Курсовая с практикой на тему Государственная собственность в государственном секторе экономики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования государственного сектора 5
1.1. Государственный сектор: понятие, структура, особенности 5
1.2. Значение государственного сектора в экономике страны 11
Глава 2. Анализ современного состояния государственного сектора в Российской Федерации 18
2.1. Показатели государственной собственности в экономике России 18
2.2. Проблемы преобразования государственной собственности в России 25
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Введение:
Разнообразные потребности общества достаточно эффективно могут удовлетворяться только на основе существования различных форм собственности. Одновременное наличие нескольких форм собственности придает конкурентный характер экономике. При этом роль и место каждой формы собственности обусловлено тем, какая из них наиболее полно отвечает требованиям эффективности использования ограниченных ресурсов общества.
Для каждого общества устанавливается свой, определенный порядок распределения ограниченных экономических ресурсов и произведенных товаров. Эта функция в условиях современной экономики возложена на рынок и государство, между которыми определенным образом разделены соответствующие обязанности.
Преобладает государственная собственность в тех сферах экономики, которые имеют важное народнохозяйственное либо социальное зна¬чение, в наиболее капиталоемких, высокоубыточных либо малоприбыльных отрас-лях, которые по определению не выгодны для частного бизнеса (чем, в частности, объяс¬няется более низкая эффективность государственной собственности по сравнению с другими формами собственности)
На сегодняшний день можно говорить о том, что государственная собственность в России управляется неэффективно, а регулирование данных процессов рассеяно по разнообразным нормативным актам, чаще всего подзаконным.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучение особенностей функционирования государственного сектора и определить его значение для экономики.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
изучить сущность и функции государственного сектора;
определить значение государственного сектора как важного компонента рыночной экономики;
провести анализ современного состояния государственного сектора в Российской Федерации;
выявить основные проблемы функционирования государственного сектора;
определить перспективы развития государственного сектора в России.
Объект исследования – государственный сектор экономики.
Предмет исследования – место и роль государственного сектора в рыночной экономике.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список используемых источников.
Теоретической базой исследования выступает нормативная, учебная, периодическая литература по данной теме, а также публикации в сети Интернет.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, обобщения, описания и другие методы научного познания.
Заключение:
Подводя итог, следует сказать следующее.
Экономические преобразования, проводимые в России в последнее десятилетие, привели к разгосударствлению собственности и сокращению форм и методов прямого участия госсектора (общественного сектора) в экономике. Активная приватизационная политика подкрепляется априорным тезисом о неэффективности государства как субъекта хозяйствования и собственника.
Неэффективность функционирования ряда предприятий госсектора объясняется в научной литературе и документах правительства низким качеством управления предприятиями государственной и муниципальной формы собственности, отсутствием четкого определения целей их деятельности. Но, с одной стороны, большинство организаций госсектора выполняет социальные функции, поэтому их относительно низкая эффективность не может иметь однозначной оценки. С другой стороны, информация о показателях эффективности или неэффективности госпредприятий является противоречивой, что требует разработки подходов к оценке таких показателей.
В Российской Федерации границы и состав государственного (общественного) сектора определяются Классификатором институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС), в основе которого лежит функционально-управленческий принцип разграничений секторов. Согласно КИЕС, государственный (общественный) сектор образуют сектор государственного управления (включающий органы власти разных уровней и подведомственные им учреждения) и государственные и муниципальные институциональные единицы, входящие в секторы нефинансовых и финансовых корпораций. Поэтому в отечественной и зарубежной литературе используется термин «общественный сектор» (англ. public sector). Иногда в госсектор включаются также государственные финансы (бюджетные средства, характеризующие текущий финансовый потенциал), но следует учесть, что они могут расходоваться на нужды общественного и частного секторов.
Сложившаяся на текущий период ситуация в экономическом секторе многоуровневого хозяйственного механизма страны свидетельствует о явно затянувшемся процессе преобразований. Ориентация на малый и средний бизнес не только не приносит должных положительных результатов, а наоборот во многом сдерживает развитие наукоемких производств, являющихся основными в становлении как региональных так и государственной экономик. Это прежде всего подтверждается отсутствием темпов прироста ВВП.
Проблематика масштабов и поддержки госсектора приобретает значимость в связи необходимостью стратегического планирования развития российской экономики и отсутствием кардинальных результатов решения задачи модернизации.
Оптимизация управления госсектором должна пониматься не как положение «небольшой госсектор – небольшие проблемы», а как изменение качества и ответственности управления с учетом стратегических целей развития страны.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования государственного сектора
1.1. Государственный сектор: понятие, структура, особенности
Успешное формирование механизмов управления государственным и реальным секторами во многом зависит от активного их взаимодействия, а также следствием политических и государственных условий, складывающихся в обществе, проживающем на данной территории.
Значительное количество ученых, представителей различных экономических школ, включая классическую, марксистскую, неоклассическую и кейнсианскую о государственном вмешательстве в экономику, делало вывод об объективной необходимости присутствия государства в экономике.
Однако на разных этапах развития экономики отношение к государственному вмешательству менялось.
Первые исследования об экономической роли государства были представлены школой меркантилистов, общая идея которой заключалась в широком государственном вмешательстве в деятельность частных предпринимателей .
Меркантилизм – первая школа политической экономии, обосновавшая государственную политику протекционизма. Последователи учения меркантилистов были сторонниками активной государственной экономической политики, отражающей интересы крупного торгового капитала (торговых монополий), которая содействовала бы активному развитию торговли и экспортно-ориентированной промышленности. Главная задача меркантилистской политики – привлечение в страну как можно больше золота и серебра, поскольку чем больше у государства денег, тем оно богаче.
Подобные идеи были и у представителей школы физиократов.
Положение о государственном вмешательстве лишь в те сферы, в которых не окупаются частные вложения, выдвинул представитель классической школы А. Смит .
Адам Смит рассматривал рыночную систему как саморегулирующуюся. По его мнению, механизм саморегулирования, основанный на личном корыстном интересе и стремлении к получению прибыли, позволит обеспечить существенно более эффективное функционирование экономики государства.
С точки зрения классиков, развитие общества определяется экономическими законами, которые действуют аналогично законам природы, а равновесие в экономике устанавливается стихийно, без какого-либо вмешательства со стороны государства. Государству следует придерживаться принципа нейтральности, для него отведена функция «ночного сторожа», т.е. государство должно поддерживать порядок и защищать конкуренцию и частную собственность.
К. Маркс и Ф. Энгельс с фундаментальных позиций обосновали роль государства в экономике. Основополагающий тезис марксисткой философии определяет: материя первична, сознание вторично, т.е. бытие определяет сознание. Диалектико-материалистическое понимание социально-экономических процессов основано на утверждении, что развитие общества подчиняется объективным законам. Суть марксистского материализма и объективности законов развития общества состоит в том, что проявление законов развития общества, как и законов природы, не зависит от воли и сознания людей. Действие объективных законов в обществе обусловлено тем, что в их основе лежит материальная, т.е. хозяйственная деятельность людей. Экономические факторы, по Марксу, являются первичными .
Маркс К. подчеркивал усиливающуюся эксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, должна была, по его мнению, привести к диктатуре пролетариата, отмиранию государства и экономике бесклассового общества. Экспроприаторов экспроприируют.
Поистине революцию в экономической теории вызвала в 1930-е годы теория Джона Кейнса, в которой тот заявлял о ведущей роли государства в процессах регулирования национальной экономики. Кейнс в своих работах рассматривал государство не только как политический, но и как экономический институт, который должен выполнять определенные экономические функции. В своем регулирующем воздействии государство должно было обязательно принимать во внимание национальные интересы, и уже на их основе устанавливать цели развития экономики страны. Такой подход в корне отличал государственное регулирование от рыночного саморегулирования, и ставил на передний план принцип целенаправленного регулирования.
Однако предлагаемый вариант регулирования экономики также имел слабые места. Процесс перераспределения доходов хозяйствующих субъектов подрывал материальную заинтересованность производителей, а использование в качестве рычага дефицита государственного бюджета, который покрывался денежной эмиссией, многократно усиливало развитие инфляции и вело к парадоксальной ситуации – сочетанию кризиса и инфляции, получившего название «стагфляция».
Все вышеперечисленное привело к зарождению антикейнсианских направлений в теории регулирования:
1) монетаризм. По мнению сторонников данного направления, государственное регулирование необходимо ограничить контролем за организацией денежного обращения. Монетаристы считали, что деньги – это определяющая сила развития производства;
2) теория предложения, ориентированная на расширение совокупного предложения как эффективного средства снижения безработицы и стимулирования экономического роста;
3) теория рациональных ожиданий, основанная на ожидании, что меры, предпринимаемые хозяйствующими субъектами и домохозяйствами, сопряженные с их личной выгодой, сделают неэффективной реализуемую государством бюджетную и денежно-кредитную политику.
Все три экономических течения основывались на необходимости возврата к рыночному саморегулированию и стимулирования развития частного предпринимательства.
Однако мировой кризис, пришедший на конец 1970-х – начало 1980-х прошлого века, вновь поставил вопрос о том, какой механизм является более эффективным: рыночный или государственный. Этот конфликт был преодолен школой П. Самуэльсона, школой «великого неоклассического синтеза», и получил название «теория смешанной экономики». Данная теория объединяет рыночный механизм с государственным регулированием, что дает возможность решать вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей, и многообразные рыночные, быстро изменяющиеся сложные вопросы.
Расширение вмешательства государства в экономику либо ограничение этого вмешательства непосредственно зависит от текущей экономической ситуации и уровня развития экономики страны. Объединение саморегулирующегося механизма рынка и государственного регулирования обеспечивает баланс между совокупным спросом и предложением, и позволяет достичь эффективности хозяйствования, социальной справедливости и экономического роста .
Понятие «государственный сектор» означает совокупность объектов, которые находятся в собственности государства . Центральным звеном отношений государственного сектора является государственная собственность, под которой понимают властно-хозяйственные отношения между экономическими субъектами, которые контролирует государство.
Государственный сектор – важнейшее звено экономики на современном этапе развития общества. Без него не может осуществлять деятельность ни одно государство и даже рынок. Отношения между экономическими субъектами на основе государственной собственности значительно отличаются от отношений, характеризующих развитие частного сектора .
Часто отождествляют понятия «государственный сектор» и «государственная собственность». Однако «государственная собственность» – определение более широкое, чем «государственный сектор». Государственный сектор – часть экономики, которая функционирует под непосредственным контролем государства.
Понятие государственной собственности фиксирует не только наличие объектов собственности у государства и их вовлечение в воспроизводственный процесс, но также огромную сферу отношений, которые связаны с разработкой правил владения, пользования и распоряжения государственным имуществом, исполнением государственного бюджета, вторичным распределением объектов и прав собственности и т.д. Эти отношения действуют не только на государственный сектор экономики, но и на частный.
Различия этих двух понятий заключаются в том, что государственная собственность выражает сложную совокупность экономических отношений, является сущностной характеристикой государственного сектора, а он, в свою очередь, представляет организационно-правовое оформление экономических отношений и на практике реализует отношения государственной собственности.
Понятие государственного сектора многогранное, объединяющее в себе несколько важных моментов: область экономики, форму хозяйствования, особую социальную значимость деятельности государства и гарантию рыночных преобразований.
Государственный сектор играет важную роль. Он должен способствовать функционированию национальной экономики в условиях, которые близки к экономическому оптимуму, то есть обеспечить возможность более эффективного использования ресурсов государства и увеличения совокупного продукта .Государство как субъект общенациональной собственности использует экономические и внеэкономические (их еще называют насильственными) формы и методы регулирования народно-хозяйственных связей. В основном, взаимоотношения государства экономическими субъектами строятся по вертикали. Через них государством проводится активная экономическая политика. Для этого используются финансы, кредит, бюджет и другие имеющиеся в его распоряжении средства и рычаги воздействия на хозяйственное развитие страны. Поэтому национальной экономике потребовался качественно новый тип государственного управления.
Размеры государственного сектора зависят от различных факторов. В первую очередь, они определяются уровнем развития экономической системы и теми задачами, стоящими перед государством при выполнении экономических функций. Для каждой страны необходим свой размер государственного сектора.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
Значительное количество ученых, представителей различных экономических школ, включая классическую, марксистскую, неоклассическую и кейнсианскую о государственном вмешательстве в экономику, делало вывод об объективной необходимости присутствия государства в экономике.
Расширение вмешательства государства в экономику либо ограничение этого вмешательства непосредственно зависит от текущей экономической ситуации и уровня развития экономики страны. Объединение саморегулирующегося механизма рынка и государственного регулирования обеспечивает баланс между совокупным спросом и предложением, и позволяет достичь эффективности хозяйствования, социальной справедливости и экономического роста.