Курсовая с практикой на тему Государственная / муниципальная поддержка малого бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы (на примере)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3 Глава 1
Теоретические основы государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства в регионе. 6
1.1 Государственное управление
развитием территории региона: сущность, цели, задачи 6
1.2 Малое и среднее
предпринимательство как объект государственного регулирования и поддержки. 14 Глава 2 Анализ реализации механизмов
государственной поддержки малого и
среднего предпринимательства в Липецкой области. 23
2.1 Анализ реализации механизма
государственной поддержки по развитию малого и среднего предпринимательства в
Липецкой области. 23
2.2. Приоритетные направления
развития экономического потенциала
малого и среднего предпринимательства. 31 Заключение. 45 Библиографический
список. 47 Приложение А.. 53
Введение:
В современных условиях особую
важность приобретают проблемы модернизации экономики России и ее регионов с
использованием всех имеющихся резервов социально-экономического роста. В этой
связи особый интерес вызывает сегмент малого и среднего предпринимательства,
как инструмент регулирования экономических отношений между отдельными секторами
и сферами экономики, различными группами населения. Малый и средний бизнес
активно осваивает новые рынки, способствует диверсификации отраслевой
инфраструктуры хозяйственных комплексов, укреплению связей между отраслями,
решает проблемы самореализации граждан, участвует в формировании
государственного и муниципальных бюджетов.
Признание роли малого и среднего
предпринимательства в процессах укрепления экономического и конкурентного
потенциала России, повышения качества жизни граждан служит основой механизма
государственной поддержки, осуществляемой на основе федеральных, региональных,
отраслевых и муниципальных программ. Исходя из
сложившейся ситуации в предпринимательском секторе, целью Стратегии развития
малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года, является
развитие данного сектора экономики как одного из факторов социального развития
и обеспечения стабильно высокого уровня занятости, а также инновационного
развития и улучшения отраслевой структуры экономики.
В силу своих особенностей предпринимательство
оказывается наиболее чувствительным к изменениям внешней среды даже в условиях
стабильно функционирующей экономики. В этой связи особую остроту приобретают
вопросы повышения эффективности государственной политики в области поддержки
малого и среднего предпринимательства, необходимости формирования четкой
вертикальной структуры, способной эффективно разрешать противоречия,
возникающие между субъектами предпринимательства и органами местного,
регионального и федерального управления.
Проблемам развития малого и среднего
бизнеса, участия государственных органов власти по их поддержке уделяется
значительное внимание российских учёных, таких как В.А. Горфинкель, Е.В. Ершова, С.Д. Иванова,
Н.Ю. Круглова, И.К. Ларионов, М.Г. В.В. Тарасенко и др. Между тем, не снижая
значимость исследований, учёными в недостаточном объёме рассмотрены вопросы
выбора методологии разработки комплексных программ привлечения
предпринимательства в решение стратегических задач социально-экономического
развития, модернизации и инновационного обновления отраслей хозяйственных
комплексов в регионе.
Выше перечисленные
факты послужили основанием в выборе темы работы и актуальности её исследования.
Объектом
исследования является Управление экономического развития, как отраслевой орган
исполнительной власти Липецкой области, ответственный за проведение
государственной политики по поддержке сегмента малых и средних форм
хозяйствования.
Предметом
исследования выступает механизм государственной поддержки сегмента малого и среднего предпринимательства в
Липецкой области.
Цель исследования
заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию механизма
государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Липецкой
области.
Достижение цели
определило решение следующих задач:
— исследовать цели
и задачи государственного управления развитием территории;
— исследовать
особенности малого и среднего предпринимательства как
объекта государственного регулирования и
поддержки;
— определить механизмы государственной
поддержки сегмента малого и среднего предпринимательства в регионе;
— рассмотреть функции, полномочия
Управления экономического развития Липецкой области;
— проанализировать систему
государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Липецкой
области;
— дать оценку практической реализации
государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Липецкой
области;
— разработать рекомендации по
совершенствованию механизма государственной поддержки сегмента малого и
среднего предпринимательства в Липецкой области.
В процессе исследования автором
использовались следующие методы: анализ и синтез, статистический, графический,
метод верификации, системный, комплексный подход.
Теоретической и методологической
основой исследования послужили фундаментальные труды российских учёных в
области теории и практики государственного управления, особенностей рыночных
отношений в отраслях региональной экономики на основе реализации
государственной политики по поддержке малого и среднего
предпринимательства.
Информационную базу исследования
составили нормативные правовые акты Российской Федерации, Указы Президента РФ,
постановления и распоряжения Правительства РФ, администрации Липецкой области, другие
отраслевые документы, материалы по проблемам государственного управления
развитием и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Заключение:
В результате исследований темы работы
установлено, что малое и среднее предпринимательство являются неотъемлемой частью рыночных
отношений и в силу критериев правового статуса, установленных
законодательством, как в России, так и в странах с рыночной экономикой, — генератором инновационных идей, для их
реализации на практике требующих всесторонней поддержки государством. Значимость поддержки сегмента малого и среднего бизнеса
вытекает из необходимости поддержания экономики страны и её регионов в
сбалансированном состоянии за счёт повышения конкурентоспособности,
формирования среднего класса, занятости и качества жизни населения.
Для обеспечения устойчивого функционирования и развития
региональных хозяйственных комплексов используются инструментарий механизма государственной
поддержки с участием институтов гражданского общества, в результате которой
происходит усиление качественного перехода малого и среднего бизнеса в новое
состояние для реализации стратегически целей модернизации и ускоренного
инновационного обновления инфраструктурных отраслей всех сфер жизнедеятельности
населения, как цели государственной политики, проводимой на территории субъекта
Российской Федерации.
В ходе практического
исследования выявлены следующие особенности правового управления развитием
региональной экономики и регулирования отношений органов власти с
предпринимательской средой:
1. Проведение государственной
политики по поддержке малого и среднего предпринимательства на территории
региона реализуется во исполнение государственных полномочий, установленных
федеральным законодательством РФ на основе нормативных правовых актов, программ
в рамках стратегии социально-экономического развития.
2. Полномочия по поддержке сегмента малого
и среднего предпринимательства региональной экономики от лица исполнительных
органов государственной власти осуществляются отраслевым органом – Управлением
экономического развития Липецкой области.
3. Анализ функций, целей и задач
Управления позволяет констатировать об их соответствии стратегии развития
субъектов малого и среднего бизнеса на территории региона и подтверждается
положительными показателями роста численности, занятости, участия в
диверсификации региональной экономики и формировании ВРП.
В результате практического
исследования установлено, что возникающие проблемы функционирования малых и
средних предприятий находятся в центре внимания региональных органов
исполнительной власти. Однако выявленные проблемные аспекты, сдерживающие
участие хозяйствующих субъектов в реальном секторе региональной экономики, отражаются
на снижении инновационного и экспортного потенциала. Данное обстоятельство
послужило основанием разработки направлений и рекомендаций по совершенствованию
деятельности региональных органов власти по поддержке деятельности малого и
среднего бизнеса в социально значимых инфраструктурных отраслях региона.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы государственной
поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе 1.1 Государственное управление развитием территории региона:
сущность, цели, задачи
Эволюция общественных отношений свидетельствует,
что жизнедеятельность социума независимо от политического обустройства, форм,
способов воспроизводства, распределения совокупного продукта, требует направляющего
воздействия, без которого невозможно не только функционирование и развитие, но
и само его существование. В современной научной среде понятие «управление»
имеет множество определений. Так, общее понятие «управление» (управлять)
подразумевает деятельность по руководству чего-либо, чем-нибудь, кем-нибудь[1].
Представители административного права определяют термин с позиции перевода
объекта в новое состояние для достижения цели путём внешнего воздействия,
«поступающего в систему извне»[2]. При
этом в научных источниках для предметного обозначения управляющего воздействия применяется понятие «система», как
совокупность множества взаимосвязанных объектов и субъектов, объединённых в
единое целое. Поэтому общее определение управления можно сформулировать с
позиции целенаправленного воздействия, переводящего систему её из одного
состояния в другое, направленное на изменение совокупности её
структурообразующих субъектов по заранее спланированной программе для
достижения определённых целей, подтверждая утверждение А.П. Алёхина о том, что
управление – «это всегда воздействие»[3]. Таким
образом, можно утверждать о том, что
управляющее воздействие имеет ярко выраженный социальный характер,
направленный на решение интересов социума, поскольку общество, как
социальная система, состоящая из определённого множества взаимосвязанных
элементов, обладающих разнообразными по природе свойствами и закономерностями,
образует единство и целостность. При таком подходе, по мнению учёных, и
определяется и специфика управляющего воздействия на все сферы
жизнедеятельности, в которой экономика
не является исключением и ее главная функция состоит в постоянном
создании общественных благ, необходимых для развития социума. При этом, как
следует из экономической теории, предметная область экономической науки состоит
из микроэкономики, изучающей деятельность субъектов (организаций, домохозяйств,
обособленных производств и т.д.) и макроэкономики, изучающей национальное
хозяйство страны в целом.
Применительно к макроэкономике,
управление представляет собой управляющее воздействие на экономику и
оперативное руководство совокупностью институтов государственного, внешнего,
финансового секторов, функционирующих в территориальных образованиях[4]. Следует
согласиться с мнением автора, поскольку в обществе всё объективно, едино и
необходимо: производство и распределение материальных благ, здоровье людей и их
нравственное благополучие, социальная защита и обеспечение, создание условий
для развития и благополучия, защита жизни и прав граждан, всё главное —
экономика и политика, право и культура, качество и уровень жизни в целостной
гармоничной системе.
По мнению В.К. Батуриной, Л.П. Куракова
и др. «управление есть выработка управляющим органом управляющей информации,
соответствующей программе управления, передача её субъекту управления,
получение и анализ осведомительной информации о его фактическом состоянии». При
этом авторы отмечают, что полученные результаты такого анализа обуславливают
«корректировку или выработку новой управляющей информации для оптимизации
функционирования субъекта (объекта) управления»[5]. В
данном контексте под термином «оптимальность» следует понимать наиболее
благоприятный, наилучший способ функционирования и адаптации системы во внешней
среде по показателям степени её приспособленности к выполнению задач с
определённым качеством, называемые в научных источниках показателями
эффективности или результативности по отношению полезных результатов к
затраченным ресурсам[6].
Отсюда вытекает, что под категорией «управление» следует понимать синтез
целенаправленных методов рационального воздействия, средств и способов
подготовки решений, организацию и контроль исполнения перспектив развития
экономической сферы в масштабах страны, региона и локальных территорий[7].
Безусловно, государственное управление экономикой, выработка решений по
оптимизации её функционирования и развития невозможно без анализа состояния экономической
системы субъекта Российской Федерации. [1]Ожегов С.И.
Словарь русского языка: ок. 100000 слов / под ред. проф. Л.И. Скворцова. 28-е
изд., пераб. и доп. М.: Мир и образование,
2016. С. 726. [2] Россинский Б.В.,
Старилов Ю.М. Административное право: учебник для вузов. 5-е изд, пересмотр.
М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. С. 48. [3]Алёхин А.П.,
Кармолицкий А.А. Административное право России: учебник для вузов. М.: Зеркало,
2018. С. 10. [4]Кураков Л.П.,
Игнатьев М.В., Тимтрясова А.В [и др.]. Макроэкономика: учебник для вузов / под
общ. ред. Л.П. Куракова. М.: Изд-во ИАЭП, 2017. С. 10-11. [5]Там же. С. 184. [6]Логинов В.Н.
Методы принятия управленческих решений: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2016. С.
51. [7]Там же. С. 53.