Применение норм гражданского права в судебной финансово-экономической экспертизе Курсовая с практикой Юриспруденция

Курсовая с практикой на тему Государственное регулирование цен (тарифов): законодательство и правоприменительная практика

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Общетеоретическая характеристика государственного регулирования цен и тарифов 5

1.1 Законодательные аспекты государственного регулирования цен и тарифов 5

1.2 Методы и средства административного процесса государственного регулирования цен и тарифов 8

1.3 Гражданско-правовой аспект цены и тарифа 15

2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ 21

2.1 Проблема отсутствия мотивировочной части в решениях об установлении государственных тарифов и цен 21

2.2 Недостаточность регламентации критериев экономической обоснованности при установлении тех или иных государственных цен, тарифов 25

2.3 О чрезмерном размывании ответственности при принятии решений об установлении регулируемых цен или тарифов 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы данной исследовательской работы высока. Это обуславливается значимостью выделенного государственного регулирования, потому как с вопросами тарифов и фиксированных цен мы сталкиваемся ежедневно (плата за проезд, ЖКХ и так далее). Необходимо понимать и разбираться в аспектах данного процесса. Кроме того, актуальность обуславливается наличием множества спорных вопросов и проблем в данной сфере, которые необходимо разрешать на научном и на законодательном уровне.

Степень разработанности выбранной темы данной исследовательской работы также высока. Это обуславливается тем, что вопросы тарифов и цен регулируются уже продолжительное время, а именно, с момента перехода на рыночную экономику. Следовательно, в электронных научных библиотеках имеется множество разных научных материалов и публикаций на выделенную тему.

Цель данной исследовательской работы – рассмотреть все особенности государственного регулирования тарифов, цен в Российской Федерации, с точки зрения законодательного регулирования и с точки зрения правоприменительной деятельности.

Задачи данной исследовательской деятельности, которые обусловлены поставленной целью и структурой данной работы:

1. Выделить законодательные аспекты государственного регулирования цен и тарифов;

2. Охарактеризовать методы и средства административного процесса государственного регулирования цен и тарифов;

3. Обосновать проблему отсутствия мотивировочной части в решениях об установлении государственных тарифов и цен;

4. Определить степень достаточности регламентации критериев экономической обоснованности при установлении тех или иных государственных цен, тарифов;

5. Проанализировать вопросы чрезмерного размывания ответственности при принятии решений об установлении регулируемых цен или тарифов.

Объект данной исследовательской работы – свойства, признаки, аспекты и иные особенности, которые характеризуют государственное регулирование цен и тарифов в Российской Федерации наиболее точно.

Предмет данной исследовательской работы – положения действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации, которые непосредственно регулируют выделенные отношения. Также это научные материалы и публикации некоторых авторов, чтобы рассмотреть отдельные теоретические вопросы шире. Кроме того, предмет работы составляет судебная практика.

Научно-исследовательские методы, которые были использованы при написании данной работы:

⎯ абстрагирование;

⎯ аналогия;

⎯ индукция;

⎯ классификация;

⎯ обобщение;

⎯ сравнительный анализ;

⎯ синтез (объединение).

Структура данной исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, две главы со своими параграфами, где первая посвящена теоретическим вопроса государственного регулирования вопросов цен и тарифов, а вторая – практическому анализу проблемных вопросов, заключение и список использованных источников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, мы определили, что несмотря на то, что принято множество принципов, обеспечивающих свободу экономической деятельности: свобода договора, конкуренция, право иметь частную собственность и так далее, предпринимательская деятельность не является безусловной, то есть в целях обеспечения безопасности общества и государства могут водиться определенные ограничения, все это закреплено статьях 55, 7 Конституции РФ. Примером ограничений и является установление цен и тарифов со стороны государства.

Система регулирования в сфере цен и тарифов на различные услуги, товары, работу представляет собой совокупность, механизм с содержанием различных элементов. Установленные правила и нормы должны соблюдаться как хозяйствующими субъектами, в отношении которых устанавливаются цены и тарифы, так и исполнительными органами власти, которые уполномочены принимать решения в отношении цен и тарифов; вся эта деятельность крутится в сфере экономических отношений в сфере формирования цен и тарифов. Деятельность производится с целью социальных, экономических гарантий конкурентного баланса и безопасности, устойчивости экономической деятельности государства.

Необходимы, по моему мнению, следующие законодательные изменения:

1. Установление на законодательном уровне мотивировочной части решения об установлении цен и тарифов;

2. Стороны регулируемых организаций по поводу расчета и документов должны иметь возможность надлежаще отстаивать свои экономические права, интересы;

3. Необходимо проводить непосредственный анализ и расчет расходов, которые бы подтверждали экономическую обоснованность устанавливаемых цен и тарифов;

4. Кроме того, хотелось бы, чтобы все данные, расчеты, анализ были официально публикованы на государственных порталах.

Чтобы избавиться от противоречий и необоснованности в разделении ответственности за принятие решений, предлагается пересмотреть данную модель следующим образом:

⎯ убрать полностью институт коллегиальности рассмотрения вопросов и решений на основании экспертного заключения;

⎯ подписывать итоговое решение должен исключительно руководитель коллегиального регионального органа;

⎯ необходимо заменить процесс заседания на предварительные слушания;

⎯ чтобы такие слушания проводились за месяц до принятия решения руководителем органа, чтобы перед предварительными слушанием субъекты имели возможность ознакомиться с проектом решения и с экспертным заключением;

⎯ субъекты, таким образом, смогут подготовиться непосредственно к предварительных слушаниям и возразить против данного акта, привести доводы, защитить свои права надлежащим образом;

⎯ хотелось бы, чтобы еще на предварительное слушания приглашались представители различных общностей потребителей регулируемых организаций, чтобы соблюдался определенный баланс интересов с обеих сторон.

Мы решили все поставленные задачи данной исследовательской работы, а конкретно:

1. Выделили законодательные аспекты государственного регулирования цен и тарифов;

2. Охарактеризовали методы и средства административного процесса государственного регулирования цен и тарифов;

3. Обосновали проблему отсутствия мотивировочной части в решениях об установлении государственных тарифов и цен;

4. Определили степень достаточности регламентации критериев экономической обоснованности при установлении тех или иных государственных цен, тарифов;

5. Проанализировали вопросы чрезмерного размывания ответственности при принятии решений об установлении регулируемых цен или тарифов.

Соответственно, решенные задачи данной исследовательской работы обуславливают собой достижение поставленной цели.


 

Фрагмент текста работы:

 

1 Общетеоретическая характеристика государственного регулирования цен и тарифов

1.1 Законодательные аспекты государственного регулирования цен и тарифов

Настоящий современный период характеризуется продвижением рыночных систем и механизмов. Следовательно, возникают различные общественные отношения, формы и методы взаимодействия между субъектами: физическими и юридическими лицами, государством, касающиеся процесса покупки-продажи товаров или услуг, работ, соответственно данная повестка характеризует то, что необратимы перемены в регулировании хозяйствующих субъектов, государственных органов и других экономических субъектов.

В отличие от советского периода с 1922 года по 1991 год, когда все цены и тарифы были в централизованном порядке, то есть государство, непосредственно устанавливало цены на проезд, на колбасу, на парикмахерские и так далее.

Современный же период характеризуется приоритетом частных интересов, потребительских интересов, перед государственной и муниципальной собственностью, поэтому, вся экономика строится на принципах конкуренции.

Если мы обратимся к статье 8 Конституции РФ , то мы можем увидеть закрепленные основные экономические права и принципы, на которых строится современная экономика, а именно то, что экономическое пространство РФ едино, а услуги, товары, работы перемещаются по территории без ограничений, поддерживается конкуренция, а также имеется принцип свободы экономической деятельности, то есть за субъекты могут заниматься предпринимательской деятельностью, однако это не означает того факта, что государство полностью отказывается от деятельности по регулированию цен и тарифов, в частности, таких общих вопросов как стратегия развития экономического потенциала государства и так далее. Государством решаются основные проблемы в сфере экономической деятельности населения путем принятия различных нормативно-правовых актов.

Если мы обратимся к п. 1 ст. 424 ГК РФ , то мы можем заметить, что бывает, что применяются цены, тарифы, расценки, которые устанавливаются не рыночными механизмами, то есть взаимодействием спроса и предложения, а непосредственно уполномоченными на то государственными органами федерального уровня, также регионального и местного самоуправления. Цена – это критерий доходности хозяйствующего субъекта, причем независимо от его организационно — правовой формы. Спрос на продукты этого хозяйствующего субъекта, его инвестиционная деятельность, все это являются основными показателями успеха субъекта в условиях высокой конкурентной борьбы. Система ценообразования является регулятором хозяйствующих субъектов и их деятельности, то есть она позволяет обеспечивать ее конкурентную среду, она позволяет бороться с инфляцией в целом, с конкурентоспособностью национальных субъектов в сравнении с иностранными. А также является показателем уровня жизни населения.

Следует обратиться к Указу Президента о мерах по упорядочению государственного регулирования цен тарифов , там регламентируется, что больше упор следует делать на естественные монополии, то есть осуществлять государственное регулирование изменение цен тарифов именно на естественные монополии с целью обеспечения баланса на законодательном уровне – путем вынесения экономических реформ, а также повышением эффективности рыночной экономики. Указ дает полномочия по контролю Правительству РФ по определению перечня товаров народного назначения и услуг, производства технического назначения. Контроль осуществляется с целью их надлежащего государственного регулирования, а именно цен и тарифов на их услуги, все это поручается контролю как Правительства РФ, так и исполнительным органам субъектов РФ. Однако данный перечень не должен быть гибким, то есть процесс либерализации цен может менять перечень. Регулирование цен и тарифов на уровне субъектов РФ взаимодействует с таким нормативным актом как Федеральный закон об общих принципах организации законодательных представительных органов государственной власти субъектов РФ, в частности, в подпункте 55 пункта 2 статьи 26.3 выделенного ФЗ, закреплен спектр их полномочий по установлению, изменению различных цен, тарифов на товары и так далее . Деятельность таких органов не должна противоречить основным принципам, изложенным в Федеральном законодательстве. Наряду с таким ФЗ имеется и Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления, где также содержатся полномочия по регулированию цен их на различные товары, услуги, не противоречащими федеральному и региональному законодательству; все это может быть возложено на соответствующий орган местного самоуправления .

Несмотря на то, что принято множество принципов, обеспечивающих свободу экономической деятельности: свобода договора, конкуренция, право иметь частную собственность и так далее, предпринимательская деятельность не является безусловной, то есть в целях обеспечения безопасности общества и государства могут водиться определенные ограничения, все это закреплено статьях 55, 7 Конституции РФ.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы