Курсовая с практикой на тему Государственное управление в сфере науки (в РФ или конкретном субъекте РФ)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАУКИ В РФ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЕЮ 5
1.1. Органы управления и развития сферы науки в РФ 5
1.2. Состояние развития сферы науки в РФ, опыт взаимодействия с бизнесом 13
2. СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАУКОЙ В РФ 19
2.1. Проблемы и пути улучшения управления наукой в РФ 19
2.2. Современные инновации в управлении наукой 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
Введение:
Наука и научно-техническая деятельность как один из определяющих факторов развития производства являются движущей силой современного социально-экономического развития; ведущей детерминантой роста современной экономики является способность генерировать новые научные знания и трансформировать их в технологии производства товаров и услуг. В этих условиях приобретают все большую актуальность проблемы эффективного государственного управления наукой и научной деятельностью.
Несмотря на деятельность созданных в России институтов развития, инновационную активность уже долгие годы проявляют не более 10% российских предприятий. Доля инновационной продукции в общем объёме выпуска российской продукции составляет примерно 8–9%. Доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции остаётся ничтожной (менее 0,6%) и сосредоточена в основном в отраслях атомной энергетики, обычных вооружений, космических технологий и услуг.
Меры по стимулированию инициатив российского высокотехнологичного бизнеса (Национальная технологическая инициатива, технологические платформы, План мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, деятельность советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития, научно-образовательные центры мирового уровня и др.) заметных результатов не приносят.
Целью исследования является определение направлений улучшения государственного управления сферой науки в РФ.
Задачи исследования:
• изучить органы управления и развития сферы науки в РФ;
• изучить состояние развития сферы науки в РФ, опыт взаимодействия с бизнесом;
• определить проблемы и пути улучшения управления наукой в РФ;
• выявить современные инновации в управлении наукой.
Объект исследования – сфера науки в РФ.
Предмет исследования – государственное управление наукой в РФ.
Теоретическая база исследования представлена статьями и книгами ученых, занимающихся исследованием государственного управления наукой, в частности, изучены труды таких авторов, как
При написании исследования применялись методы систематизации и обобщения, динамический и структурный анализ.
Заключение:
Изложенное позволяет сделать следующие выводы.
Государственная научно-техническая политика представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер по упорядочению и регулированию науки как одного из секторов российской экономики и части российского общественной жизни.
Государственное управление в области науки и научно-технической деятельности представляет собой государственно-властную деятельность по формированию и реализации государственной научно-технической политики. Особенности науки и научно-технической деятельности и следующий из них характер ее результатов обусловливают необходимость участия в управлении данным специфическим социально-экономическим сектором не только органов государственной власти, но и самого научного сообщества. Участие научного сообщества в управлении обусловлено не только высокой автономией лиц, занятых в данной деятельности, но и тем обстоятельством, что только представители научного сообщества обладают необходимыми экспертными знаниями о науке как об объекте управляющего воздействия. Это приводит к необходимости сочетания в управлении научной и научно-технической деятельностью механизмов государственного управления и самоуправления, что и закреплено в федеральном законодательстве.
Самоуправление в области науки и научно-технической деятельности осуществляется внутри научно-исследовательских организаций и проявляется привлечении научных работников к управлению самой организацией (в основном, с правом принятия решений рекомендательного характера), а также при присвоении ученых степеней и ученых званий. Однако, решения, принятые в рамках самоуправления научного сообщества, впоследствии утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Задача повышения эффективности национальной экономики России неразрывно связана с научно-техническим прогрессом в обществе, который в первую очередь обеспечивается грамотной и продуктивной политикой в отношении научно-исследовательской сферы. В настоящее время вопрос организации эффективного сотрудничества между наукой и бизнесом – приоритетная задача как государственных регуляторов в сфере науки, так и самого бизнеса: качественное экономическое развитие в цифровой экономике невозможно без развития интеллектуального базиса и стимулирования научных кругов к решению острых социально-экономических задач.
Основными направлениями повышения эффективности интеграции науки и бизнеса с учетом лучших отечественных и зарубежных практик были определены следующие:
1) развитие практики нормотворчества, направленного на стимулирование интеграции науки и малого и среднего бизнеса;
2) развитие сети региональных и городских фондов финансирования проектов для нужд граждан (инновационный краудфандинг);
3) формирование пилотных международных программ привлечения молодых ученых из мировых научных центров;
4) стимулирование коммерциализации научных исследований отечественных научно-исследовательских учреждений;
5) включение в стратегии развития отраслей программ сотрудничества науки и бизнеса;
6) активизация сотрудничества науки и бизнеса путем вовлечения практиков в образовательный процесс;
7) формирование нового института профессиональных менеджеров для управления университетами поколения Индустрии 4.0;
8) развитие устойчивых сетевых форм сотрудничества научно-исследовательских учреждений с отечественными и зарубежными бизнесами; развитие практики формирования эндаумент-фондов, в том числе за счет растущей культуры спонсорства и меценатства.
Фрагмент текста работы:
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАУКИ В РФ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЕЮ
1.1. Органы управления и развития сферы науки в РФ
Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике” не использует термин «государственное управление научной деятельностью», и, соответственно не закрепляет ни принципов, ни форм и методов государственного управления. Федеральный закон оперирует понятием «научно-техническая политика» и определяет ее цели, а также полномочия органов государственной власти в области формирования и реализации данного направления государственной политики .
Поэтому необходимо установить соотношение понятий «государственное управление научной и научно-технической деятельностью» и «государственная научно-техническая политика».
В юридической науке государственную политику в какой-либо сфере традиционно определяют как «принципиальное руководство действию» относительно направлений деятельности, адресованное органам государственной власти; в законодательных и иных нормативных правовых актах – как «комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер» или «систему мер», реализация которых позволит обеспечить развитие определенной группы общественных отношений в направлении, желательном для государства и общества .
Понятие государственного управления сформулировано российской и зарубежной наукой административного права. Оно определяется как процесс упорядочения жизнедеятельности и отношений … государства и общества, установления рациональных взаимосвязей между ними посредством применения государственной власти; как целенаправленное организующее воздействие государства на общественные процессы в целях их упорядочения и социально-прогрессивного преобразования по заранее утвержденному плану .
Изложенное позволяет определить соотношение между государственной политикой и государственным управлением как соотношение между статичной системой правовых, экономических, организационных и иных мер по упорядочению и регулированию общественных отношений и динамичной государственно-властной деятельностью по формированию и реализации указанной системы мер.
Вместе с тем, особенности научной и научно-технической деятельности (направленность на получение и использованием новых знаний) и следующий из них характер ее результатов (уникальность, невещественность и неприсваиваемость) обусловливают необходимость участия в управлении наукой как специфическим социально-экономическим сектором не только органов государственной власти, но и самого научного сообщества. Участие научного сообщества в управлении обусловлено не только высокой автономией лиц, занятых в данной деятельности (как в иных сферах предпринимательской или профессиональной деятельности), но и тем обстоятельством, что только представители научного сообщества обладают необходимыми экспертными знаниями о науке как об объекте управляющего воздействия. Это, в конечном итоге, приводит к необходимости сочетания в управлении научной и научно-технической деятельностью механизмов государственного управления и самоуправления, что и закреплено в федеральном законодательстве.
Самоуправление в области науки и научной деятельности осуществляется внутри научно-исследовательских организаций и проявляется, например, в форме выборов их руководителей (которые, однако, затем должны быть утверждены федеральными органами исполнительной власти), в функционировании Ученого совета как совещательного органа наряду с руководством научно-исследовательских организации, в процедурах присвоения ученых степеней и ученых званий. Однако, решения, принятые в рамках самоуправления научного сообщества, впоследствии должны контролироваться и утверждаться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Общие полномочия государственных органов в области управления научной и научно-технической деятельностью определены в ст. 7 Федерального закона «О науке и научно-технической политики», к ним относятся определение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, обеспечение формирования системы научных организаций (в том числе, утверждение уставов государственных научных учреждений и организаций и контроль эффективности использования и сохранности предоставленного государственным научным организациям имущества), осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработка и реализация научных и научно-технических программ и проектов, развитие интеграции науки и производства, реализация достижений науки и техники. Данные управленческие полномочия распределены между различными органами государственной власти .
В настоящее время система управления научной и научно-технической деятельностью представлена следующими элементами.