Курсовая с практикой Экономические науки Региональное управление и территориальное планирование

Курсовая с практикой на тему Государственная политика Российской Федерации в Арктике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Геостратегия России в арктическом регионе в XXI веке 5
1.1. Российская арктическая политика в современных условиях 5
1.2. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации 10
2. Арктический регион в сфере международных отношений 18
2.1. Взаимодействие России и Китая в арктической зоне 18
2.2. Вопросы национальной безопасности в арктическом регионе 21
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30

  

Введение:

 

Современный мир характеризуется существенными изменениями и усложнениями социально-экономических, политических, культурных, информационных и военных процессов. Движущей силой всех изменений является разбалансировка глобального равновесия и формирование новых балансов сил в различных регионах мира. На этом фоне актуализировалась проблема защиты национальных интересов в контексте деглобализации, регионализации и снижения степени возможности влияния США на глобальные политические и экономические тенденции.
В системе обеспечения национальных интересов для ряд стран включая Россию важнейшее место занимает Арктическая зона, которая является основой современной сырьевой базы и важным источником поступления доходов в национальный бюджет. К району Крайнего Севера относится более 60% территорий России, на которой активно идет разработка и добыча энергетических ресурсов (природный газ, нефть), цветных (никель, олово) и драгоценных (золото) металлов, а также алмазов. Районы Арктики имеют положительное сальдо в межбюджетных отношениях с федеральным центром и обеспечивают почти 50 % валютных поступлений страны, и производится около 11 % ее валового внутреннего продуктах [17].
Арктика как объект и предмет исследования изучается многими научными дисциплинами. В области гуманитарных наук проблема многомерности пространства Арктики, на наш взгляд, наиболее плодотворно исследуется у доктора исторических наук, профессора Юрия Фёдоровича Лукина [8]. Нельзя не согласиться с тезисом учёного о том, что «Арктика как единый сопряжённый и взаимопроникающий объект исследования концептуально требует интеграции имеющихся отраслевых научных знаний на основе междисциплинарного подхода, а в практической деятельности – кооперации имеющихся ресурсов арктических социумов, государств и бизнеса, знаний коренных народов» [8, с. 3].
О возрастание роли России и стран Европы в Арктике говорится в работах Антюшиной Н.М., Говоровой Н.В., Данилова Д.А., Громыко Ал.А., Плевако Н.С.
Военный потенциал России и зарубежных государств в Арктике оценен Журавель В.П., Синчук Ю.В., Загорским А.В.
Целью данной работы является выявление направлений государственной политики Российской Федерации в Арктике.
Объект исследования: Арктика.
Предмет исследования: Государственная политика Российской Федерации в Арктике.
Задачи исследования:
— рассмотреть российскую арктическую политику в современных условиях;
— изучить Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации;
— проанализировать взаимодействие России и Китая в арктической зоне;
— определить вопросы национальной безопасности в арктическом регионе.
При написании работы использовались такие методы исследования как аналитический, системный, исторический, сравнительный, а также представлены методы познания социально-экономических и социально-политических процессов.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современных условиях, на наш взгляд, идёт подготовка к переформатированию принадлежности арктического пространства. Всё чаще звучат призывы к интернационализации Северного морского пути и Северо-Западного прохода, предлагается распространить Договор об Антарктике на Арктику. Арктический регион не является изолированным анклавом международной жизни, живущим по другим правилам, не так, как всё остальное мировое сообщество.
Настоящее время дает основание нового этапа формирования государственной политики в Арктике. Арктический зона РФ обладает серьезными конкурентными преимуществами, заложенными как самой природой, так и тяжелым человеческим трудом. И только при наличии грамотной государственной политики можно весьма эффективно использовать эти факторы для динамичного социального развития арктических районов нашего государства для укрепления обороноспособности и подъема экономики в целом. Однако в настоящее время модели развития Севера и особенно государственная политика выживания и сохранения малочисленных народов Севера не дают адекватной отдачи.
Результатом перемен стало усиление внимания к вопросам законодательного регулирования обеспечения жизнеспособности и устойчивого развития арктических и северных территорий России.
Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, (утвержденных Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. № Пр-1969) определили национальные интересы, цели и стратегические приоритеты государственной политики Российской Федерации в Арктике.
Подключение китайских научных центров и крупнейших государственных корпораций КНР к изучению, модернизации и совместному освоению СМП для транспортировки углеводородов в Китай, страны Европы и ЮВА будет способствовать повышению пропускной способности российского северного широтного пути.
В целом защита геополитических интересов России в Арктике требует выработки решительных мер в направлении модернизации ее экономической и военной инфраструктуры. Необходима комплексная программа, включающая как внутренние, так и внешние аспекты по освоению арктических территорий, решению транскоммуникационных и других вопросов, исходя из национальных интересов России. В геополитическом отношении этот регион наименее уязвим с точки зрения обеспечения безопасности РФ.
Важнейшим элементом системы защиты национальных интересов РФ в Арктической зоне должно стать международное сотрудничество на многосторонней основе между арктическими державами. Ключевой площадкой для специального обсуждения проблем Арктики в международном аспекте должен стать Арктический Совет. Это ведущий межправительственный форум, содействующий сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами, коренными общинами и остальными жителями Арктики в связи с общими арктическими вопросами. На его базе следует организовать обсуждения проблемы территориального раздела Арктики, экономического освоения и военной безопасности между арктическими державами.
Таким образом, геостратегия России на северном направлении должна заключаться в дальнейшем снятии вопросов о возможном пересмотре российских границ, поддержании в надлежащем состоянии российских Вооруженных Сил на северном направлении, недопущении усиления позиций иностранных государств в освоении российских природных богатств в ущерб экономическим интересам России и решении проблемы сохранения малочисленных народов Севера.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Геостратегия России в арктическом регионе в XXI веке

1.1. Российская арктическая политика в современных условиях

Выделение понятия «Северо-Восток России» с учетом его географически-пространственного положения в качестве геополитического субъекта политики вполне оправданно. Северо-Восток России имеет все основания занять соответствующее место в геополитическом развитии РФ, особенно в государственной арктической политике. Россия обладает всеми объективными условиями занять достойное место в мировой цивилизации. Новый геополитический код через Северо-Восток России изменит геополитический статус Российской Федерации.
Современная геостратегия России должна быть всемерно ориентирована на социально-экономическое и военно-политическое укрепление Дальневосточного региона. В этих условиях Якутия, исключительно богатая и колоссальная по масштабам сырьевая база, занимает особое место в государственной геостратегии РФ. Не только выгодная географическая расположенность Якутии, но и другие факторы усиливают геополитический код Республики Саха (Якутия).
Арктическая зона России исторически осваивалась проживающими в этой зоне народами, а значительная территория северных районов Республики Саха (Якутия) приходится на арктическую зону, где живут и трудятся малочисленные народы Севера. В Республике Саха (Якутия) проживают 32860 представителей малочисленных народов Севера: эвенков – 18232 человек, эвенов – 11657, юкагиров – 1097, чукчей – 602, долган – 1272. Численность малочисленных народов Севера составляет 3,2% в составе всего населения Республики Саха (Якутия). Они создали уникальную циркумполярную культуру выживания в суровых природно-климатических условиях Арктики. Освоение арктических территорий имело и имеет для них поистине историческое значение: оно привнесло в жизнь коренных народов Севера новую культуру и имело цивилизационное значение.
Таким образом, в современных условиях российская арктическая политика получает совершенно новое звучание и приобретает статус важнейшей государственной политики. А в ее реализации одним из важнейших компонентов является государственная политика выживания и сохранения малочисленных народов Севера, носителей уникальной циркумполярной арктической культуры. Россия обладает всеми объективными условиями занять достойное место в мировой цивилизации. Новый геополитический код через Северо-Восток России изменит геополитический статус Российской Федерации [12].
Американский политолог Джон Гэддис, анализировавший американскую внешнюю политику времен «холодной войны», использовал впервые понятие «стратегический код» и «геополитический код», описывая политику различных американских администраций. П. Тэйлор заимствовал это понятие у Джона Гэддиса и применил его в геополитике. Он полагал, что у каждой страны есть свой определенный геополитический код, который может меняться на протяжении истории. Этот код включает несколько положений, которые имеют географический смысл и являются значимыми для внешней политики. Речь может идти об определении зон национальных интересов, сфер влияния, отношений с соседними странами, глобальных интересов, т.е. под геополитическим кодом подразумеваются географические основы внешней политики [7].
Непосредственную практическую ценность в рамках геополитического кода имеет геостратегия, которая представляет собой набор практических предложений для реализации целей, определенных в геополитическом коде. Геополитика после введения понятия «геополитический код» перешла от выработки геостратегий к анализу геостратегических реалий и определению геополитических кодов разных стран. Глобальный геополитический код существует у тех государств, которые имеют глобальные интересы и стремятся к мировому господству. На этом уровне государство вырабатывает определенное представление о мире, о расстановке сил в нем и о своих действиях по укреплению глобального влияния [9, с. 176-181].
В современном мире происходят достаточно сложные процессы, а именно борьба мировых центров силы за обретения беспрепятственного доступа к различным ресурсам. Россия как государство, играющее значительную роль в мировой политике, не может не иметь собственной геостратегии.
Выработка геостратегии российского государства процесс достаточно сложный, требующий учета как состояния самой России, ее ресурсов, потенциала, так и внешних факторов. Очевидно, что геостратегическая линия России будет неоднократно корректироваться и уточняться. Однако некоторые императивы ее геостратегии обсуждаются геополитиками сегодня. Специалисты по геостратегии едины во мнении, что России предстоит решить ряд задач, которые могут определять ее статус. Россия должна постараться как можно более успешно интегрироваться в мировую геополитическую и экономическую систему, с максимальной пользой использовать свое геополитическое положение между Европой и Азией. Изменение геополитической структуры мира и возрастание роли АТР в ней настоятельно требуют от России выработки новой, более целенаправленной политики в этом регионе. Это потребует определения национальных интересов и задач, связанных с обеспечением национальной безопасности, а также интеграции России в региональные экономические и политические структуры [16].
В настоящее время по ряду известных причин как никогда возрастает значение Северо-Востока России. В этих непростых условиях «геополитического местоположения» Россия ищет свои новые геостратегические коды. И здесь новым подходом к проблеме геополитического статуса России будет Северо-Восток РФ как главный геополитический код России в XXI веке.
Истоки понятия «геополитический код» лежат в классической геополитике. Так, один из основателей геополитики английский ученый Макиндер изъял из состава «Хартленда» территорию Восточной Сибири, расположенную восточнее Енисея, назвав эту слабозаселенную территорию России «Lenaland» – «Земля реки Лена». Выделение этой геополитической величины, богатой природными ресурсами, предполагало включение ее в зону берегового пространства, которое может быть использовано морскими державами против Хартленда.
По этой схеме Якутия составляет ось этого региона – от моря Лаптевых до Амурской области и Алтая на юге. Макиндер особо подчеркивал, что северная половина «Lenaland», с точки зрения чисто географической, предполагает рассмотрение ее в качестве единого геополитического комплекса. Это делалось для того, чтобы континентальная стратегия уделила данному сектору особое внимание. Это было единственное противостояние атлантизму, или широтной экспансии США.
Значит, Северо-Восток России – это особое, «резервное пространство», которое представляет собой последнюю «неосвоенную» как следует часть евразийского материка. Заметим, что именно неосвоенность Восточной Сибири заставили Макиндера в его поздних работах включать «Lenaland» в особое геополитическое образование с большим будущим [9].
Как видно, классики геополитики выделяли Северо-Восток как особую зону или категорию «местоположения» с большим будущим в мировой геополитике.
В отечественной геополитике есть другое видение вопроса. Так А.Г. Дугин, с одной стороны, вполне справедливо признает современную Якутию как особую сильную геополитическую категорию XXI века, а с другой – крайне опасается ее экономического, особенно политического усиления. Он пишет: «Якутия обладает таким стратегическим местонахождением, которое дает все предпосылки для превращения в самостоятельный регион, независимый от Москвы. Это обеспечивается и протяженной береговой линией, и меридиальной структурой территорий республики, и ее технической оторванностью от остальных сибирских регионов. При определенном стечении обстоятельств именно Якутия может стать основной базой атлантистской стратегии… Если добавить к этому близость тихоокеанского берега, крайне слабо заселенного русскими, то опасность удваивается за счет возможного контроля талассократии над береговыми зонами. Геополитическая битва за Lenaland должна начинаться уже сейчас» [5].
По сути это есть признание объективного возрастания геополитического кода Северо-Востока России через Якутию в XXI веке. Не случайно в современных условиях территория ДВФО стала центром притяжения геополитических и геоэкономических интересов ряда стран, особенно США и Китая.
Данное уникальное геополитическое положение Северо-Востока России определяется следующими факторами. Контроль над этим пространством имеет жизненно важное, без преувеличения, всемирное значение. Геополитическая привилегия России состоит в том, что она как государство занимает это пространство и представляет собою своего рода Евразийский мост. Грамотное использование этого геополитического статуса может привести к результатам большого исторического значения мирового масштаба.
Север дает огромный процент в общем промышленном продукте России. Российский Север фантастически богат природными ресурсами. По западным оценкам, стоимость всех основных видов полезных ископаемых России составляет около 28 триллионов американских долларов, что в три раза превышает этот показатель США. На Север России приходится почти 80% запасов этих полезных ископаемых. Сегодня вклад Севера в общий экспорт РФ составляет около 60 %. По мнению экспертов, здесь содержится 50-60% всех доступных природных ресурсов планеты. Уже многократно доказано, что для России, для многих стран Западной Европы природные ресурсы Северо-Востока России безальтернативны. В других регионах их просто нет. Поэтому в геостратегии России XXI века освоение Северо-Востока станет самым важным государственным проектом.
На Северо-Востоке Россия имеет законченные геополитические границы. Более того, Северо-Восток России именно за счет океанических границ является резервным и прекрасно защищенным тылом «географической оси истории», где в критические моменты всегда можно создать дополнительные пространственные платформы для геополитического и стратегического переустройства национальной безопасности государства.
Особо следует выделить военный аспект. Арктическая зона РФ является гигантской стратегической военной зоной России, важнейшим поясом ее безопасности. Это – кратчайшее расстояние от России до территории США. По этой же причине данная территория является приоритетной зоной развития противоракетной обороны [13].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы