Курсовая с практикой Экономические науки Государственное регулирование экономики

Курсовая с практикой на тему Государственная антимонопольная политика (на примере рынка).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I ПОЛИТИКА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6

1.1 Общая характеристика антимонопольного регулирования в Российской Федерации 6

1.2 Антимонопольное законодательство Российской Федерации 8

ГЛАВА II ФУНКЦИОГИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ 16

2.1. Олигополии и естественные монополии на рынке нефти и газа 16

2.2. Уровень монополизации рынка нефтепродуктов в России 17

2.3. Антимонопольные меры на рынке нефтепродуктов в России 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что в России процесс установления государственного контроля по предотвращению недобросовестной конкуренции фактически начинается с нуля, поскольку появившиеся в последнее время в хозяйственном управлении командно-контрольные системы в основном исключают существование свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

В современной экономике России конкуренция занимает основополагающее значение, что побуждает Правительство, федеральные и региональные власти ориентироваться на конкурентные планы и задачи, а также способствовать их развитию. Так, Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы выступил ориентиром по осуществлению экономической политики в Российской Федерации. Данный план базируется на ценностной парадигме конкуренции, в состав которой входят следующие элементы: инновации, рост эффективности производства, повышение благосостояния населения, а также повышение качества и многообразия товаров.

Все перечисленные элементы также сочетают в себе Национальные проекты, которые должны быть осуществлены в период с 2019 по 2024 год. Таким образом, перед Федеральной Антимонопольной службой, которая выступает главным органом по защите и обеспечению добросовестной конкуренции, стоит важная задача: осуществлять контроль и надзор по обеспечению конкурентных подходов во время реализации национальных проектов.

Президент Российской Федерации поручил ужесточить ответственность за картели и наладить взаимодействие ФАС России и правоохранительных органов. В настоящее время за заключение антиконкурентных соглашений на торгах предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. По общему правилу в случае, если соглашение приводит к ограничению конкуренции на торгах или созданию преимущественных условий в пользу участника, нарушение антимонопольного законодательства влечет за собой наложение административного штрафа в размере до пятидесяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта на все лица, участвовавшие в соглашении, независимо от того был ли заключен контракт (п. 2 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Объектом исследования являются отношения, в частности те, которые формируются в сфере административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.

Предмет исследования – административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства.

Целью исследования является выявление условий, необходимых для наступления административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

— дать общую характеристику административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;

— провести классификацию административных правонарушений в сфере антимонопольного законодательства и характеристика их отдельных составов;

— охарактеризовать процедуру привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;

— охарактеризовать Федеральную антимонопольную службу как субъект административного права, ее функции;

— раскрыть полномочия Федеральной антимонопольной службы России;

— — охарактеризовать порядок проведения проверок Федеральной антимонопольной службой России.

Методологическая основа исследования. Для того чтобы максимально грамотно и эффективно решить поставленные задачи, в работе активно применялись общенаучные методы исследования.

Особенности структуры работы. Выбор структуры курсовой работы обусловлен логикой изложения материала в соответствии с главной целью исследования и, соответственно, вытекающими из нее вышеназванными задачами. Курсовая работа состоит из следующих частей: введение, три главы, включающие шесть параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключении хотелось бы отметить что в настоящее время серьезную угрозу экономической безопасности государства представляет нарушение норм антимонопольного законодательства РФ. Согласно данным, представленным в последнем Докладе Федеральной антимонопольной службы России за 2019 год всего было возбуждено 3 223 дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Оценка эффектов антимонопольной политики является нетривиальной задачей, поскольку исследование событий, разнесенных во времени, требует от автора внимательного отношения к исследуемой выборке событий и сбору данных, а также аккуратного обращения с используемой методологией и полученными результатами.

Тем не менее она является важной для антимонопольного регулирования в России, в частности, в разрезе применения различных мер антимонопольного регулирования, так как в профессиональном сообществе активно ведется дискуссия о расширении применения антимонопольным органом «предупредительных» мер реагирования.

Наиболее негативное влияние на экономику государства оказывают картели.

Сговор на торгах чаще всего представляет собой соглашение между участниками-конкурентами об условиях участия на торгах, хотя нередко соглашение заключается между заказчиком и одним или несколькими из участников.

Для достижения цели соглашения участниками используются следующие способы:

1) ограничение участия в процедуре торгов;

2) подача неконкурентоспособного предложения.

В России широко распространено такое явление, как участие государственных органов, организаций и должностных лиц в антиконкурентных соглашениях.

Меры защиты конкуренции, по своей правовой природе, являются мерами оперативного воздействия на нарушителей антимонопольного законодательства, которые позволяют предотвратить его нарушение и причинить ущерб как экономике Российской Федерации, так правам и законным интересам отдельных участников экономической деятельности. При этом особенность применения таких мер явно выражена в том, что они могут быть реализованы только через компетенцию антимонопольного органа.

Для всестороннего и полного закрепления доказательственной базы в данной сфере считаем, что уже на стадии применения мер оперативного воздействия антимонопольный орган должен своевременно взаимодействовать с органами внутренних дел для обеспечения эффективного оперативного сопровождения выявленных нарушений и пресечения преступного поведения в данной сфере.

В целом с высказанными точками зрения можно согласить лишь от части, так как в условиях современных экономических отношений, принимая во внимание несовершенство антимонопольного законодательства, реализация компетенции ФАС России по обеспечению конкуренции встречает определенные затруднения.

Активная работа по снижению доли картелизации экономики, проводимая антимонопольными, законодательными и правоохранительными органами Российской Федерации в 2020 году, показывает высокую заинтересованность по данному вопросу со стороны власти, целью которой является снижение угрозы экономической безопасности страны.

Ряд предпринятых мер направлен на предотвращение заключения антиконкурентных соглашений и борьбу с уже существующими картелями. Судя по имеющимся статистическим данным, проблема картелизации экономики не решена в полной мере, и данный вопрос требует дальнейшего регулирования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I ПОЛИТИКА АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Общая характеристика антимонопольного регулирования в Российской Федерации

Антимонопольное регулирование – особый механизм регулирования экономической политики государства, бесспорно, являющийся важнейшим элементом политики государства с рыночной экономикой, направленный на развитие добросовестной конкуренции. Однако, что из себя представляют монополии и почему они играют большую важность в экономической политике любого государства?

Прежде чем подойти к вопросу антимонопольной политики, необходимо углубиться в суть понятия монополии. Монополии – крупные объединения экономических субъектов, различной экономической правовой структуры (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, индивидуальный предприниматель и др.), которые имеют существенное влияние над рынками, то есть над макроэкономикой в целом.

Задача создания монополий – фиксирование высоких цен с целью наибольшего извлечения прибыли. Признаки монополии: преобладание на рынке одного производителя и огромного числа покупателей, производство незаменимой продукции, уникальной в данной отрасли, для которой нет товара другого конкурента — производителя, полностью заменяющего по всем характеристикам, жесткие границы для новых участников рынка, что показывает отсутствие возможности проникнуть в определенную сферу.

По информации, располагающей ФАС России, только в 2019 году по материалам дел о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено тридцать семь уголовных дел, из которых двадцать два дела – по статье 178 УК РФ. Пять уголовных дел направлено в суд, были вынесены первые приговоры по уголовным делам о картелях.

Одним из последних крупных дел о нарушении антимонопольного законодательства на торгах является дело № 1-15/2020 (1-286/2019;) от 30.04.2019 г. в отношении участников картеля на торгах ФГБУ «НМИЦ им.ак. Е.Н. Мешалкина». Новосибирский УФАС установил, что с декабря 2015 года по сентябрь 2017 года участники картеля – ООО «Компания ФИТО», ООО «Терра» и ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» – заключили устное картельное соглашение о поддержании цен на торгах, проводимых медицинским центром, допуская снижение максимальной стоимости контракта не более чем на 0,5%. Соглашение было реализовано на аукционах по поставке лекарственных средств, медицинских изделий, пищевых продуктов и на оказание услуг по перевозке лекарств для нужд ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина» на сумму более 500 млн. рублей.

8 июля 2020 года Октябрьский районный суд г. Новосибирска огласил обвинительный приговор. Директора ООО «Компания ФИТО», ООО «Терра» и ФГБУ «НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина», а также два заместителя директора медучреждения были приговорены к двум годам лишения свободы условно и штрафам в размере 500 тысяч рублей.

Одной из ключевых обязанностей оператора электронной площадки является обеспечение конфиденциальности информации об участнике торгов, направившем информацию и электронные документы заказчику, до подведения итогов торгов. По мере осуществления реформирования системы торгов количество возбуждаемых дел о наличии нарушения антимонопольного законодательства с каждым годом растет.

Однако, это не связано с возникновением еще большего количества нарушений в сравнении с предыдущими годами или с несостоятельностью антимонопольных органов РФ. По нашему мнению, данный факт свидетельствует об обратном – более тщательной процедуре контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства, следствием чего является выявление большего количества нарушений.

Авторы условно делят такие картели на: ценовой картель (п.1, 2 ч.1 ст. 11), по разделу товарного рынка (п.3 ч.1 ст. 11), по созданию дефицита (п.4 ч.1 ст. 11) и картель-бойкот (п.5 ч.1 ст. 11). Необходимо сказать, что само по себе соглашение не является противоправным, необходимо наступление определенных последствий, которые также указаны в ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», то есть выявить соответствие либо несоответствие конкретного соглашения антимонопольному законодательству возможно лишь после изучения воздействия соглашения на рыночное поведение его сторон. ФЗ «О защите конкуренции» содержит лишь материальные нормы, ответственность за совершение деяния, предусмотренного ст. 11 данного закона, содержится в иных нормативно-правовых актах: ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 18.03.2019) (далее – КоАП) и ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (далее – УК РФ).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы