Курсовая с практикой на тему Государственное регулирование конкуренции в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 25
1. Теоретические аспекты конкуренции 27
1.1. Понятие и виды конкуренции 27
1.2.Инструменты, методы, подходы государственного регулирования конкуренции 34
1.3. Система органов регулирования конкуренции в России 40
2. Регулирование конкуренции в России 45
2.1. Оценка уровня конкуренции в экономике России на современном этапе 45
2.2.Программы, прогнозы по повышению конкуренции в России 56
2.3. Проблемы государственного регулирования конкуренции в России и пути их решения 62
Заключение 45
Список использованных источников 51
Список приложений 54
Введение:
В условиях усиления конкуренции на глобальном и локальных рынках проблема создания и удержания конкурентных преимуществ — одна из самых актуальных задач. На сегодняшний день в сфере изучения природы конкурентных преимуществ представлено значительное количество теоретических работ. При анализе теорий, так или иначе затрагивающих проблему формирования конкурентных преимуществ, становится очевидно, что при всем многообразии подходов вопрос их функционального выявления остается открытым.
Экономическая наука чаще использует понятие «деловая конкуренция». Под ней подразумевают конкуренцию в экономике среди субъектов хозяйствования, каждый из которых предпринимает действия по захвату рынка, ограничивая тем самым возможности других субъектов. В процессе конкурентной борьбы происходит одностороннее воздействие одного субъекта на условия хозяйствования другого, или на нескольких участников рынка.
Экономика – процесс многогранный, его регулируют многочисленные законы. В России действует Закон «О защите конкуренции», который дает свое определение конкуренции. В нем предпринимателям разрешается заниматься деятельностью по влиянию на рынок, но запрещается создавать условия ограничения работы всего рынка.
Разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной цели — созданию условий для обеспечения конкуренции на российском рынке.
Предметом исследования курсовой работы является система экономических отношений, возникающих в процессе государственного регулирования конкуренции в России.
Объект исследования – государственные инструменты регулирования конкуренции в России.
Цель данной работы состоит в изучении теоретических и практических аспектов государственного регулирования конкуренции в России, выявлении современных проблем конкуренции и путей их решения.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
1) рассмотреть виды конкуренции;
2) исследовать инструменты, методы, подходы регулирования конкуренции;
3) определить систему органов регулирования конкуренции;
4) оценить уровень конкуренции в экономике России на современном этапе;
5) проанализировать программы и прогнозы по повышению конкуренции в России;
6) выявить проблемы государственного регулирования конкуренции в России и наметить пути их решения.
Основными теоретическими и методологическими источниками при написании данной работы служили законодательные и нормативно-правовые акты, учебники и учебные пособия, статьи в периодической печати, интернет-ресурсы российские и иностранные издания, посвященные конкуренции. Тема конкуренции и ее регулирования достаточно широко разрабатывалась в работах таких авторов, как Романов А.Н., Коренева И.В., Голубков Е.П., Уткин Э.А., Ермаков В.В., Ковалев А.И. и др. Основой послужили работы зарубежных авторов — Котлера Ф., Гордона Я.Х., Мескона М.Х., Альберта М., Эванса Дж. Р., Бермана Б. и др.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам рынка труда, а также вопросам в области экономики.
Информационной базой исследования стали экономическая литература, статистическая информация и законодательные и нормативные акты РФ, работы ученых, официальные статистические данные.
В работе использованы нормативно-правовые документы, посвященные проблемам обеспечения рынка труда. В качестве информационной базы использованы данные Госкомстата России, аналитические материалы Министерства финансов России, Минэкономразвития России, публикации в области рынка труда государственной службы при Президенте РФ, другая информация.
В процессе работы применялись общенаучные методы и приёмы: диалектический подход, принципы исторического, логического и системного анализа и синтеза, методы сравнительного анализа и др.
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе исследовались теоретические аспекты конкуренции, ее виды, инструменты, методы и подходы к регулированию, система органов регулирования конкуренции. Во второй главе оценивался уровень конкуренции в экономике России на современном этапе, проанализированы программы и прогнозы по повышению конкуренции в России, выявлены проблемы государственного регулирования конкуренции в России и намечены пути их решения.
Заключение:
1.Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек и т.д. Все это обеспечивает эффективность конкурентных рынков. К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения и др. Конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства. Ее сущность проявляется в ряде функций. Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива: с одной стороны, стремление к свободе и независимости, с другой — к объединению усилий в конкурентной борьбе.
2. Виды конкуренции чрезвычайно многообразны: функциональная, видовая, межотраслевая, внутриотраслевая, межфирменная, добросовестная и недобросовестная, совершенная и несовершенная (монополии, монопсонии, дуополии, олигополии, монополистическая конкуренция). Методы и средства конкурентной борьбы монополий: лишение сырья, рабочей силы путем «альянсов», подвоза, сбыта, кредита, договор с покупателем о ведении торговли исключительно с монополиями, сбивание цен, захват патентов на открытия и технические усовершенствования, захват в свои руки производства оборудования, диверсификация и др.
3.Состояние конкуренции на российских рынках оценено представителями российского бизнеса как умеренное. Сохраняются основные факторы сокращения числа конкурентов: главным образом оно связано с наличием антиконкурентных действий со стороны органов власти, негативным влиянием на число конкурентов изменений нормативно-правовой базы и уходом российских конкурентов с рынка. Наиболее сильное влияние конкуренции испытывает бизнес в текстильной и пищевой промышленности, в сфере производства стройматериалов и сфере ИТ-технологий, наиболее слабое — в сфере производства неметаллических изделий и топливноэнергетическом комплексе. 46% участников рынка считают, что в России высокая и очень высокая конкуренция, 32% конкуренция полезна 28% не отмечают положительного влияния конкуренции 22,5% сокращение числа конкурентов. Однако бизнес постоянно или время от времени испытывает антиконкурентное давление со стороны доминирующего участника рынка с рыночной долей не менее 50%.
4.Развитие конкуренции в рыночной экономике необходимо рассматривать в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики, имеющей своей стратегической целью сокращение государственного участия в рыночных отношениях, обеспечение и устранение избыточного государственного регулирования, ограничивающего свободное функционирование рынков. Реализация стратегических направлений развития конкуренции требует комплексного подхода, консолидации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества.
6.В целях укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности определены основные цели совершенствования государственной политики по развитию конкуренции, ее основополагающие принципы, а также утверждены концепция Программы развития конкуренции в Российской Федерации и Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 годы. Одна из стратегических мер по развитию конкуренции — продолжение работ по предотвращению монополизации экономики в целом и совершенствование конкурентной среды на отдельных товарных рынках в соответствии с Государственной программой демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации.
6.Стимулирование конкуренции – это активное формирование государством условий для создания, развития и поддержания конкуренции.
Комплексные меры стимулирования конкурентных отношений осуществляются путем реализации двух основных видов программ:
1) отраслевых и региональных программ демонополизации и развития конкуренции, которые на сегодняшний день, к сожалению, пока не содержат точно выверенных механизмов стимулирования конкуренции;
2) программ структурной реформы отдельных отраслей экономики, для регулирования которых необходим учет их особенностей, прежде всего в случаях, когда речь идет о субъектах естественных монополий, например газовой и нефтедобывающей отраслях экономики.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты конкуренции
1.1. Понятие и виды конкуренции
Современное понятие слова таково: конкуренция – это соперничество или борьба между субъектами экономики, то есть между предприятиями. Цель этой борьбы – владение наибольшим сегментом рынка, пользование большим количеством бонусов и перспектив в борьбе за покупателя. Эффективно использовать производственные факторы могут только лидеры рынка, поэтому и конкурентная борьба – процесс бесконечный и сложный.
Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики. Конкуренция — это борьба между производителями продукции за наиболее выгодные условия ее производства и сбыта в целях достижения наилучших результатов своей деятельности. В рыночной системе основное содержание конкуренции — борьба за потребителя, за удовлетворение его потребностей, борьба за рынок, успех которой зависит от цены и качества товаров. Определения сущности конкуренции представлены в Таблице 1.
Таблица 1 – Подходы к определению сущности конкуренции
Автор Определение сущности конкуренции Комментарий
Ачаповская, М.З. [8, с. 42] Конкуренция как состязательность на рынке Повседневное понимание конкуренции
Зорина Е.В. [22, с. 393] Конкуренция как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение Классическая экономическая теория
Лехтянская Л.В., Шлепакова К.В. [14, с. 3] Конкуренция как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка Современные микроэкономические теории
На современном этапе развития экономии страны конкуренция является основным элементом функционирования и развития системы рыночных отношений. В настоящее время выделяют три направления в определении понятия конкуренции.
Английский экономист и ученый Адам Смит разработал поведенческую концепцию. Он определил конкуренцию как соперничество индивидуальных продавцов (покупателей) на рынке за более выгодные условия продажи (покупки) товаров.
Структурная концепция конкуренции базируется на взаимосвязи между хозяйствующими субъектами и структурой рынка, обусловливающей их способность к определенному поведению. Эту концепцию можно рассматривать как “материальное” воплощение “невидимой руки” конкуренции.
Эволюционная концепция конкуренции базируется на представлениях о конкуренции как о движущей силе экономического развития и экономического роста [20, с. 44].
Положительные стороны конкуренции отражены на рисунке 1.
Рисунок 1 — Положительные стороны конкуренции
Негативные последствия конкуренции представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 — Отрицательные стороны конкуренции
В соответствии с масштабами распространения выделяют следующие виды конкуренции:
1. Индивидуальная: при этом одна крупная фирма стремится заполучить «кошелек» покупателя, самостоятельно выбирая для себя лучшие условия;
2. Местная: она разворачивается на определенной территории (село, город, район, область и т.д.) между несколькими производителями;
3. Отраслевая рыночная конкуренция: в определенной отрасли (к примеру, машиностроение) идет экономическая борьба, направленная на получение дохода в большем размере, нежели у соперников;
4. Межотраслевая: разные отрасли рыночного пространства конфликтуют друг с другом, пытаются привлечь к себе большее число потребителей;
5. Национальная: соревнование двух производителей внутри определенного государства;
6. Мировая: в борьбу вступают предприятия различных стран, входящих в состав глобального рынка.
По способу развития конкуренция в экономике может быть ценовая и неценовая. Рассмотрим каждую из них в отдельности.