Курсовая с практикой Экономические науки Микроэкономика

Курсовая с практикой на тему Государственное вмешательство в ценообразование: цели и последствия.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Теоретические основы ценовой политики
государства в современных условиях  5

1.1 История становления и процесс
развития государственного регулирования ценообразования. 5

1.2 Основные элементы ценовой политики
государства. 8

1.3 Способы воздействия государства
на цены.. 11

2. Анализ практики правового регулирования
цен в Российской Федерации. 17

2.1 Эволюция развития необходимости государственного
регулирования цен. 16

2.2 Косвенное и прямое регулирование
цен в России. 19

2.3 Направления развития системы государственного
регулирования цен в России  25

Заключение. 30

Список использованной литературы.. 32

  

Введение:

 

Конкуренция – является основой
механизма рыночного ценообразования. Однако трактовка конкуренции как
единственного регулятора цен неоднократно опровергалась практикой даже в наиболее
развитых странах с рыночной экономикой. Экономическая теория давно признала
случаи неэффективного распределения ресурсов в условиях свободного рынка — так
называемые провалы рынка (mаrket fаilures), вызванные, в частности, действием
внешних факторов (externаlities).

Хотя споры между теоретиками
о взаимосвязи между принципами государственным регулированием и свободного рынка
еще не завершены, общим знаменателем государственной практики в большинстве современных
стран с развитой экономикой стали «рыночные решения», в том числе:

— устранение нарушений
механизмов рыночного ценообразования, которые не может устранить сам рынок;

— отсутствие несовершенной
конкурентной среды или создание усиленной конкурентной среды.

Главной задачей государства
в этом случае является обеспечение экономической и социальной справедливости
(предоставление своим гражданам основных товаров и услуг по доступным ценам, обеспечение
доходов определенных производителей товаров).

Различают прямое и косвенное
государственное регулирование цен в зависимости от объекта воздействия. Косвенные
— они являются косвенными и влияют на цены через ценовые факторы, такие как спрос,
предложение и конкурентные механизмы. Путем прямого регулирования государство
непосредственно влияет на цену или ее составляющие (затраты, выгоды).
Действительно, формы и цели регулирования цен взаимосвязаны.

Целью работы является анализ
правового регулирования цен на продукцию, работы и услуги в Российской Федерации.

Задачами работы являются:

1. изучить историю становления
и процесс развития государственного регулирования ценообразования;

2. рассмотреть основные
элементы ценовой политики государства;

3. охарактеризовать способы
воздействия государства на цены;

4. проанализировать эволюцию
развития необходимости государственного регулирования цен;

5. изучить косвенное и
прямое регулирование цен в России;

6. рассмотреть направления
развития системы государственного регулирования цен в России.

Объект исследования- общественные
отношения, связанные с формированием института государственного регулирования
цен.

Предмет исследования – особенности
методов и проблем государственного регулирования цен.

Методы исследования –
сравнения, аналитический, анализа научной литературы.

При написании курсовой
работы использовалась методическая и научная литература по изучаемым вопросам.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Государственное ценовое
регулирование является составной частью системы государственного регулирования
экономики в условиях рыночных отношений.

Необходимость государственного
вмешательства в ценообразование возникла еще в начале XVII века, но и в наши
дни она не утратила своей актуальности.

Во-первых, необходимость
государственного вмешательства в экономику определяется многими микро- и макроэкономическими
причинами и в основном связана с необходимостью преодоления рыночных провалов.

В процессе государственного
регулирования экономики выделяют субъекты, объекты, цели и инструменты.

Субъекты являются носителями,
выразителями и исполнителями экономических интересов. Между субъектами, с одной
стороны, и целями, и инструментами государственного регулирования экономики, с
другой стороны, существуют различные прямые и обратные связи.

Основными объектами государственного
регулирования экономики являются экономический цикл, отраслевая и региональная
структура экономики, условия накопления капитала, использовать, денежный оборот,
платежный баланс, цены, R&D — научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы, условия соревнований, общественные отношения, в том числе отношения
между работодателями и работниками, а также социальное обеспечение, обучение и
переподготовка кадров, окружающая обстановка, внешнеэкономические связи.

Цена является одним из основных
объектов государственного регулирования экономики. Цена является сильной экономической
категорией. Она может активно участвовать в решении многих экономических, социальных
и политических проблем. Поэтому государство и различные хозяйствующие субъекты
учитывают и используют в своих действиях все качества цены. Роль цены проявляется
через ее функции: измерять, измерять, считать, регулировать, стимулировать,
перераспределять.

Задачи государственного
регулирования экономики зависят от конкретных задач, стоящих перед экономикой
страны, и выражаются через экономические функции, выполняемые государством.

Модальности такого
регулирования основываются либо на системе законодательных и государственных
актов — административных мер, либо на системе внутренних стимулов — косвенного
экономического воздействия.

Изучение системы государственного
управления Российской Федерации подтвердило, что в настоящее время создана необходимая
структура государственного регулирования цен. Механизм государственного регулирования
цен в России реализуется структурой государственных органов. Основой его построения
является федеративное устройство страны. Перечень органов регулирования и контроля
цен определяется законодательством. На федеральном уровне это Департамент цен
Министерства экономики и финансов Российской Федерации, на уровне субъектов Российской
Федерации — подведомственные органы исполнительной власти, регулирующие и контролирующие
цены в сфере своей деятельности. Компетенция на местном уровне при необходимости
в местных сообществах создаются органы регулирования цен. Полномочия по регулированию
цен (тарифов) разграничены между уровнями власти.

Опыт применения антимонопольной
политики в развитых странах полезен для России на современном этапе, когда есть
сомнения в совершенстве антимонопольной политики в нашей стране. А более чем
50-летний опыт развития единого рынка Европы может способствовать формированию
и поддержанию функционирования единого экономического пространства стран СНГ.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы
ценовой политики государства в современных условиях 1.1 История становления и
процесс развития государственного регулирования ценообразования Классическая политическая
экономия рассматривала свободное развитие цен на рынке как механизм уравновешивания
основных факторов, а именно спроса и предложения. Однако на практике идеала всеобщей
и полной свободы цен не существовало.

Большое значение имеют
тарифы на национальные железнодорожные, почтовые и телеграфные услуги, государственные
монопольные цены на «подакцизные» товары, продажа продовольствия из государственных
запасов во время голода, таможенная политика и косвенные налоги, существенно
влияющие на внутренние цены.  Является
важной частью полного перечня действий правительства в области регулирования
цен за последние 100-150 лет.

Первая мировая война и последовавшие
за ней Великая депрессия стали поворотным моментом в истории государственного
регулирования цен. Немецкий экономист Г. Мюллер воспользовался этой возможностью,
чтобы понять, что политические и экономические потрясения страны и общества в
целом требуют обеспечения более равномерного распределения для лучшего функционирования
экономики. Гораздо целесообразнее, чтобы государство регулировало экономические
процессы и поддерживало справедливые цены, чтобы избежать рискованных революционных
потрясений.

Во времена инфляции и
кризиса продолжающиеся попытки регулирования цен с помощью внешнеторговой политики
оказались несостоятельными [4].

К середине 1930-х годов
многие развитые страны с рыночной экономикой приняли законы, дающие государствам
право влиять на цены. Действия государства по влиянию на цены являются неотъемлемой
частью государственного регулирования экономики.

Действия государства,
направленные на регулирование цен, носят административный, судебный и законодательный
характер. Законы, принятые Конгрессом, создают правовую основу взаимоотношений
между бизнесом, а также между гражданами и государством в процессе ценообразования.
Все эти законы составляют право на цену, являющееся составной частью гражданского
права. На основании этого права компетентный государственный орган осуществляет
административную деятельность по регулированию цен.

Законопроекты по ценам и
другим экономическим вопросам вносятся в Конгресс партийными фракциями,
правительствами или независимыми представителями. Меры регулирования цен, как
правило, принимаются финансами, экономикой и центральными банками. Во многих
странах есть министерства сельского хозяйства и торговли. Это также влияет на
процесс ценообразования. Конец 1960-х — 1970-е годы в ряде стран.  Был создан межведомственный ценовой комитет. Они
выполняют контрольно-консультативные функции.

Во всех странах есть комитеты
экспертов либо при правительствах, либо в отдельных органах. Он объединяет
представителей профсоюзов, торговцев, фермерских союзов, предпринимателей и государственных
учреждений. Этот комитет отвечает за консультирование администрации по вопросам
тарифов и выдачу заключений по тарифным сеткам [9].

Традиционные подходы к государственному
вмешательству в ценообразование

Отношение к вмешательству
государства в рыночную экономику различалось по своему характеру в зависимости от
стадии становления и развития. Становление рыночных отношений в 17-18 вв. Господствующим
экономическим положением был меркантилизм, основанный на признании безусловной
необходимости государственного регулирования промышленного и торгового развития
страны.

По мере расширения торговых
отношений все больше и больше предпринимателей начинают рассматривать
вмешательство государства и связанные с ним ограничения как препятствия для своего
бизнеса. Неудивительно, что в конце XVIII века на смену меркантилизму пришли
идеи экономического либерализма, что негативно сказалось на вмешательстве государства
в экономику.

Революция классического
представления о роли государства в рыночной экономике прежде всего связана с
именем известного британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Идеи,
представленные в ходе «кейнсианской революции», произвели революцию в традиционном
представлении о рыночной экономике. Процесс самовосстановления экономического
спада оказался невозможным, продемонстрирована необходимость государственного
вмешательства как средства уравновешивания совокупного спроса и совокупного
предложения, вывода экономики из кризиса и содействия её последующему процессу
облегчению стабилизации.

Таким образом следующие
выводы о роли государства исходят из классической концепции. Вмешательство государства
в этот процесс представляется излишним, если рынок характеризуется как регулирующий
орган, способный обеспечить полное использование имеющихся ресурсов. В классической теории был сформулирован принцип
нейтралитета государства, на основе которого оно должно воздерживаться от
влияния на хозяйствующие субъекты, стараться минимизировать процент негативных
результатов собственной деятельности.

Классики считали, что
цены подвижны и гибки. Кейнсианство предполагало, что цены и заработная плата
не изменятся, особенно в краткосрочной перспективе.

Для кейнсианских концепций
также характерен отказ от классической теории о том, что предложение создает свой
собственный спрос. Дж. Кейнс утверждал, что существует обратная причинно-следственная
связь. Другими словами, совокупный спрос создает совокупное предложение. При полной
занятости, если совокупный спрос недостаточен, выпуск не будет соответствовать
потенциальному спросу. При жесткости цен экономика может впасть в долгосрочную депрессию
из-за присущего ей высокого уровня безработицы [12].

Итак, если предположить,
что фактические поставки или производство, которые должны поддерживаться подрядчиком,
определяются спросом. Уменьшение совокупного спроса ведет к сокращению реального
производства. В этой ситуации совокупный спрос и совокупное предложение будут
равны, но на уровне, далеком от
потенциального, т. е. при неполном использовании ресурсов.

Дж. Кейнс и его сторонники
считали, что государство должно сопровождать процесс выхода страны через ее экономический
кризис, проводя экспансионистскую финансовую и валютную политику. Иными словами, в период кризиса рекомендовалось
увеличивать государственные расходы, проводить мероприятия по стимулированию
инвестиционных доходов частного сектора за счет снижения налогов, низких
процентных ставок (политика дешевых денег) и т. д.

Вопреки классической идее
государственного нейтралитета кейнсианская концепция утверждала необходимость координации
активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Кейнс выражал недоверие
к механизмам саморегулирования рынка и считал, что внешнее вмешательство необходимо
для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия. Рыночная
экономика не может исцелить сама себя [3].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы