Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык (Лингвистика)

Курсовая с практикой на тему Главные и второстепенные члены предложения в начальном курсе русского языка.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Формирование языковой компетенции в начальном курсе русского языка 4
1.1. Понятие «языковой компетенции» в лингвистической литературе 4
1.2. Формирование языковой компетенции в области синтаксиса в начальном курсе русского языка в УМК «Школа России» и УМК «Планета Знаний» 7
Выводы по первой главе 12
Глава 2. Главные члены предложения в лингвистической литературе в начальном курсе русского языка 13
2.1. Понятие предложения, главные члены предложения в лингвистической литературе 13
2.2. Синтаксический анализ простого предложения в начальном курсе русского языка 15
2.3. Главные члены предложения в начальном курсе русского языка 17
Выводы по второй главе 21
Глава 3. Второстепенные члены предложения в лингвистической литературе в начальном курсе русского языка 22
3.1. Понятие «второстепенные члены предложения» в лингвистической литературе 22
3.2. Характеристика второстепенных членов предложения в начальном курсе русского языка 24
3.3. Характеристика мультимедийного дидактического материала с использованием интерактивной доски «Главные члены предложения» в начальном курсе русского языка 31
Выводы по третьей главе 35
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение 42

  

Введение:

 

Цель курса начального обучения русскому языку — развитие мышления школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к родному языку, а также привитие интереса к его познанию. В осуществлении указанной цели особенно важная роль принадлежит синтаксису, потому что изучение синтаксиса в начальной школе, знание правил сочетаемости слов, а также построения предложений способствует совершенствованию и развитию синтаксического строя речи учащихся, формированию пунктуационных и орфографических навыков.
Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения собственных мыслей — это одна из наиболее важных задач уроков русского языка в начальном звене. Значимость работы над предложением обусловлена, в первую очередь, его социальной функцией. Научить детей младшего школьного возраста сознательно пользоваться предложением, уметь различать главные члены предложения от второстепенных — значит развивать у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, интонационно и структурно оформлять мысль, соединяя слова в предложения. Работа над предложением в обучении языку занимает центральное место еще и потому, что усвоение лексики, морфологии, орфографии и фонетики осуществляется на синтаксической основе.
К сожалению, в имеющихся на сегодняшний день учебниках для начальных классов синтаксическая система русского языка представлена крайне скупо, лишь в той мере, в какой это необходимо для выделения членов предложения и для анализа предложения по цели высказывания и по интонации. Этим и объясняется актуальность нашей работы.
Объектом исследования выступает начальное языковое образование.
Предмет исследования — трактовка понятия «главные» и «второстепенные члены предложения» в начальном курсе русского языка.
Цель исследования — выявить теоретическую базу, необходимую для успешного овладения синтаксическими понятиями «главные члены» главных и «второстепенные члены предложения».
Поставленная нами цель предполагает решение следующих задач:
1) определить содержание понятия «языковая компетенция»;
2) проанализировать особенности формирование языковой компетенции в области синтаксиса в начальном курсе русского языка в УМК «Школа России» и УМК «Планета Знаний»;
3) на основе анализа лингвистической литературы конкретизировать содержание понятия «предложение», «главные члены предложения» «второстепенные члены предложения» в лингвистической литературе в начальном курсе русского языка;
4) проанализировать учебники по русскому языку для начальной школы и выявить особенности трактовки изучаемых синтаксических понятий;
5) охарактеризовать мультимедийный дидактический материал с использованием интерактивной доски «Главные и второстепенные члены предложения в начальном курсе русского языка».
Методологическая основа исследования: работы Л.И. Айдаровой, Н.С. Валгиной, О.М. Гришиной, В.А. Закоружниковой, В.В. Бабайцевой и других.
Методы исследования: изучение лингвистической литературы по проблеме исследования, ее анализ и обобщение по проблеме исследования для определения понятийного аппарата.
Практическая значимость исследования видится в том, что разработанные нами материалы могут быть использованы учителями начальных классов при подготовке и проведения уроков, посвященных изучению главных и второстепенных членов предложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Языковая компетенция – это сложная психологическая система, которая включает в себя кроме сведений об изучаемом языке в процессе обучения речевой опыт повседневного общения, и на его основе – ощущение языка. Это свод языковых навыков и знаний, что дают широкие возможности использования языка в различных областях деятельности в соответствии с нормами изучаемого языка, а также способствуют развитию языковых способностей.
В современных учебниках русского языка серьезное внимание отводится синтаксической, речевой и лексической работе, формированию специальных речевых умений, чему подчинено содержание текстового, иллюстративного, словарного материала
В соответствии с требованиями к результативности и содержанию обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяют два раздела: «Язык как средство общения» и «Речевое общение».
Курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.
Предложение — это единица языка, что представляет собой организованное грамматически соединение слов (или слово), которое обладает интонационной и смысловой законченностью.
Синтаксис — это раздел науки о языке, изучающий предложения и их построение.
Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое. Подлежащее – это главный член предложения, обозначающий предмет речи и отвечающий на вопросы именительного падежа что? и кто? Сказуемое – это главный член предложения, обозначающий то, что говорится о предмете речи: И песню запел жаворонок звонкий.
В начальной школе учебный материал о предложении изучается так, что в течение года работа над предложением проникает и во все другие темы, но в целом объем синтаксического материала, что изучается в 1-4 классах, очень мал.
В учебниках УМК «Школа России» и «Планета знаний» дается крайне мало упражнений на отработку темы «Главные члены упражнения», а те, что представлены, однообразны и похожи друг на друга. Эта тема достаточно сложная и будет встречаться учащимся на протяжении всего курса изучения русского языка и, что действительно важно, при написании выпускных экзаменов учащимся потребуется выполнить множество заданий на данную тему. Поэтому необходимо, чтобы уже в начальной школе дети усвоили основные понятия о главных членах предложения. Для этого мы предложили разнообразить учебный материал и разработали для учащихся упражнения с использованием смарт-доски.

   

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Понятие «языковой компетенции» в лингвистической литературе
Термин «компетенция» возник в англоязычной литературе, вместе с понятием «компетентность», широко используется также и в научной среде. Понятия «компетентность» и «компетенция» гораздо шире понятий «навык», «способность», «знание», так как они содержат в себе этические, социальные, поведенческие и мотивационные аспекты. Большая группа ученых, таких как Дж. Равен, А.К. Маркова, И.А. Зимняя, А.В. Хуторский дифференцируют эти понятия. А.В. Хуторский считает, что компетенцией является мера, требование, что предварительно ставится перед студентом перед получением знаний, а компетентность – это сформировавшиеся индивидуальные качества студента и его минимальный опыт работы. По мнению ученого, компетентность – это обладание человеком соответствующей компетенции, куда также входит и отношение к ней [30, с. 120].
Понятие «компетенция» – обозначает знающий дело, мастер, достойный. В соответствии с контекстом, компетентность означает знание дела. Это следует понимать, как быть правильным, подходящим, целеустремленным. Компетентность человека это наличие у него знаний в определенной области, умение что-то делать или решать какие-либо задачи в рамках своих знаний и установленных полномочий, наличие возможности размышлять и высказывать идеи. Этот термин является основным ядром в построении педагогической системы, основным ее смыслом, источником теоретических знаний, одним из видов педагогического проектирования.
Понятие «языковая компетенция» в лингвистике является несколько новым, так как оно появилось и начало распространяться только в середине 20 века. В разработке проблемы языковой компетенции участвовали следующие ученые: Д. Хаймс, Н. Хомский, С. Савиньон, Р.П. Мильруд, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов, М.Н. Вятютнев, И.Л. Бим, С.Ф. Шатилов, Л.Н. Черноватый и другие. В своем развитии понятие получило следующие определения: «Это общая наука об идеальном слушающем и говорящем» [26, с. 73]; «Знание единиц слова, а также известных формальных правил, при помощи которых единицы слова объединяются в значимые словосочетания. Языковая компетенция включает в себя грамматические, лексические, семантические, орфографические, орфоэпические и фонологические компетенции» [20]; «Относительно их уровня необходимо знать систему информации об изучаемом языке: лексику, фонетику, состав слова, морфологию, синтаксис сложных и простых предложений, стилистические основы текста. Если у учащегося сложится понятие об изучаемом языке, и он сможет использовать данную систему, то он станет обладать языковой компетенцией» [1, с. 311].
Понятие языковой компетенции обозначает знание системы понятий грамматики языка. Языковая компетенция имеет отношение к человеку, начиная с его рождения, иными словами, несмотря на его среду обитания и жизненный опыт, она причастна к нему как биологическому виду. Языковая компетенция означает, что при помощи освоенных языковых знаков, а также правил их соединения можно понять, что количество верных выражений безгранично, и ими можно пользоваться. По мнению Н. Хомского, компетентный слушатель и компетентный говорящий должны уметь бесконечно составлять предложения по уже имеющемуся образцу и понимать, как это делается, о чем говорится в них, то есть должны видеть и знать формальное различие и сходство значений двух словосочетаний.
Как отмечает Н. Хомский, языковая компетенция — это идеальная грамматическая наука, которая всегда связана со знанием системы языка [29, с. 65]. Американский ученый Д. Хаймс, в свою очередь излагает точку зрения, несколько отличную от мнения Н. Хомского. Он отмечает следующее: «Есть определенные правила использования, без них нет пользы от грамматических правил» [32, с. 278].
По мнению И.Г. Овчинниковой, языковая компетенция – это сложная психологическая система, которая включает в себя кроме сведений об изучаемом языке в процессе обучения речевой опыт повседневного общения, и на его основе – ощущение языка.
Построение языковой компетенции является одной из важнейших сторон обучения родному языку, так как языковая компетенция означает умение учащихся пользоваться словами, их формами, синтаксическими построениями в соответствии с принятыми нормами литературного языка, умение применять синонимические средства языка, и, в конце концов, это умение использовать все богатства языка.
Как отмечает Л.Д. Божович, языковая компетенция является психологической системой, которая включает в себя формирование языкового чувства, что основано на опыте повседневного разговорного общения, а также налаживании процесса специального обучения языку. На сегодняшний день особенное значение придается построению самой языковой компетенции, так как оно расценивается в качестве предпосылки к формированию социально активной личности. Успешное овладение способами обучения языку обеспечивается высоким уровнем языковой компетентности. Языковая компетентность дает возможность адекватно воспринимать чужую речь, распознавать модальность и интонации речи собеседника, давать оценку чужой речи, обеспечивает умение давать соответствующие ответы, исходя из социокультурного контекста [5].
Часто языковую компетенцию рассматривают в качестве положения о необходимых конкретных навыках, которые требуются для речевого общения между членами общества, а также понимание ее в качестве языковой учебной дисциплины.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы