Курсовая с практикой на тему «Государственная финансовая политика Турции. 1990-2000»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 3
Раздел 1. Теоретические особенности реализации
государственной финансовой политики Турции в период 1990-2000 годы. 9
1.1 События, произошедшие после
периода реформ. 9
1.2 Макроэкономическое
равновесие государственного сектора в Турции. 16
Раздел 2. Анализ государственной фискальной
политики Турции в период 1990-2000 годы.. 22
2.1 Состояние бюджета и
экономические показатели в 1990-е годы.. 22
2.2 Фискальная консолидация,
реформы и подразумеваемые фискальные правила в 2000-е гг. 25
2.3 Попытки принять четкие
фискальные правила. 30
Раздел 3. Бюджетное равновесие: уязвимость и
перспективы.. 37
Заключение. 43
Список использованной литературы.. 47
Введение:
История
макроэкономических и политических событий в Турции после 1990 года является
примером постоянных трудностей, противоречивых корректировок политики и широких
колебаний реального объема производства, инвестиций и торговых потоков. Это
наблюдение имеет место, несмотря на общую тематическую преемственность с
амбициозной программой экономической либерализации и рыночных преобразований,
вступившей в полную силу в начале 1980-х годов во главе с военным
правительством и его гражданскими преемниками.
После десятилетия
неудачных реформ и ухудшения макроэкономических показателей Турция вступила в
тысячелетие в рамках новой программы жесткой экономии, которая была введена в
действие в декабре 1999 года. Международный валютный фонд (МВФ) участвовал как
в разработке программы, так и в надзоре за ней, и предоставил финансовую помощь
на общую сумму 20,6 млрд долларов США в период с 1999 по 2002 год.
Целью декабрьской
программы 1999 г. было снижение уровня инфляции до однозначного числа к концу
2002 г. Она полагалась исключительно на систему номинально привязанного
(привязанного) обменного курса для дезинфляции, которая была серьезной
проблемой для турецких политиков более трех десятилетий.
В начале декабря
2000 года правительство запросило доступ к Дополнительному резервному фонду
МВФ. Только тогда можно было обеспечить продолжение реализации программы,
поскольку рынки, казалось, успокоились. Однако 19 февраля 2001 г., вскоре после
этой договоренности с МВФ, Турция пострадала от полноценного финансового
кризиса, и 22 февраля 2001 г. Центральный банк объявил об отказе от системы
фиксированного обменного курса, тем самым позволив обменным курсам быть
свободными. плавать.
Турецкий кризис,
возникший после попытки дезинфляции на основе обменного курса, последовал за
всеми хорошо задокументированными эмпирическими закономерностями таких
программ: рост, основанный на спросе, сопровождался ростом и обычно
неустойчивой торговлей и текущим дефицитом, за которым следовала фаза
сокращения — в виде нехватки ликвидности, стремительного роста процентных
ставок и отрицательного роста.
Не обращая
внимания на существующие структурные индикаторы финансовой хрупкости и
основывая механизм генерирования ликвидности на спекулятивных притоках и
оттоках краткосрочного иностранного капитала, программа сделала экономику
беззащитной перед спекулятивным бегством и «внезапной остановкой».
В условиях
усиливающейся нестабильности причиной кризиса послужила неоднозначная статья
Стэнли Фишера, тогдашнего заместителя директора Фонда. Фишер утверждал,
основываясь на опыте кризисов в Турции в ноябре 2000 г. и в Аргентине в 2001
г., что валютные режимы, основанные на «мягкой привязке» (как это было в случае
с Турцией в рамках программы МВФ), не были устойчивыми.
Таким образом, он
призвал либо к полной гибкости, либо к полной долларизации. Эта критика
теоретической основы программы жесткой экономии под руководством МВФ, исходящая
от самого окружения, вызвала хаос и подорвала крайне хрупкие макробалансы.
После провала
программы в феврале 2001 г. начался новый раунд ожидания под непосредственным
руководством г-на Кемаля Дервиса, который ушел со своего поста во Всемирном
банке в качестве заместителя председателя и вошел в состав тогдашнего кабинета
трехпартийной коалиции.
Наконец, на
выборах в ноябре 2002 года АКП пришла к власти с абсолютным большинством в
парламенте и, несмотря на ее предвыборную риторику, вместе с персоналом МВФ
приступила к новой и усиленной программе корректировки.
Согласно логике
программы, успешное достижение фискальных и монетарных целей повысит «доверие»
к турецкому правительству, обеспечивая снижение восприятия странового риска.
Это позволит снизить процентную ставку, что затем будет стимулировать частное
потребление и инвестиции в основной капитал, проложив путь к устойчивому росту.
Таким образом, утверждается, что на самом деле реализуется экспансионистская
программа бюджетного сокращения.
Актуальность
исследования заключается в том,
что на сегодняшний день турецкий фактор стал играть важную роль в международных
отношениях, особенно в процессах, происходящих на Ближнем Востоке. Еще недавно
роль Турции как мирового и регионального игрока представлялась несущественной
по причине внутренней нестабильности и отсутствия проработанной
внешнеполитической стратегии. В настоящее время турецкое руководство придаёт
особое значение финансовой деятельности, апофеозом стремления к лидерству
Турции стала доктрина экс-премьер министра Турецкой Республики Ахмета
Давутоглу, которая подразумевает под собой связь внешней политики современной
Турции с историческим наследием османов и её направленность на возврат
«оттоманского прошлого» с учетом современных реалий.
Целью работы является исследование государственной финансовой
политики Турции в период 1990-2000 годы.
Задачи работы:
1. Исследовать
теоретические особенности реализации государственной финансовой политики Турции
в период 1990-2000 годы
2. Провести анализ
государственной фискальной политики Турции в период 1990-2000 годы
3. Рассмотреть
бюджетное равновесие Турции: уязвимость и перспективы
Объект работы — финансовая политика Турции.
Предмет работы — особенности реализации государственной финансовой политики Турции в период 1990-2000
годы.
Методологическую
основу работы составляет метод
анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения, сравнения. В работе также
используется систематический подход. Методологической основой исследования является междисциплинарный подход,
совмещающий исторический и политологический анализ, позволяющие раскрыть особенности
государственной финансовой политики Турции в период 1990-2000 годов.
Степень
изученности: анализ, приведенный
в трудах российских и зарубежных
авторов, позволил обогатить научно-теоретическую часть исследования,
сопоставить реалии развития финансовой политики линии Турции с устоявшимися в
политической и исторической науке оценками и выводами. Исследование
представляется актуальным, так как в отечественной историографии до сих пор нет
монографий, посвященных исключительно данной теме.
Исторические
основы финансовой политики Турции были исследованы благодаря работам Богатурову
А. Д.[1], Бондареву А.К.[2],
Булатову А.С.[3],
Галкину С.А.[4],
Любецкому В.В.[5],
Никитиной Н.А.[6],
Терновой Л.О.[7],
Хасбулатову Р.И.[8],
Шмелевой Н.В.[9]
и другие.
Особенности
реализации фискальной политики Турции были исследованы в работах таких авторов:
Андреев А. В.[10],
Барыгин И. Н.[11],
Булатов А.С.[12],
Вардомский Л. Б.[13],
Гладкий Ю.Н.[14],
Зубенко В.В.[15],
Козьева И. Л.[16],
Любецкий В.В.[17],
Пономарева Е.С.[18],
Фетисов Г.Г.[19]
и другие.
Источниковедческая
база. В качестве источников главными документами
стали Конституция Турецкой Республики[20],
Разговор с Ахметом Давутоглу (Совет по международным отношениям)[21],
документы внешней политики Партии справедливости и развития[22],
данные турецкого статистического института[23],
документ европейской инициативы стабильности о внешней политике Турции[24],
а также данные Worldbank в обзоре «Обзор государственных финансов: Турция
в переходный период — время для поворота в налогово-бюджетной политике»[25].
Хронологические
рамки обусловлены началом активного развития государственной финансовой
политики Турции — 1990-2000 годы.
Практическая
ценность. Поставленная проблема рассматривалась некоторыми отечественными
учеными лишь в рамках какой-либо другой темы. Более того, международная
обстановка развивается довольно стремительно, в особенности официальная позиция
турецкой финансовой политики. Таким образом, данное исследование можно
использовать как базу для дальнейшего изучения государственной финансовой
политики Турции.
Структура работы
состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. [1] Богатуров, А. Д. История
международных отношений. 1945-2008 / А.Д. Богатуров, В.В. Аверков. – Москва:
Аспект пресс, 2015. – 520 c. [2] Бондарев, А.К. Международные
экономические отношения: Учебник / А.И. Евдокимов, А.К. Бондарев, С.М. Дроздов;
Под ред. А.И. Евдокимов. — М.: Проспект, 2019. — 656 c. [3] Булатов, А.С. Мировая
экономика и международные экономические отношения. полный курс (для бакалавров)
/ А.С. Булатов и др. — М.: КноРус, 2018. — 352 c. [4] Галкин, С.А. Международные
экономические отношения. Базовые параметры: Справочник / О.В. Буторина, С.А.
Галкин, В.Н. Ткачев; Под ред. О.В. Буторина. — М.: Весь Мир, 2019. — 136 c. [5] Любецкий, В.В. Мировая
экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. —
М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 350 c. [6] Никитина, Н.А Международные
отношения и мировая политика. Введение в специальность / Н.А Никитина. — М.:
Аспект-Пресс, 2014. — 156 c. [7] Терновая, Л.О. Геопоэтика:
международные отношения и искусство: Монография / Л.О. Терновая. — М.: Альфа-М,
2018. — 592 c. [8] Хасбулатов, Р.И.
Международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / Р.И. Хасбулатов.
— М.: Юрайт, 2017. — 910 c. [9] Шмелева, Н.В. Международные
экономические отношения. Активные методы обучения: Учебное пособие / Н.В.
Шмелева. — М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 128 c. [10] Андреев А. В. Региональная
экономика: учебник для вузов/А. В. Андреев. — СПб: Питер, 2017. – 464 с. [11] Барыгин И. Н. Международное
регионоведение Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2018. — 384 c. [12] Булатов, А.С. Мировая
экономика и международные экономические отношения. полный курс (для бакалавров)
/ А.С. Булатов и др. — М.: КноРус, 2018. — 352 c. [13] Вардомский Л. Б.
Регионоведение / Л.Б. Вардомский. – Москва: Юнити-Дана, 2019. — 520 c. [14] Гладкий, Ю.Н. Экономическая
и социальная география мира / Ю.Н. Гладкий, С. Б. Лавров. — Москва: Просвещение, 2018. — 270 c. [15] Зубенко, В.В. Мировая
экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В.В.
Зубенко, О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 409 c. [16] Козьева И. Л. Экономическая
география и регионалистика: учебник / И.Л.
Козьева, Э.Н. Кузъбожев. —
Москва: КНОРУС, 2016. – 346 с. [17] Любецкий, В.В. Мировая
экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. — М.:
НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 350 c. [18] Пономарева, Е.С. Мировая
экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Е.С.
Пономарева, Л.А. Кривенцова. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 287 c. [19] Фетисов Г.Г. Региональная
экономика и управление: учебник/ Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – Москва: ИНФРА-М,
2016. — 416 с. [20] Конституция Турецкой
Республики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.tbmm.gov.tr/anayasa/anayasa82.htm [21] A Conversation
with Ahmet Davutoglu // Council on Foreign Relations. 2010. [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://www.cfr.org/turkey/conversation-ahmet-davutoglu/p21916# [22] Adalet ve Kalkınma
Partisi. Hedefler. Dış Politika
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.akparti.org.tr/site/hedefler/dispolitika/11023 [23] Türkiye İstatistik Kurumu.
Yıllara, Yaş Grubu ve Cinsiyete Göre Nüfus. [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.tuik.gov.tr/UstMenu.do?metod=temelist [24] Turkish
foreign policy: from status quo to soft power // European stability Initiative.
2009. [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://www.esiweb.org/pdf/esi_picture_story_-_turkish_foreign_policy__april_2009.pdf#page=5. [25] Turkey —
Public finance review : Turkey in transition — time for a fiscal policy pivot? [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://documents.worldbank.org/en/publication/documents-reports/documentdetail/666141468317993814/turkey-public-finance-review-turkey-in-transition-time-for-a-fiscal-policy-pivot
Заключение:
Мы можем
резюмировать изложенную здесь историю следующим образом. Турции нужно расти
быстрее; и он также может расти быстрее. У Турции есть потенциал роста, который
недавние достижения, какими бы успешными они ни были, не были полностью
использованы.
Модель роста,
основанная на иностранных сбережениях и значительном дефиците текущего счета,
может привести к значительному росту, но она сталкивается с внутренними
проблемами. Во-первых, при нынешнем уровне внутренних сбережений существенный
рост внутренних инвестиций приведет к тому, что внешний дефицит достигнет
высот, которые явно будут неустойчивыми и опасными. Во-вторых, даже умеренная
зависимость от иностранных сбережений, как мы видели во время недавнего
кризиса, делает внутреннюю экономику уязвимой для внезапных остановок и
колебаний доверия, которые происходят из внешних источников. Здесь снова
поучительно сравнение с Бразилией. Бразилия вошла в кризис 2008–2009 годов с
гораздо меньшим внешним дисбалансом, чем Турция, и в результате пережила гораздо
более неглубокую рецессию.
Если рост будет
финансироваться из внутренних источников, Турции потребуется постоянно более
высокая норма сбережений. Фискальная политика играет здесь решающую роль. Самый
прямой путь увеличения внутренних сбережений — это увеличение структурного
профицита государственного сектора. Среднесрочные программы правительства
должны быть нацелены на достаточно большой фискальный профицит, чтобы у
Центрального банка оставалось место для перемещения процентных ставок на
постоянно более низкое плато. Увеличение государственных сбережений сократит
приток капитала, предотвратит рост дефицита текущего счета и поможет
поддерживать более конкурентоспособную валюту. Этот шаг является важным
элементом перехода Турции на новый путь роста.
Но для того, чтобы
все элементы встали на свои места, потребуется еще кое-что. Несколько цифр
могут помочь количественно оценить характер проблемы, с которой Турция
столкнется при переходе к альтернативной модели роста. Устойчивый и безопасный
дефицит текущего счета для Турции не намного превышает 3 процента ВВП, поэтому
давайте возьмем это число в качестве верхнего предела для передачи ресурсов
из-за границы. Желательным целевым показателем для инвестиционных усилий было
бы около 28 процентов, чтобы гарантировать, что достаточно высокий рост
сдерживает безработицу. Это предполагает норму внутренних сбережений не менее
25 процентов. Это на целых 9 процентных пунктов выше, чем 16 процентов,
достигнутых турецкой экономикой в годы, непосредственно предшествовавшие
кризису 2008–2009 годов. Очевидно, что такого большого увеличения сбережений
нельзя добиться только за счет перебалансировки счетов государственного
сектора. Так реалистична ли эта цель?
История
быстрорастущих стран — не только азиатских, но и Чили с середины 1980-х годов —
предполагает положительный ответ. Все эти страны испытали значительные
сбережения в начале ускорения роста (Rodrik 2000). Положительная динамика роста
на самом деле является одним из наиболее важных факторов, способствующих
быстрому увеличению частных (и особенно корпоративных) сбережений. Когда рост
будет устойчивым, это также приведет к увеличению сбережений. Перспектива
высокого роста прибыли побуждает компании увеличивать нераспределенную прибыль,
что, в свою очередь, способствует увеличению инвестиций и росту. Таким образом,
решительные фискальные усилия наряду с конкурентоспособной валютой могут
способствовать увеличению частных сбережений, необходимых для устранения
разрыва.
Если изменение
фискальной политики является первой опорой новой стратегии роста, вторая будет
сигналом о новом политическом отношении к обменному курсу. В настоящее время
официальная линия заключается в том, что Центральный банк вмешивается на
валютные рынки только для сглаживания краткосрочных колебаний, не занимая
среднесрочного уровня обменного курса. Это необходимо заменить четким
заявлением о предпочтениях в пользу предотвращения завышения стоимости.
Центральный банк, казначейство и министерство финансов должны сотрудничать и
координировать свои действия, когда приток капитала угрожает поднять стоимость
валюты. У политиков есть много инструментов политики, которые они могут
использовать для подавления признательности. Сочетание стерилизованных интервенций,
пруденциальных ограничений на приток средств, требований к ликвидности,
направленных на ограничение внешних заимствований, и других фискальных мер
может быть эффективным, если их применять с достаточной решимостью. Ничто из
этого не должно противоречить таргетированию инфляции, пока эффективность
торгуемых товаров занимает важное место в оценке Центральным банком
потенциального роста реальной экономики, а налогово-бюджетная политика
оставляет достаточно места для антициклической денежно-кредитной политики в
отношении притока капитала.
Ключевым моментом
является то, что поведение частного сектора в отношении сбережений и инвестиций
вряд ли изменится, если не произойдет достоверного изменения режима политики в
отношении как фискальной позиции, так и обменного курса.
Несмотря на
существующие институциональные недостатки и помимо прочего прогресса в
программе реформ, фискальная консолидация сама по себе привела к значительным
преобразованиям в 2000-х годах. Во-первых, у правительства было больше
возможностей сосредоточиться на социальной и физической инфраструктуре,
поскольку процентное бремя бюджета уменьшилось.
В этом контексте
общие социальные расходы сектора государственного управления (ранее
составлявшие чуть менее 10% ВВП) в настоящее время превышают 17%. Более того,
средний срок выполнения общей инвестиционной программы сейчас составляет около
4,5 лет (12,5 лет в 2001 году). Кроме того, бюджетное пространство, созданное
за счет бюджетной консолидации, позволило правительству легко маневрировать во
время последнего глобального кризиса.
Второй и,
возможно, самый важный вклад бюджетной консолидации был в реальном секторе.
Фискальная консолидация в 2000-х годах способствовала росту, ориентированному
на частный сектор. Серьезные и последовательные колебания в 1990-х годах отбили
у предпринимателей желание рисковать перед лицом неопределенности.
Таким образом, в
реальном секторе выяснилось, что спекулятивная прибыль является наиболее
надежным и разумным способом получения прибыли из-за высокой процентной
доходности государственных займов. Это явление повлияло на менталитет и
восприятие общества, в котором экономические агенты в основном сосредоточены на
краткосрочной перспективе, а планирование будущего считалось бесполезным.
Принимая во внимание все эти факторы, можно сказать, что эффект вытеснения политики,
выбранной в 1990-е гг., намного превосходил численные результаты.
Помня о том, что
правила более эффективны, когда они вступают в силу после завершения базовой
фискальной консолидации, и что правило не следует вводить в условиях повышенной
макроэкономической неопределенности, фискальное правило, которое призвано
служить новым якорем в фискальная политика, скорее всего, будет реализована в
Турции, как только тучи нынешнего глобального экономического кризиса полностью
рассеются.
Выбранная
альтернатива бюджетному правилу в Турции направлена на поддержку текущих
реформ посредством ее стандартных требований к бухгалтерскому учету,
мониторингу и отчетности. Более того, он будет поддерживать антициклическую
фискальную политику благодаря своей гибкости перед лицом конъюнктурных
изменений. Таким образом, фискальное правило определит границы дискреционной
фискальной политики Турции в ближайшем будущем.
Фрагмент текста работы:
Раздел 1. Теоретические особенности реализации
государственной финансовой политики Турции в период 1990-2000 годы
1.1 События,
произошедшие после периода реформ
За два года после
начала реформ макроэкономическое равновесие в Турции улучшилось. Дефицит
текущего счета платежного баланса сократился примерно на две трети, чему
способствовал быстрый рост экспорта, а общий баланс перешел в положительное
сальдо.
В период с 1980 по
1982 год дефицит бюджета центрального правительства сократился вдвое, что
позволило сократить потребность государственного сектора в заимствованиях
(PSBR) до 6 процентов ВВП в последнем году.
Темпы
денежно-кредитной экспансии снизились, а скорость обращения денег быстро
снизилась, поскольку процентные ставки по срочным депозитам стали
положительными в реальном выражении. Инфляция снизилась с более чем 100
процентов в течение 1980 года до 25 процентов в 1982 году. Реальный ВВП,
который рос отрицательными темпами в 1980 году, увеличился на 5 процентов в
1982 году[1].
В 1983 году, когда
были предприняты дальнейшие важные шаги по либерализации торговли, направление
макроэкономической политики было изменено на противоположное. Безработица
выросла в годы "долгового шока", заставив правительство занять
экспансионистскую позицию, и на ноябрь были назначены выборы, ознаменовавшие
возвращение к гражданскому правительству.
Хотя импорт в этот
период быстро рос из-за либерализации торговли, рост ВВП ускорился до 6
процентов в 1984 году; Промсвязьбанк увеличился до 8 процентов ВВП; догоняющее
повышение цен в ЮВЕ после выборов, за которым последовала резкая номинальная
девальвация лиры, подняли уровень инфляции до 50 процентов. [1] Терновая, Л.О. Геопоэтика: международные
отношения и искусство: Монография / Л.О. Терновая. — М.: Альфа-М, 2018. — 592
c.