Курсовая с практикой на тему Государственные доходы: содержание, источники, структура
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Роль доходов бюджета в экономике
государства. 6
1.1 Социально-экономическая сущность
и функции государственных доходов 6
1.2 Содержание, классификация видов доходов
бюджета. 8
1.3 Налоговые и неналоговые доходы, их характеристика. 10
Глава 2. Анализ и оценка формирования доходов федерального
бюджета РФ 12
2.1 Анализ структуры доходов
Федерального бюджета РФ в 2017-2020 годах 12
2.2 Оценка исполнения Федерального
бюджета по доходам в Российской Федерации 14
2.3 Оценка эффективности бюджетной политики в России. 18
Глава 3. Проблемы организации и исполнения Федерального
бюджета по доходам в Российской Федерации. 26
3.1 Пути повышения эффективности
исполнения Федерального бюджета по доходам в Российской Федерации. 26
3.2 Пути роста доходов Федерального
бюджета Российской Федерации. 28
3.3 Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути их
решения. 34
Заключение. 38
Список использованной литературы.. 41
Введение:
В
современных условиях бюджетного реформирования актуальным становится проблема
формирования стабильной финансовой базы для реализации всех функций и задач,
возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. При
этом должен обеспечиваться непрерывный процесс бюджетных поступлений, поиска
альтернативных источников формирования доходов бюджетов, выявление соответствующих
резервов их роста, а также их оптимизации.
Государственный
бюджет является важным инструментом эффективной реализации финансовой политики,
поскольку бюджетная система является основным звеном государственных финансов.
Такой централизованный фонд денежных средств охватывает весь комплекс
распределительных и перераспределительных отношений в обществе за счет участия
как физических, так и юридических лиц.
В
связи с этим все больше привлекается внимание к вопросам, связанным с
формированием и использованием средств Федерального бюджета Российской
Федерации.
Актуальность
темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях обеспечение
эффективного функционирования финансовой системы страны подразумевает
стабильность формирования государственного бюджета.
Во
всем мире фискальная политика признается одним из основных инструментов
макроэкономического регулирования, оказывающим решающее воздействие на
стабильность национальной экономики и экономическую конъюнктуру. В настоящее
время от правильности проведения бюджетно-налоговой политики зависит
эффективное функционирование всего народного хозяйства.
В
условиях современного динамического развития национальных экономик, расширение
функций государства и роста его потребностей особенно актуальным является
обеспечение государственных бюджетов достаточным объемом средств и их
рациональное использование. Решение этой крайне важной проблемы в значительной
степени зависит от того, насколько эффективно будет осуществляться фискальная
политика государства. Мировая практика показывает, что может быть основой для
общего экономического подъема в стране. Но для этого должна быть создана
благоприятная финансовая среда, что является одной из задач фискальной
политики.
Вопрос
бюджетной политики изучался как отечественными, так и зарубежными учеными.
Среди отечественных ученых можно отметить И.М. Александров, И.А. Белова, А.В.
Брызгалин, Д.В. Дементьев, В.М. Мельник, А.В. Перов, Д.Г. Черник и другие.
Среди зарубежных авторов можно отметить С. Фишера, Д. Вейл и другие.
Цель
курсовой работы – исследование процесса формирования доходов Федерального
бюджета в контексте осуществления оценки их структуры.
Задачи
курсовой работы:
—
определить социально-экономическая сущность и функции бюджета;
—
дать характеристику доходов бюджетной системы РФ;
—
провести анализ структуры доходов Федерального бюджета РФ в 2017-2020 годах;
—
провести анализ исполнения Федерального бюджета по доходам в Российской
Федерации;
—
дать оценку эффективности бюджетной политики в России;
—
определить пути повышения эффективности исполнения Федерального бюджета по
доходам в Российской Федерации;
—
предложить пути роста доходов Федерального бюджета Российской Федерации;
—
определить проблемы управления бюджетным дефицитом и пути их решения.
Объект
исследования – государственные доходы Российской Федерации.
Предмет
исследования – экономические отношения, связанные с формированием
централизованного фонда денежных средств государства.
В
процессе исследования используются такие научные методы, как: наблюдение,
сравнение, измерение, абстрагирования, анализа.
Заключение:
В
условиях реализации бюджетной реформы особую актуальность приобретает
совершенствование функционирования государственных финансов, модернизация
подходов к формированию государственного бюджета как неотъемлемого атрибута
экономического суверенитета государства. С помощью государственного бюджета
перераспределяется не только значительная часть ВВП и обеспечивается
аккумулирования финансовых ресурсов, необходимых для финансирования всех
направлений функционирования государства, но и осуществляется активный
регулирующее влияние национальные, региональные, экономические, социальные и
другие процессы в обществе с целью поддержания благоприятного
социально-экономического климата в государстве в контексте реализации
соответствующей национальной стратегии развития.
Осуществление
анализа и постоянный мониторинг выполнения бюджета свидетельствует о наличии
трех важных факторов влияния, действенность и реальность которых
непосредственно влияет на наполнение доходной базы государственного бюджета и,
в частности, на мобилизацию налоговых, неналоговых и других поступлений. В
первую очередь, речь идет о наличии эффективного, прогрессивного и однозначного
для понимания действующего законодательства для обеспечения устойчивого
социально-экономического развития государства. Так, соответствие современным
реалиям действующих методов взыскания налоговых, неналоговых и других
поступлений и системы администрирования с целью удовлетворения общественных
интересов. А также обеспечение ответственности всех субъектов бюджетного
процесса за надлежащее формирование и исполнение доходной части
государственного бюджета с целью сбалансированного развития общегосударственных
и частных интересов.
Весомым
фактором влияния на формирование и прирост доходов бюджета является
использование действенных рычагов по государственному влияния и регулирования
на этапе создания ВВП, его распределения и перераспределения, оптимизации доли
добавленной стоимости, будет аккумулировано в централизованных фондах
государства. В условиях бюджетной децентрализации это является основным
обязательством государства для обеспечения стабильности в формировании доходной
части бюджета. Функционирование оптимальной системы распределения добавленной
стоимости и соблюдение принципа сбалансированности общественных и
индивидуальных интересов при взимании налоговых и других поступлений должно
гарантировать стабильность мобилизации доходных источников государства.
Для
обеспечения устойчивого экономического развития государства необходимо
возникает мобилизация стабильных источников поступлений в государственный
бюджет и улучшение на этой основе всех макроэкономических показателей, что
обусловливает необходимость активизации роли государственного бюджета в
достижении экономической и социальной стабильности общества. Составление
государственного бюджета на основе макроэкономического прогнозирования,
обеспечения непосредственной связи между бюджетными показателями и
экономическим потенциалом страны является базовым основанием для реального
определения поступлений в бюджет и результатов, которых можно достичь за счет
них. Поэтому для достижения надлежащего качества по проведению оценки состава и
структуры источников формирования доходов бюджета и максимальной их
эффективности основным требованием считается осуществления непрерывного
прогнозирования ожидаемых результатов. Кроме этого, с совершенствованием
бюджетного процесса, в том числе планирование бюджетов дополнительной
организационной перестройки и оптимизации требует деятельность всех субъектов
бюджетного планирования. Так как, при реализации функций текущего бюджетного
планирования, они должны обеспечивать надлежащее исполнение государственного
бюджета и соответствии со стратегией развития системы управления
государственными финансами.
Основой
стабильности бюджетных расходов должно стать переосмысление сущности и роли
государственного бюджета, трансформация подходов к формированию бюджетных
показателей, оптимизация доходных источников бюджета как приоритетных
направлений бюджетной политики. Ведь именно за счет мобилизованных в
государственном бюджете налоговых, неналоговых и других поступлений органы
государственной власти осуществляют реализацию государственной внутренней и
внешней политики, государственное регулирование всех общественных процессов,
стимулирование экономической и иной деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Роль доходов бюджета в экономике государства
1.1 Социально-экономическая сущность
и функции государственных доходов
Для
выполнения задач и функций государство должно располагать достаточным
количеством средств, то есть мобилизовать необходимые финансовые ресурсы для
обеспечения финансовой деятельности. Публичные доходы — это полученные при
распределении и перераспределении национального дохода ресурсы, на основании
норм финансового права направлены в фонды средств, которые используются на
удовлетворение публичного интереса при реализации задач и функций государства,
муниципальных органов и органов, которым государство поручает представлять
публичный финансовый интерес[1].
В
формировании публичных доходов участвуют все звенья финансовой системы. В то же
время далеко не все публичные фонды (звенья) и не все доходы, которые идут на
их формирование, отчисляют в Федеральный или местные бюджеты. Целый ряд фондов,
удовлетворяющих публичный интерес, в частности социальных, являются
внебюджетными. Кроме того, и публичные потребности удовлетворяют не только за
счет средств государственного и местных бюджетов. Соответственно, понятие
публичных доходов государства является шире понятия централизованных
(бюджетных) доходов государства и местных органов самоуправления.
Публичные
доходы являются категорией, отличной и от категории финансовых ресурсов
государства, поскольку последние, в свою очередь, также является более широким
понятием. Под ним понимают доходы не только государства, но и всех физических и
юридических лиц России, которые получают их на территории России и за ее
пределами и владеют определенным имуществом на праве собственности.
Государственные
доходы составляют финансовую основу деятельности государства. Все
государственные доходы подразделяются на централизованные и децентрализованные (рис.
1.1). [1] Якушев А.В. Государственные и
муниципальные финансы. – М.: А-Приор, 2016. – с. 36.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы системы формирования доходной части бюджета в Российской Федерации 5
1.1. Содержание и принципы системы распределения доходной части государственного бюджета 5
1.2. Необходимость распределения доходов между уровнями бюджетов в Российской Федерации 9
Глава 2. Анализ системы распределения доходов государственного бюджета в Российской Федерации 12
2.1. Основы функционирования системы распределения доходов между бюджетами разных уровней 12
2.2. Структура доходов государственного бюджета 18
Глава 3. Совершенствование системы распределения доходов между бюджетами в Российской Федерации 28
3.1. Проблемы распределения доходов между бюджетами разных уровней в Российской Федерации 28
3.2. Стратегия реформирования системы распределения доходов между бюджетами Российской Федерации 34
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 42
Введение:
Основным инструментом системы государственных финансов является государственный бюджет, который позволяет сопоставлять потребности станы и размер средств для их удовлетворения. Бюджет состоит из доходной и расходной частей.
За счет доходов реализуются задачи и функции страны, субъектов и муниципалитетов.
В настоящее время тема курсовой работы является очень актуальной в связи с большой значимостью для Российской Федерации вопроса распределения доходов между бюджетными уровнями страны.
Главной задачей курсовой работы является проведение анализа содержания, источников, структуры доходов Российской Федерации, доходных полномочий между бюджетными уровнями страны, поиск вариантов для совершенствования законодательства в сфере межбюджетных отношений в стране.
Мониторинг работ ученых, направленных на изучение межбюджетные отношения России, их особенностей показал, что данными вопросами ученые занимались как до Октябрьской революции, так и в современном время.
Абрамов Я.В., Ефрон И.А., Куломзин А., Озеров И.Х., Чичерин Б.Н., Яснопольский, JI.H.Наибольший внесли большой вклад в изучение вопросов бюджетного процесса до революции.
Такие экономисты как Аллахвердян Д.А., Бирман A.M., Зверев А.Г., Матеюк В.И., Родионова В.М., Филимонов Б.И., Хесин Я.Б. изучили проблемы формирования и использования бюджетных средств бюджетов различного уровня
Глубокий вклад в формировании бюджетного права, усовершенствование межбюджетных отношений Российской Федерации внесли следующие ученые: Александрова Т., Дедков Е.П., Дмитриев М.Э., Золотарева А., Карасева М.В., Крохина Ю.А., Лившиц А., Онучак Т.С., Трунин И.В.
В работах вышеуказанные ученые наблюдают особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации, дают их оценку, вносят важные предложения по развитию существующих межбюджетных отношений.
Целью настоящего исследования является анализ государственных доходов Российской Федерации.
Названная цель исследования предопределила следующие задачи:
рассмотреть содержание и принципы системы распределения доходной части бюджетов различных уровней;
осветить необходимость распределения доходов между уровнями бюджетов в Российской Федерации;
проанализировать основы функционирования системы распределения доходов между бюджетами разных уровней;
рассмотреть структуру доходов государственного бюджета
выявить проблемы распределения доходов между бюджетами разных уровней в Российской Федерации;
определить стратегию реформирования системы распределения доходов между бюджетами Российской Федерации.
Методологическую основу составляют общенаучный диалектический метод познания и частно-научные методы: системно-структурный, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, анализ действующего законодательства и судебной практики.
Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, 6 параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Заключение:
Идея рыночной экономики стала мощным двигателем всех политических и социальных изменений в стране. Роль бюджетной системы значительно возрастает в условиях сузившихся возможностей государства.
Доходами государственного бюджета являются экономические отношения между государством и юридическими и физическими лицами в части перераспределения части валового национального продукта в пользу государства для выполнения его социально-экономических и других функций.
Доходы государственного бюджета формируются из налоговых и неналоговых поступлений посредством перераспределения национального дохода.
Перераспределение доходов предназначено для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления и так далее.
Таким образом, можно прийти к выводу, что необходимо очень грамотно подходить к перераспределению финансовых средств, так как они позволяют обеспечить макростабильность и макроуправляемость большой территорией, а также участвуют в воспроизводственном процессе, увеличивая возможности территориального развития. В рамках этого процесса соблюдение баланса данных интересов представляется одной из сложнейших задач государства, в связи с чем на федеральном уровне постоянно проводится работа по совершенствованию межбюджетных отношений.
Особое значение приобретает проблема оптимизации налоговых и неналоговых зачислений в бюджеты различных уровней. Распределение налогов должно гарантировать регионам конституционную самостоятельность, одновременно повышая ответственность органов власти каждого звена за проведение активной финансово-экономической политики на местах.
На 01 января 2018 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 34 497,5 млрд. рублей. Денежные средства распределились между бюджетами следующим образом: в федеральный бюджет направилось 17 282,5 млрд. рублей, в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации – 13 689,4 млрд. рублей.
Основным источником пополнения доходной части федерального бюджета Российской Федерации в 2018 году происходит за счёт нефтегазовых доходов, страховых взносов на обязательное социальное страхование и налога на добавленную стоимость.
В 2018 году профицит консолидированных бюджетов был в 38 регионах (для сравнения: в 2006 – 54 региона, 2003 – 6 регионов).
По абсолютному профициту консолидированного бюджета лидерами стали Москва (61,5 млрд. рублей) и Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, суммарный профицит консолидированных бюджетов которых составил 123,8 млрд. рублей.
По итогам 2018 года суммарный объем дотаций, которые федеральный бюджет перечислил регионам, впервые превысил триллион рублей. Особенность 2018 года в том, что дотации получили все регионы, включая Москву и Тюменскую область. Основной рост дотаций пришелся на обеспечение сбалансированности бюджетов, увеличились и дотации на компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.
Можно сделать вывод, что большая часть субъектов федерации подпадает под дотации государства, что в свою очередь характеризует сложившиеся межбюджетные отношения не с лучшей стороны в вопросе собственной эффективности и остро ставит тему актуальности своей оптимизации на данный момент.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы системы формирования доходной части бюджета в Российской Федерации
1.1. Содержание и принципы системы распределения доходной части государственного бюджета
Бюджет – это фундамент эффективной и конкурентоспособной страны для достижения национальных целей развития, поставленных Президентом Российской Федерации.
Развитию бюджетного федерализма способствует эффективно действующая система межбюджетных отношений. Основания появления межбюджетных отношений задействовали практически все бюджетные отношения. В связи с этим правоведы (Н.И. Химичева, Ю.А. Крохина) указывают на бессмысленность разделения утверждений об организации и существовании бюджетного процесса в качестве самостоятельного единицы появления межбюджетных отношений .
Межбюджетные отношения – это система содействия органов государственной власти страны, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, их сотрудничество между собой, опирающаяся на правовые бюджетные отношения, которые закреплены законодательством, содержащая правила закрепления расходов за бюджетами всех уровней страны, постоянное разграничение и нормативное распределение доходов, равенстве прав всех субъектов и муниципальных образований, перераспределении бюджетных средств из одного бюджета в другой в определенном порядке бюджетного регулирования и взаимной ответственности между звеньями бюджетной системы за выполнение социально-экономических функций (М.В. Рязанцева).
Межбюджетные отношения являются экономической и общеполитической частью существования страны. При этом экономическая сторона жизни отвечает за вопросы где получить деньги, каким образом и на что их использовать. Политическая сторона — с вопросом распределения функций и независимости полномочий соответствующего уровня власти.
Элементы бюджетной системы состоят из:
бюджетного устройства Российской Федерации — структуры бюджетов соответствующих уровней, классификации и порядка их построения, основы организационного и правового регулирования;
доходов бюджетов — их структуры и регулирования, организации поступления, порядка формирования и распределения доходов бюджета страны;
расходов бюджета — основных положений и специфики расходных обязательств;
сбалансированности бюджетов — вопросов, связанных с профицитом и дефицитом, с внутренним и внешним государственным долгом, с межбюджетными трансфертами, с функционированием стабилизационного фонда .
Доходами государственного бюджета являются экономические отношения между государством и юридическими и физическими лицами в части перераспределения части валового национального продукта в пользу государства для выполнения его социально-экономических и других функций.
По экономическому содержанию доходы бюджета — это денежные отношения, которые возникают у страны в лице уполномоченных государственных органов с юридическими и физическими лицами в процессе формирования государственного бюджета, а также бюджетных фондов государственных и административно-территориальных образований.
По материально-вещественному содержанию доходы бюджета — это денежные средства, которые поступают безвозмездно и безвозвратно в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления.
Доходы государственного бюджета формируются из налоговых и неналоговых поступлений посредством перераспределения национального дохода.
Перераспределение доходов предназначено для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления и так далее.
Согласно статье 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничение доходов бюджета – это законодательное полное или частичное закрепление на постоянной основе соответствующих видов доходов за бюджетами различного уровня страны. Такие доходы являются собственными доходами. Таким образом, разграничение доходов – это их закрепление в бюджете как собственные доходы, являющиеся самостоятельной основой соответствующего бюджета .
В Налоговом и Бюджетном кодексах Российской Федерации, законах о видах налогов и о бюджетах на очередной финансовый год закреплены механизмы перераспределения налоговых полномочий и базы налогов, которые предусматривают:
ведение федеральных, субъектных и местных налогов и сборов;
перераспределение федеральных налогов по уровням бюджетной системы в соответствии с действующим законодательством;
постоянное разграничение налогов и сборов.
При перераспределении налоговых доходов по бюджетным уровням налоговые доходы субъектов страны должны формировать не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета. Но это не обязательное правило, оно носит рекомендательный характер.