Основы государственно-частного партнерства Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Государственно частное партнерство как форма взаимодействия власти и бизнеса: формы, особенности реализации и перспективы развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственно-частного партнерства 6
1.1.Экономическая сущность государственной власти и бизнеса 6
1.2.Нормативное правовое регулирование государственно-частного партнерства в Российской Федерации 12
1.3.Особенности развития государственно-частного партнерства в России 16
Глава 2. Практический аспект участия частного бизнеса в сохранении объектов культурного наследия России 21
2.1.Основные положения государственной политики России в сфере сохранения и развития объектов культурного наследия 21
2.2.Государственно-частное партнерство как способ сохранения и возрождения памятников культурного наследия 30
2.3.Проблемы в механизме участия частного бизнеса в сохранении объектов культурного наследия России и возможные пути их решения 40
Заключение 46
Библиографический список 49

  

Введение:

 

Актуальность изучаемой темы обусловлена следующими факторами.
Современная социальная структура стран с рыночной экономикой, ориентированная на развитие, немыслима без эффективного механизма сотрудничества между властями, предприятиями и государственными учреждениями на макроуровне, мезо и микроуровне. Уровень такого взаимодействия является одной из важнейших особенностей постиндустриального демократического общества.
Современная литература все чаще подчеркивает необходимость того, чтобы государство регулировало экономические и социальные процессы, происходящие в экономике, устанавливало институциональные основы его социальной ориентации. Нынешний экономический кризис убеждает в том, что государство по-прежнему является важным регулятором экономических отношений, разрабатывая законодательство, правоприменительную систему и эффективно управляя имуществом, обеспечивающим выполнение основных функций государства и устойчивое развитие общества.
Структуры власти и бизнеса сосредоточены на постоянных связях и отношениях друг с другом из-за их социального положения, целей и функций, которые объективно присущи им. Этот процесс все чаще включает в себя третью силу — население, чьи представительные структуры (общественные некоммерческие организации, ассоциации потребителей, социальные сети и т.д.) должны стать полноправными сторонами такого взаимодействия.
Сегодняшние реалии показывают, что государственные органы не в состоянии в полной мере сформулировать цели и задачи социального развития, которые совпадают с непосредственными интересами населения.
Это особенно касается наиболее важных и актуальных вопросов развития, успешное решение которых требует согласованных усилий и ресурсов всех заинтересованных сторон. Эти приоритетные проблемы социального развития могут возникать во всех сферах жизнедеятельности общества: промышленной, экономической, духовной, социальной, политической и общественной. В качестве примера этих проблем на федеральном уровне можно назвать модернизацию высшего образования в России, создание Инновационного центра «Сколково», строительство объектов олимпийской инфраструктуры в Сочи для Олимпийских игр-2014 и др.
Приоритетные проблемы социального развития также могут быть сформированы и реализованы на уровне Федерации или муниципального образования, с масштабами задач и составом авторитарных, предпринимательских и социальных структур, перечнем необходимых ресурсов, временными характеристиками и т.д.. Но они имеют общие свойства, которые дают им основания для их распределения в специальную группу проблем развития, для которых необходимы согласованные действия власти, предприятий и населения. Это их ключевая особенность.
Целью данной курсовой работы является изучение государственно частное партнерство как формы взаимодействия власти и бизнеса: формы, особенности реализации и перспективы развития.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть экономическую сущность государственной власти и бизнеса;
— проанализировать нормативное правовое регулирование государственно-частного партнерства в Российской Федерации;
— охарактеризовать особенности развития государственно-частного партнерства в России;
— выявить основные положения государственной политики России в сфере сохранения и развития объектов культурного наследия;
— изучить государственно-частное партнерство как способ сохранения и возрождения памятников культурного наследия;
— провести анализ проблем в механизме участия частного бизнеса в сохранении объектов культурного наследия России и возможные пути их решения.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является государственно-частное партнерство. Предметом исследования – экономические отношения, возникающие между государством и различными хозяйствующими субъектами по поводу заключения государственных контрактов с целью реализации общественных и культурных потребностей.
Теоретико–методологическая основа исследования. Теоретико– методологической основой исследования являются неоинституциональный и системный подход к изучению института контрактов в взаимодействии государства и частного сектора. При проведении анализа развития практик проведения государственных закупок, а также ГЧП применялись частные методы исследования: компаративистский анализ, категориальный анализ, ретроспективный обзор российского законодательства по обеспечению государственных и муниципальных нужд, методы экспертных оценок, которые использовались на различных этапах исследования в зависимости от поставленных целей и конкретных задач.
Нормативно–правовую базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, международные законодательные акты, а также другие официальные документы и материалы в их критическом осмыслении.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение данной курсовой работы на основании заявленной цели и поставленных задач сделаем краткие выводы.
В настоящее время институт государственно-частного партнерства занимает одно из наиболее эффектных способов реализации проектов государственной значимости за счет предпринимательской деятельности населения. В условиях нестабильной экономической ситуации, связь между государством и бизнесом играет особо важную роль. В современных условиях объективно обусловленные бюджетные ограничения актуализируют проблему внедрения в механизм институционального взаимодействия государства как публичного партнера, — и бизнеса, как частного партнера, инструментов государственно-частного партнерства как эффективного механизма их взаимодействия.
Таким образом, методологическое и теоретическое обоснование инструментов оптимизации государственно-частного партнерства, поиск результативных способов его внедрения представляет важную задачу для ученых-экономистов в целях развития долгосрочной экономической политики на любом уровне (федеральном, региональном, местном).
ГЧП – это контрактные отношения между государством и бизнесом, которые позволяют передать часть государственных обязательств частному предпринимательству.
Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.
Другими словами государственно-частное партнерство – это законодательно оформленные долгосрочные контрактные отношения между соответствующими органами управления и частными инвесторами, решающими общие задачи, которые в перспективе позволяют преодолеть ограниченность бюджетных или внебюджетных ресурсов для финансирования значимых проектов при сохранении высокого уровня государственного и общественного контроля, а также обеспечить снижение рисков, как для публичного партнера, так и для частного инвестора.
Особая черта государственно-частного партнерства заключается в ее долгосрочном характере, а также в активном и эффективном взаимодействии федеральных, региональных и местных органов власти с представителями соответствующих бизнес-структур, подразумевающее не только проектирование и инвестирование в объекты общественной инфраструктуры, но и все после производственные стадии эксплуатации, текущего технического обслуживания объекта инфраструктуры представителем частной стороны в интересах государства.
Отмечается, что «для российских проектов государственно-частного партнерства характерны следующие тенденции: расширение форм государственной поддержки государственно-частного партнерства; постепенная замена бюджетного финансирования инфраструктуры финансированием за счет средств частного сектора; рост популярности концессионной модели после принятия нового концессионного законодательства; развитие законодательства на региональном уровне.

Важным обстоятельством в реализации инструментов государственно- частного партнерства выступает возможность полного или частичного разделения между публичным (государством) и частным (представителем бизнеса) партнерами всех потенциальных производственных, коммерческих и репутационных рисков, связанных с финансированием, строительством или реструктуризацией объектов инфраструктуры. В рамках контрактных соглашений между публичным и частным партнерами объединяются финансовые активы, совместное использование которых многократно повышает экономический эффект за счет снижения рисков и повышения доходов каждой стороны.
Привлечение частных инвесторов к финансированию проектов в области культурной инфраструктуры позволяет снизить капитальные и операционные расходы, связанные с обеспечением жизнедеятельности общества. Это становится особо актуальным в условиях необходимости финансирования общественной инфраструктуры имеющей стратегический характер, где затраты на производство и эксплуатацию объектов достаточно высоки и малоприбыльны, а финансовые и коммерческие риски неизбежны.
Состояние российской экономики на современном этапе требует активной разработки стратегий социально-экономического развития на долгосрочный период как страны в целом, так и ее отдельных регионов. Государственно-частное партнерство (ГЧП) можно рассматривать как один из основных инструментов реализации стратегий регионального развития, как ресурс устойчивого развития конкурентоспособной экономики. Государственно-частное партнерство является относительно новой категорией, которая используется для характеристики особых взаимоотношений между государством и частным сектором. Первоначально в рамках государственно-частного партнерства преимущественно осуществлялись инфраструктурные проекты, в дальнейшем успешные практики ГЧП стали распространяться в общественном секторе по оказанию общественных услуг, в сфере внедрения инноваций и проведения НИОКР.
В условиях финансово-экономического кризиса, когда происходит сокращение частных капиталовложений, государственный сектор должен выступить в качестве стабилизирующего фактора. В этом случает механизмы государственно-частного партнерства особенно актуальны и могут быть условием развития инновационной экономики.

   

Фрагмент текста работы:

 

Партнерство между государственным и частным секторами выступает в качество относительно нового инструмента экономического развития. Таким образом существует необходимость в анализе условий возникновения государственно-частного партнерства, изучении его экономической сущности, форм и признаков. Также полезно выявить условия для эффективного развития партнерства, изучить опыт его осуществления в России и за рубежом. В Российской Федерации проекты государственно-частного партнерства приобрели наибольшую актуальность в последние годы, которые в основной своей массе связаны с развитием транспортной инфраструктуры и строительством недвижимости.
В современных изданиях научной литературы имеются разнообразные варианты определения государственно-частного партнерства, хотя исследователи выделяют две особенности — социальное значение запущенных проектов и распределение рисков в их реализации. Среди различных определений иностранных и национальных исследователей мы будем различать основной подход к концепции государственно-частного партнерства. Партнерство между государственным и частным секторами рассматривается как особый вид управления — «новое государственное управление» (New Public Management) или как общественная организация – организация «благого управления» (Good Governance); как установленная форма соглашений, заключенных между предприятием и органом в отношении финансовых отношений и фондов (институциональный, правовой подход).
Партнерство между государственным и частным секторами должно служить средством взаимовыгодного сотрудничества между государством и деловым сообществом в деле осуществления социально значимых и перспективных коммерческих проектов. Эффективность такой ассоциации интересов обеспечивается не только общим финансированием проектов, но и использованием возможностей обоих участников проекта и уменьшением рисков. Таким образом, государство, вступив в альянс с представителями деловых структур, с одной стороны, сокращает бюджетные расходы, а с другой — получает систему управления проектами. Представители коммерческих субъектов имеют возможность пользоваться юридическими и кредитными гарантиями государства. В настоящее время риски не полностью распределены, а страхование недостаточно развито, поэтому еще не существует единой модели сотрудничества между государством и предприятиями.
Сотрудничество между предприятиями и государственными и региональными органами управления в инвестиционной деятельности заключается в совместном финансировании инновационных проектов, привлечении региональных органов управления иностранным капиталом к созданию совместных предприятий с иностранными партнерами.
Взаимодействие в технологиях реализовано в моделях партнерства, таких как создание инновационных инфраструктурных объектов в виде бизнес-инкубаторов, стартовых школ, свободных экономических зон, технологических парков и т.д..
Партнерство в области производства инновационной продукции может осуществляться с помощью таких моделей, как создание совместных предприятий и франшиз, совместное финансирование инновационных проектов, развитие стратегического сотрудничества между научно-исследовательскими и промышленными организациями различных форм собственности на реализацию ключевых инновационных проектов государства.
Тем не менее, в настоящее время частная компания больше не является инструментом финансирования государственных программ и не имеет достаточной возможности представить свои предложения, это указывает на несовершенную законодательную базу в России, а также недоверие к государству частными компаниями.
Для того чтобы четко выделить среди многих других проектов, проекты государственно-частного партнерства, мы будем изучать признаки партнерства между государственным и частным секторами: долгосрочный проект с четко определенными сроками; взаимовыгодный добровольный характер сотрудничества; формальный характер сотрудничества на основе договоров и соглашений с четкой структурой сотрудничества и совместного использования рисков и выгод; участие предприятий и органов власти в финансировании и управлении и/или осуществлении проекта; производство общественных благ для решения наиболее важных социальных и экономических проблем.
В литературе существовало обширное толкование взаимодействия власти и предприятия, согласно которому все формы отношений и соглашений между ними считаются взаимодействием. Таким образом, многие авторы определяют механизм взаимодействия с конкретными формами трудовых отношений между обществом, через законодательные и исполнительные органы на всех уровнях (федеральные, региональные, муниципальные) и предприятие как основной двигатель рыночной экономики в функционировании и развитии национальной экономики.
Они всегда раскрывали механизм взаимодействия власти, предприятий и социальных структур как сложный комплекс принципов, методов, экономических и правовых форм, технологий, организационных структур, в рамках которых устанавливаются отношения между государственным и экономическим органом страны. Можно считать, что следующая формулировка типична «взаимодействие между государственными учреждениями и предприятиями является системой связей с общественностью между ними об использовании экономических ресурсов общества в их особых интересах и с целью максимизации доходов» .
Предполагается, что государственное регулирование предпринимательской деятельности, которое исправляет недостатки рыночных и распределительных отношений, как объективно необходимый механизм воздействия на организации, не считается их взаимодействием. Аналогичным образом расцениваются и негативные последствия рыночного механизма (монополия, инфляция и т.д.), требующие вмешательства государственных органов, которое имеет целью поддержание экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики.
Таким образом, государство способствует благому управлению бизнесом всех предпринимателей, способствуя формированию конкурентной среды, устанавливая «правила игры» в ориентированной на общество рыночной экономике, создавая необходимые условия для организации институтов рыночной инфраструктуры.
Можно ли рассматривать все это как особую форму сотрудничества между властями и предприятиями? Считаем, что меры, принимаемые властями путем принятия соответствующих законов и законов, установления правил экономической игры, касаются формирования институциональной среды взаимных отношений между властью, предприятиями и социальными структурами, но сами по себе не отвечают характеристикам такой категории, как «взаимодействие».
По словам лауреата Нобелевской премии О. Уильямсона, институциональная среда — это регулирование игры, которое определяет контекст, в котором ведется экономическая деятельность .
Аналогичное мнение выражается П. Кляйном, который считает, что институциональная среда является основой, в которой действует лицо или организация. Отношения выражают определенное влияние (прямое или косвенное), которое оказывают друг на друга независимые субъекты этих отношений .
Например, принятые институциональные правила непосредственно влияют на поведение предпринимателей, заставляя их учитывать условия и ограничения, установленные государством при принятии собственных управленческих решений. С другой стороны, нарушение предпринимателями установленных правил игры заставляет органы (налоговые структуры) принимать определенные меры для борьбы с ними, но такие отношения не считаются их взаимодействием.
Какова взаимосвязь между понятиями «взаимодействие», «взаимосвязь» и «взаимоотношения» между правительственными, коммерческими и социальными структурами? Считаем, что наиболее распространенным в его содержании является понятие «взаимоотношения», которое охватывает остальную часть как частные случаи.
Другими словами, любые отношения или взаимодействие — это конкретная взаимосвязь между властью, предприятиями и социальными структурами. Поэтому большая часть работы по изучению соответствующих проблем будет рассматриваться не как «взаимодействие», а как «отношения» между властью, предприятиями и обществом, поскольку они касаются всех видов отношений между этими структурами. В то время как взаимодействие между властью, предприятиями и социальными структурами представляет собой их совместные и согласованные действия по достижению общих целей и задач, которые могут быть решены только усилиями одной стороны. Эти цели и задачи касаются главным образом решения приоритетных проблем социального развития.
Тесное понимание экономического взаимодействия власти и бизнеса в регионе представлено в работе А. Майера, который считает его процессом взаимоотношений между правительственными структурами и предприятиями для достижения общих экономических целей, решения соответствующих социально-экономических проблем, совместного осуществления социально значимых проектов. Он должен основываться на взаимной приверженности сторон, качестве производимых товаров и услуг, охране окружающей среды, социальных инвестициях и воздействии деятельности, направленной на достижение социально значимых целей .
Основные формы взаимодействия между властью, предприятиями и социальными структурами можно рассматривать как отношения, возникающие из их совместной деятельности в производстве и экономике, включая теневую сферу, и социально-политические сферы жизни общества, в следующих случаях:
 целевые государственные, региональные и муниципальные программы социального, экономического и научно-технического развития;
 предпринимательство и партнерство между частным и государственным секторами;
 государственная системы контрактации;
 различные формы собственности и использования государственной ресурсной базы;
 система социального партнерства;
 теневые (незаконные) формы, проявляющиеся в лоббировании и коррупции во всех их видах и формах .
Каждая из выделенных форм взаимодействия власти, предприятий и социальных структур должна соответствовать как основным принципам институционального взаимодействия, определяющим общие правила «игры», так и более тонким ситуационным нормам и правилам.
В последнее время наблюдается тенденция к созданию принципиально иной системы экономического взаимодействия между властью и предприятиями, основанной на согласительных механизмах. Это означает, что предпринимательское сообщество и институты власти действуют не только в своих интересах, но и в интересах населения, что позволяет рассматривать такие отношения, как социальный диалог. Однако это взаимодействие не всегда безупречно и приносит пользу всем его участникам. К числу негативных проявлений относятся «приватизация власти», монополистическое сговоры и коррупция.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы