Курсовая с практикой на тему Государственная экологическая и природоохранная политика в Германии и Российской Федерации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1
Предпосылки формирования современной государственной экологической политики. 7
1.1
Современные тенденции взаимодействия общества и окружающей среды.. 7
1.2 Основные
принципы государственной природоохранной и экологической политики 12
Глава 2
Нормативно-правовая база экологической политики России и Германии. 15
2.1
Законодательные основы экологической политики Германии и России. 15
2.2
Возможности использования опыта Германии в сфере государственной экологической
политики. 28
Заключение. 34
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
Введение:
Современный мир благодаря развитию
транспорта и средств связи, процессам унификации становится все более и более
целостным. Процессы и явления, происходящие в одной стране, могут оказать
влияние на целый ряд стран, а иногда и на всё мировое сообщество. Экологические
проблемы на сегодняшний день считают глобальными, поскольку они затрагивают всё
мировое сообщество.
Под угрозой существования находится
человечество и мировая экосистема в целом. Дальнейшее развитие человечества
зависит от того, насколько оно сможет справиться с этой проблемой.
Экологическая политика стоит сегодня на повестке дня у всех стран мира, но лишь
в некоторых странах, таких, как Германия, Швеция, Финляндия и некоторых других,
ей уделяется первостепенное значение в государственной политике.
Население ФРГ относится к избранному
«золотому миллиарду»[1]
высокоразвитых стран, и среднестатистический немец потребляет несравненно больше,
чем житель развивающихся стран. На относительно небольшой территории страны
сконцентрирован исключительно мощный потенциал промышленности, в том числе
включающий самые загрязняющие отрасли. Территорию ФРГ пронизывает самая густая
сеть автомобильных путей. Неудивительно, что ФРГ к концу ХХ века была одной из
самых загрязненных стран мира.
Россия также имеет большой
промышленный потенциал (хотя и значительно пострадавший на рубеже ХХ – XXI вв.) развитый транспорт, но,
благодаря большой территории, они рассредоточены по всей территории нашей
огромной страны. Россия в начале ХХI в. всё ещё имеет большой комплекс
нерешённых проблем в природоохранной сфере.
Схожесть в характере экологических
проблем России и Германии, в отраслевой структуре промышленности, в принципах и
особенностях экологической политики, в менталитете обеих стран делает тему
государственной природоохранной и экологической политики чрезвычайно
актуальной.
Цель исследования заключается в сравнительной характеристике особенностей экологической
политики двух стран.
Задачами исследования, в соответствии с целью, выступают:
1. Охарактеризовать основные
тенденции взаимодействия общества и окружающей среды.
2. Рассмотреть предпосылки
формирования современной государственной экологической политики государства, а
также основные её принципы.
3. Изучить нормативно-правовую базу
экологической политики России и Германии.
4. Выделить общие и особенные черты
государственной экологической политики двух стран в сфере законодательства.
5. Рассмотреть возможности
использования Россией опыта Германии в сфере государственной экологической
политики.
Источниковой базой исследования стали нормативные базы двух стран (федеральные законы Российской
Федерации и Германии).
Степень изученности. Вопросы экологии, охраны окружающей
среды рассматривались большим количеством авторов, исследования носили
преимущественно прикладной характер. Авторами в области экологии являлись такие
видные ученые, как Мальтус Т.Р.[2],
В.И. Вернандский[3].
Большое количество работ посвящено истории экологической политики СССР, в Российской Федерации и
в западных странах, правовым аспектам экологии, проблемам понятийного аппарата
экологии. В этом направлении выделяются труды В.И. Данилова[4]. В
работах В.Д. Комарова[5] обращается
внимание на то, что в странах с постиндустриальным типом экономики
рассматриваемые проблемы должны решаться не только на экономическом, но и на
политическом уровне. Т.е. в основе должна лежать государственная экологическая
политика. Особое внимание в современной научной литературе уделено
экономическим вопросам природопользования, которые рассмотрены в работах Б.Е.
Струковой[6], Н.Д.
Казанцева.[7]
Хронологические рамки исследования охватывают период 1980 – 2020 гг.
Методами изучения послужили описательный метод, сравнительный, аналитический.
Объектом исследования данной работы является государственная экологическая политика.
Предметом исследования выступает состояние, проблемы, перспективы государственной
экологической политики в Российской Федерации и Федеративной Республике
Германия.
Данная работа охватывает
временной период 1980 – 2020 гг. Этот период характеризуется стремлением ФРГ и
России начать разрабатывать экологическую политику на национальном уровне.
Научная новизна работы заключается в установлении общих и отличительных
особенностей государственной экологической политики России и Германии.
Научно-практическая значимость: в работе выявлены направления опыта Германии в
экологической политике, подлежащие использованию в нашей стране.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с подразделами, введения,
заключения, списка использованных источников. [1]
Золотой миллиард» — определение, часто используемое в публицистике и
журналистке для обозначения доходов населения от самых богатых и развитых по
уровню жизни и показывающая дисбаланс в уровне жизни и потребления между ними и
развивающимися странами [2] Мальтус Т.Р. Опыт о законе народонаселения. —
Петрозаводск: Петроком, 1993. – С. 129. [3] Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. — М.: Айрис-пресс, 2012. —
576 с. [4] Кондратьев
К.Я., Данилов-Данильян В.И, Донченко В. К., Лосев К. С. Экология и политика. — СПб. : Н.-и. центр экологической безопасности, 1993. –
С. 80. [5] Комаров В. Д. Социальная
экология: философские аспекты. Ленинград: Наука, 1990. С. 122. [6] Голуб А. А., Струкова Е. Б. Экономика природопользования
: учебное пособие для вузов. М.: Аспект-пресс, 1995. С. 17. [7] Казанцев Н. Д.
Правовая охрана природы в СССР. — М.: Знание, 1967. — С. 101.
Заключение:
Итак, в ходе исследования рассмотрены
современные экологические проблемы России и Германии, вызывающие необходимость
реализации эколого-правового регулирования в области охраны окружающей среды.
Представлена краткая характеристика основ государственной политики в области
экологии Российской Федерации и ФРГ, выделены задачи этой политики и меры,
направленные на их достижение.
В ходе выполнения исследования были
сделаны следующие выводы.
1. Современные тенденции
взаимодействия общества и окружающей среды в России и Германии имеют много
общего благодаря мощному промышленному комплексу, развитому транспорту, высокому
уровню урбанизации. Различия заключаются в большей рассредоточенности субъектов
промышленности и транспорта по территории РФ.
2. В Германии, как в развитом
постиндустриальном государстве, экологическая политика является одним из
государственных приоритетов, и в этой деятельности имеются значительные
достижения, в отличие от РФ.
2. Предпосылки формирования
современной государственной экологической политики, а также основные принципы
имеют много общего у двух стран.
3. Нормативно-правовая база
экологической политики России и Германии имеет много общего (Федеральные законы
по экологической безопасности, региональные законы). Отличия заключаются в
приоритете федеральных законов в России, региональных законов – в Германии.
4. Большие отличия заключаются в
инструментах реализации экологической политики РФ и Германии: это касается
экологического воспитания населения, взаимоотношений бизнеса и окружающей
среды, деятельности общественных организаций и экологической активности
населения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1
Предпосылки формирования современной государственной экологической политики 1.1 Современные
тенденции взаимодействия общества и окружающей среды Проблемы участия государства в охране
окружающей среды может быть охарактеризовано несколькими тенденциями.
Во-первых, для современного мира характерна диверсификация экономики, с
увеличением количества отраслей и объемов производства, с интенсификацией перерабатывающих
отраслей экономики. Во-вторых, для современного мира характерен рост нагрузки
на природную среду в результате возросших темпов урбанизации, расширения
транспортной сети и возрастания интенсивности транспортных перевозок, развития металлургии,
топливной промышленности и многих других отраслей экономики. В-третьих,
характерно снижение качества окружающей среды, и, вследствие этого, развитие
экологического кризиса.
Перечисленные особенности
экологической ситуации вызывают необходимость разработки государственной
природоохранной и экологической политики. Рассмотрим особенности современной
экологической ситуации в мировом масштабе и в масштабе отдельных стран
подробнее.
1. Происходит рост масштабов
глобальных экологических проблем: изменение климата, снижение биологического
разнообразия, развитие процессов опустынивания, ухудшение состояния воздушного
слоя, проблемы уменьшения мощности озонового слоя, ухудшение состояния
источников пресной воды, Мирового океана и т.д.
2. Растёт уровень антропогенного
воздействия на окружающую среду в большинстве стран мира, включая Российскую
Федерацию.
3. На состояние окружающей среды
стран мира оказывают воздействие экологические последствия предшествующей
производственно-хозяйственной деятельности предприятий промышленности.
4. Для большинства стран мира характерна
деградация почв. Ресурсы сельскохозяйственных земель уменьшаются, во многих
районах происходит вывод их из оборота.
5. Практически для всех государств
мира характерен большой проблемой является увеличение количества мусора – как
бытового. так и производственного. Отходы
промышленности и населения не утилизируются должным образом, не соответствуют
экологической безопасности[1].
Из сказанного следует, что тенденции
развития экономики, природоохранной сферы диктуют необходимость экологически
ориентированного регулирования, диктуют необходимость наращивания роли
государства в регулировании экологической и природоохранной деятельности.
Необходимость в государственной
природоохранной и экологической политике затрагивает, прежде всего, развитые
страны, которые, с одной стороны, играют большую роль в ухудшении состояния
окружающей среды и истощении природных ресурсов, а, с другой стороны, обладают
всеми необходимыми условиями для разработки и применения государственной
экологической политики.
В России ко всем перечисленным
проблемам необходимо добавить низкий уровень развития экономики, почти полное
отсутствие инвестиций в экологически чистые отрасли. Также необходимо помнить о
нерациональной структуре экономики, в частности – это большая доля предприятий
с неглубокой переработкой сырья, большое количество отраслей, связанных с
добычей сырья, чрезмерно высокая концентрация предприятий в крупных и
крупнейших городах.
Все перечисленные процессы привели к
ухудшению экологической ситуации в стране: загрязнённость атмосферного воздуха
в 2010–2020 гг. увеличилась в 1,3 раза (по показателю выбросов в атмосферу), количество
загрязняющих веществ в водоёмах возросла в 1,7 раза, потребление воды
различными отраслями экономики возросла в 1,6 раз[2]. Расточительное
использование ресурсов, в конечном итоге, приводит к разрушению природной
среды. Весьма символическая оплата за добычу и продажу ресурсов приводит к истощению
ресурсной базы, к подрыву процессов возобновления ресурсов.
Государство, стремящееся улучшить
состояние окружающей среды, должно реализовывать целенаправленную экологическую
политику. Последняя должна учитывать принцип платности использования ресурсов
абсолютно для всех субъектов природопользования.
Какова сущность определения
«экологическая политика», «экологическая политика государства»? Экологическая
политика — это система взглядов, положений, позиция государства к проблемам
использования ограниченных природных ресурсов в условиях неограниченных
потребностей экономики, охраны окружающей среды, обеспечения экологической
безопасности[3]. Согласно другому
определению, экологическая политика — совокупность мер, используемых для
обеспечения долгосрочной экологической безопасности с учетом экономических
возможностей и социальных потребностей общества[4].
В толковом словаре по охране природы приводится следующее определение: «Политика экологическая — это совокупность
способов достижения поставленных экологической стратегией целей и задач»[5].
В любом случае, реализация
государственной экологической политики должно
выступать приоритетным направлением деятельности органов государственной власти
любой страны. Экологическая политика требует такого же внимания, как политика
социально-экономического развития государства, политика в области демографии,
политика в сфере образования и медицинского обслуживания, политика в сфере
внешнеторговых отношений и т. д. Экологическая политика в развитых странах
формируется с привлечением органов местного самоуправления, реализуется с
участием граждан страны и различных организаций.
Государственная экологическая и
природоохранная политика любого государства должна включать следующие
направления в сфере законодательной базы:
— формирование природоохранного
законодательства, его постоянное развитие и разработка; совершенствование
государственных органов, ответственных за охрану окружающей среды;
— внедрение экономических мер контроля за
добычей природных ресурсов и охраной окружающей среды, контроля платежей за использование
природных ресурсов и экономическое обоснование роста оплаты ресурсов по мере их
истощения;
— внедрение научных и
научно-прикладных разработок, ориентированных на улучшение качества окружающей
среды;
— широкое использование мировых
достижений в области ресурсосберегающих технологий и экологически чистых
способов производства;
— государственная помощь отраслям и
предприятиям, осуществляющих переход на малоотходные способы производства;
— ускорение процессов лицензирования
тех производств, деятельность которых является экологически безопасной;
— контроль за осуществлением
экологической экспертизы для всех экономических субъектов страны;
— подготовка специалистов высокого
уровня в целях разработки, выполнения и контроля государственной политики в
сфере охраны природы;
— жёсткий бескомпромиссный контроль
за осуществлением деятельности в сфере природопользования и охраны природной
среды[6].
Важным инструментом государственной
политики в данной сфере выступают федеральные программы. Для их эффективного
функционирования необходимо использование как имеющегося, так и нового опыта в
природоохранной деятельности. Актуально для большинства стран, а особенно для
России, привлечение материальных средств к реализации мер по охране окружающей
среды.
В большинстве развитых стран
используется сопряженный подход к решению эколого-экономических проблем. При
этом экологические проблемы представляют собой часть комплекса мероприятий по
развитию регионов, или государства в целом. И, действительно, экологические
аспекты жизни и деятельности общества должны являться неотъемлемой частью хозяйственной
деятельности страны. В этом и заключается сущность понятия «экологизация».
На сегодняшний день в мировой и
национальной практике используется несколько моделей реализации политики в
сфере экологии.
1. Технологическое направление. Данная
модель реализации экологической политики направлена на разработку и внедрение
способов производства, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду.
Направление касается как предприятий промышленности, так и сельскохозяйственных
предприятий.
2. Экономическое направление. Эта
модель реализации экологической политики сводится к разработке и использованию
экономических механизмов использования природных ресурсов. Предприятия,
использующие природные ресурсы, вызывающие негативные изменения в природной среде,
обязаны возмещать нанесённый ущерб.
3. Административно-правовое
направление. Данная модель реализации экологической политики направлена на административное
наказание предприятий, нарушающих экологические нормы. В рамках
административной ответственности возможно приостановление работы предприятия, а
также полный запрет его деятельности.
4. Эколого-просветительское
направление. Оно направлено на работу с населением страны, на воздействие на
население путём эколого-просветительской работы, пропаганды экологической
культуры, реализацию экологического воспитания. Это направление должно состоять
из системы экологического образования населения, воспитания детей, должно быть
направлено на изменение потребительских стандартов, т.е. имеется в виду всё,
что называют экологизацией (об этом говорилось выше).
5. Международно-правовое направление.
Направление затрагивает межнациональные отношения в области охраны и
регулирования окружающей среды. Сюда относятся международные экологические
форумы, проекты, совместная научная деятельность и т.д. [1] Душкова Д. О., Кириллов С. Н. Экологизация
сознания как один из основных принципов экологической политики // Вестник
ВолГу. Серия 3. Экономика. Экология. — 2017. — Т. 19. — № 2. — С. 148-156. [2] Белозёров В.К. Приоритеты экологической политики
Федеративной Республики Германия в современных условиях / Российская
политология. 2017. С. 52. [3] Беленько И. А., Булдашов В. А. Законодательные основы
деятельности федеральных и местных органов власти в сфере обращения с отходами
в России и Германии: сравнительный анализ [Электронный ресурс]: Режим доступа
https://pandia.ru/text/80/463/11869.php (дата
обращения 24.01.2021) [4] Словарь экологических терминов: методическое пособие
/Сост.: З.Г Сайфуллина, А.М. Мингажева. – Уфа: ГБУ ДО РДЭБЦ, 2017. — 134 с. [5] Толковый словарь по охране природы. Снакин В.В., Пузаченко Ю.Г., Макаров С.В., Добрынина Н.Г., Алябина
И.О., Кречетов П.П., Пузаченко А.Ю., Гусева Т.В. 1995 М.: Экология, 1995. — 192
с. [6] Суховерхов К. Обзор экологической политики России [Электронный ресурс]:
Режим доступа https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/ecology/obzor-ekologicheskoy-politiki-rossii/
(дата обращения 07.03.2021)