Курсовая с практикой на тему Государственная политика в области достижения экономической безопасности регионов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические
аспекты обеспечения экономической безопасности России. 5
1.1 Система правового
регулирования экономической безопасности. 5
1.2 Содержание региональной
экономической безопасности. 12
1.3 Современные угрозы
региональной экономической безопасности. 18
Глава 2. Оценка
региональной экономической безопасности. 23
2.1 Индикаторы
экономической безопасности региона. 23
2.2 Оценка экономической
безопасности региона (на примере республики Марий Эл) 27
2.3 Предложения и рекомендации
по обеспечению экономической безопасности региона (на примере республики Марий
Эл) 30
Заключение. 37
Список использованной
литературы.. 39
Введение:
В
настоящее время экономика России переживает очередной этап финансового кризиса;
Таким образом, вопросы экономической безопасности страны сейчас актуальны как
никогда. Угрозы экономической безопасности национальной экономики возрастают с
усилением процессов глобализации. Развитие экономических систем способствует
увеличению угроз экономической безопасности, а также увеличению объемов и
разновидностей экономических преступлений. В сложившихся условиях отсутствует
соответствующая институциональная и организационно-методическая справочная
документация, тренинги и курсы, которые могли бы в доступной форме
информировать руководителей созданных хозяйственных обществ, сотрудников
банковских финансовых учреждений о возможных проявлениях коррупции, теневой
деятельности, мошенничества и различных уловок преступников в сфере
экономической деятельности, а также о возможных инструментах предотвращения
противоправной деятельности и разоблачения преступников.
Национальная
экономическая безопасность как система представляет собой чрезвычайно сложный
многоуровневый функциональный процесс, в котором постоянно происходит
взаимодействие и противопоставление жизненных интересов личности, общества и
государства внутренним и внешним угрозам этим интересам. Своевременное
обнаружение и реагирование на угрозы со стороны системы национальной
безопасности чрезвычайно важно в практической работе по защите жизненно важных
интересов личности, общества и государства. Характер и уровень угроз определяет
основные меры их предотвращения и локализации, формы, методы, средства и методы
решения задач обеспечения национальной безопасности.
Актуальность
проблемы исследования обусловлена важной ролью экономической безопасности в процессе обеспечения
независимости государства, стабильности, устойчивости и эффективности
жизнедеятельности общества. Изучение проблем обеспечения экономической безопасности указывает на то, что данная
категория достаточно давно вошла в научный оборот. Перечень исследуемых
вопросов весьма широк, в их числе можно назвать такие аспекты, как военный,
правовой, политический, экономический, технологический и другие.
Сейчас
нет никаких сомнений в том, что экономика — это основная сфера деятельности
общества. Фактическое содержание понятия «экономическая безопасность» не
ограничивается аспектами, влияющими на экономические процессы, происходящие в
регионе или стране в целом. Согласно стратегии «Национальной безопасности
России до 2020 года», экономическая безопасность является важной составляющей
национальной безопасности России. С одной стороны, это определяется уровнем
развития производительных сил и состоянием социально-экономических отношений, с
другой — экономическая безопасность является своеобразной основой
продовольственной, энергетической и экологической безопасности.
Традиционно
экономическая безопасность региона определяется уровнем экономической
независимости, стабильности и устойчивости экономики, а также способностью
региона к саморазвитию.
Целью
работы является исследование государственной политики в области достижения
экономической безопасности регионов.
Задачи
работы:
1.
Рассмотреть систему правового регулирования экономической безопасности
2.
Исследовать содержание региональной экономической безопасности
3.
Исследовать современные угрозы региональной экономической безопасности
4.
Исследовать индикаторы экономической безопасности региона
5.
Провести оценку экономической безопасности региона (на примере республики Марий
Эл)
6.
Составить предложения и рекомендации по обеспечению экономической безопасности
региона (на примере республики Марий Эл)
Объект
работы — экономическая безопасность регионов.
Предмет
работы — особенности обеспечение экономической безопасности регионов с помощью
государственной политики.
Структура
работы обусловлена целью и задачами работы и состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
В
связи с этим для разработки методологии и концепции данного исследования имели
большое значение исследования общетеоретических проблем национальной
безопасности, в которых рассматривается понятийный аппарат, раскрывающий ее
структуру и содержание, это труды Воронцова С.А., Возженикова A.B.,
Летуновского П.В., Макарейко Н.В., Палагина Р.А., Петрова И.В., Рукинова М.В.,
Смирновой Л.Н., Степанова А.В., Янковской Е.С. и других; научные труды по
теоретическим вопросам правового обеспечения национальной безопасности,
раскрывающим его основы, формирование и динамику конституционно-правового
пространства России, конституционно-правовые отношения в сфере обеспечения
безопасности и другие представлены в работах Дюминой А.А., Зоидова З.К.,
Карпунина В.И., Кочетковой К.А., Крылова А.А., Метелева С.Е., Османова Ж.Д.,
Рязановой О.А. и других.
Заключение:
Экономическая безопасность – это сложная
многоуровневая система, которая защищает национальные интересы государства от
различных вызовов и угроз. Основными подсистемами национальной безопасности
являются индивидуальная безопасность, общественная безопасность и национальная
безопасность.
Обеспечение экономической безопасности
является одной из важнейших функций государства. Серьезные
социально-политические изменения, произошедшие в России за последние 20 лет,
привели к разработке новой стратегии национальной безопасности, отвечающей
требованиям современной реальности. Необходимость поддержки нынешней
политической линии также сыграла свою роль в принятии нового документа.
Сегодня становится очевидным, что угрозы и
вызовы для Российской Федерации многогранны, разнообразны и взаимозависимы.
Поэтому нельзя исключать перспективы того, что развитие России и ее оборонного
комплекса будет, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, находиться под
внешним давлением, прежде всего со стороны Запада, включая ограничения на
партнерства, которые очень чувствительны к Российской Федерации (в настоящее
время наша страна уже испытала последствия западных санкций, введенных в 2014
году). Это делает нынешнюю ускоренную модернизацию и переход к так называемому
сценарию мобилизации.
Экономическая безопасность создает фундамент,
который может быть использован для успешного решения всех других внутренних и
внешних проблем экономической системы, определяя направление ее дальнейшего
развития для повышения конкурентоспособности в мировой экономике и обеспечения
национальной безопасности в целом. В свою очередь, экономическая безопасность
России невозможна без проведения эффективных реформ в экономической системе и
достижения устойчивого экономического роста. Поэтому эту задачу необходимо
решать комплексно, используя накопленный собственный опыт и зарубежный опыт в
нескольких сферах экономики, не ограничиваясь только вопросами экономической
безопасности. Другими словами, более эффективная экономическая система
позволяет достичь более высокого уровня экономической безопасности.
Тенденции современного мира отражают сложную
ситуацию, сложившуюся в мировой экономике. Он характеризуется замедлением
экономического роста, ухудшением основных макроэкономических показателей
стран-лидеров, а также обострением геополитических конфликтов и торговых войн.
Изменения в геополитике оказали негативное влияние на внутреннюю экономику,
которая в настоящее время находится в тяжелом положении. Двукратное падение цен
на нефть, которое было частично компенсировано снижением цен на импортные
товары, привело к еще одному резкому ухудшению условий торговли, вызвало мощные
внешнеэкономические потрясения, снизило производительность экономики и
потенциальные темпы роста. Это привело к новым репродуктивным коллапсам,
устранение которых требует перехода к конструктивной экономической политике.
Эти тенденции формируют вызовы экономической безопасности Российской Федерации,
которые требуют своевременного и адекватного реагирования. Следовательно, в
условиях экономического кризиса для обеспечения безопасности отечественной
экономики России необходимо несколько структурных изменений. Изменения должны
касаться разных сфер государственного устройства и обязательно носить системный
характер. Эти требования обусловлены необходимостью реформ, способных быстро
запустить лечебные механизмы личности, общества и государства как основы
национальной безопасности Российской Федерации.
Сегодня очень важно понимать, что истинная
иерархия угроз часто может отличаться от списка приоритетов, объявленных в
различных доктринальных документах. Национальная безопасность России на
современном этапе во многом зависит от пересечения геополитических интересов
сверхдержав, а также напрямую направлена на создание сильного государства.
Сегодня положения либерально-идеалистической парадигмы, которые были забыты во
время биполярного противостояния, становятся актуальными. Многие приверженцы
говорят, что нынешняя международная система остается анархической в
доминировании и подчинении, поскольку пока еще нет глобального сообщества.
В этом контексте позиция России в эпицентре
политической оси, где пересекаются геополитические интересы сверхдержав,
демонстрирует, что нынешняя геополитическая ситуация начинает накаляться на
границе евразийского сегмента и что все основные противоречия в международных
отношениях будут впоследствии появляться на этой территории.
В связи с этим можно сделать вывод, что на
современном этапе происходит определенная трансформация вызовов и угроз
национальной безопасности нашей страны. Раньше ядерная война была главной
угрозой, но сегодня она больше не является приоритетом; экономические и
террористические угрозы заняли свое место.
В заключение следует сказать, что
разработанная Стратегия экономической безопасности нуждается в серьезной
доработке со стороны государства с целью ее конкретизации и выработки
конкретных шагов. Предполагается, что Стратегия будет пересматриваться и
конкретизироваться каждые 6 лет, то есть изменения в нее будут вноситься не
ранее 2023 года.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические аспекты обеспечения экономической безопасности России
1.1 Система
правового регулирования экономической безопасности
Важность
экономической безопасности состоит в том, что при ее достижении обеспечивается
стабильность государства и благополучие общества. Обеспечение экономической
безопасности Российской Федерации — комплексная и в то же время многомерная
задача, требующая создания эффективной системы правового регулирования [22].
Вот почему экономическая безопасность России, вопросы обеспечения безопасности,
выявления угроз и рисков представляют большой исследовательский интерес для
ученых-юристов. Следует отметить, что актуальных вопросов правового обеспечения
состояния защищенности экономической системы немало. Это актуализировало
определение ключевых направлений эффективного экономического развития и
стимулирования национальных приоритетов в Долгосрочной стратегии
социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Актуальность
вопросов правового регулирования обеспечения экономической безопасности и ее
составляющих определяется, с одной стороны, пониманием важности национальной
безопасности в системной связи с национальными интересами, а с другой — тем,
что угрозы а риски, негативно влияющие на объект безопасности и требующие их
идентификации в рамках механизма применения нормативных и других средств
обеспечения экономической безопасности, недостаточно изучены с научной точки
зрения. Один из важных вопросов сущности экономической безопасности и ее
элементов состоит в ее определении. Согласно определениям, предложенным
специалистами, можно сделать вывод о многомерности изучаемого явления и
констатировать системную взаимосвязь таких категорий, как «безопасность»,
«угроза», «риски», «опасность», «ущерб» и др.
Во-первых,
обратимся к изучению термина «безопасность» с помощью общенаучного метода
дедукции.
Существующие
определения безопасности [1, 2] обычно включают описание объектов безопасности
и то, как они должны быть защищены от внутренних и внешних угроз. В то же время
всем этим определениям безопасности недостает определенной степени
конкретности. Им не хватает понимания состояния и уровня защиты, субъектов
безопасности и особенностей объектов безопасности. Поэтому эти определения
требуют уточнения.
По
мнению Елфимовой О.С., безопасность как правовую категорию можно определить как
законодательно регулируемое состояние защиты конституционных и законных
интересов личности, общества, государства и нации, исключающее угрозы
безопасности [7].
Вместе
с тем, проведенный анализ множества определений помог выявить наиболее
значимые, а точнее базовые элементы.
Прежде
всего, большинство авторов рассматривают безопасность как состояние
потенциальной жертвы, объекта под угрозой.
Во-вторых,
безопасность довольно четко рассматривается как способность объекта, явления
или процесса сохранять свою сущность и основную характеристику при наличии
целенаправленного разрушительного внешнего или внутреннего воздействия.
В-третьих,
безопасность — это системная категория, характеристика системы, основанной на
принципах стабильности, саморегулирования и целостности. Предполагается, что
безопасность защищает все свойства системы, поскольку удар, повреждающий любое
из этих свойств, приведет к разрушению всей системы.
В-четвертых,
безопасность считается важнейшим условием (гарантией) жизнедеятельности
личности, общества и государства. Это позволяет им сохранять и приумножать
материальные и культурные ценности.
В-пятых,
безопасность в ее абсолютном выражении — это отсутствие материальных и
психических опасностей и угроз. В-шестых, значимым элементом всех определений
является угроза как реальный признак опасности [20].
На
основе анализа всех подходов и интерпретации концепции безопасности можно
сделать вывод, что угроза и борьба с ней составляют сущность, первичный элемент
безопасности. Таким образом, безопасность — это защита обеспечения жизненно важных
интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз,
гарантируемая конституционными, правовыми и практическими мерами. Жизненно
важные интересы включают экономическую независимость, правовое и социальное
благополучие, структурную целостность, стабильное и эффективное
функционирование.
Категория
экономической безопасности по-разному трактуется в научной литературе.
Например, по словам Манерова Г.Н., «… экономическую безопасность системы
следует рассматривать как совокупность свойств состояния ее производственной
подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы» [11].
Магомедов Д.А. рассматривает экономическую безопасность как состояние
экономической системы, которое позволяет ей динамично, эффективно развиваться и
решать социальные проблемы таким образом, чтобы государство было способно
разрабатывать и проводить независимую экономическую политику [10].
Это
означает, что в целом экономическая безопасность является ключевой качественной
характеристикой экономической системы, определяющей ее способность поддерживать
нормальные условия для повседневной деятельности населения, устойчивое
поддержание непрерывного и эффективного производства, обмена, распределения и
потребления материальных и нематериальных материалов. активы в интересах
личности, общества и государства.
В
сфере государственных финансов состояние безопасности характеризуется
стабильностью и устойчивостью финансовой системы. На основании множества
определений, мнений исследователей о категории финансовой безопасности и ее
сущности можно сделать вывод, что финансовая безопасность — это состояние
защищенности всех звеньев финансовой системы государства от различных угроз.
Финансовая система — это общий объект финансовой безопасности. От их
стабильного функционирования зависит «жизнедеятельность» всех социальных
институтов государства и его международный имидж. Поэтому защита финансовых
интересов государства является приоритетной задачей обеспечения экономической
безопасности.
Другой
важный теоретический вопрос изучаемой темы — определение и сущность угроз. В
научной литературе различают следующие типы угроз: прямые, косвенные,
внутренние, внешние, долгосрочные и др. По защищаемому объекту также различают
угрозы: экологические, военные, технические, информационные и др. Главное, что
их объединяет. Типом угроз является то, что каждая из них так или иначе
негативно влияет на защищаемый объект, делая его слабым, нестабильным,
неспособным удовлетворить потребности и интересы.
В
действующем законодательстве нет определения угрозы, описывающей признаки
опасности и то, что необходимо предотвратить. Однако следует отметить, что
ранее Закон № 2446-1 «О безопасности» Российской Федерации от 5 марта 1992 г.
содержал статью «Угроза безопасности», в которой определялась угроза
безопасности — совокупность условий и факторов, создание угрозы жизненно важным
интересам личности, общества и государства. Согласно этой статье, «реальная и
потенциальная угроза внутренних и внешних источников опасности для объектов
безопасности определяет действия по обеспечению внутренней и внешней
безопасности». По мнению комментаторов этого Закона «О безопасности» Российской
Федерации, угроза безопасности в широком смысле — это возможное нарушение
установленной законом системы безопасности государства и общества. Однако
«сочетание условий и факторов, угрожающих …» и деликты не всегда одинаковы.
При этом дифференцированные угрозы комментаторы связывают с источниками
опасности (как следует из самого Закона) [4].