История политических учений Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Государственная политика в области развития гражданского общества

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 6

1.1. Понятие гражданского общества 6

1.2. Концепция гражданского общества в истории политической мысли 15

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ 24

2.1. Особенности формирования гражданского общества в РФ 24

2.2. НКО (некоммерческие организации) в России как институты гражданского общества 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39

  

Введение:

 

Общество представляет собой сложный организм, включающий в себя различные явления и процессы. Общество состоит из отдельных индивидов, групп, организаций, которые вступают между собой в различные общественные отношения. Жизнедеятельность общества должна быть определенным образом урегулирована. Механизмом управления обществом обладает государство. Общество и государство сосуществуют вместе на протяжении длительного времени. Государство, путем издания правовых норм, используя определенный механизм управления, руководит обществом, направляет и регламентирует осуществление различных общественных связей и отношений. В теории государства и права изучают взаимодействие общества и государства. В то же время исследователей всегда интересовал вопрос, каким образом общество могло бы организовываться без государства. В этой связи появилось такое понятие, как гражданское общество. Под гражданским обществом понимают систему самоуправляющихся общественных отношений, связей и институтов, которые существуют и функционируют без влияния государства. Необходимо понимать, что полностью освободиться от государственного управления общество не может. Поэтому, говоря о гражданском обществе, нужно учитывать, что невмешательство государства означает отсутствие контролирующей, направляющей роли в общественных отношениях, бесконтрольного вмешательства в общественную жизнь. Государство создает необходимые условия для существования общества, его развития, осуществляет управление в необходимой мере.

Актуальность исследования идей формирования и развития гражданского общества заключается в том, что это явление играет существенную роль в упорядочении общественных отношений. Гражданское общество отражает основные принципы формирования общества. При характеристике гражданского общества необходимо учесть, на основании каких принципов оно существует, наличие каких явлений в государственном управлении, политической системе, государственном устройстве говорят об обеспечении существования гражданского общества. Существование гражданского общества всегда основывается на определенных правовых установлениях. Поэтому идеи формирования гражданского общества занимают одно из центральных мест в политико-правовой мысли.

Степень научной разработанности темы. Рассматриваемой теме исследования посвящен широкий ряд научных работ таких ученых как Р. Н. Лапидус, А.В. Мелехина, Е. Е. Никитина, В. С. Нерсесянц, А. М. Осавелюк, В. Э. Поляковой, Н.И.Матузова. В рамках нашей научно-исследовательской работы мы опираемся на научные труды вышеуказанных исследователей.

Объект исследования – гражданское общество как институт.

Предметом исследования являются особенности гражданского общества в России.

Цель исследования – определить основные сущностные характеристики гражданского общества в России, а также специфику его формирования.

Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие задачи:

● определить современное понятие гражданского общества,

● рассмотреть историю становления идей гражданского общества,

● проанализировать особенности становления гражданского общества в России,

● рассмотреть особенности правового статуса некоммерческих организаций как институтов гражданского общества.

Методология и методы исследования.

Структура работы. Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрев основные особенности развития и функционирования гражданского общества, можно прийти к следующим выводам.

1. Гражданское общество по своей структуре включает в себя различные институты, способные обеспечить нормальную общественную жизнедеятельность каждого человека. Прежде всего в структуру общества включается сам индивид. Также важнейшие институты, обеспечивающие воспитание, социализацию, общение, – это семья, школа, социальные группы. Каждый из институтов гражданского общества направлен на удовлетворение каких-либо потребностей и интересов. Институт собственности удовлетворяет имущественные интересы, институты демократии – политические интересы, институт общественных объединений – социальные интересы. Институт правосудия обеспечивает защиту прав и свобод, институт средств массовой информации – предоставляет объективную информацию и т. д. Все институты гражданского общества основываются на его организационных принципах и обеспечивают защиту прав и свобод, удовлетворение потребностей граждан, их взаимное сосуществование и взаимосвязи между собой, с различными общественными организациями и с государством.

2. Основные признаки правового государства и гражданского общества, такие как верховенство права, демократическая организация власти и закрепление основных прав и свобод граждан закреплены в основах конституционного строя РФ. Законодательная основа для формирования гражданского общества в России имеется. Однако на практике в деятельности государственных органов и также граждан происходят отклонения от указанных принципов. В настоящее время допускаются и разнообразные нарушения законодательства и нарушения прав и свобод граждан. Поэтому реальное формирование гражданского общества возможно в случае улучшения общей ситуации с соблюдением законодательства. Для этого необходимо изменение и совершенствование правовых норм, строгий контроль за законностью, обязательное применение мер ответственности за нарушения и повышение общего уровня правовой культуры.

3. Некоммерческие организации создаются в самых различных организационно-правовых формах, из числа, предусмотренных законодательством и позволяют в ходе своей деятельности достичь поставленных целей. Способствовать удовлетворению духовных, культурных, образовательных и иных потребностей граждан. Также некоммерческие организации могут служить защите прав и интересов определенного круга лиц, и способствовать выполнению ряда государственных функций. Некоммерческие организации могут создаваться физическими, юридическими лицами и государством. Основная особенность некоммерческих организаций — отсутствие цели получения прибыли от своей деятельности. Законом предусмотрены различные организационно-правовые формы некоммерческих организаций, которые отличаются способом участия (на основе членства или без членства), поставленными целями (оказание услуг, удовлетворение интересов участников, решение определенных проблем, благотворительность, удовлетворение потребностей в сфере здравоохранения, образования, культуры), способами достижения целей (совместная деятельность, сбор и распределение имущества, действия по защите своих интересов и др.). Граждане имеют возможность выбирать наиболее подходящую форму общественного объединения, которая отвечает их намерениям и будет способствовать достижению поставленных целей. Также некоммерческие организации создаются и государством для выполнения своих функций в форме корпораций, компаний, учреждений и т д.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

1.1. Понятие гражданского общества

Гражданское общество представляет собой достаточно многогранное понятие, включающее различные признаки и атрибуты. Прежде всего, гражданское общество оценивают как общество, включающее в себя совокупность явлений, отношений, институтов, отделенных от государства. Говоря о гражданском обществе, имеют в виду, что это самостоятельное общество индивидов, основанное на свободе всех видов деятельности. Это общество, в котором признаются и уважаются права и свободы человека, в котором не существует какого либо «давления сверху», принуждения к тем или иным действиям. В гражданском обществе наибольшее значение приобретают частные интересы его членов. Таким образом, понятие гражданского общества включает в себя достаточное количество разнообразных признаков.

Важным признаком гражданского общества является его подчинение законам. Как общество, так и государство в своей деятельности должны подчиняться установленным нормам права. При этом данные нормы также должны отвечать определенным критериям. Они должны отражать демократический характер власти, закреплять широкий круг прав и свобод, поощрять инициативу и свободу граждан.

Как можно увидеть, сущность гражданского общества отражается во множестве различных признаков, которые используясь все вместе, позволяют сформировать представление о гражданском обществе. «Среди характерных черт институтов гражданского общества называют следующие: наличие определенной формы; наличие общей цели; внегосударственный порядок образования и функционирования; самоорганизация; самоуправление; добровольность; равноправные отношения, отсутствие иерархии в системе» .

В структуру гражданского общества входят его различные составляющие: институты, явления, процессы. Поскольку само общество достаточно многогранное понятие, то и его структура отличается многообразием. Фактически можно выделять множество различных элементов, входящих в структуру гражданского общества. Например, А. В. Малько предлагает выделять следующие элементы: 1) социальные группы, слои, классы; 2) институты демократии; 3) общественные объединения, политические партии и движения .

Различные социальные группы – это неотъемлемая часть любого общества. Люди делятся на определенные группы по многим критериям, в зависимости от профессиональной деятельности, имущественного положения, интересов, образования, рода деятельности, социального статуса и многого другого.

Институты демократии обеспечивают участие граждан в управлении делами государства. Сюда включаются референдум и свободные выборы, правила формирования представительных органов, различные формы прямого волеизъявления граждан (например, при осуществлении местного самоуправления).

Различные общественные объединения осуществляют представительство и защиту прав и интересов их участников в различных сферах общественной жизни: трудовой, культурной, социальной и т. д. Политические партии предоставляют возможность прямого участия в управлении, поскольку основной целью их создания является борьба за власть. Политические партии представляют собой организации, которые, выражая интересы определённых групп населения, ставят своей целью получение государственной власти или иное воздействие на неё. Политические партии имеют свои определенные взгляды на методы и способы осуществления власти и образуются именно исходя из общности политических взглядов и стремлений. Деятельность общественных объединений представляет собой форму самоуправления гражданского общества.

«Таким образом, институты гражданского общества занимают важное место в реализации гражданами своих интересов и инициатив. Круг форм самовыражения граждан крайне многообразен и едва ли может быть исчерпывающе очерчен. Степень правового регулирования конкретной формы не является определяющей для использования соответствующего института. Возможность самоорганизации граждан в конкретной форме может следовать напрямую из норм Конституции РФ» .

Также, считаем целесообразным осветить более подробно такой институт гражданского общества в России как НКО (некоммерческие организации).

Все юридические лица подразделяются на две большие группы в зависимости от цели их деятельности. По этому признаку выделяют коммерческие и некоммерческие юридические лица. В соответствии с ч. 1 ст. 50 ГК РФ, по которой юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. «Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ» .

Изменениями, внесенными в ГК РФ, введен конкретный перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, которые могут создаваться.

Произошло разделение некоммерческих организаций на корпоративные и унитарные. Корпоративные организации отличаются тем, что в них особое внимание уделяется порядку управления и членства в организации. Унитарные организации отличаются тем, что могут не иметь членства. Кроме того, некоторые виды унитарных организаций образуются государством для осуществления государственных услуг.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ч. 3 ст. 50 ГК РФ). «Некоммерческие организации создаются для выполнения социально-культурных и тому подобных задач неимущественного характера, решение которых само по себе не требует участия в гражданском обороте. Поэтому ряд из них, например некоторые общественные организации, строго говоря, могут работать, не имея прав юридических лиц. Но и для тех из них, кто получил статус юридического лица, участие в имущественных гражданских правоотношениях всегда является (и должно быть) вспомогательным по отношению к их основной деятельности. В связи с этим их предпринимательская, т.е. направленная на получение доходов деятельность, без которой в некоторых случаях невозможно выполнение их основных задач, подлежит жестким ограничениям с тем, чтобы она не превратилась в главную и не оттеснила на второй план выполнение основных (некоммерческих) задач такой организации» .

Правоспособность некоммерческой организации тесно связана с целями, определенными в уставе. В частности, организация, созданная для благотворительных целей может осуществлять только соответствующую деятельность, религиозная организация имеет цели, связанные с отправлением религиозных культов и т д. «Важным признаком любой некоммерческой организации является и та цель, ради которой она была создана. Некоммерческие организации обычно создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы