Курсовая с практикой на тему Государственная социальная помощь
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретико-правовые основы государственной социальной помощи 5
1.1. Сущность и виды государственной социальной помощи 5
1.2. Правовое регулирование государственной социальной помощи 10
2. Особенности государственной социальной помощи 17
2.1. Тенденции государственной социальной помощи 17
2.2. Проблемы и перспективы развития государственной социальной помощи 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Введение:
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена следующим:
— необходимостью обобщения теоретических знаний о системе социальной помощи населению в РФ;
— востребованностью детального анализа опыта и технологий социальной работы с малообеспеченными категориями населения с целью совершенствования системы оказания социальной помощи данным категориям.
Наиболее динамичной и эффективной формой хозяйствования является социально ориентированная экономика. Она предполагает значительную деятельность органов власти всех уровней в решении социальных проблем и социальной помощи населения. При всех положительных моментах рыночной экономики, она, к сожалению, не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. В этой связи возникает необходимость вмешательства государства в лице органов власти в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики и регулирования отдельных проблем социальной помощи населения.
Объектом работы курсовой работы является общественные отношения, складывающиеся в процессе развития государственной социальной помощи.
Предметом исследования курсовой работы является законодательство, регулирующее государственную социальную помощь.
Целью курсовой работы является анализ особенностей, современных проблем и перспектив развития государственной социальной помощи.
Задачи курсовой работы:
— раскрыть сущность и виды государственной социальной помощи;
— изучить правовое регулирование государственной социальной помощи;
— рассмотреть тенденции государственной социальной помощи;
— выявить проблемы и перспективы развития государственной социальной помощи.
При исследовании государственной социальной помощи использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ , федеральные законы РФ.
Достоверность материалов исследования в курсовой работе подтверждается списком использованных источников и ссылками, сделанными на них в ходе написания основной части курсовой работы.
Теоретическая значимость темы курсовой работы обоснована спецификой современного этапа развития оказания государственной социальной помощи в условиях мирового экономического кризиса, связанного с пандемией и военной операций на Украине, и санкционного давления на российскую экономику и государственность в целом, которая требует поиска новых путей совершенствования государственной социальной помощи.
Практическая значимость темы курсовой работы заключается в том, что основные теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при совершенствовании государственной социальной помощи.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Социальная помощь — это финансирование потребностей определенных лиц или категорий населения, не имеющих источников средств к существованию. Существующая система социальной политики содержит функционирование внебюджетных и бюджетных фондов на федеральном, местном и региональном уровнях.
Главное назначение государственной социальной помощи состоит в том, чтобы повысить, хотя бы незначительно, уровень жизни бедных семей и одиноко проживающих людей. Критерием определения бедности в нашей стране является прожиточный минимум, который трактуется в законодательстве в качестве минимально необходимой суммы доходов для обеспечения жизнедеятельности человека. Для оказания государственной социальной помощи этой категории граждан основное значение имеет прожиточный минимум в регионе на душу населения, трудоспособного населения, пенсионеров, детей. При определении прожиточного минимума на душу населения используется коэффициент региональной дифференциации. Данный коэффициент отражает соотношение величин прожиточного минимума в целом по стране и регионе.
2. Изучение правовых основ оказания государственной социальной помощи показало, что нормативно-правовые акты, которые регулируют правила и условия оказания государственной социальной помощи, определяют как правовые, так и организационные основы оказания государственной социальной помощи.
Перечислим законодательные акты каждого из выделенных нами уровней.
На международном уровне можно выделить: Конвенцию о правах ребенка, Всеобщую декларацию прав человека, Всемирную декларацию об обеспечении выживания и защиты детей и пр.
К нормативным актам федерального уровня по исследуемому нами вопросу относятся: Конституция РФ, ГК РФ, СК РФ, федеральные законы.
3. Меры социальной помощи представляют собой сформированный и сложный механизм, который в условиях рыночной экономики и кризисов было сложно создать. Однако меры социальной помощи действуют и показывают свои результаты. Россия прошла опыт замены льгот на выдачу денежных средств и при обнаружении неэффективности такой замены, льготы были возвращены с пересмотром категорий населения и условий выдачи льгот.
4. Можно выделить некоторые направления совершенствования правовой системы предоставления социальной помощи гражданам РФ, как пути решения проблемы разрозненности нормативно-правовых актов:
Во-первых, создать единую систему категорий граждан, имеющих потенциальное право на меру социальной поддержки, которая будет трактовать определенные характеристики «достижений» лица и оценивать степень необходимости ее предоставления;
Во-вторых, перераспределить финансовые средства федерального бюджета, направляемые на предоставление мер социальной поддержки в целях противодействия неравномерного присвоения права на такую поддержку граждан, находящихся в одинаковой жизненной ситуации;
В-третьих, исключить правовое дублирование нормативно-правовых актов РФ и нормативно-правовых актов субъектов РФ. Закон, регламентирующий предоставление мер социальной поддержки и определяющий льготную категорию граждан должен быть один.
Таким образом, социальная помощь населения направлена на население по различным ее слоям. Социальная помощь развита в критерии с комплексом социальных норм, институтов и принципов и развивается как самостоятельный социальный институт.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретико-правовые основы государственной социальной помощи
1.1. Сущность и виды государственной социальной помощи
Как указано в Конституции, Российская Федерация является социальным государством, исходя из чего, правительство стремится обеспечить достойную жизнь населения и возможность развития человека. В условиях рыночной экономики, одним лишь трудом, который является основой благополучного состояния человека, данную задачу выполнить нельзя. Помимо этого, не все граждане имеют возможность трудиться, так как данная способность может быть утрачена или отсутствовать вовсе. Руководствуясь данными причинами, социальное обеспечение и его нормы занимают одно из самых главных мест в списке инструментов, реализующих право на достойную жизнь.
В федеральном законе от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» указано определение государственной социальной помощи. Звучит оно следующим образом: «государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров».
Если говорить о цели государственной социальной помощи, то можно сказать, что она заключается в обеспечении поддержки малоимущих людей, которые находятся за чертой бедности и не могут обеспечить самым необходимым себя и свою семью.
Одним из самых важных признаков государственной социальной помощи, выделяемым многими учеными, является «нуждаемость», т.е. ее оказание всем лицам, находящимся в состоянии нужды.
Вторым признаком государственной социальной помощи является источник ее финансирования. Данный вид социального обеспечения предоставляется из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Третьим — безвозмездный характер предоставления.
Четвертым — особый субъектный состав. Получателями являются особые субъекты — малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане. К этой категории относятся лица в состоянии нуждаемости независимо от социального статуса, особых заслуг, пола, возраста, наличия работы или детей, состояния здоровья.
Пятый признак — предоставление государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральных выплат одновременно.
Шестой признак — государственно-правовой характер, выражающийся в закреплении права на этот вид обеспечения в законодательстве, финансировании и предоставлении его государственными органами.
Далее рассмотрим функции социальной помощи на федеральном уровне, к ним относятся медицинское обследование, прогнозирование уровня жизни населения, выплата пенсий и пособий, государственное регулирование социальной политики, реабилитация нуждающихся лиц, контроль с помощью социальный стандартов, а также разработка мероприятий по совершенствованию развития региональных социальных программ.
В российской Федерации существуют 2 вида региональной социальной помощи. Первый вид — это либеральный, второй вид — вид для пострадавших регионов, рассмотрим их более подробнее.
Либеральный вид региональной социальной политики создан для развитых в финансовом понимании регионов, таких как Москва, Санкт-Петербург и другие развитие регионы. В данных регионах правительство участвует в минимальной доле. Все регулирование возложено на данные регионы, предоставляется полная свобода регулирования и функционирования регионального развития.
Второй вид характеризуется жестким контролем со стороны государства. Государство регулирует движение товаров, ценообразование, основное производство, доходы населения и другое.
Данная типология устанавливает не только возможности социальной политики территорий, но и определенный механизм реализации в регионах социальной защиты населения. На сегодняшний день усилились социально-экономические контрасты между регионами. Основными причинами были исторически доминирующие условия проживания населения и наличие объектов народного хозяйства, природно-климатические условия, разные демографические ситуации, разная концентрация природных ресурсов и экономического потенциала, социокультурные факторы. Специфика условий жизни населения в регионах позволяет создать основу не только для формирования федеральной, но и для собственной региональной социальной политики, в том числе в сфере социальной защиты населения России.
Невзирая на обилие отличительных черт, все регионы всё-таки приобретают закономерности и общие черты социального развития. Что позволяет использовать единый подход к решению социальных проблем населения.
Социальная политика — это набор принципов, методов, социальных гарантий, мер и организаций, установленных законом, которые обеспечивают необходимые условия жизни, удовлетворяют потребности, поддерживают жизнь и существование отдельных видов деятельности, различных социальных категорий и групп и т. д.
Право на социальную помощь граждан в России гарантируется Конституцией Российской Федерации и устанавливается законодательством Российской Федерации. Система действующей социальной защиты населения заключается в социальной защите, социальной поддержки (помощи) и социального страхования .
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика государственной социальной помощи 5
1.1 Понятие государственной социальной помощи 5
1.2 Правовое регулирование предоставления государственной социальной помощи 8
Глава 2 Отдельные вопросы предоставления государственной социальной помощи 16
2.1 Адресаты государственной социальной помощи 16
2.2 Формы предоставления государственной социальной помощи 22
Глава 3 Порядок предоставления государственной социальной помощи 29
Заключение 35
Библиография 37
Введение:
В соответствии с ч.1 ст.7 Конституции РФ [5], Россия является соци-альным государством. Конституционно-правовой институт демократиче-ского социального государства основывается на принципах социальной справедливости, социального партнерства, социально-экономического равноправия и обеспечения социальных гарантий.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683 [17] указывается, что защита достойного качества и уровня жизни российских граждан является одной из основных задач государства, Под достойной жизнью понимают, прежде всего, материальную обеспеченность человека в соответствии со стандартами современного общества. Это надлежащие жилищные условия и охрана здоровья, доступ к культурным ценностям, заработная плата не ниже установленного минимума, при наличии оснований – социальные пенсии и пособия и т.д.
Необходимость создания условий, обеспечивающих каждому достойную жизнь, обусловливает существование социальной защиты.
В числе мер социальной защиты выделяется государственная социальная помощь для отдельных категорий граждан. В частности, к ним относятся малообеспеченные семьи, которые, как указывает Е.А.Истомина, находятся в состоянии бедности, поскольку их материальное обеспечение не позволяет иметь доход на уровне либо свыше прожиточного минимума [40, с.32].
Нужно признать, что бедность, как негативный феномен и неотъемлемая составляющая действительности, выступая одной из главных социально-экономических проблем человечества, характерна для всех стран, в том числе и современной России. Закономерным в этой связи выглядит то, что президент страны В.В.Путин в своих выступлениях постоянно подчеркивает значимость проблемы бедности, отмечая необходимость серьезно изменить ситуацию в неравенстве наших граждан и принципиально решить вопрос с бедностью, направляя ресурсы тем, кто в них отчаянно нуждается» [35]. Действительно, только высокий уровень реализованности права на достойную жизнь является реальным доказательством благополучия государства, его стабильности и мощи [32, с.132]. Таким образом, удовлетворение потребностей малоимущих граждан в поддержке со стороны государства является его неотъемлемой функцией [39, с.169].
Актуальность выпускной работы объясняется важностью исследования вопроса о социальной защите наиболее уязвимых групп населения.
Предмет исследования — правовой институт государственной соци-альной помощи.
Цель данной работы – исследование специфики государственной со-циальной помощи. Прикладная значимость работы обусловлена тем, что она может использоваться в качестве пособия при изучении вопросов, свя-занных с предоставлением государственной социальной помощи. С учетом того, что в самом законодательстве соответствующие положения изложены довольно бессистемно, их структурирование для простоты понимания во-просов, касающихся государственной социальной помощи, необходимо.
В соответствии с целью работы поставлены задачи:
— рассмотреть понятие государственной социальной помощи;
— охарактеризовать правовое регулирование предоставления государ-ственной социальной помощи;
— определить адресатов государственной социальной помощи;
— исследовать формы предоставления государственной социальной помощи;
— рассмотреть порядок предоставления государственной социальной помощи.
Материалы для написания работы были получены с сайта КиберЛе-нинка https://cyberleninka.ru/, — крупнейшей научной электронной библио-теки, построенной на парадигме открытой науки, одного из наиболее крупных и серьезных ресурсов.
Заключение:
В числе мер социальной защиты выделяется государственная социальная помощь, предоставление которой предусмотрено Федеральном законе от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Такая помощь предоставляется адресно. Она направлена, главным образом, на удовлетворение основных потребностей малоимущих, доведение их доходов до прожиточного минимума, а также на обеспечение основного дохода для нуждающихся.
По законодательному определению, государственная социальная помощь представляет собой предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
К «иным категориям граждан» относятся в частности, инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (им предоставляется набор социальных услуг). Нужно отметить, что выделение в данном случае иных категорий граждан нарушает направленность государственной социальной помощи, предназначенной для малоимущих.
Государственная социальная помощь (ее конкретные виды, условия, порядок назначения) обусловлена специальным федеральным законом и конкретизируется в региональном законодательстве. В целом, можно кон-статировать сформированность на современном этапе нормативной базы предоставления данного вида социальной защиты.
Для отнесения семьи или одиноко проживающего гражданина к кате-гории малоимущих принимаются во внимание их среднедушевой доход (он должен быть ниже величины регионального прожиточного минимума) по независящим от них причинам. Само понятие причин, по которым низ-кий уровень дохода признается независящим от человека, не расшифро-вывается. Решение данного вопроса применительно к каждой конкретной ситуации остается за органом социальной защиты населения, назначаю-щим социальную помощь.
Как следует из судебной практики, на уровне регионов круг лиц, имеющих право на получение социальной помощи, не следует необосно-ванно сужать.
Таким образом, государственная социальная помощь применяется к наиболее незащищенным слоям населения, поддержка которых позволяет уменьшить социальную напряженность.
При назначении государственной социальной помощи во всех случаях необходима инициатива нуждающегося в ней лица.
Если говорить о формах государственной социальной помощи, то вы-плата социального пособия производится отдельным категориям граждан в целях материальной помощи в разрешении определенной жизненной си-туации. В свою очередь, субсидия выступает как полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.
Применяется также социальная доплата к пенсии. В данном случае пенсионеру за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной систе-мы Российской Федерации предоставляется дополнительная денежная сумма к пенсии в целях доведения ее до величины прожиточного миниму-ма пенсионера. Выделяется как федеральная, так и региональная доплата к пенсии. В свою очередь, социальный контракт представляет собой двусто-роннее соглашение (договор) между гражданином и органом социальной защиты населения, где, с одной стороны, ему предоставляется государ-ственная социальная помощь, а с другой — требуется реализация гражда-нином мероприятий, предусмотренные программой социальной адапта-ции.
В целом, формы предоставления гражданам государственной соци-альной помощи довольно разнообразны и дифференцированы по получа-телям
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Общая характеристика государственной социальной помощи
1.1 Понятие государственной социальной помощи
Прообраз социальной помощи нуждающейся семье существовал еще в Древней Руси в виде церковной помощи. В монастырской системе, через приходы оказывалась помощь для увечных, престарелых, сирот и вдов, создавались богадельные избы [44, с.58]. Для осуществления попечения церкви выделялась «десятина» с княжеских доходов, которые предназначались «для бедных сирот, немощных, престарелых, пришельцев, для погребения бедных, а также для помощи тем, кто имел многочисленное потомство, и у которых имущество было истреблено огнем».
Более целенаправленной стала государственная политика призрения нуждающихся в период правления династии Романовых. В частности, в период правления Александра I было основано Благодетельное общество, которое оказывало помощь бедным при рождении младенца, предоставляло бесплатную лекарственную помощь, содержало бесплатные столовые, заведения по трудоустройству и др.
В годы Первой мировой войны под опеку были взяты многие семьи, оставшиеся без кормильцев по причине их гибели на фронте — им выделяли семена на посев, производили вспашку земельных наделов, помогали убирать урожай, организовывали заготовку дров и т.п. [33, с.31].
После Октябрьской революции были установлены достаточно обширные гарантии социальной помощи, при этом государством социальная политика использовалась в качестве инструмента экономического и идеологического давления (в том числе, критиковалась лицемерная, унизительная «помощь бедным») [52, с.26].
В период Великой Отечественной войны важнейшими проблемами социального обеспечения стала организация помощи семьям фронтовиков; трудоустройство инвалидов, помощь детям-сиротам, матерям и др.
Впоследствии власти стремились сохранить тенденцию роста жизненного уровня, и система социального обеспечения получала определенное развитие.
Что касается периода перестройки, то, в частности, в 1991 г. Верховный Совет РФ принял постановление по социальной защите малоимущих слоев населения в период либерализации цен (в частности, предлагалось создать для малоимущего населения специализированные пункты приема пищи). В 1992 г. денежные средства Коммунистической партии были направлены, в том числе, на оказание помощи малообеспеченным семьям.
Принятая в 1993 г. Конституция РФ в ч. 2 ст. 7 указала на различного рода гарантии, предоставляемые гражданам, объединяя их понятием «социальная защита». Как указывают М.С.Сагандыков, А.М.Шафиков, социальная защита как правовое явление должна пониматься в широком смысле. Это комплекс конституционных прав и свобод, направленных на обеспечение достойного уровня жизни и свободное развитие человека [51, с.19]. Конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан устанавливается законодателем, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них (Определение Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 № 3-О [27]).
Различные меры социальной защиты граждан определяются специальными законами. В том числе, 25 июня 1999 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [13].
В соответствии со ст.1 данного закона, государственная социальная помощь представляет собой предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
К «иным категориям граждан» относятся в частности, инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (им предоставляется набор социальных услуг). Как справедливо отмечает В.Ш.Шайхатдинов, упоминание в этом определении иных категорий граждан нарушает целостность такой экономической, социальной и правовой категории, как государственная социальная помощь, которая предназначена лишь для малоимущих [35, с.13].
Сущность государственной социальной помощи выражается в ее целях, определенных ст.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»: поддержание уровня жизни малоимущих семей, адресное использования бюджетных средств, усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан, создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов населения.