Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Глагольные средства создания образов жителей деревни в “Записках юного врача” М.А. Булгаков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Языковые средства создания образов в художественном тексте …….
1.1. Лексические средства ………………………………………………………………… 6
1.2. Грамматические средства …………………………………………………………….. 11
Выводы……………………………………………………………………………………………………………. 14
Глава II. Семантика и функционирование глагольных единиц в рассказах цикла «Записки юного врача» М.А. Булгакова ………………………………………
15
2.1. Глаголы действия ……………………………………………………………………… 15
2.2. Глаголы состояния …………………………………………………………………………… 20
2.3. Глаголы отношения ………………………………………………………………………. 24
Выводы ……………………………………………………………………………………………… 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….. 28
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………… 30
ИСТОЧНИКИ, СЛОВАРИ И ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ……………………… 31

  

Введение:

 

Актуальность темы. Важным и необходимым представляется изучение глаголов на материале художественной литературы, так как это дает возможность, с одной стороны, раскрыть закономерности функционирования языковой системы, а с другой – увидеть особенности авторского стиля, индивидуальное речевое употребление языковых единиц.
В этом плане наиболее интересным для изучения является материал русской литературы первой половины XX в., отражающий важный период в истории страны. Литературная судьба М.А. Булгакова сложилась непросто, его важнейшие произведения не стали фактом современной ему жизни. Он всегда стоял особняком, не входя ни в одну из литературных группировок и почти не участвуя в литературных спорах и дискуссиях. Но, несмотря на это, М.А. Булгаков – писатель, органично входящий в историю отечественной культуры.
Время формирования художественного мира М.А. Булгакова – эпоха грандиозных исторических переворотов, углубленных религиозно-философских исканий, эпоха эстетического новаторства, это время переосмысления и отталкивания от традиций. Это отразилось и в русском языке, в том числе при описании состояний и отношений людей.
Объектом исследования данной курсовой работы являются глагольные средства создания образов персонажей художественных произведений.
Предметом исследования выступают глагольные средства создания образов персонажей художественных произведений.
Целью курсовой работы является изучение глагольных средств создания образов жителей деревни в «Записках юного врача» М.А. Булгакова.
Согласно поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
1) на основании работ исследователей будут выявлены лексические и грамматические средства создания образов персонажей художественных произведений;
2) будут исследованы глагольные средства создания образов жителей деревни в «Записках юного врача» М.А. Булгакова.
В качестве методологической базы исследования в работе были использованы анализ, синтез и элементы контекстуального анализа.
Материал исследования: «Записки юного врача» М.А. Булгакова. «Записки юного врача» – это цикл из семи рассказов. Открывает цикл рассказ «Полотенце с петухом». В нем описывается приезд врача в глухую деревню, знакомство с медицинским персоналом и первая операция. Ему привезли необыкновенной красоты девушку, которая получила размозженную рану и травматическую ампутацию нижней конечности. Состояние девушки дополнительно отягощал травматический шок и сильная кровопотеря. Несмотря на неуверенность и неопытность врача, ампутация прошла успешно. Девушка поправляется и впоследствии дарит врачу полотенце с вышитым на нѐм петухом (отсюда и название рассказа).
В рассказе «Крещение поворотом» герою предстояло сделать роженице операцию поворота плода на ножку при поперечном его положении, которую он очень опасался делать, но благодаря советам опытной акушерки и эта операция удается.
Название рассказа «Стальное горло» связано с трахеотомией и трубкой, которую поставил доктор девочке Лиде, трех лет, с дифтерией. После успешной операции и выздоровления девочки по деревням пошел слух о том, что теперь у нее не настоящее, а стальное горло. На самом деле, трубка была сделана из серебра.
Следующий рассказ – «Вьюга». Врач сельской больницы принимал ежедневно по сто человек, вел стационарное отделение на 30 коек, делал операции. Вьюга – счастливый день отдыха для врача, долгожданная возможность вымыться в корыте. Но отдых не состоялся. Из соседней деревни прислал записку с просьбой о помощи молодой врач-венеролог, приехавший в гости к агроному. Умирала дочь агронома, получившая тяжелую черепно-мозговую травму. Это был первый раз, когда молодой врач увидел смерть.
В рассказе «Тьма египетская» описываются быт и нравы деревенских жителей того времени – их малограмотность, суеверия, недоверие к медицине. Например, для лечения ларингита врач назначил горчичники. Больной на повторном приеме у врача жалуется, что горчичник не помогает, и оказывается, что у него горчичник налеплен на тулуп.
Название рассказа «Пропавший глаз» происходит от истории с ребенком с огромной опухолью, полностью закрывшей ему один глаз. Как затем выясняется в рассказе, неизвестная опухоль у ребенка – это всего лишь огромный гнойник, развившийся из нижнего века и лопнувший самопроизвольно.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В русском языке наиболее богатой группой глагольной лексики являются глаголы действия. Сложно перечислить, сколько глаголов действия в русском языке – их огромное количество, так как деятельность людей очень разнообразна. Кроме глаголов действия, в языке можно выделить глаголы состояния и отношения. Нельзя провести четкую грань между глаголами действия и глаголами состояния, эти две группы глаголов пересекаются. Каждый писатель при помощи глаголов создает образ персонажа, но делает это по-своему, и поэтому анализ глаголов нужно проводить в контексте.
В практической части работы мы проанализировали глагольную лексику произведения «Записки юного врача» М.А. Булгакова. Это описание работы врача, попавшего после окончания университета в Москве в деревенскую больницу. Местные жители вызывают у него отчаяние своей невежественностью и легкомысленным отношением к собственному здоровью.
Зачастую они обращаются к врачу тогда, когда тянуть больше нельзя, так при описании жителей деревни появляется множество глаголов действия, передающих значение быстро появления на пороге больницы и процесс поспешного, быстрого объяснения доктору ситуации. Так рисуется образ деревенских жителей, которым некогда болеть, которые обращаются к врачу только в крайних, тяжелых случаях.
Другая распространенная группа глаголов действия описывает ту надежду, которая возлагается на врача: попадая к нему, деревенские жители понимают, что спасение жизни близкого человека сейчас зависит только от врача. Поэтому на него в прямом смысле слова молятся, падают ему в ноги, и даже крестятся на него.
В отличие от глаголов действия, глаголы состояния описывают не внешние поступки и действия, а внутренние состояния человека. Наиболее распространенной в произведении М.А. Булгакова группой глаголов состояния являются глаголы, связанные со смертью. Другой распространенный в «Записках» глагол связан с болезнью как состоянием, еще один распространенный глагол – «плакать» и все его синонимы. Таким образом, большинство глаголов состояния в произведении «Записки юного врача» имеют негативную семантику. Это создает образ деревенских жителей, которые живот нелегко, страдая от болезней, сталкиваясь со смертью.
Глаголы отношения составляют самую небольшую часть глаголов в произведении. Среди глаголов редко можно встретить даже такие распространенные в русском языке глаголы отношения, как «любить» и «ненавидеть». «Записки юного врача» – произведение не об эмоциях между людьми, а скорее произведение об отношении людей к жизни и здоровью. Эта группа глаголов создает образ деревенских жителей как редко говорящих о своих чувствах, не обращающих на них внимания, пока они не попадут в крайнюю ситуацию. И только тогда они осознают степень своей любви к близким людям.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Языковые средства создания образов в художественном тексте
1.1. Лексические средства
Проблема создания художественного образа может быть названа основой в литературном творчестве. Основным фактором формирования лингвистического построения образа персонажа является прагматика говорящего (автора, повествователя, персонажа), понимаемая как установка на использование тех или иных языковых средств, обусловленная «точкой зрения» повествования. Основной строительный материал словесного художественного портрета, по мнению О.А. Мальцевой, – лексика, описывающая человека [9, с. 56].
Выбор писателем лексики всегда значим. Во-первых, потому что внешность, одежда и манера держаться может многое рассказать о персонаже, его характере. Во-вторых, выбранная писателем лексика поможет читателю интерпретировать образ, уяснив оценку или намек на нее, даваемые писателем персонажу. Поэтому, следует обращать внимание на употребление автором тех, а не иных лексических единиц одного семантического ряда.
Глагол является одной из важнейших категорий, которая отражает национальные особенности языка. Д.Э. Розенталь определяет глагол как «часть речи, обозначающую процесс и выражающую это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени и лица» [16, с. 166].
Глагол в русском языке отвечает на вопросы «что делать?», «что делает?» и «что сделать?». Глаголы изменяются по наклонениям, т.е. один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, повелительного и условного наклонения. Изъявительное наклонение глагола обозначает реальное действие, условное наклонение глагола обозначает действия, желаемые или возможные, выполнение которых зависит от каких-то условий. Повелительное наклонение – это побуждение к действию.
Лингвист В.В. Виноградов так характеризует повелительное наклонение: «выражая волю говорящего, побуждающую собеседника стать производителем, субъектом какого-нибудь действия, повелительное наклонение принадлежит к эмоционально-волевому языку и характеризуется особой интонацией. Эта интонация сама по себе может превратить любое слово в выражение приказания. В системе повелительного наклонения эта интонация является органической принадлежностью глагольных форм. Вне этой интонации повелительного наклонения не существует» [3, с. 176].
В языке выделяется особый класс служебных глаголов, которые используются для образования аналитических форм. Эти формы передают не смысл действия, а разнообразные оттенки субъективных и объективных модальностей.
Термин «аналитические конструкции» и понятие «аналитического строя языка» были выдвинуты в лингвистике по отношению к новым индоевропейским языкам такого типа, как английский, датский, французский и других. Аналитическими конструкциями принято называть сочетания слов служебного и знаменательного, в которых служебное слово, самостоятельно или вместе с аффиксом знаменательного, выражает грамматическое значение знаменательного слова и тем самым всей конструкции в целом.
Вопрос об аналитических глагольных формах в русистике был и остается проблемным лишь применительно к единичным образованиям со служебным глаголом «быть». Также он применим к инфинитивным сочетаниям со служебными глаголами «стать», «начать», «начинать», «хотеть», «мочь».
В.В. Виноградов рассматривает в своей книге «Русский язык» аналитические формы будущего времени несовершенного вида и относит к ним форму «буду + инфинитив» (буду учиться, буду вести себя хорошо). Форма «буду» не присоединяет никаких дополнительных значений к сочетающемуся с ней инфинитиву, кроме значения будущего времени. Между тем, автор отмечает, что в таких словосочетаниях, как начну говорить, стану говорить, раздельность и относительная самостоятельность составных элементов гораздо заметнее [3, с. 463-464].
Подобно вспомогательным глаголам, глаголы связочные представляют результат изменения смысла знаменательных глаголов. С точки зрения сравнительно-исторической, все связочные глаголы были в прошлом лексически полнозначными. Так, полнозначным был старославянский глагол «бытии» (быть, откуда был, буду).
Для большинства отечественных лингвистов основным признаком при выделении сложных форм является полная утрата вспомогательным глаголом исходного лексического значения и возможность обозначения им грамматических значений полнозначного слова.
Для образования аналитических форм в различных языках служит большое количество вспомогательных глаголов. К наиболее универсальным вспомогательным глаголам относятся глаголы «быть», «иметь», «делать», которые в прошлом являлись или все еще являются лексически полнозначными.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы