Курсовая с практикой на тему Государственное вмешательство в экономику: объективная необходимость и границы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Необходимость вмешательства государства в экономику 5
1.1 Система государственного регулирования современной экономики и ее необходимость 5
1.2 Инструменты и методы воздействия государства на экономику 13
ГЛАВА 2. Анализ текущего состояния экономики Российской Федерации и необходимости государственного вмешательства в нее 17
2.1 Текущее состояние экономики РФ 17
2.2 Эффективность применения методов регулирования экономики Российской Федерации 23
2.3. Направление в совершенствовании системы государственного регулирования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Введение:
Актуальность исследования. Рассматриваемая тема чрезвычайно актуальна, поскольку государственное регулирование играет важную роль в функционировании экономики, о чем свидетельствует мировой и отечественный опыт, особенно последние 25 лет.
Экономика ни в одной стране не может нормально развиваться, если государство не предоставило условий; в соответствии с этим перед государством ставятся следующие задачи:
— обеспечение национальной безопасности и правопорядка в стране. Обеспечение прав и безопасности каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов экономики.
— стабилизация и, как следствие, устойчивое развитие экономики. Для обеспечения стабильности экономики государство обязано использовать все рычаги и методы, такие как фискальная, финансово-кредитная, научно-техническая и инвестиционная политика.
— обеспечение социальных гарантий и социальной защиты. Государство обязано активно проводить социальную политику, смысл которой заключается в предоставлении всем работникам гарантий минимальной заработной платы, пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи бедным, а также индексации фиксированных доходов в соответствии с инфляцией ,
— защита конкуренции. Конкуренция является одним из основных естественных регуляторов рыночной экономики. Это основа для прогресса во всех областях, побуждающего производителей товаров и услуг внедрять новейшие и лучшие практики, улучшать качество продукции и снижать производственные затраты. Государство должно защищать конкуренцию всеми доступными способами.
— разработка, принятие и применение экономической и экономической нормативно-правовой базы как правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы.
Предпринимательство и экономика государства зависят от проводимой политики. Своими действиями правительство может замедлить или ускорить их развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать свои экономические и социальные процессы в интересах общества и личности. Он не обеспечивает справедливого распределения доходов в обществе, не может гарантировать права на труд, не ориентирует производство на охрану окружающей среды и не помогает уязвимым слоям населения.
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении государственного воздействия на экономику.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
а) изучить теоретические аспекты государственного регулирования экономики;
б) провести анализ необходимости вмешательства государства в экономику РФ.
Объектом изучения являются ГРЭ и предложение мер по её совершенствованию.
Предметом работы является объективная необходимость государственного вмешательства в экономику.
Заключение:
Подводя итоги изучаемой темы, можно сделать ряд выводов. Государственное регулирование является основной составляющей экономического развития. Так или иначе, в любой стране, с любой общественно-политической и социально-экономической системой, экономика регулируется государством в лице государственных органов.
Государство, используя прямые или косвенные рычаги влияния на экономические интересы, влияет на поведение субъектов хозяйствования.
Три основные формы государственного регулирования экономики в России:
1. Реализация государственных, федеральных и региональных целевых программ;
2. Прогнозирование развития экономики;
3. Моделирование макроэкономических ситуаций.
На наш взгляд, приоритетными шагами в области экономической политики, объявление которых может оказать положительное влияние на ожидания, могут быть:
1. Бюджетный маневр, предусматривающий увеличение доли производственных затрат, в том числе за счет оптимизации непроизводительных статей.
2. Масштабная приватизация экономики. Это сломает тенденцию сужать пространство для частной инициативы, размывать цивилизованные отношения собственности, уменьшать возможность реализации прав частной собственности (частного бизнеса) и конкурентных рынков в связи с расширением де-юре государственного сектора и де-факто.
3. Либерализация регулирования внешнеэкономической деятельности. Несмотря на приоритет внутренних факторов роста, уменьшение зависимости от колебаний внешней среды, открытость российской экономики будет в большей степени способствовать возвращению инвесторов (в том числе с российскими «корнями») в страну, деофшоризации экономики чем «закрытие» экономики, введение различных ограничений на движение товаров, капитала и факторов производства. Необходимо быстро перейти к единому механизму налогового и таможенного администрирования: таможенные платежи следует отслеживать (и проверять правильность их начисления) не отдельно для каждой партии, пересекающей границу, а в контексте всей деятельности компании. , Пограничный контроль должен основываться на системе управления рисками (а не на минимальной оценке стоимости товаров) и установлении финансовых гарантий в соответствии с этим.
Важным вопросом является изменение системы валютного регулирования. Валютный контроль не является необходимым в макроэкономическом плане и должен быть заменен налоговым контролем, а также мерами контроля в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Необходимость вмешательства государства в экономику
1.1 Система государственного регулирования современной экономики и ее необходимость
Разброс мнений о роли государства в современной экономической системе широк: от полного отрицания до полного «обожествления».
Как показывает история экономической мысли, роль государства в развитии экономики и общества в целом всегда рассматривалась сквозь призму взаимоотношений интересов личности и государства.
Смит объяснил вмешательство государства в рыночную экономику как естественную необходимость для него получить статус слуги общества, которое должно выполнять определенные обязанности.
«В соответствии с системой естественной свободы, — пишет Смит, — император должен обращать внимание только на три обязанности: … во-первых, обязанность защищать общество от насилия и вторжения со стороны других независимых обществ; во-вторых, обязательство защищать, насколько это возможно, каждого члена общества от несправедливости или угнетения со стороны любого другого члена того же общества, или обязательство установить точное отправление правосудия; и в-третьих, обязательство создавать и поддерживать определенные правительственные работы и правительственные учреждения, создание и поддержание которых выходит за рамки интересов любого человека или небольшого числа лиц, поскольку прибыль никогда не возмещает расходы какому-либо отдельному лицу или небольшому числу физические лица, хотя часто для таких интересов могут сделать гораздо больше для государственных интересов, чем возмещение понесенных расходов».
В обозначенных обязательствах государства отчетливо видна экономическая составляющая, особенно усиленная Смитом в третьем «долге», который предполагает широкий спектр правительственных полномочий. Однако Смит не предлагал критериев государственного интервенционизма, не определял более точные границы «допустимого» и небезопасного активного присутствия государства в экономике, чтобы направить экономику в направлении тех профессий, тех видов деятельности, которые Наиболее предпочтительны и наиболее эффективны с точки зрения общества, его совокупный интерес.
Значительный прорыв в этом направлении сделал основатель макроэкономической теории Дж. М. Кейнс. Именно он был обязан 20-му веку теоретическим обоснованием расширения экономических прерогатив государства при сохранении частной инициативы. Общим для А. Смита и Дж. М. Кейнса является то, что оба теоретика в разные эпохи пытались обосновать пути устойчивого роста Англии, хотя и с разными подходами. Смит создал теорию рынка, в то время как Кейнс намеревался улучшить функционирование рыночной системы, которая стала давать серьезные сбои. Кроме того, Кейнсу приходилось иметь дело с противниками не только из лагеря классической экономической теории, но и из марксистской политической экономии.
До Кейнса экономисты рассматривали рынок как систему в ее первоначальном равновесии и «здоровье», из которой только неразумное, необоснованное и противоестественное вмешательство государства могло выбить его. В этом случае, рассуждали они, необходимо было лишь восстановить свободу «невидимой руки рынка», убрать из нее узы любого вмешательства. Кейнс, однако, видит корень зла и несчастий капиталистической экономики именно в том, что существуют определенные внутренние силы, которые выбивают ее с проторенной дорожки.
Впервые Дж. М. Кейнс усомнился в первоначальном балансе и общей эффективности «невидимой руки рынка». Великая депрессия 1929-1933 годов прервала эйфорию телеологического механизма этой невидимой руки. Именно этот кризис позволил Кейнсу утвердиться в мысли о наличии определенных внутренних сил, которые привели к краху капиталистической экономики.
В своих практических рекомендациях Кейнс намеревался улучшить функционирование рыночной системы, которая стала подвергаться серьезным сбоям, предлагая, в частности, значительно расширить традиционные функции государства, не посягая на широкие возможности, создаваемые рыночным механизмом для проявление частной инициативы.
И Смит, и Кейнс ясно показывают взаимодополняемость государства и личности. Но Кейнс имеет более глубокое и широкое вмешательство государства в различные области рыночного пространства, в отношении которого он продолжает оставаться некой внешней силой, хотя многие уже указывали на целесообразность его включения в состав полноценного рынка. юридические лица.
Таким образом, правильное эффективное государственное регулирование экономики, рыночная экономика и рыночные отношения — это дополняющие и объединяющие друг друга процессы. Сегодняшняя реальность показывает, что свободная от какого-либо вмешательства, от каких-либо ограничений рыночная экономика бывает только в теориях и такая модель пока нигде не испытана. Считаем, что, хотя рыночной системе присущи специфические регулирующие механизмы и элементы, иногда она создает непредвиденные ситуации и различные серьезные проблемы. Поэтому, если они не будут продуманно и целесообразно регулироваться государством, то это может привести к нарушению социального равновесия и установленных правил, так как рынок не может сам по себе создавать и последовательно развивать устойчивую экономическую инфраструктурную систему.
Модель влияния государства на экономическую деятельность должна быть выбрана в соответствии с требованиями времени и экономического развития. Эта модель должна учитывать взаимосвязь принципов либерализма и материализма в управленческом механизме. В результате усилится роль государства в управлении экономикой РФ. Особо надо отметить, что сбалансированность спроса и предложения должна устанавливаться государством, чтобы обеспечивалась сбалансированность рынка (товарного, трудового и рынка капитала) и цен. Сбалансированность будет способствовать устойчивости доходов населения и препятствовать росту инфляции. В РФ правительство не регулирует сбалансированность спроса и предложения. Наличие высокого уровня монополизма в РФ является уже общепризнанным фактом. Принятие в стране социально направленной модели экономического развития предусматривает усиление роли государственного регулирования .
Роль государства в управлении экономикой страны без вмешательства в экономические процессы, происходящие в обществе, обосновываются следующим: «…в обществе всегда бывают такие виды деятельности, которые нельзя оценивать только с аспекта прибыльности общества. Решение таких проблем, как оборона страны, защита окружающей среды, строительство автомагистралей, устранение последствий природных катаклизмов, развитие фундаментальных наук и образования и т.д. может быть реализовано только государством. Наряду с этим, экономике присуще циклическое развитие, одной из фаз которого являются кризисы. Государство, вмешиваясь в экономику, смягчает отрицательные последствия кризиса и ускоряет выход из него».
Рыночная экономика имеет многочисленные преимущества. Во-первых, рыночная экономика дает возможность свободного выбора деятельности как производителям, так и потребителям. Во-вторых, дает возможность потребителям свободного выбора в удовлетворении своих потребностей. Создает всесторонние условия потребителям для эффективного удовлетворения своих потребностей. В-третьих, стимулирует производителей к экономному и эффективному использованию ресурсов. В-четвертых, создает условия производителям для оперативного изменения производственных условий и направлений производства. В-пятых, стимулирует производителей создавать новые виды товаров, в том числе повышать качество товаров и услуг. В-шестых, создает благоприятные условия для ускоренного применения новых технологий. В-седьмых, создает благоприятные условия для оптимального использования в методах организации и управления производства новейших достижений научно-технического прогресса.
Естественно, что рыночная экономика имеет и определенные недостатки. Во-первых, в условиях рыночной экономики отдельные предприниматели зачастую не заинтересованы в развитии фундаментальных наук и системы образования. Фундаментальные науки и образование могут развиваться только в масштабах общества. Это требует государственной поддержки, контроля и регулирования. Во-вторых, рыночная экономика не дает гарантию права на труд, отдых и доход. В-третьих, оказывает отрицательное воздействие на охрану окружающей среды. В-четвертых, рыночная экономика не гарантирует полную занятость. В-пятых, не создает условия для сохранности невоспроизводимых ресурсов. В-шестых, не гарантирует стабильность цен. В-седьмых, не дает гарантию развития коллективного использования товаров и услуг. В-восьмых, отсутствует механизм устранения нарушения социальной справедливости в обществе. Поэтому государство вынуждено вмешиваться в эти процессы.
Таким образом, государственное регулирование экономики состоит из совокупности методов и мер влияния на деятельность многочисленных хозяйственных субъектов для достижения поставленных целей с учетом их интересов.
Основные методы государственного регулирования:
Правовые методы основаны на системе нормативных актов, которые должны использоваться в экономической практике всеми субъектами хозяйствования.