Курсовая с практикой Экономические науки Макроэкономика

Курсовая с практикой на тему Государственное регулирование экономики, его формы , методы, инструменты

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы государственного регулирования экономики 5
1.1. Цели, задачи, формы и нормативно-правовые основы ГРЭ 5
1.2. Политика государственного регулирования экономики 12
2. Анализ государственного регулирования ВЭД регионов РФ 20
2.1. Организационно-правовая база государственного регулирования внешнеэкономической деятельности регионов в России на примере г. Самара 20
2.2. Совершенствование государственного регулирования экономики 32
Заключение 35
Список использованных источников 37

  

Введение:

 

Важную роль в обеспечение нормального функционирования каждой экономической системы играет государство. В течение всей истории своего существования оно выполняло наряду с задачами организации обороны, поддержания законности, порядка выполняло функции в экономической сфере. Государственное регулирование экономики существовало еще в период раннего капитализма в Европе, когда имелся централизованный контроль над качеством услуг и товаров, цен, внешней торговли и процентных ставок. Любое государство в современных условиях осуществляет регулирование национальной экономики, но с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
Во второй половине ХХ века в развитии экономики стали обозначаться тенденции к расширению масштабов деятельности государства, а также усилению его значения в экономической сфере. В качестве общепризнанного при этом выступает то, что в наибольшей степени экономическая эффективность будет достигаться при конкурентном рыночном механизме. В рыночной экономике цель государства состоит в том, чтобы создавать условия для свободного функционирования рыночного механизма, а не его корректировки. Конкуренция должна быть обеспечена везде, где возможно регулирующее воздействие государства, а также там, где это необходимо.
Сущность государственного управления имеет четкое проявление в тех функциях, на выполнение которых оно направлено. Эти функции составляют содержание государственного управления как самостоятельной формы деятельности, имеющей определенную цель. Функции государственного управления, в свою очередь, определяют его структуру. Итак, проблема функций государственного управления позволяет создать оптимальную и эффективную систему и структуру государственного управления, определить объективно необходимые полномочия органов государственного управления для их реализации. В связи с этим особое внимание приобретает необходимость научного осмысления категории «функции государственного управления».
Функции государственного управления осуществляются посредством конкретных форм государственного управления (принудительные механизмы, издание правовых актов управления). Содержание функций государственного управления в их совокупности отражает сущность и характер государственного управления. Функции представляют собой определенное направление организационно-правового воздействия субъектом государственного управления на объект управления.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер исполнительного, законодательного и контролирующего характера, которые направлены на решение различных задач. Возможность государственного регулирования экономики будет проявляться по достижению некоторого уровня развития экономики и концентрации капитала и производства. Необходимо это по той причине, что увеличиваются трудности и проблемы, с которыми государственное регулирование экономики и должно справляться.
Таким образом, цель данного исследования заключается в том, чтобы провести изучение такого вопроса, как государственное регулирование экономики.
Объект исследования: государственное регулирование экономики.
Предмет исследования: содержание, формы и модели осуществления государственного регулирования экономики на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы государственного регулирования экономики;
2. Провести анализ государственного регулирования ВЭД регионов РФ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Механизм государственного экономического регулирования – одна из важнейших подсистем современной смешанной экономики. Он непосредственно воздействует на размеры государственного сектора, его соотношение с другими секторами национальной экономики, на пропорции между этими секторами.
В качестве традиционных форм регулирования современной смешанной экономики выступают: конкурентно-рыночная, корпорационная, государственная, межгосударственная.
Особенность современного этапа сводится к развитию новых форм взаимодействия четырех форм регулирования, то есть появление различных форм координации деятельности государств, мелкого, среднего и крупного бизнеса, а также совместных их действий в области реализации и разработки целевых программ.
Очевидным является то, что в Конституции закреплены способы регулирования экономики и разграничения полномочий многих уровней государственной власти в самом общем виде. Федеральное законодательство устанавливает более подробные нормы.
Среди составляющих правового обеспечения экономической деятельности важное место отводится Налоговому и Бюджетному кодексу. Бюджетным кодексом фиксируется компетенция органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования бюджетных отношений, определения полномочий исполнительных и законодательных органов субъектов РФ по формированию доходов региональных бюджетов.
Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика.
Социальная политика определяет направления развития всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми.
Для экономики желательной является степень гибкости встроенной финансовой системы. Финансовые стабилизаторы дают возможность государству не торопиться с принятием антициклических мер, но при этом следует обращать внимание на то, что не следует переоценивать достоинства встроенных стабилизаторов.
В России проблемы государственного регулирования экономики имеют тесную связь с некоторыми аспектами, не позволяющими государству осуществлять эффективное воздействие на развитие национальной экономической системы.
В современных условиях развития Российской Федерации возможным представляется повышение эффективности посредством формирования такой экономической системы, которая будет способствовать интенсивному экономическому росту, усиливая конкурентоспособность товаров российских производителей на мировом и внутреннем рынке. Возможно это лишь при использовании прогрессивных методов государственного регулирования экономики.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы государственного регулирования экономики
1.1. Цели, задачи, формы и нормативно-правовые основы ГРЭ

Цели и задачи ГРЭ
Механизм государственного экономического регулирования – одна из важнейших подсистем современной смешанной экономики. Он непосредственно воздействует на размеры государственного сектора, его соотношение с другими секторами национальной экономики, на пропорции между этими секторами. Структура данного механизма не является застывшей, она диктуется потребностями технологического и социально-экономического развития, неразрывно связана с перегруппировкой политических сил в стране, сменой партий, стоящих у власти, изменениями в проводимой ими экономической политике, эволюцией теоретических идей.
Механизм регулирования экономики включает: ресурсы регулирования, объекты регулирования, формы регулирования, методы регулирования, концепции регулирования, инструменты регулирования.
К ресурсам регулирования относятся: государственные финансы (расходы государства и налоговые поступления в бюджет); государственный сектор экономики; денежная масса под контролем центрального банка; законодательное право; возможность сбора и обработки информации .
Объекты регулирования – первичные звенья сферы производства и услуг отрасли, региона; социально-экономические процессы, то есть, то на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики: совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен, занятость, доходы населения, инвестиционная активность, темпы социально-экономического развития, его пропорции и т.п.
Субъекты представляют собой национальные, наднациональные, федеральные, центральные, местные и муниципальные органы управления.
В качестве исполнителей экономических интересов выступают органы трех ветвей власти и Центробанк. В понимании механизма государственного регулирования экономики отводится больше значение таким вопросам, как формы и методы, принципы и задачи, инструменты регулирования.
Среди основных экономических инструментов, которые обеспечивают основную цель государственного регулирования рыночной экономики, принято относить:
– налоги, финансовые санкции и налоговые льготы;
– государственные субсидии и инвестиции;
– ставка процента по межбанковскому кредиту, операции на открытом рынке и государственные инвестиции;
– государственные заказы, которые размещаются на договорных и конкурсных началах;
– государственные товарные резервы, которые используются для того, чтобы стабилизировать рынок товаров и услуг;
– прямое управление государственными предприятиями, которые принадлежат государству при родном имуществе, ресурсах, пакетами ценных бумаг;
– целевые научно-технические и социально-экономические программы;
– хозяйственное законодательство и т.д.
Особенность административных средств регулирования экономики состоит в следующем:
– они не имеют связи с формированием дополнительных материальных стимулов для их реализации;
– основываются на авторитете и силе государственной власти;
– включают меры принуждения, разрешения и запрещения.
Запрещение представляет сбой запрет какой-либо деятельности или признание какого-либо товара или услуги вредным производством.
Разрешение является согласием, которое выдается в устной или письменной форме субъектом управления.
Принуждение, которое основывается на использовании за нарушение установленных мер наказания.
Если говорить о границах государственного регулирования, то стоит отметить, что они бывают верхними и нижними. Принято различать максимально допустимые и минимально необходимые пределы регулирования. Нижние границы вызываются неспособностью рыночного механизма саморегулирования экономики решать множество важнейших вопросов для последующего развития экономики. Экономическая система не может существовать без вмешательства.
Относительно верхних пределов государственного регулирования экономики проблема будет сложнее. Так, с одной стороны появляется возможность практически полностью вытеснить рыночные рычаги регулирования и установить централизованную систему управления экономикой из одного центра, что приведет к появлению государственной или командно-административной экономики, как это было в СССР. С другой стороны, верхняя граница обуславливается интересами и потребностями предпринимателей в сотрудничестве с государством. Так посредством того, что на длительный период прибыли могут быть стабильными при наличии государственного регулирования или быть низкими при недостаточном вмешательстве в экономику государства. Верхний предел частично определен национальными интересами .
Формы ГРЭ
В качестве традиционных форм регулирования современной смешанной экономики выступают:
– конкурентно-рыночная;
– корпорационная;
– государственная;
– межгосударственная.
Важно отметить и такие образования, как общества потребителей, профессиональные союзы, экологические движения. Именно им свои функции регулирования экономики передает современно государство. Между формами соотношение будет определяться конкретно-историческими факторами страны на различных этапах ее развития.
Особенность современного этапа сводится к развитию новых форм взаимодействия четырех форм регулирования, то есть появление различных форм координации деятельности государств, мелкого, среднего и крупного бизнеса, а также совместных их действий в области реализации и разработки целевых программ.
В качестве одной из таких форм выступает создание смешенных государственно-частных предприятий, в качестве преимуществ которых выделяются следующие:
– гибко маневрирование объемов государственного капитала;
– дополнение достоинств функционирования предприятий при условии конкурентного рынка реализаций на микроуровне целей макроэкономической политики;
– влияние правительства на структурную, инновационную, инвестиционную и ценовую политику предприятия.
Все больше государственными приоритетами становятся кредитно-финансовая, валютная, денежная, налоговая политика, а также антимонопольные меры. Регулируется современное рыночное хозяйство прямыми и косвенными методам. В качестве преобладающих выступают экономические регуляторы, вписывающиеся органически в рыночную систему, не нарушая ее структуру. Но такое разграничение методов регулирования, все же, весьма условно .
Экономический регулятор в себе несет определенные элементы администрирования. Так, он контролируется государственной службой, которая будет его измерять после принятия соответствующего политического решения. В каждом административном регуляторе имеется экономическое воздействие на интересы хозяйственных субъектов.
При всех достоинствах экономических регуляторов имеются области, в которых административные приемы будут весьма эффективны, а их использование – обязательно:
– при обеспечении над монопольными рынками прямого государственного контроля;
– при регулировании побочных эффектов рыночных процессов экономические регуляторы будут недостаточными;
– разработка стандартов и контроль за их соблюдением всеми участниками экономической системы;
– поддержание и определение минимально допустимых параметров жизни населения;
– защита в системе мирохозяйственных отношений национальных интересов.
При изменении соотношения косвенных и прямых методов государственное вмешательство отдается в пользу косвенных. Проявляется это в отказе от жестокого контроля над ценами, от прямого вмешательства в дела предприятий, переходе к более мягким формам промышленности, а также сокращении прямого перераспределения ресурсов.
В таком случае будет проявляться определенная диверсификация деятельности государства по регулированию экономики, для чего необходима экономическая политика и диверсификация. В пределах стратегии дерегулирования наблюдается усиление деятельности государства по расширению возможностей конкурентно-рыночного саморегулирования, а также создание для предпринимательства благоприятных условий:
– формирование соответствующей инфраструктуры;
– ограничение монополистической тенденции;
– поддержка среднего и малого бизнеса;
– всемерное поощрение инновационной деятельности фирм .
Нормативно-правовые основы ГРЭ
Нормативно-правовые акты, определяющие различные методы регулирования экономики, можно разделить на следующие группы:
1) правовые акты о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, в том числе в экономической сфере, а также о статусе региональных органов, осуществляющих организацию и управление экономической деятельностью в регионе;
2) тематическое законодательство, регулирующее отдельные направления в сфере экономики;
3) договоры и соглашения по вопросам межрегионального взаимодействия и отношений с федеральным центром.
4) Нормативно-правовые акты о разграничении компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В первую группу, прежде всего, входит Конституция РФ, где перечислены вопросы исключительного ведения Российской Федерации (ст. и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. К числу предметов исключительного ведения федерального центра в сфере регулирования экономики относятся :
– федеральная государственная собственность и управление ею;
– федеральные программы в области экономического развития Российской Федерации;
– установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
– федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
– федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;
– внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
– отрасли права, обеспечивающие нормальное функционирование экономических правоотношений, а именно гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное право.
Очевидным является то, что в Конституции закреплены способы регулирования экономики и разграничения полномочий многих уровней государственной власти в самом общем виде. Федеральное законодательство устанавливает более подробные нормы .
Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установлены:
– основы правового статуса исполнительных и законодательных органов государственной власти РФ;
– основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъектов РФ;
– взаимоотношения между органами .
На высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ при этом возложены полномочия по осуществлению и разработке мер по обеспечению комплексного социально-экономического его развития, а также распоряжение и управление собственностью субъектов РФ.
Если говорить о группе нормативных актов, которые определяют компетенцию различных органов власти, следует указать на осуществление полномочий федеральными органами исполнительной власти на территории субъекта непосредственно или при помощи территориальных органов.
Среди составляющих правового обеспечения экономической деятельности важное место отводится Налоговому и Бюджетному кодексу. Бюджетным кодексом фиксируется компетенция органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования бюджетных отношений, определения полномочий исполнительных и законодательных органов субъектов РФ по формированию доходов региональных бюджетов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы