Курсовая с практикой на тему Государственное регулирование рынка ценных бумаг.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования рынка ценных бумаг 5
1.1. Понятие и инструменты регулирования рынка ценных бумаг 5
1.2. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг 11
Глава 2. Практические особенности государственного регулирования рынка ценных бумаг 18
2.1. Состояние развития рынка ценных бумаг России 18
2.2. Проблемы и перспективы государственного регулирования рынка ценных бумаг 22
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Введение:
Рынок ценных бумаг играет важную роль на финансовом рынке превращая сбережения населения в инвестиции через оборотоспособность ценных бумаг.
Рынoк ценных бумаг, являясь важным и весьма специфическим элементoм финансoвoгo рынка, oказывает серьезнoе вoздействие на экoнoмическoе развитие страны. На нем гoсударствo, муниципальные oбразoвания, хoзяйствующие субъекты пoлучают вoзмoжнoсть аккумулирoвать недoстающие для реализации свoей деятельнoсти финансoвые ресурсы, пoсредствoм эмитируемых и прoдаваемых ценных бумаг. Вместе с этим временнo свoбoдные денежные средства, нахoдящиеся в распoряжении иных субъектoв, в тoм числе и населения, и вкладываемые в ценные бумаги эмитентoв, принoсят их владельцам дoпoлнительный дoхoд.
Актуальнoсть изучения государственного регулирования рынка ценных бумаг, oбуслoвлена практическoй значимoстью этoгo вoпрoса для нашей страны в периoд фoрмирoвания oбщегoсударственнoгo финансoвoгo рынка и сoздания нoвых экoнoмических структур. Благoдаря ценным бумагам различные фoрмы капитала (прoмышленный, банкoвский, тoргoвый) пoлучают мoбильнoсть, кoтoрая пoзвoляет кoнцентрирoвать неoбхoдимые средства для решения тех или иных вoпрoсoв.
Степень разработанности проблемы. На пути изучения развития современных экономических институтов важную роль играет изучение опыта иностранных ученых, прежде всего американских, таких как Дж. Коммонс, Т.Веблен, У. Митчел, которые внесли свой вклад в формировании теории институционализма в начале ХХ века. Наибольший вклад в формировании экономики и социологии концепции институционализма внесли такие ученые второй четверти ХХ века, как: А. Ноу, А.Круз, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Дж.М. Кларк, К. Менар, К. Эрроу, О. Тоффлер, О. Уильямсон, Р. Коуз, Р. Хайлбронер, Р.Энтони, С.Болтон и др. Исследования форм и государственного управления рынком ценных бумаг посредством институциональных рычагов провели: А.А. Валь, А.Р. Горбунов, В.А. Цветков, Г.Б. Клейнер, И.В. Костиков, Н.В. Кузнецова, П.А. Гохан, П.В. Забелин, С.Ф. Серегина, Т.А. Долгопятова, Ю.Н. Беляев, Я.Ш. Паппэ и др. Наряду с этим, следует отметить, что в исследованиях вышеназванных ученых выглядывается нерешенная проблема развития регулирования рынка ценных бумаг.
Объектом исследования курсовой работы является рынок ценных бумаг России.
Предметом исследования курсовой работы является совокупность отношений, возникающие между субъектами рынка ценных бумаг при его регулировании.
Целью курсовой работы является исследование государственного регулирования рынка ценных бумаг.
Для достижения данной цели в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
— раскрыть понятие и инструменты регулирования рынка ценных бумаг;
— изучить систему государственного регулирования рынка ценных бумаг;
— проанализировать состояние развития рынка ценных бумаг России;
— выявить проблемы и перспективы государственного регулирования рынка ценных бумаг.
Методологическую и теоретическую основу курсовой работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросами рынка ценных бумаг. В исследовании используются общенаучные методы, такие, как диалектические, логические, являющиеся результатами возникновения противоречий в сфере регулирования рынка ценных бумаг.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
В настоящее время рынок ценных бумаг становится важнейшим элементом распределения финансовых влияний в экономику. В нём происходит процесс аккумуляции свободной денежной массы внутренних и внешних инвестиций и распределение их к различным хозяйственным субъектам для преобразования и наращивания производственной базы.
Важность государственного регулирования рынка ценных бумаг для ее основных участников выражается в том, чтобы обеспечить беспрепятственное, организованное, упорядоченное и законодательно закрепленное движение ценных бумаг. Что касается правительства то для него первоочередным является вопрос поддержания финансовой безопасности страны.
Банк России осуществляет все управленческие функции на финансовом рынке России. Он контролирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также небанковских финансовых организаций. Но осуществление функции мегарегулятора сопряжено с целым комплексом рисков. Главным образом, риск связан с тем, что Банк России, являясь органом регулирования, контроля и надзора над деятельностью финансовых организаций, выступает в качестве инвестора в уставные капиталы этих организаций.
Рынок ценных бумаг РФ активно развивался лишь с конца 90-х годов 20 века. В настоящий момент состояние РЦБ оценивается как стабильное.
Рынок ценных бумаг играет немало важную роль в перераспределении финансовых ресурсов государства, а также необходим для эффективного развития рыночной экономики. Именно поэтому восстановление, развитие и регулирование фондового рынка становится все более, первоочередной задачей, стоящей перед правительством.
Как было показано во второй главе курсовой работы, основные проблемы российского рынка ценных бумаг заключается в том, что:
1. Рынок акций недостаточно емкий и ликвидный. Только 15-20% выпускаемых акций выставляются на продажу.
2. Слабое развитие срочного рынка ценных бумаг, которые играют важную роль в управлении рисками.
3. Высокая степень подверженности российского рынка влиянию внешних факторов.
4. Отсутствие у населения доверия к финансовому рынку и т.д.
По нашему мнению, специфичность развития российского рынка, которая заключается в неразвитости его саморегулирования, повышает роль государства в ее деятельности. Посредством усовершенствования системы регулирования и надзора к рынку ценных бумаг, одновременного развития и обеспечения независимости саморегулируемых организаций может разрешить выше описанные проблемы.
Несмотря на большие трудности, особенно, законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России. Государство является агентом на финансовых рынках, участником в рыночных операциях, путем принятия решений, влияет на конъюнктуру рынка, осуществляет регулирование спроса и предложения денег. Государство производит регулирование при помощи денежно-кредитной политики. В настоящее время необходим предельный уровень контроля финансовых показателей развития рынка и оперативное осуществление анализа их изменений. Основным фактором, устанавливающим конкурентоспособность российского финансового рынка, выступает достижение оптимального соотношения между уровнем свободы осуществления предпринимательской деятельности и расходами отрасли, на поддержку законодательно установленных регулятивных требований.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования рынка ценных бумаг
1.1. Понятие и инструменты регулирования рынка ценных бумаг
На сегодняшний день рынок ценных бумаг представляет собой всю совокупность отношений экономического характера, возникающие между различными участниками такого рынка — профессиональными посредниками, юридическими и физическими лицами-инвесторами по поводу выпуска и обращения таких элементов.
Рынок ценных бумаг выступает в качестве одной из наиболее значимых частей в финансовой системе современной России. Формирование РЦБ РФ происходило постепенно. Стремительно развиваться фондовый рынок начал лишь в середине 90-х годов, когда разваленный сегмент буквально воссоздавался по частям заново.
На первом этапе рынок представлял собой оборот приватизационных чеков в связи с актуальностью приватизации. Такой процесс характеризовался низким уровнем контроля со стороны государства. К такому этапу относится и первичное формирование законодательной базы для регулирования отношений в области функционирования Российского рынка ценных бумаг. В частности, такими нормативно-правовыми актами выступали «Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР», утвержденное
Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г., «Положение об акционерных обществах» от 28.12.91 № 78, закон РСФСР от 03.07.91 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и другие элементы.
Второй этап развития отечественного рынка относится к периоду 1993¬1994 годов. Основным элементом рынка также выступали приватизационные ваучеры. Такие ценные бумаги выпускались государством и раздавались гражданам. Однако, большая часть населения не смогла вступить в законные права на государственную собственность по причине различных финансовых возможностей, недостатка информационной базы и большого количества недобросовестных элементов рынка.
На данном этапе формирования рынка большую распространенность получили финансовые пирамиды по типу МММ. Свою работу осуществляли уже более 65 фондовых бирж.
Третий этап относится к 1994-1998 годам. Впервые за всю историю РЦБ начало проводиться развитие инфраструктуры фондового рынка, совершенствовалась законодательная база. Большую распространенность получили как государственные, так и корпоративные ЦБ. Были образованы первые Государственные органы, осуществляющие контроль в данной сфере. В 1995 году свою работу начала осуществлять фондовая биржа РТС. Вексельный рынок развивался обширно, популярность набирали такие индустриальные инвесторы, как страховые компании и фонды. Активное развитие получили как биржевые, так и внебиржевые рынки. Впервые был зарегистрирован выход крупных корпораций на международные фондовые рынки путем выпуска депозитарных расписок, наблюдалось увеличение оборота с ценными бумагами.
В конце 1997 года регистрировался спад рынка. Процесс спада был связан с искусственным сдерживанием курса валюты, лоббированием наиболее крупных и значимых инвесторов, развивающимся мировым кризисом и снижением привлечения иностранного капитала. В результате спада государство не могло осуществлять размещение облигаций в полном размере, наблюдался дефолт и обвал рубля.
Четвертый этап — возрождение РЦБ после краха 1997 года. Наблюдался процесс стабилизации и развития.
С 1998 года наблюдались следующие особенности такого развития:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения участников РЦБ и устанавливающей ключевые правила. В частности, это Федеральные Законы «О рынке ценных бумаг» , «Об инвестиционных фондах» .
2. В 1998 году было зарегистрировано резкое сокращение доли государственных ценных бумаг в общей совокупности выпускаемых ЦБ, однако, такой процесс быстро стабилизировался.
3. В результате кризисной ситуации сократилось обращение векселей.
4. Торговля ценными бумагами крупных корпораций производилась с использованием «голубых» фишек .
Рынок ценных бумаг является составной частью рыночной экономики. Развитость и степень регулирования его со стороны государства являются важнейшими индикаторами зрелости экономического развития страны. Рынок ценных бумаг работает в системе финансового рынка в целом и испытывает воздействие не только со стороны внутренних факторов страны, но и со стороны состояния мирового финансового рынка.
Цель функционирования рынка ценных бумаг состоит в том, чтобы обеспечивать наличие механизма для привлечения инвестиций в экономику путем установления необходимых контактов между теми, кто нуждается в средствах, и теми, кто хотел бы инвестировать избыточный доход. При этом очень важно, чтобы рынок ценных бумаг обеспечивал наличие механизма, способствующего эффективной передаче инвестиций из рук в руки, причем такая передача должна иметь юридическую силу.
Рынок ценных бумаг существует для обеспечения сделок по продаже и покупке ценных бумаг. Он позволяет ускорить переход капитала от денежной к производительной форме.
На рынке ценных бумаг происходит перераспределение капиталов между отраслями и сферами экономики, между территориями, между различными слоями населения. Развитый внутренний финансовый рынок мог бы облегчить задачу интеграции в мировой финансовый рынок и создать канал для инвестирования иностранного капитала в нашу экономику путем продажи наших ценных бумаг. Но мы пока еще не имеем многих необходимых компонентов для создания такого рынка. В развитых странах финансовые рынки опираются на сбережения частных лиц. Препятствие для развития широкого финансового рынка — нехватка свободных сбережений. Население не подготовлено к вложению своих средств в долговые обязательства неизвестных ему организаций. Для функционирования рынка требуется уверенность инвестора доверить свои сбережения посредническим институтам. Это доверие должно воспитываться постепенно на положительных примерах .
Рынок ценных бумаг определяется как совокупность экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг между его участниками. Объектом рынка ценных бумаг является ценная бумага. Ценная бумага может продаваться и покупаться неограниченное число раз, поэтому, чтобы товар дошел до своего потребителя, нужна своя организация товародвижения. В процессе экономических отношений всегда возникает необходимость в передаче денег от одного лица к другому.
Существует два основных способа передачи денег — через процесс кредитования и путем выпуска и обращения ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг вступают между собой в многочисленные отношения. Эти отношения фиксируются определенным образом, а ценные бумаги являются формой фиксации рыночных отношений между участниками рынка и объектом этих отношений. То есть заключение сделки между участниками состоит в передаче или купле — продаже ценных бумаг в обмен на деньги или на товар. Фондовый рынок позволяет аккумулировать временно свободные денежные средства и направлять их на развитие перспективных отраслей. Привлечение денежных средств может осуществляться за счет внутренних и внешних источников. К внутренним источникам 99 относятся амортизационные отчисления и полученная прибыль. Внешними источниками являются банковские ссуды и средства, полученные от выпуска ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков .
Общерыночные функции:
1. Коммерческая функция — функция получения прибыли от операций на данном рынке;
2. Ценовая функция — рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение;
3. Информационная функция — рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участников;
4. Регулирующая функция — рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля и управления.
Специфические функции:
1. Перераспределительная функция:
— перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;
— перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;
— финансирование государственного бюджета на неинфляционной основе;
2. Функции страхования ценовых и финансовых рисков (хеджирование).
Итак, рынок ценных бумаг — сложная экономическая система, затрагивающая интересы большого числа участников (рис. 1.1). Схематическое изображение связи между ними не позволяет в полной мере описать весь спектр возникающих отношений. Данная система усложняется классификацией самих ценных бумаг (различные виды эмиссионных и неэмиссионных), на основе которых сформированы отдельные виды рынков со своими особенностями.