Курсовая с практикой на тему Государственное регулирование экономики и природопользования в области выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Красноярск)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 Государственное регулирование экономики природопользования 5
1.1 Экономическая сущность природопользования 5
1.2 Исследования в области природопользования и его устойчивого развития 10
1.3 Концепции развития природопользования в условиях экономики РФ 16
2 Анализ эффективности экономики природопользования на федеральном, региональном и местном уровнях 23
2.1 Анализ федерального уровня государственного регулирования экономики природопользования 23
2.2 Анализ регионального уровня государственного регулирования экономики природопользования 36
2.3 Анализ регулирования экономики природопользования в г. Красноярске 44
3 Направления совершенствования государственного регулирования экономики природопользования 56
Заключение 63
Список использованных источников 65
Введение:
Актуальность темы исследования. Для современного этапа характерна продолжающаяся деградация природной среды под влиянием нарастающего техногенного воздействия при неизменности курса стратегии экономического развития, её нацеленности на экономический рост, обеспечиваемый экстенсивным использованием природных ресурсов. По оценкам специалистов, предел возможностей, потребления чистой продукции биоты в настоящее время превышен примерно в 10 раз, механизм биотической регуляции близок к полному разрушению, что грозит гибелью для всей цивилизации. Его нарушение подтверждают участившиеся катастрофы природного характера (наводнения, ураганы, катастрофические снегопады, сход лавин и т. д.), а также масштабные преобразования природной среды: свод лесов на огромных территориях, эрозия почв, кардинальные изменения ландшафтов, истощение невозобновимых ресурсов и т. д.
Призыв к мировому сообществу о необходимости перехода к новой эколого-экономической модели развития, поддержанный 179 государствами, в т. ч. Россией, так и остался нереализованным, что подтвердила сначала конференция ООН «Рио+5» (г. Нью-Йорк), позднее – Всемирный саммит Земли-2002 или Всемирный саммит «Рио+10» (г. Йоханнесбург) и, наконец, конференция ООН по устойчивому развитию в г. Рио-де-Жанейро («Рио+20») [8]. Реализация концепции устойчивого развития с позиции идеологии, получившей отражение в трудах В. И. Вернадского, Н. В. Тимофеева-Ресовского, а также участников Римского клуба требует акцентирования внимания на экологической составляющей устойчивости, что в практическом плане предполагает наиболее полный учет естественно-научного аспекта природопользования при государственном регулировании этого процесса, более широкое привлечение результатов геоэкологических исследований территории, а также прогноза преобразования геосистем под влиянием предполагаемых антропогенных воздействий при обосновании принимаемых решений.
Приоритетным подходом в осуществлении природопользования должен быть отказ от мер, реализация которых может нарушить экобаланс благодаря выходу техногенной нагрузки за пределы «биосферного коридора». С точки зрения эффективности государственного регулирования наиболее целесообразным является создание требуемых условий для экологически устойчивого, экоприемлемого природопользования, что требует разработки соответствующих методологических положений.
Целью настоящей работы является исследование государственного регулирования экономики природопользования в области выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на примере г. Красноярска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть экономическую сущность природопользования;
— рассмотреть исследования в области природопользования и его устойчивого развития;
— исследовать концепции развития природопользования в условиях экономики РФ;
— осуществить анализ федерального уровня государственного регулирования экономики природопользования;
— осуществить анализ регионального уровня государственного регулирования экономики природопользования;
— осуществить анализ регулирования экономики природопользования в г. Красноярске;
— определить направления совершенствования государственного регулирования экономики природопользования.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере государственного регулирования экономики природопользования в области выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на примере г. Красноярска.
Предмет исследования – состояние экономики природопользования в г. Красноярске.
Структура исследования включает в себя введение, три главы, заключение и список использованных источников.
Заключение:
<p>Итак, город Красноярск является крупнейшим транспортным узлом Восточной Сибири, через него проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. По реке Енисей потоки грузов доходят до Северного Ледовитого океана и г. Абакан. Красноярский аэропорт обслуживает авиарейсы, связывающие его с отдаленными районами края, крупными городами России и столицами республик СНГ, со многими зарубежными странами. Автодороги общегосударственного, республиканского, краевого, местного значения связывают Красноярск с прилегающими районами и всей дорожной сетью страны.<br />В городе Красноярске расположены крупнейшие предприятия машиностроительной, металлургической и химической промышленности, которые оказывают интенсивное воздействие на биогеоценозы пригородной зеленой зоны.<br />Экологи края обеспокоены загрязнением воздуха в Красноярске. Из-за промышленных выбросов и выхлопных газов ухудшается здоровье горожан, растет процент онкологических заболеваний, рождаются больные дети. Почти 840 килограммов вредных веществ в год проходит через дыхательную систему человека, проживающего в нашем крае. Жители же Красноярска страдают вдвойне: краевой центр в последние семь-восемь лет занимает верхние строчки в перечне самых загрязненных российских городов. Виновниками тяжелой экологической ситуации на 70% являются предприятия теплоэнергетики, черной и цветной металлургии. Оставшиеся 30% принадлежат автотранспорту.<br />Внести лепту в улучшение экологической обстановки сможет строительство новых дорог и развязок. Тогда машины будут меньше стоять в пробках и дымить, а значит, и меньше загрязнять атмосферу.<br />Красноярск спасает благоприятная роза ветров. Ветер, который дует над Красноярском, уносит облака смога за пределы города, и мы дышим чистым горным воздухом, который идет со Столбов. Когда же наступает штиль, все выбросы накапливаются здесь. Теперь перед нами стоит цель разработать систему мер, чтобы при наступлении неблагоприятных метеорологических условий деятельность предприятий – основных загрязнителей – ограничивать. Вообще, даже если будут приняты все запланированные меры по снижению количества выбросов, санитарно-гигиенических нормативов мы не достигнем.<br />Количество загрязняющих веществ в атмосфере нужно снизить до 129 тысяч тонн. Но это скорее светлая мечта, к которой мы все стремимся. За исключением курортов, в мире нет городов, точно соответствующих санитарно-гигиеническим нормам</p>
Фрагмент текста работы:
1 Государственное регулирование экономики природопользования
1.1 Экономическая сущность природопользования
Понятие и аналогичный термин «природопользование» вошли в научный оборот в конце 60-х годов, когда отчетливо проявившиеся негативные последствия техногенеза стали угрожать существованию жизни на Земле, т. е. человечество воочию столкнулось с возможностью экологической катастрофы. В определении Ю. Н. Куражcковского, который предложил его в 1959 году, природопользование рассматривается как сфера производства и как наука, задачами которой являются «разработка общих принципов осуществления всякой деятельности, связанной с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами либо с изменяющими ее воздействиями» [9]. В литературе указанное определение положило начало появления целого ряда различных трактовок (приложение А). В целях обоснования авторской формулировки были проанализированы 53 определения природопользования, раскрывающие его суть согласно представлениям авторов. Как показал анализ, в большинстве случаев природопользование понимают как практическую деятельность человека, в то же время самостоятельный статус имеют трактовки природо-пользования как науки [7].
Характеризуя природопользование, авторы обращаются к таким понятиям, как «использование», «эксплуатация», «вовлечение», «воздействие». Все они с позиции их взаимосвязи с понятием «процесс», который расшифровывается как «ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь», являются его отражением, так как каждое из них предполагает исполнение какого-то действия, смену состояний:
– использование – это употребление для чего-то, применение;
– эксплуатация – использование для каких-либо целей;
– воздействие – действие, направленное на кого-то;
– вовлечение – привлечение к участию, т. е. все они могут рассматриваться как проявления действий, сменяющих друг друга, т. е. как процесс.
Отсюда следует, что природопользование, которое регулирует государство, представляет собою процесс и как базисное понятие находит свое отражение в определении М. В. Исаева [5]. Он рассматривает его в виде «процесса, в котором общество подчиняет себе силы природы и природные ресурсы для удовлетворения своих потребностей». Как «процесс эксплуатации природных ресурсов в целях удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей общества» воспринимает природопользование и Н. Г. Комарова [6].
Считаем наиболее обобщающим понятие «взаимодействие», отражающее все возможные виды взаимосвязи природы и человека: использование природных ресурсов с изъятием или без изъятия из природной среды, воспроизводство, преобразование, а также охрану природы. В процессе природопользования формы взаимодействия человека (общества) и природы так многообразны, что ряд авторов приходят к заключению, что природопользование – это любая деятельность человека. Все вышесказанное позволяет рассматривать взаимодействие общества (человека) и природы как наиболее общее определение природопользования, свидетельствующее о том, что обе стороны взаимно влияют друг на друга, т. е. имеют место проявления по отношению друг к другу.
Цель взаимодействия человека (общества) с природой формулируется как удовлетворение потребностей человека (общества), и она просматривается явно или косвенно почти во всех определениях природопользования.
В данном случае понятие «процесс» воспринимается как изменение состояния природного потенциала и природной среды; взаимодействие характеризует собой обобщающий вид целенаправленной деятельности, связанной с использованием, преобразованием, воспроизводством и сохранением природных компонентов. Субъектом, воздействующим на природный потенциал, выступает человек (общество), т. е. взаимодейст- вующими сторонами в процессе природопользования являются человек (общество) и природа. Цель этого взаимодействия – удовлетворение материальных и культурных потребностей субъекта.
Природопользование может быть охарактеризовано с различных позиций, в числе классификационных признаков могут выступать: пространственно-временные масштабы, интенсивность нарушения окружающей среды, рациональность, плановость, платность и т. д.
Чаще всего в отношении природопользования рассматривается характеристика рациональности. Нерациональное природопользование представляет собой потребительское отношение к природе, расточительное использование природных ресурсов без учета возможных последствий, допускающее безвозвратные потери, качественное и количественное истощение природных ресурсов, нарушение биотической регуляции. Такое природопользование приводит к ухудшению качества окружающей среды, усилению влияния измененной природы на человека, замедляет процесс восстановления природных ресурсов, способствует образованию огромной массы отходов.
В свою очередь, рациональное природопользование предполагает экономное использование природных ресурсов, наиболее полное извлечение из них полезных продуктов, учет социальных и экологических последствий, сопутствующих природопользованию, соизмерение темпов использования и возобновления природных ресурсов, т. е. сбалансированность эксплуатации, охраны и восстановления. Отсюда главной задачей природопользования как научного направления является выявление и обоснование путей наиболее целесообразного (оптимального) взаимодействия общества с природой в конкретных социально-экономических и физико-географических условиях территории.
Рациональное природопользование ставит своей целью обеспечение природными ресурсами и благоприятными условиями жизни настоящего и будущих поколений при сохранении целостности и структуры природных систем, их способности к самовосстановлению и производству потока экосистемных услуг. Рациональность также требует соответствующего институционального обеспечения, которое включает в себя в том числе органы управления и контролирующие организации на каждом уровне управления, научное и проектное обеспечение и т. д.
Традиционно к числу основных направлений природопользования относят:
– ресурсопотребление – использование ресурсов с изъятием из природной среды и ресурсопользование – использование без изъятия. К этим же направлениям относится деятельность по выявлению, изучению, подготовке природных ресурсов к использованию;
– воспроизводство (возобновление) – воспроизводство ранее уничтоженных возобновимых природных ресурсов, восстановление загрязненных или нарушенных природных ресурсов;
– охрана природных ресурсов и природных условий (среды обитания) – природоохранная деятельность по предупреждению антропогенных отрицательных воздействий и/или ликвидации последствий.
Основой выполнения социально-экономических функций служит природно-ресурсный потенциал, расположенный в границах территорий, он же определяет направленность природопользования. С экономической (потребительской) точки зрения реальный природно-ресурсный потенциал – это способность природных ресурсов удовлетворять потребности человечества при условии экономической рентабельности и технической доступности. Перспективный потенциал (потенциал будущего) – способность природных ресурсов удовлетворять потребности человечества в будущем, когда это будет экономически эффективно и технически возможно (например, забалансовые руды, использование которых может быть возможно при появлении новых технологий, или подземные пресные воды, находящиеся на больших глубинах). Природные ресурсы, востребованность которых относится к весьма отдаленной перспективе, формируют резерв (потенциал далекого будущего). Однако определение потенциала должно отражать и естественно-научные предпосылки, требующие учета предельных лимитов изъятия природных ресурсов, соблюдение которых обеспечивает сохранение механизма биотической регуляции. Отсюда следует, что реальный природно-ресурсный потенциал, обоснованный экологически, – это предельно возможная масса природных ресурсов, которая может быть использована без нарушения внутренних взаимосвязей, функций и свойств природной системы, выделенная из состава реального потенциала, обоснованного экономически.