Курсовая с практикой на тему Государственная служба как социальный институт
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА 5
1.1 История развития государственной службы как социального института 5
1.2 Сущность и принципы государственной службы как социального института 10
1.3 Система государственной службы Российской Федерации как социального института 14
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА НА ПРИМЕРЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАМЧАТСКОГО КРАЯ 19
2.1 Характеристика деятельности и кадрового состава Правительства Камчатского края 19
2.2 Порядок прохождения государственной службы как социального института 21
2.3 Оценка прохождения государственной службы как социального института 26
3 ПРОБЛЕМЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Введение:
Государственная служба — один из основных государственных институтов. Пока существует государственность, будет существовать государственная служба. Поскольку ее главное предназначение — обеспечение исполнения государственных функций, с развитием государственности значение государственной службы в жизни общества возрастает.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена ролю государственной службы как социального института в обществе и наличием серьезных проблем в развитии государственной службы. Развитие и совершенствование государственной службы как социального института затрагивает как интересы страны в целом, так и каждого гражданина, поскольку призвано обеспечить развитие государства и общества, повысить эффективность деятельности государственных органов власти и управления.
Объект исследования курсовой работы — система государственной службы.
Предметом исследования курсовой работы выступают общественные, правовые и экономические отношения, возникающие в процессе развития системы государственной службы как социального института.
Цель курсовой работы заключается в анализе особенностей государственной службы как социального института.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи курсовой работы:
— изучить историю развития государственной службы как социального института;
— раскрыть сущность и принципы государственной службы как социального института;
— рассмотреть систему государственной службы Российской Федерации как социального института;
— дать характеристику деятельности и кадрового состава Правительства Камчатского края;
— проанализировать порядок прохождения государственной службы как социального института;
— провести оценку прохождения государственной службы как социального института;
— выявить проблемы прохождения государственной службы как социального института и определить пути их решения.
Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах авторов по проблемам государственной службы как социального института.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ [1], федеральные законы РФ.
Методология и методы курсовой работы. При исследовании государственной службы как социального института использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания.
Теоретическая и практическая значимость результатов курсовой работы заключается в том, что его выводы характеризуют сегодняшнее положение и проблемы государственной службы как социального института, а также способы их решения. Сделанные в курсовой работе выводы могут быть использованы для дальнейшего совершенствования государственной службы как социального института.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Государственная служба как социальный институт возникла в виде военной службы; первоначально большинство должностей государственной службы наследовались, а низшие должности, изначально не наследовавшиеся, с течением времени становились таковыми. Лишь в середине XVII века на государственную службу стали принимать людей из других сословий. С началом Великих реформ Александра II, наряду с происхождением и сословием, значение для поступления на службу и продвижение по ней стали играть образование, опыт и личные качества служащего. В СССР не было определения государственный служащий, поскольку все организации, учреждения и предприятия были государственными, то государственными служащими считались абсолютно все служащие, работающие в государственной организации. Законодательное регулирование государственной службы как социального института и квалификационных требований к государственным служащим в послереволюционной России появилось лишь в 1995 году, после 80 лет правового вакуума и закрытости системы назначения на более или менее значимые должности государственной службы как социального института.
2. Правовые и организационные особенности государственной службы как социального института позволяют оценивать её как комплексное правовое явление, наличие которого способствует поддержанию целостности государства и эффективной реализации власти в государственных органах. От того, насколько успешно развивается государственная служба, зависит существование всего государственного управления в целом. Поэтому вопросы дальнейшего совершенствования современной системы государственной службы как социального института будут представлять значительный интерес для юридической науки и практики.
3. Согласно законодательству в систему государственной службы входят три вида государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; государственная служба иных видов.
Нами сделан вывод о необходимости внесения изменений в действующем законодательстве, касающемся государственной службы и ее системы. Такое обширное понятие как «иные виды» нельзя не конкретизировать в стране, где существует несколько видов государственной службы, не относящихся к военной или гражданской. Данное упущение никак не восполняется законодателем уже на протяжении более 3 -х лет. Масштабная работа по подготовке новых изменений в действующее законодательство позволит урегулировать многие общественные отношения и уточнить теоретическое учение о государственной службе в России.
4. Правительство Камчатского края является высшим исполнительным органом государственной власти Камчатского края, возглавляемым губернатором Камчатского края.
Полномочия Правительства Камчатского края определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами, Уставом Камчатского края, законами Камчатского края. В Правительстве Камчатского края и используется линейно-функциональная структура управления с элементами дивизиональной. Губернатор Камчатского края осуществляет общее руководство.
5. Процесс прохождения государственной службы Правительства Камчатского края проанализирован в разрезе направлений прохождения государственной службы, через которые находят реализацию основные принципы прохождения государственной службы: принцип приоритета карьерного роста и принцип предотвращения коррупции.
Прохождение государственной службы в Правительстве Камчатского края — это процесс пребывания в должности гражданского служащего Правительства Камчатского края на основании акта назначения на должность и осуществляющего в соответствии со служебным контрактом и должностным регламентом соответствующий вид управленческой или иной государственно-служебной деятельности во имя общественного блага и в публичных интересах.
6. В ходе проведения анкетирования государственных служащих в Правительстве Камчатского края, были выделены текущие проблемы, которые можно решить за относительно короткий период времени. Текущие проблемы представляют собой вполне нормальное развитие любого государственного учреждения, и решать эти проблемы можно и нужно. Но в тоже время, следует отметить, что полностью удовлетворенный работник — плохой работник, так как у него отсутствует стремление к совершенствованию (профессиональному и личностному), снижается напряженность мотивационной энергии, ухудшается заинтересованность в результативности собственного труда.
7. На текущий момент в Камчатском крае возрастает количество сотрудников в системе государственной службы. Однако достаточно слабо развит процесс адаптации молодых специалистов. Разработанная нами программа позволяет оказать помощь новым сотрудникам с момента их вхождения в коллектив и до этапа полного закрепления на новой должности. Данный процесс является, несомненно, крайне важным, так как именно благодаря правильно заложенному основанию в работе молодого специалиста, в дальнейшем государственные органы получат отдачу в виде качественно выполненной работы и способных эффективно работать сотрудников.
Таким образом, перспективы развития системы государственной службы в Правительстве Камчатского края, определенно, имеются — во всех направлениях. Это и концептуальные преобразования в широком смысле, и, возможно, редакция неточностей в мелочах.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
1.1 История развития государственной службы как социального института
Государство в современном мире находится в эпицентре масштабных и динамических событий. В связи с этим роль государственного управления приобретает особую значимость, обеспечивая устойчивое социально-экономическое развитие общества и удовлетворение возрастающих потребностей населения.
Важным условием обеспечения исполнения возложенных на государство функций является безопасность государственного управления, являющаяся разновидностью государственной деятельности, сущностью которой выступает организующее воздействие на общественные отношения, осуществляемой в условиях защищенности от внешних воздействий, а также от субъективизма лиц, реализующих свои полномочия в области администрирования. Важную роль в укреплении государственной дисциплины и законности при осуществлении деятельности органов государства, при реализации их правотворческих, правоприменительных и правоохранительных полномочий играет институт государственной службы [18, C.105].
В соответствии с отечественным законодательством в настоящее время в организации исполнительной власти Российской Федерации существуют три вида государственной службы: военная, государственная гражданская и государственная служба иных видов (ранее — правоохранительная служба). Роль последней в вопросе обеспечения безопасности государственного управления очевидна и составляет одну из задач ее существования и функционирования.
Эффективность государственного управления напрямую зависит от структуры и правовой регламентации полномочий и функций органов государственного управления и исполнительной власти и от профессионального уровня государственных служащих, представляющих кадровый состав указанных выше органов. Таким образом, тесная взаимосвязь государственного управления и института государственной службы актуализирует необходимость рассмотрения последнего как условия эффективности выполнения возложенных на механизм администрации государства функций.
Государственные служащие реализуют свои полномочия не только от имени государства, но и от имени органов власти различных уровней. В современной трактовке понятие государственной службы было сформулировано в 90-ые годы прошлого века, когда СССР перестал существовать. Почти десятилетие термин и его содержание эволюционировали, «понятие госслужбы корректировали в зависимости от ситуаций в стране» [10].
Историю развития института государственной службы можно проследить, начиная с раннего периода становления отечественной государственности. Формирование публично-правового образования у восточных славян предполагало построение системы государственной службы, основанной на принципах вассалитета. Характерные для средневекового этапа общественного развития вассальные отношения отличались юридической значимостью обеих сторон отношений (наместник-хозяин). Дальнейшее усложнение общественных отношений привело к формированию устойчивой тенденции дифференциации особой группы людей, выполняющих функции государства.
Следующий этап формирования системы государственной службы в государстве начался в период феодальной раздробленности. В это время в Новгородской земле, характеризующейся демократическими тенденциями в управлении, складывается система государственной службы, где функции публичного управления реализуют избираемые бояре, а важнейшие руководящие посты занимают дворяне.
Значимым для формирования понятия государственной гражданской службы историческим моментом можно назвать процессы централизации государства, происходящие в России в XV-XVII веках. В это время увеличивается значимость дворян, растет их влияние на систему государственного управления. Главной стезей их деятельности выступает военная служба.
Значительные изменения системы государственной службы были задуманы и реализованы Петром I. В период его царствования был принят такой исторически значимый документ, как «Табель о рангах», который предусмотрел упорядоченные и связанные отношениями подчинения три основных элемента системы госслужбы: придворной, статской и военной. Основным принципом государственной службы благодаря петровским реформам стал принцип «служения государству для достижения “всеобщего блага”» [14, C.33]. Комплекс петровских реформ предопределил нормативное оформление государственной службы.
Формирование класса среднего и нижнего чиновничества связано с событиями начала XIX века. Введение образовательного ценза для большинства должностей, попытка М.М. Сперанского закрепить обязательность прохождения экзамена претендентами на государственные должности (отмененный Указ об обязательном экзамене для занятия государственной должности) заложили принципы государственной службы, нашедшие свое воплощение в законодательстве позже. Важно отметить характерное для данного этапа развития отечественной системы госслужбы усиление позиции чиновников в аппарате публичного управления.
Обострившиеся проблемы регламентации и функционирования публичного управления, рост чиновничьего аппарата, многочисленность и запутанность процесс принятия значимых решений актуализировали процесс оптимизации системы государственной службы, реформирования «порядка публичного управления, однако далеко не все предложенные нововведения были восприняты практикой» [7, C.37].
В целом можно отметить, что дореволюционное отечественное законодательство о государственной службе можно назвать вполне развитым. Помимо дифференциации военной и государственной гражданской службы оно содержало ряд положений, преемственность которых современным законодательством очевидна:
— следование определенным стереотипам устоявшегося служебного и бытового поведения, которые способствуют поддержанию авторитета государственной власти;
— соблюдение запретов на ведение определенного рода деятельности;
— материальное содержание, подразумевающее не только жалование, но и обеспечение питания и проживания;
— гарантированное довольствие при выходе в отставку;
— ведение формулярного (послужного) списка;
— установленная форма одежды [11, C.565].
Советская власть, отменившая дореволюционное законодательство о государственной службе, способствовала введению в научный юридический обиход понятия «номенклатуры» как системы должностей в аппарате партийных, государственных и общественных организаций. В целом, советское довоенное законодательство о государственной службе носило двойственный административнотрудовой характер и включало множество нормативно-правовых актов.
Послевоенное законодательство продолжило тенденция сращивания государственного и партийного аппарата, поэтому принципиально новым этапом в развитии советского законодательства о государственной службе можно считать лишь перестройку, поставившую новые задачи перед государственным управлением, касающиеся изначально ускорения экономического развития, а затем — преобразования государства.
Основы юридической регламентации государственной службы в Российской Федерации были заложены Федеральным законом от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». В 90-е годы происходит оформление статуса муниципального служащего (понятия муниципальной службы в Советском Союзе не существовало).
Начало 2000-х годов в развитии отечественного законодательства о госслужбе знаменуется реформированием государственной и муниципальной службы, предопределенным необходимостью укрепления вертикали власти и улучшения взаимодействия межу ветвями власти, развития взаимодействия власти с гражданским обществом и др. [15, C.627].