Курсовая с практикой на тему Государственное регулирование сферы образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ
ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие государственного регулирования
сферы образования
1.2
Анализ государственного регулирования
сферы образования
1.3
Правовые основы государственного регулирования сферы образования
ГЛАВА
2. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2.1
Характеристика сферы образования
г. Санкт-Петербург
2.2
Меры государственного регулирования сферы образования
2.3
Перспективы развития государственного регулирования сферы образования
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………
Введение:
Значение образования трудно переоценить, поскольку это
та сфера, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и
ценности, влияющие на установки и поведение личности, но и закладываются основы
будущего, формируются те значимые социокультурные навыки, которые помогают
социуму быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи. По мере развития
общества происходит развитие сферы образования и формирование различных
институтов общественно-государственного воспитания населения.
Управление в сфере образования является социально
значимым направлением государственной политики. В современном мире, когда
конкурентоспособность любой страны зависит не столько от физического, сколько
от человеческого капитала, сфера образования и науки должна стать одним из
приоритетов работы каждого правительства.
Государственное регулирование сферы образования
является важной частью социальной политики государства, но на ее формирование
влияют многие факторы – Конституция РФ[1],
уровень экономического развития, традиции бизнеса и менеджмента, особенности
государственного устройства и структур гражданского общества, системы
образования.
Объект исследования в курсовой работе
– система государственного регулирования сферы образования.
Предмет исследования — совокупность
общественных отношений, возникающих в процессе государственного регулирования сферы
образования.
Цель курсовой работы –
выявить особенности государственного регулирования сферы образования.
Задачи курсовой работы:
— раскрыть понятие государственного
регулирования сферы образования;
— провести анализ государственного
регулирования сферы образования;
— изучить правовые основы
государственного регулирования сферы образования;
— проанализировать сферу образования
г. Санкт-Петербург;
— рассмотреть меры государственного
регулирования сферы образования;
—
определить перспективы развития государственного регулирования сферы
образования.
Теоретико-методологической и
информационной базой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных
ученых и практиков в области управления сферой образования, регулирования
отношений на рынке образовательных услуг, государственной образовательной
политики, а также законы и нормативные акты РФ, закрепляющие правовые основы
функционирования сферы образования и отражающие ключевые направления
государственной образовательной политики. В процессе исследования применялись
методы научной абстракции, анализа и синтеза, индукции и дедукции,
сопоставления и сравнения, а также социально-технологический подход для решения
обозначенных проблем.
Информационную базу курсовой
работы
составила также отчеты российских организаций сферы образования и
государственных органов.
Теоретическая и
практическая значимость курсовой работы. Состоит в возможности использования материалов и
выводов работы в процессе преподавания курсов и спецкурсов: «Система
образования», «Государственное муниципальное управление». Основные положения
данной работы призваны расширить теоретические представления науки по вопросам
системы образования в РФ и ее особенностей.
Работа состоит из
введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы.
[1] Конституция Российской Федерации:
принята всенародн. голосованием 12 дек.
30 дек.
М.: Проспект, 2009. 32 с.
Заключение:
Проведенное
исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать
основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках
представленной темы.
1. Система образования в Российской Федерации
представляет собой совокупность образовательных программ и государственных
образовательных стандартов различных уровней и направленности, а также сети реализующих
их образовательных учреждений, органов управления образованием и
подведомственных им учреждений и организаций. Управление системой образования
включает в себя: формирование системы взаимодействующих федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере
образования; осуществление стратегического планирования развития системы
образования; принятие и реализацию государственных программ Российской
Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие
системы образования; проведение мониторинга в системе образования;
информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных
государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и
органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
государственную регламентацию образовательной деятельности; независимую оценку
качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных
органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного
самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и
педагогических работников образовательных организаций.
2. Рассмотрев систему органов управления образованием, можно сказать,
что на сегодняшний день сделаны важнейшие шаги на пути демократизации системы
образования, а также сделать вывод о том,
что она является децентрализованной и подразумевает распределение
функций управления по всей цепочке: центр — регионы — муниципалитеты — образовательные
учреждения.
Совокупность
программ, стандартов разнообразной направленности, сеть учреждений, органы
управления, подведомственные организации представляют единую систему
образования в РФ. В нашей стране успешно реализуются программы, которые бывают
как общеобразовательные, так и профессиональные. Программы дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования –
это совокупность общеобразовательных программ. Подготовка специалистов, повышение
общеобразовательного уровня — все это сфера реализации профессиональных
программ. К ним относятся: программы начального, среднего, высшего,
послевузовского образования.
В
РФ предопределены некоторые уровни высшего профессионального образования, а
именно с присвоением квалификации «специалист», «бакалавр», «магистр».
3. Законодательная база — это набор нормативно-правовых актов,
регулирующих деятельность образовательных организаций. Основная их задача —
определить цели, задачи, приоритетные направления в образовании, создание
условий для полноценного развития обучающихся и преемственности на всех
ступенях образования.
4. Образование является одним из важных
социальных благ современного человечества. Важность отрасли
"Образование" обуславливается тем, что она помогает передавать знания
и опыт поколений, формирует будущий образ и набор качеств, черт и компетенций
жителя города; ее воспитательные и образовательные функции позволяют определить
будущего жителя Санкт-Петербурга и России — гражданина, профессионала,
потребителя, предпринимателя. Без изменений в отрасли "Образование"
невозможно устойчивое развитие Санкт-Петербурга.
5. Государственная программа "Развитие образования в
Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы состоит из 6 подпрограмм, каждая из
которых включает в себя мероприятия, направленные на достижение основных целей
и задач (повышение уровня квалификации и заработной платы работников сферы
образования, улучшение условий труда и инфраструктуры образовательной системы,
усовершенствование материально-технической базы, повышение привлекательности
сферы образования для молодых специалистов, а также обеспечение соответствия
направлений подготовки требованиям рынка).
В результате проведенного анализа, можно прийти к выводу, что
проведение подобных мероприятий может способствовать улучшению уровня
образования в г. Санкт-Петербург, так и страны в целом, повышению доступности и
качества образовательных услуг, а также привлечению молодых кадров в сферу
образования.
6. Проблем в сфере образования много и их нужно решать.
Государство предпринимает меры по их устранению, но пока не может выстроить
такую систему, которая сбалансировала все направления и как можно больше была
направлена на то, что хочет общество. Сейчас мы гонимся за европейскими
тенденциями и не обращаем внимание на то, что не всегда то, что выстроена
где-то в другом месте будет также хорошо функционировать у нас. Нужно
выстраивать свою систему образования, которая будет ближе нашему народу и если
все будет сделано в интересах нашего населения, то наша страна сможет стать
примером для других стран, как мы смогли самостоятельно выстроили систему
образования, которая наиболее благоприятна для нас.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие государственного регулирования сферы образования
Современная государственная политика в области образования –
это целенаправленная деятельность государственных органов в области
образования. Разработка и проведение единой государственной политики в сфере
образования является одним из полномочий федеральных органов государственной
власти в сфере образования.
Государственная политика в сфере образования представляет
собой совокупность различных мероприятий, действий, решений и т. д.
государственных органов, объединенных общей целью – поступательным развитием
российского образования. Определяя государственную политику в сфере образования
как целенаправленную деятельность государства по развитию образования, нужно
понимать, что одним из основных направлений такой деятельности является
нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в сфере образования.
Поэтому законодатель неслучайно объединяет и фактически отождествляет принципы
государственной политики и принципы правового регулирования[1].
Основные принципы государственной политики и правового
регулирования отношений в сфере образования установлены ст. 3 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21 декабря
Они представляют собой общие начала, основные положения, в
которых находит выражение сущность государственной образовательной политики и
образовательного права, их основные черты, проявляются закономерности их
развития.
Что касается принципов правового регулирования отношений в
сфере образования, или принципов образовательного права, то они обеспечивают
единообразные подходы к формированию норм законодательства об образовании
и их применению, а также используются
для устранения пробелов в образовательном праве. В целях регулирования
образовательных отношений используются как общеправовые принципы, охватывающие
все отрасли права, так и специальные (отраслевые) принципы, распространяющиеся
только на сферу образования. Общеправовые принципы, используемые для
регулирования отношений в сфере образования, – это принципы законности,
гуманизма, демократизма, гласности, единства прав и обязанностей, и др. Ряд
общеправовых принципов в трансформированном виде, уточненном применительно к
регулированию отношений в сфере образования, закреплен в Федеральном законе в
качестве специализированных принципов образовательного права.
Это, прежде всего, касается таких норм-принципов, как запрет
дискриминации в сфере образования, гуманистический характер образования,
демократизм в управлении образовательным учреждением и т. д. Рассматривая
принципы государственной политики, необходимо отметить, что провозглашение
приоритетности образования непосредственно вытекает из конституционной нормы, в
соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью,
а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют
обязанность государства.
Государство реализует достижение приоритетности образования
посредством шести основных векторов государственной политики в сфере
образования[2]:
— создание развитой нормативно-правовой базы, формирования
самостоятельной отрасли законодательства в сфере образования (нормативная
составляющая);
— финансирование системы образования и создание
благоприятных экономических предпосылок для развития российского образования
(финансовоэкономическая составляющая);
— формирование оптимальной структуры организации и
управления образованием (организационно-управленческая составляющая);
подготовка научно-педагогических кадров для сферы образования (кадровая
составляющая);
— укрепление связи образования и науки (академическая
составляющая) развитие международных контактов и академической мобильности
(международная составляющая).
Принцип государственной политики в сфере образования –
принцип направленности на обеспечение права каждого человека на образование.
Данный принцип запрещает дискриминацию в сфере образования.
Иными словами это означает неукоснительное обеспечение
конституционного права каждого на образование и ответственность родителей за
получение образования их несовершеннолетними детьми.
Подводя итог выше изложенному можно сделать вывод, что
реализация государственной политики в сфере образования ежегодно отражается в
докладе Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации с целью обеспечения контроля (в том числе парламентского) за
государственной политикой в сфере образования и обеспечения максимальной
гласности при проведении такой политики. Система образования призвана
обеспечить организацию образовательного процесса с учетом современных
достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования,
отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий,
непрерывность образования в течение всей жизни человека, многообразие
образовательных организаций и вариативность образовательных программ,
обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение
и воспитание, преемственность уровней и ступеней образования, создание
программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие
открытого образования, подготовку высокообразованных людей и
высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и
профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых
наукоемких технологий[3].
Таким образом, система образования в Российской Федерации
представляет собой совокупность образовательных программ и государственных
образовательных стандартов различных уровней и направленности, а также сети
реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием и
подведомственных им учреждений и организаций. Управление системой образования
включает в себя: формирование системы взаимодействующих федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере
образования; осуществление стратегического планирования развития системы
образования; принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации,
федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы
образования; проведение мониторинга в системе образования; информационное и
методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих
государственное управление в сфере образования, и органов местного
самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; государственную
регламентацию образовательной деятельности; независимую оценку качества
образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных
органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного
самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и
педагогических работников образовательных организаций.
[1] Челебий Р.А., Красноплахтова Л.И. Отечественный и
зарубежный опыт государственного управления системой образования // Экономика и
бизнес: теория и практика. — 2020. — № 2-2 (60). — С. 151-153.
[2] Кириленко А.В., Шацкая Э.Ш. Государственное
управление образованием в условиях экономической и образовательной глобализации
// В сборнике: Формирование финансово-экономических механизмов хозяйствования в
условиях информационной экономики. Сборник научных трудов V Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием. — 2020. — С. 151-156.
[3] Сумарокова М.А. Правовые основы регулирования
образовательной деятельности в России и система управления // В сборнике:
Приоритетные направления регионального развития. материалы Всероссийской
(национальной) научно-практической конференции с международным участием. —
2020. — С. 933-938.