Курсовая с практикой на тему Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования (На примере ХМАО)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретико-правовой аспект в области охраны окружающей среды и
природопользования.. 5
1.1. Охрана окружающей среды и природопользование:
понятие, сущность. 5
1.2. Нормативное правовое регулирование в области охраны окружающей среды и
природопользования. 9
Глава
2. Практика управления в области охраны окружающей среды и природопользования в
Ханты-Мансийском автономном округе-Югра.. 15
2.1. Деятельность органов государственного
управления в области охраны окружающей среды и природопользования в автономном
округе. 15
2.2. Анализ федеральных и региональных программ в
области охраны окружающей среды и природопользования в Ханты-Мансийском
автономном округе-Югра. 18
2.3. Основные направления совершенствования
мероприятий по улучшению экологической обстановки. 25
Заключение. 32
Библиографический список 34
Введение:
Актуальность
исследования. Проблема сохранения окружающей среды
и рационального использования
природных ресурсов является актуальной как для отдельных стран,
так и в глобальном масштабе. При этом охрана
окружающей среды, обеспечение
экологической безопасности
рассматриваются как жизненно
необходимая мера, в
то время когда нарастают проявления глобального
экологического кризиса. Экономические
преобразования последних десяти
лет, характерные практически для
всех стран, определили
скорость и содержание трансформации процессов
природопользования. Их неравномерность и неоднородность была
обусловлена национальными особенностями
каждой страны,
специализацией страны на
мировом рынке. Преобразования затронули институты
государственного
регулирования. К последним относятся законодательство, стандартизация, гражданское
общество, финансы, информация и
информационные технологии, национальные традиции, наука и образование. Практика показала,
что стабильность и
эффективность процессов
природопользования, скорость и
соответствие трансформации
природопользования содержанию процессов
рыночных реформ были неоднозначны. В
сложившейся ситуации необходимость
переосмысления многих подходов к регулированию процессов
природопользования очевидна.
В условиях рыночной экономики формирование эффективной
системы государственного
регулирования
природопользования связано с возможностями и
провалами системы рыночного
саморегулирования. Возможности использования рыночного
саморегулирования в обеспечении
устойчивости природной среды зависят от его четкой реакции на повышение дефицитности
природных ресурсов.
На
основании вышеизложенного цель настоящей курсовой работы – раскрыть основные
направления совершенствования мероприятий по улучшению экологической обстановки.
Для
достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
— изучить понятие
и сущность охраны окружающей среды и природопользования;
— раскрыть нормативное
правовое регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования;
— проанализировать
деятельность органов государственного управления в области охраны окружающей
среды и природопользования в автономном округе;
— провести анализ
федеральных и региональных программ в области охраны окружающей среды и
природопользования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра;
— выявить основные
направления совершенствования мероприятий по улучшению экологической обстановки.
Объектом
курсовой работы выступает состояние охраны окружающей среды и
природопользования, предметом – деятельность органов государственного
управления в области охраны окружающей среды и природопользования в автономном
округе.
Теоретической
базой исследования послужила нормативно-правовая база и учебно-методическая
литература в области экологии и природопользования.
Методическая
база исследования: анализ нормативных и литературных источников, сравнительный
анализ показателей, наблюдение, обобщение.
Работа
состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка использованной
литературы.
Заключение:
Среди
задач государственного регулирования выделяют:
–
Формирование правовой основы экономического механизма для регулирования
природопользования и охраны окружающей среды;
–
Улучшение состояния окружающей среды путем экологизации экономической
деятельности;
–
Оценка хозяйственной емкости региональных и локальных экологических систем
страны, а также возможность определения допустимого антропогенного воздействия
на них;
–
Создание таких условий, с помощью которых появится возможность для установления
новой модели хозяйствования и для широкого применения экологически
ориентированных методов управления;
–
Формирование эффективной системы пропаганды идей экологической безопасности;
–
Активное участие государства в различных проводимых международных экологических
мероприятиях.
Для
того чтобы была возможность достижения поставленной цели, в сфере
природоохранной политики, для начала, нужно рассмотреть все возможные
последствия, которые могут возникнуть в результате осуществления планируемых
мероприятий, а также определить ее приоритеты. В Федеральном Законе, который
был принят в 2002 г.
«Об охране окружающей среды», есть 9 определения: системы инструментов,
стандартов и санкций, направленных на людей, нарушающих правовые нормы.
Следует
отметить, что определенная роль в государственном управлении природными
ресурсами и охраны окружающей среды отведена регионам, так как субъекты
Российской Федерации почти полностью наделены полномочиями Российской Федерации
в сфере водных, лесных ресурсов, а также охоты. Регионы проводят работу по
управлению участками недр местного значения, охраняют существующие и создают
новые региональные особо охраняемые природные территории. Относительно системы
органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды можно
отметить, что она практически сформировалась. Но при этом большинство
полномочий, которые относятся в соответствии с Конституцией РФ к предмету
совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в
сфере природопользования и охраны окружающей среды реализуется на федеральном
уровне, что может быть не логичным и не позволять в полном объеме осуществлять
надлежащие государственное регулирование и надзор.
Необходимо
законодательно разграничить в зависимости от степени воздействия на окружающую
среду (экологической опасности) категории объектов хозяйственной и иной
деятельности. Также государственное управление должно осуществляться
применительно к каждой категории объектов природопользования и охраны
окружающей среды.
Для повышения
эффективности деятельности Службы, возможно, стоит оптимизировать структуру,
так как были замечены отделы с одинаковым названием, функции которых могут
пересекаться. Кроме того, необходимо устанавливать взаимодействие с органами
местного самоуправления. Как было описано в первой главе, недавно за органами
местного самоуправления закрепили новые функции, которые пока что не могут
выполняться в полном масштабе из-за нехватки знаний в данной области. Также,
стоит продумать, разработать или расширить перечень показателей, которые
позволяют оценивать деятельность Службы.
И последнее, мной было замечено, что большая часть услуг не
предоставляется онлайн, и было бы удобно, как для потребителей, так и для
сотрудников Службы, разработать шаги по предоставлению услуг через портал
ГосУслуг, либо через сайт Службы
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовой аспект в области охраны окружающей среды и
природопользования 1.1. Охрана окружающей среды и
природопользование: понятие, сущность Состояние
окружающей среды и здоровья человека, условия его жизни и деятельности
находятся в зависимости от функционирования общественного производства.
Развитие рыночной экономики, процессов интеграции и глобализации отнюдь не
способствует улучшению экологической ситуации в мире. В частности, выявлено,
что человеческая цивилизация за время своего существования разрушила более 60%
естественных экосистем на суше.
Если
на рубеже XIX–XX вв. природные территории с полностью уничтоженными в
результате хозяйственной и иной деятельности экосистемами занимали 20% суши, то
к концу XX столетия — уже 63,8%[1].
В центре глобальной деградации окружающей среды находится человек с его
потребительским отношением к природе и ущербной и опасной психологией
покорителя Вселенной, которые должны преодолеваться в процессе развития
производства и общества в целом. В настоящее время, по справедливому мнению
многих зарубежных и российских ученых, во взаимодействии общества и природы
происходит постепенный переход от антиэкологической по своему характеру эпохи к
эпохе экологической, когда рост общественного производства в странах мира
согласуется с его природными основами и возможностями, а также ближайшими и
отдаленными целями социально-экономического, демографического и экологического
развития страны и ее регионов. Важная роль здесь принадлежит государству и
праву, правовым и организационным средствам[2].
С
каждым годом состояние окружающей среды становится хуже, вследствие чего
возникает потребность в более эффективном регулировании области охраны
окружающей среды с помощью различных государственных институтов. Появляется
необходимость в создании новых нормативных актов, регулирующих охрану
окружающей среды, природопользование и экологию. Так же становится необходимым
усиление контроля, за исполнением всех нормативно-правовых актов, регулирующих
данную сферу.
На
данный момент в Российской Федерации очень остро стоит вопрос о необходимости
решения назревших экологических проблем. Этой проблемой обеспокоено как
гражданское общество, так и власть на всех уровнях. В этой связи, возрастает
роль принятых государственных программ по проведению мероприятий, направленных
на охрану окружающей среды и улучшение экологической ситуации в стране. Ведь
главной целью государства в сфере охраны окружающей среды является создание
экологически безопасной обстановки для нынешнего и будущих поколений, а также
реализация конституционного права на здоровую окружающую среду. Главными
задачами государственного управления в области природопользования и охраны окружающей
среды являются[3]:
1)
обеспечение экологической безопасности;
2)
реализация конституционного права граждан Российской Федерации на здоровую
окружающую среду. В Федеральном законе от 10.01.2002 N 7- ФЗ «Об охране
окружающей среды»[4],
в ст.1, говорится, что окружающая среда – совокупность компонентов природной
среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных
объектов. Так же в вышеуказанном Федеральном Законе, раскрывается понятие
такого термина, как «охрана окружающей среды» – деятельность органов 8
государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных
объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная
на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и
воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее
последствий[5].
Вообще, идею заботы об окружающей среде и
ответственном, бережном отношении к природе нельзя назвать чем-то новым. В
России упор на сферу экологической безопасности стал масштабнее в последние 10
лет, но как таковых изменений в положительную сторону нет. Российское правительство
стало принимать законодательные акты по экологическим
аспектам в 90-х годах прошлого века. Появился Комитет Госдумы по
экологии. В те же годы были приняты законы об охраняемых природных территориях,
экологической экспертизе, геодезии и картографии, радиационной безопасности
населения, гидрометеорологической службе и др. И к началу XXI века стало
уделяться внимание формированию экологической культуры у школьников в
процессе образования. [1] Краснова И. О. Политика экологического развития в
контексте правовой охраны окружающей среды // Российское правосудие. 2017. No
8. С. 98 [2] Гамидуллаева
Л. С. Оптимизация
полномочий органов исполнительной
власти в сфере
охраны окружающей среды
и природопользования // Административное право и процесс. 2016. No 5. С.
86 [3] Вершило Н. Д. Правовые основы охраны природы // Правовое
государство : теория и практика. 2017. No 2. С. 168 [4] Федеральный
закон от 10.01.2002
No 7-ФЗ «Об
охране окружающей среды»
// Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, No 2, ст. 133 [5] Писарев Г. А. Традиционное природопользование и требования
к сохранению окружающей среды:
основные противоречия //
Евразийский юридический журнал. 2017. No 1. С. 220