Курсовая с практикой на тему Государственное регулирование и саморегулирование в предпринимательской деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Государственное регулирование предпринимательства в РФ:
теоретические основы 5
1.1. Особенности государственного регулирования
предпринимательства в РФ.. 5
1.2. Методы государственного регулирования
предпринимательской деятельности 11
2. Саморегулирование предпринимательской деятельности в
аспекте осуществления государственно-частного партнерства. 19
2.1. Экономическая
сущность государственной власти и бизнеса. 19
2.2. Понятие и формы государственно-частного партнерства. 25
2.3. Особенности развития государственно-частного
партнерства в России. 28
Заключение. 33
Библиографический список. 38
Введение:
Актуальность изучаемой темы обусловлена следующими
факторами.
Предпринимательство является одним из важнейших
факторов социально-экономического прогресса современного общества. Поэтому
развитие предпринимательства рассматривается как решение
социально-экономических проблем и противоречий экономики РФ. Чтобы достичь
этого развития, необходимо эффективно регулировать процессом ведения
предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование предпринимательства —
это система правовых, организационных и регулятивно — контрольных мероприятий
государства, направленных на создание благоприятной предпринимательской среды и
управления государственным сектором для обеспечения эффективности и
конкурентоспособности национальной экономики.
Современная литература все чаще подчеркивает
необходимость того, чтобы государство регулировало экономические и социальные
процессы, происходящие в экономике, устанавливало институциональные основы его
социальной ориентации. Нынешний экономический кризис убеждает в том, что
государство по-прежнему является важным регулятором экономических отношений,
разрабатывая законодательство, правоприменительную систему и эффективно
управляя имуществом, обеспечивающим выполнение основных функций государства и
устойчивое развитие общества.
Структуры власти и бизнеса сосредоточены на постоянных
связях и отношениях друг с другом из-за их социального положения, целей и
функций, которые объективно присущи им. Этот процесс все чаще включает в себя
третью силу — население, чьи представительные структуры (общественные
некоммерческие организации, ассоциации потребителей, социальные сети и т.д.)
должны стать полноправными сторонами такого взаимодействия.
Сегодняшние реалии показывают, что государственные
органы не в состоянии в полной мере сформулировать цели и задачи социального
развития, которые совпадают с непосредственными интересами населения.
Это особенно касается наиболее важных и актуальных
вопросов развития, успешное решение которых требует согласованных усилий и
ресурсов всех заинтересованных сторон. Эти приоритетные проблемы социального
развития могут возникать во всех сферах жизнедеятельности общества:
промышленной, экономической, духовной, социальной, политической и общественной.
Целью данной курсовой работы является изучение государственного
регулирования и саморегулирования предпринимательской деятельности.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие
задачи:
— рассмотреть особенности
государственного регулирования предпринимательства в РФ;
— проанализировать методы государственного регулирования
предпринимательской деятельности;
— охарактеризовать особенности развития
государственно-частного партнерства в России;
— выявить экономическую сущность
государственной власти и бизнеса;
— изучить понятие и формы государственно-частного
партнерства;
— провести анализ особенностей развития
государственно-частного партнерства в России.
Объект
и предмет исследования. Объектом исследования является
государственное и государственно-частное партнерство. Предметом исследования –
экономические отношения, возникающие между государством и различными
хозяйствующими субъектами.
Нормативно–правовую
базу исследования
составили законодательные акты Российской Федерации, указы Президента и
постановления Правительства Российской Федерации, международные законодательные
акты, а также другие официальные документы и материалы в их критическом
осмыслении.
Заключение:
В заключение данной
курсовой работы на основании заявленной цели и поставленных задач сделаем
краткие выводы.
Государственное регулирование предпринимательской
деятельности представляет собой определённый комплекс мер, направленных на
достижение баланса между публичными и частными интересами в экономике.
Существуют два метода регулирования
предпринимательской деятельности:
1. Прямые методы (административные) – комплекс
предпринятых мер и средств со стороны государства, непосредственно направленных
на действие субъектов, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Данный метод предполагает, что предприниматели будут
вынужденно принимать решения, базирующиеся на предписаниях государства.
К этим методам относятся:
— государственный надзор за предпринимательской
деятельностью;
— регистрация индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц;
— налогообложение;
— запрет;
— юридическая ответственность;
— контроль за качеством и сертификацией продукции.
2. Косвенные методы (экономические) – структура
государственного воздействия, создающие условия, которые подталкивают
предприятия и мотивируют к улучшению развития предпринимательской деятельности.
Государство закладывает определённые условия, при
которых хозяйствующие субъекты самостоятельно тяготеют к вариантам,
соответствующим экономическим целям государства.
К их числу относятся:
— планирование и прогнозирование;
— предоставление государственных субсидий и налоговых
льгот;
— государственное кредитование;
— муниципальный заказ.
В последнее время начали выделять
морально–политические методы (убеждение, средство массовой информации).
Методы государственного регулирования
предпринимательской деятельности выполняются в следующих формах:
— принуждение;
— убеждение.
Государственное регулирование предпринимательской
деятельности тесно взаимосвязано с государственным управлением. Государственное
управление и осуществляющие его функции государственные органы, являются
основой механизма государственной власти[1].
Поэтому, регулирующая роль государства особенно важна
для развития нашей страны.
В нынешних условиях активных внешних ограничений
возникла острая необходимость в оживлении и развитии предпринимательства,
подъёма инвестиционной активности, а самоё значимое – безвозвратное закрепление
рыночных приоритетов в развитии современной экономики.
В
настоящее время институт государственно-частного партнерства занимает одно из
наиболее эффектных способов реализации проектов государственной значимости за
счет предпринимательской деятельности населения. В условиях нестабильной
экономической ситуации, связь между государством и бизнесом играет особо важную
роль. В современных условиях объективно обусловленные бюджетные ограничения
актуализируют проблему внедрения в механизм институционального взаимодействия
государства как публичного партнера, — и бизнеса, как частного партнера,
инструментов государственно-частного партнерства как эффективного механизма их
взаимодействия. Таким образом, методологическое и
теоретическое обоснование инструментов оптимизации государственно-частного
партнерства, поиск результативных способов его внедрения представляет важную
задачу для ученых-экономистов в целях развития долгосрочной экономической
политики на любом уровне (федеральном, региональном, местном).
ГЧП
– это контрактные отношения между государством и бизнесом, которые позволяют
передать часть государственных обязательств частному предпринимательству.
Государственно-частное партнерство, муниципально-частное
партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на
объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера,
с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется
на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о
муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим
Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций,
обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления
доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
Другими словами
государственно-частное партнерство – это законодательно оформленные долгосрочные
контрактные отношения между соответствующими органами управления и частными
инвесторами, решающими общие задачи, которые в перспективе позволяют преодолеть
ограниченность бюджетных или внебюджетных ресурсов для финансирования значимых
проектов при сохранении высокого уровня государственного и общественного
контроля, а также обеспечить снижение рисков, как для публичного партнера, так
и для частного инвестора.
Особая
черта государственно-частного партнерства заключается в ее долгосрочном
характере, а также в активном и
эффективном взаимодействии федеральных, региональных и местных органов власти с
представителями соответствующих бизнес-структур, подразумевающее не только
проектирование и инвестирование в объекты общественной инфраструктуры, но и все
после производственные стадии эксплуатации, текущего технического обслуживания
объекта инфраструктуры представителем частной стороны в интересах государства.
Отмечается,
что «для российских проектов государственно-частного партнерства характерны
следующие тенденции: расширение форм государственной поддержки
государственно-частного партнерства; постепенная замена бюджетного
финансирования инфраструктуры финансированием за счет средств частного сектора;
рост популярности концессионной модели после принятия нового концессионного
законодательства; развитие законодательства на региональном уровне.
Важным
обстоятельством в реализации инструментов государственно- частного партнерства
выступает возможность полного или частичного разделения между публичным
(государством) и частным (представителем бизнеса) партнерами всех потенциальных
производственных, коммерческих и репутационных рисков, связанных с
финансированием, строительством или реструктуризацией объектов инфраструктуры.
В рамках контрактных соглашений между публичным и частным партнерами
объединяются финансовые активы, совместное использование которых многократно
повышает экономический эффект за счет снижения рисков и повышения доходов
каждой стороны.
Привлечение частных инвесторов к финансированию
проектов в области культурной инфраструктуры позволяет снизить капитальные и
операционные расходы, связанные с обеспечением жизнедеятельности общества. Это
становится особо актуальным в условиях необходимости финансирования
общественной инфраструктуры имеющей стратегический характер, где затраты на
производство и эксплуатацию объектов достаточно высоки и малоприбыльны, а
финансовые и коммерческие риски неизбежны.
Состояние российской
экономики на современном этапе требует активной разработки стратегий
социально-экономического развития на долгосрочный период как страны в целом,
так и ее отдельных регионов. Государственно-частное партнерство (ГЧП) можно
рассматривать как один из основных инструментов реализации стратегий
регионального развития, как ресурс устойчивого развития конкурентоспособной
экономики. Государственно-частное
партнерство является относительно новой категорией, которая используется для
характеристики особых взаимоотношений между государством и частным сектором.
Первоначально в рамках государственно-частного партнерства преимущественно
осуществлялись инфраструктурные проекты, в дальнейшем успешные практики ГЧП
стали распространяться в общественном секторе по оказанию общественных услуг, в
сфере внедрения инноваций и проведения НИОКР.
В условиях
финансово-экономического кризиса, когда происходит сокращение частных
капиталовложений, государственный сектор должен выступить в качестве
стабилизирующего фактора. В этом случает механизмы государственно-частного
партнерства особенно актуальны и могут быть условием развития инновационной
экономики. [1] Широкова О.В.
Необходимость разработки долгосрочной стратегии развития малого бизнеса// В
сборнике: Стратегическое планирование развития территорий. Опыт. Современные
тенденции. Перспективы материалы международного научно-практического форума.
2014. С. 198-202.
Фрагмент текста работы:
1. Государственное регулирование предпринимательства в РФ:
теоретические основы 1.1. Особенности государственного регулирования предпринимательства
в РФ Российская Федерация как самостоятельное, независимое
государство гарантирует всем предпринимателям (независимо от избранных ими
организационных форм предпринимательской деятельности) права и создает равные
возможности для функционирования, доступа к материально-техническим,
финансовым, трудовым, информационным, природным и другим ресурсам.
Органы государственного управления строят свои
отношения с предпринимателями, используя:
налоговую и финансово-кредитную систему, которая
устанавливает ставки налогов и процентов по государственным кредитам;
налоговые льготы;
цены и правила ценообразования;
целевые дотации;
валютный курс;
размеры экономических санкций;
государственное имущество и систему резервов,
лицензии, концессии, лизинг, социальные, экономические и другие нормы и
нормативы;
научно — технические, экономические, социальные,
государственные и региональные программы;
договоры на выполнение работ и поставок для
государственных нужд[1].
Государство осуществляет регулирование
предпринимательской деятельности через:
— законодательное обеспечение свободы конкуренции,
защиту потребителей от проявлений недобросовестной конкуренции и монополизма во
всех сферах предпринимательской деятельности;
— налоговую и финансово-кредитную политику, включая установление
ставок налогов и процентов по государственным кредитам, налоговые льготы, цены
и правила ценообразования, валютного курса, размера экономических санкций;
— определение социальных норм функционирования
предприятия, согласно которым предприниматель обязан обеспечить соответствующие
условия труда, охрану труда, оплату труда не ниже установленного минимального
уровня, а также другие социальные гарантии, включая социальное и медицинское
страхование и социальное обеспечение;
— установление экологических норм и нормативов;
— привлечение предпринимателей к выполнению различных
научно-технических и экономических региональных и государственных программ;
— заключение договоров на выполнение работ и
осуществление услуг для государственных нужд[2].
Основными средствами регулятивного влияния государства
на деятельность субъектов хозяйствования являются:
-государственный заказ;
-лицензирование, патентование и квотирование;
-сертификация и стандартизация;
-применение нормативов и лимитов;
-регулирование цен и тарифов;
-предоставление инвестиционных, налоговых и других
льгот;
-предоставление дотаций, компенсаций, целевых
инноваций и субсидий[3].
Основными функциями государственного регулирования
предпринимательской деятельности являются:
1)содействие расширению существующих, созданию и
привлечению новых субъектов хозяйствования;
2)поддержка и развитие конкуренции, антимонопольное
регулирование;
3)защита прав, как предпринимателей, так и
потребителей их продукции;
4)обеспечение эффективного функционирования
предпринимательских структур; [1] Лазурь П.Ю.
Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства / П.Ю. Лазурь.
— Л.: Новый Мир, 2016. — 400 с [2] Безугла Л. С.
Механизмы государственного регулирование предпринимательской деятельности
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.investplan.com.ua/pdf/6_2011
/25.pdf (дата обращения: 11.10.2020). [3] Безугла Л. С.
Механизмы государственного регулирование предпринимательской деятельности
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.investplan.com.ua/pdf/6_2011
/25.pdf (дата обращения: 11.10.2020).