения прав и свобод граждан и
юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
В связи с тем, что наша страна
занимает обширную территорию и включает в себя достаточно большое количество
областей, автономных округов и т.д разграничение полномочий среди федеральных
органов власти и органов субъектов Федерации представляет собой одно из самых
важных условий для эффективного устранения чрезвычайных ситуаций. Так же
большая территория и многочисленность населения, требует большой координации от
органов государственной власти и органов местного самоуправления для
синхронизированных действий при вводе чрезвычайного положения. Ведь чрезвычайное положение носит не
только противоречивый характер, его причины весьма спонтанны и невозможно
предугадать как будет развиваться ситуация до мельчайших деталей, тогда как
действовать при возникновении таких ситуаций необходимо решительно и без всяких
промедлений. Из – за спонтанности
возникновения таких ситуаций и стремительного их развития, на юридическую
оценку чрезвычайного положения времени зачастую не остается, поэтому с
юридической точки зрения анализ таких ситуаций отходит на второй план. Вследствие
этого, исполнительная власть наделяется весьма неопределенными полномочиями,
которые не до конца понятны простым людям, из – за чего и создается мнение
среди обывателей, что режим чрезвычайного положения это инструмент
насилия над народом, вследствие ограничения прав и свобод граждан.
Объектом исследования являются государственно-правовые аспекты
чрезвычайного положения.
Предметом исследования выступает совокупность теоретических, правовых и
организационных норм и проблем, связанных с определением места и роли
чрезвычайного положения в системе обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей государственно –
правовых аспектов в условиях чрезвычайного положения на территории РФ.
В связи с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие, порядок и обстоятельства введения
чрезвычайного положения;
2. Рассмотреть полномочия, предоставляемые органам власти при введении
чрезвычайного положения;
3. Проанализировать практические примеры действия режима чрезвычайного
положения на территории РФ;
4. Подвергнуть анализу возможные практические проблемы, возникающие при
введении режима чрезвычайного положения.
Нормативную основу исследования составляют: Федеральный конституционный
закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ[1],
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера"[2].
Теоретическую основу исследования составляют работы
следующих авторов: Попов Л.Л.,Андреев В.А., Мелехин А.В.и др.
Методологическую основу исследования составляют:
логический, системный, формально-юридический методы, метод анализа.
Структурно работа представлена введением, двумя
главами, заключением, списком использованных источников. 1. [1] Федеральный
конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном
положении" (ред. от 03.07.2016) // [эл. ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31866/ (дата обращения 02.02.2021) 2. [2] Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" (ред. от 08.12.2020) //[эл. ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/ (дата обращения 02.02.2021)
Заключение:
Рассмотрев основные особенности административного режима
чрезвычайного положения, можно прийти к следующим выводам.
1. Режим чрезвычайного положения отличается
существенными особенностями. Введение этого режима связано с возникновением
опасной ситуации, угрожающей общественной и государственной безопасности. Такая
ситуация может возникнуть в результате попытки конституционного переворота,
вооруженного мятежа и других событий политического характера, а также может
наступить вследствие чрезвычайной ситуации природного или техногенного
характера. В любом случае основными задачами правоохранительных оранов в
условиях режима чрезвычайного положения является обеспечение охраны жизни и
здоровья граждан, обеспечение общественной безопасности и общественного
порядка. Поэтому в условиях действия чрезвычайного положения правоохранительные органы работают совместно
в целях достижения указанных задач.
2. Режим чрезвычайного положения относится к
специальным режимам. Он отличается сразу
несколькими особенностями. Введение при наличии установленного круга
чрезвычайных обстоятельств, угрожающих безопасности граждан государства. К таким обстоятельствам относятся
внутригосударственные беспорядки, вооруженные действия, деятельность незаконных
вооруженных формирований и иные масштабные противоправные действия против
государственной власти, а также чрезвычайные ситуации природного и техногенного
характера. Для этого режима также характерно установление новых принципов
управления с созданием специальных временных органов и введение ограничений
конституционных прав граждан, в частности право на свободу передвижения,
свободу собраний и т д.
3. Режим чрезвычайного положения вводится указом
Президента РФ с утверждением его Советом Федерации. Указ определяет основные
меры, которые должны быть введены в связи с введением чрезвычайного положения.
Перечень этих мер зависит от тех обстоятельств, которые вызвали необходимость
введения чрезвычайного положения. Деятельность всех органов государственной
власти должна быть направлена на ликвидацию указанных обстоятельств в возможно
короткие сроки. Все введенные ограничения должны быть обусловлены только необходимостью
обеспечения безопасности.
4. В обеспечении режима чрезвычайного положения
участвуют органы государственной власти, к полномочиям которых относится
обеспечение государственной и общественной безопасности. К ним в первую очередь
относятся органы внутренних дел, федеральные органы безопасности, войска
национальной гвардии и органы по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Сотрудники данных органов
получают специальные полномочия по контролю за соблюдением установленных
временных мер и ограничений, по выявлению, предупреждению и пресечению
правонарушений, по проведению необходимых операций, направленных на защиту
жизни и здоровья граждан и пр.
5. Практика применения режима чрезвычайного
положения на территории РФ свидетельствует о том, что чрезвычайное положение
вводилось только в наиболее сложные годы переходного периода после распада
СССР, когда возникали региональные конфликты
и также конфликты между органами государственной власти. Исходя из
перечисленного, режим чрезвычайного положения может быть введен только в
случае очень существенной опасности, угрожающей жизни и здоровью, общественной и государственной
безопасности. Однако принимать решение о введении данного режима вправе только
Президент. Поэтому на практике режим
чрезвычайного положения вводился очень редко и только в отдельных областях, а
на федеральном уровне не вводился никогда.
6. Практические проблемы, возникающие при введении
режима ЧП многообразны. Возможно, именно они являются препятствием для введения
режима ЧП в том числе и в условиях пандемии короновируса. К таким проблемам
можно отнести и возможную неготовность государственных органов и слишком
жесткие меры, которые могут быть приняты в условиях режима чрезвычайного
положения и возможные ограничения прав и свобод граждан и большие финансовые
затраты государства на выполнение всех
необходимых мероприятий в условиях ЧП. Так или иначе практика введения режима
ЧП на территории РФ говорит о том, что вводилось оно не так часто (речь идет о
времени с 1991 года и до 2019).
Фрагмент текста работы:
1 ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО
ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Понятие,
обстоятельства и порядок введения
чрезвычайного положения. Понятие. Административно-правовой режим — это особый режим функционирования государственных органов в
условиях определенной чрезвычайной ситуации, угрожающей государственной или
общественной безопасности. В условиях административно-правового режима
осуществляется ограничение конституционных прав и свобод граждан, которое
необходимо для устранения грозящей опасности, для нормализации создавшейся
чрезвычайной ситуации. Виды административно-правовых режимов зависят от вида той ситуации, которая стала основанием
для введения режима. Режим чрезвычайного
положения — это также особый административно-правовой режим, введение которого
характеризуется необходимостью защиты общества государства и граждан от
последствий сложившейся чрезвычайной ситуации.
Обстоятельства. В качестве оснований для введения режима
чрезвычайного положения закон предусматривает:
а) преступления в виде попыток насильственного изменения
конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти,
вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера,
чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии.
Конституционный строй — это определенный способ организации
государства, закрепленный в конституции. Однако, не всякий способ организации
государства который закреплен в конституции можно назвать конституционным
строем. Конституционным строем также называют способ организации государства,
при котором обеспечивается подчинение государства праву и конституции,
соблюдаются права и свободы гражданина. Конституционный строй в этом значении
может существовать только в рамках демократического государства. Гражданское
общество представляет собой систему
самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и
отношений которые обеспечивают условия для реализации интересов и потребностей
граждан и организаций. для жизнедеятельности общества. Конституционный строй
существующий в государстве должен обеспечивать необходимые условия для
существования развитого гражданского общества. для удовлетворения потребностей
и интересов граждан — членов общества. В
демократическом государстве человек, его права и свободы являются высшей
ценностью. Конституционный строй имеет гуманистическую направленность,
государство создается и функционирует в интересах человека, охраняет его права
и свободы, не вмешиваясь при этом в частную жизнь. Основы конституционного
строя, закрепляемые в конституции отражают основные, базовые принципы
государственного устройства, позволяющие охарактеризовать данное государство
как демократическое и конституционное, действующее на основе права.
Конституция РФ[1] закрепляет
основные принципы государственного устройства в главе 1 Конституции «Основы
конституционного строя». В данной главе находят свое отражение все
рассмотренные принципы. Таким образом
конституционный строй и основы конституционного строя соотносятся как целое и
часть. Основы конституционного строя, исходя даже из названия, представляют
собой основополагающие принципы государственного устройства. 1. [1] "Конституция Российской
Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями,
одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // [эл.
ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
(дата обращения 02.02.2021)