Курсовая с практикой на тему Государственное и муниципальное управление в сфере образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1. Сущность и роль государственной системы образования 5
1.2. Содержание государственного и муниципального управления в сфере образования 11
1.3. Нормативно-правовое регулирование государственного и муниципального управления в сфере образования 16
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 21
2.1. Анализ государственного и муниципального управления в сфере образования в России 21
2.2. Пути совершенствования государственного и муниципального управления в сфере образования в России 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
Введение:
Значение образования трудно переоценить, поскольку это та сфера, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, влияющие на установки и поведение личности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые социокультурные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи. По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов общественно-государственного воспитания населения.
Управление в сфере образования является социально значимым направлением государственной политики. В современном мире, когда конкурентоспособность любой страны зависит не столько от физического, сколько от человеческого капитала, сфера образования и науки должна стать одним из приоритетов работы каждого правительства.
Система управления в сфере образования является важной частью социальной политики государства, но на ее формирование влияют многие факторы – Конституция РФ , уровень экономического развития, традиции бизнеса и менеджмента, особенности государственного устройства и структур гражданского общества, системы образования.
Объект исследования в курсовой работе – система государственного и муниципального управления в сфере образования.
Предмет исследования — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе государственного управления системой образования в РФ.
Цель курсовой работы – выявить особенности государственного и муниципального управления в сфере образования.
Задачи курсовой работы:
— раскрыть сущность и роль государственной системы образования;
— рассмотреть содержание государственного и муниципального управления в сфере образования;
— изучить нормативно-правовое регулирование государственного и муниципального управления в сфере образования;
— провести анализ государственного и муниципального управления в сфере образования в России;
— определить пути совершенствования государственного и муниципального управления в сфере образования в России.
Теоретико-методологической и информационной базой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в области управления сферой образования, регулирования отношений на рынке образовательных услуг, государственной образовательной политики, а также законы и нормативные акты РФ, закрепляющие правовые основы функционирования сферы образования и отражающие ключевые направления государственной образовательной политики. В процессе исследования применялись методы научной абстракции, анализа и синтеза, индукции и дедукции, сопоставления и сравнения, а также социально-технологический подход для решения обозначенных проблем.
Информационную базу курсовой работы составила также отчеты российских организаций сферы образования и государственных органов.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы. Состоит в возможности использования материалов и выводов работы в процессе преподавания курсов и спецкурсов: «Система образования», «Государственное муниципальное управление». Основные положения данной работы призваны расширить теоретические представления науки по вопросам системы образования в РФ и ее особенностей.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
Государственная система образования – это существующая в масштабе страны структура учебно-воспитательных учреждений. В эту систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учебные заведения, специализированные и профессиональные школы, колледжи и техникумы, внешкольные учреждения, высшие учебные заведения.
Государственная система образования в социальной структуре общества обладает особым ценностным статусом, проявляющимся на государственном, социальном и личностном уровнях. Образование, являясь «агентом» будущего, находится в постоянной динамике, в поиске путей своего дальнейшего развития, чутко реагируя на мировые тенденции и адаптируясь к условиям российских реалий.
Государственную систему образования составляют:
1. учебные заведения (школы, колледжи, вузы);
2. социальные группы (школьники, студенты, учителя);
3. последовательный образовательный процесс (передача знаний, формирование навыков).
Система органов управления образованием регламентирована ФЗ «Об образовании» включает в себя:
1. Федеральный уровень, где происходит создание с последующей реализацией федеральных органов государства, управляющих образованием, федеральных ведомственных органов, управляющих образованием;
2. Региональный уровень, где происходит разработка с последующим функционированием органов государства, осуществляющие управление образованием различных субъектов РФ;
3. Муниципальный уровень – происходит создание с последующей реализацией муниципальных органов, управляющих образовательным процессом.
Рассмотрев систему органов управления образованием, можно сказать, что на сегодняшний день сделаны важнейшие шаги на пути демократизации системы образования, а также сделать вывод о том, что она является децентрализованной и подразумевает распределение функций управления по всей цепочке: центр — регионы — муниципалитеты — образовательные учреждения.
Законодательная база — это набор нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность образовательной организации. Основная их задача — определить цели, задачи, приоритетные направления в образовании, создание условий для полноценного развития обучающихся и преемственности на всех ступенях образования.
На сегодняшний день в России происходит становление новой системы образования, представляющей собой совокупность образовательных программ и стандартов, сети образовательных организаций и органов управления, а также комплекса принципов, которые определяют функционирование системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Данный процесс оказывает существенное влияние на педагогические теорию и практику учебно-воспитательного процесса, в связи с чем, наблюдается смена образовательной парадигмы: предполагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение и иной педагогический менталитет. В качестве организационной основы государственной политики в области образования сегодня в России выступает Федеральная программа развития образования, принятая Федеральным собранием РФ до 2020 года. Данная программа представляет собой организационно-управленческий проект, содержание которого определено общими принципами государственной политики в сфере образования и объективными данными и перспективами развития образования.
Государственная политика в сфере образования на основании указанной программы на местах проводится органами управления путем соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов.
Список рассмотренных в курсовой работе проблем не является исчерпывающим, однако он задает определенную логику поиска новых методов и технологий для улучшения управления образованием. Во-первых, необходимо оптимизировать организационную структуру управления образованием. Во-вторых, необходимо помнить, что само образование как объект воздействия представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, и подходить к улучшению образования необходимо системно, воздействуя на каждый элемент этой системы равномерно. В- третьих, нельзя допускать отставание образовательной сферы от остальных сфер общественной жизни. Наконец, основой реализации вышеперечисленных направлений является изменение распределения бюджетных средств и привлечения средств из внебюджетных источников финансирования.
Подытоживая, отметим, что современная экономика выдвигает повышенные требования к выпускникам учебных заведений, основой подготовки которых выступает эффективная система образования. Поэтому модернизация образования в Российской Федерации объективно предъявляет повышенные требования к системе образования как социальному институту с целью повышения его качества и эффективности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Сущность и роль государственной системы образования
Вне зависимости от уровня экономического развития, религиозных взглядов, политического устройства, в каждом государстве приоритетной задачей является создание условий для гармонического и всестороннего развития своих граждан. Ответственность за реализацию данной задачи возлагается на существующую в данном конкретном государстве систему образования.
Чаще всего под государственной системой образования понимают специально-разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих данному конкретному обществу, его потребностям и требованиям, которые оно предъявляет к социализированной личности. Но для того, чтобы более глубоко разобраться в том, что представляет собой государственная система образования, нужно для начала проанализировать каждую составляющую этого сложного и емкого понятия.
Начать следует с того, что в науке понимают под образованием. В узком смысле слова, образование представляет собой процесс усвоение знаний, обучение и просвещение. В более широком смысле под образованием видится специальная сфера социальной жизни, которая создает как внешние, так и внутренние условия необходимые гармоническому развитию индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, норм, моделей поведения и пр. Также под образованием понимают синтез процессов обучения и учения, а также воспитания, самовоспитания, развития и социализацию . Таким образом, можно говорить о том, что образование – это многоуровневое пространство, которое призвано создавать условия для развития и саморазвития личности.
Анализируя понятие «образование», стоит обратиться к определению, которое было принято на ХХ сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО: «образование – процесс и результат усовершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста». Кроме того, под образованием также следует понимать формирование духовного образа человека, которое происходит под влиянием нравственных и духовных ценностей, принятых и являющихся эталонными в данном конкретном обществе. Также это процесс воспитания, самовоспитания и шлифования личности, в котором важным является не столько объем полученных и усвоенных человеком знаний, умений, навыков, сколько умелое сочетание их с личностными качествами и умениями самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя свою деятельность на постоянное саморазвития и самосовершенствование.
Что касается системы, то это множество некоторых элементов или составляющих, которые находятся в определенных отношениях и связях между собой, в результате чего образуется определенная целостность, единство. Именно поэтому, рассматривая образования с позиции социальной системы, чаще всего дается следующее его определение: «сеть образовательных учреждений страны, а именно ДОУ, начальных и средних, средних специальных, высших и послевузовских учреждений, а также внешкольных». Наиболее часто под системой образования понимают модель, которая объединяет институциональные структуры (дошкольные учреждения, школы, вузы, колледжи и т.п.), основная цель которых заключается в создании оптимальных условий для обучения учащихся и их учения, как активной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса .
Государственная система образования — основополагающее условие существования интеллектуально и духовно развитого общества. Каждый человек проходит несколько ступеней образования: основное общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование. Каждая из них решает определенные задачи обучения и воспитания и содержит объем информации, необходимый для овладения обучающимися не только базовыми знаниями, но и профессиональными умениями и навыками. Участники образовательного процесса должны осуществлять преемственность вышеперечисленных ступеней, чтобы избежать прерывания процесса обучения. В связи с этим необходима единая нормативно-правовая база, которая должна лежать в основе работы руководителей образовательных организаций. В таком случае они смогут организовать деятельность образовательной организации с наибольшей долей эффективности .
Государственная система образования – неотъемлемая составляющая совокупности социально-экономических отношений. Реализация эффективного и результативного управления данной сферой является задачей настолько важной, что, как правило, соответствующих сомнений в ее актуальности и значимости не вызывает . Более того, образование – это, фактически, уникальный механизм создания и реального развития кадрового потенциала, который определяет успех практической реализации любых проектов и реформ (экономических, технологических, политических и т.д.), внедрения различных инноваций. Образовательная деятельность обуславливает формирование основ стратегии и адекватную идентификацию глобальных и локальных целей эволюции современного общества.
Состояние дел во всех иных сферах (производственной, технологической, экономической, правовой и т.д.) и темпы их развития коррелируют с конечными результатами реализации основной функции образовательных учреждений (ОУ) всех иерархических уровней. Такая основополагающая функция ОУ – формирование теоретических знаний, практических умений и профессиональных навыков специалистов, способных успешно и эффективно решать текущие и стратегические задачи.
Управление такой сложной во всех отношениях сферой, как образование, по нашему мнению, должно реализовываться на основе системного и кибернетического подходов. Это, в свою очередь, требует от представителей образовательного менеджмента не только глубоких знаний в гуманитарных отраслях (в педагогике, социологии, политике, культуре), но и в тех, которые, на первый взгляд, достаточно далеки от предмета их деятельности (в системологии, теории управления сложными динамическими системами, экономике, информационно-коммуникационных технологиях) . Излишняя самоуверенность представителей менеджмента сферы образования приводит к утверждениям о том, что осуществление эффективного управления данной отраслью и совокупностью процессов, реализуемых в ней, – прерогатива гуманитариев. При этом часто утверждается об исключительно гуманитарной природе и характере событий, явлений и объектов, управление которыми необходимо реализовывать. Но такое утверждение некоректно и ошибочно.