Психология детей раннего и дошкольного возраста Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Гиперактивность и её коррекция в развитии детей 3-4 лет»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коррекции гиперактивности у детей младшего дошкольного возраста 6
1.1. Феномен гиперактивности в трудах отечественных и зарубежных авторов 6
1.2. Особенности проявления гипердинамического синдрома в младшем дошкольном возрасте 9
1.3. Формы и методы работы с гиперактивными младшими
дошкольниками 17
Глава 2. Эмпирическое исследование коррекции гиперактивности у детей младшего дошкольного возраста 22
2.1. Выявления гиперактивности у детей в условиях младших группы 22
2.2. Программа психолого-педагогического сопровождения гиперактивных детей младшего дошкольного возраста 24
2.3. Оценка результатов коррекционной программы 28
Заключение 30
Список литературы 32

  

Введение:

 

В настоящее время исследования, посвященные проблемам воспитания детей удивляют своим количеством и многообразием. Согласно исследованиям, число детей, нуждающихся в психологической поддержке специалистов, ежегодно растет. Особенно остро стоит проблема расторможенных, ни секунды не стоящих на месте детей. Двигательная активность, импульсивность и несосредоточенное внимание детей изначально заложены природой и в некотором роде являются нормой развития дошкольника. Однако, есть дети, у которых уровень перечисленных потребностей приближен к критическому. Таких детей называют гиперактивными. Другими словами, это дети, поведение которых сверхактивно.
В современном обществе проблема гиперактивного поведения дошкольников приобретает психологическую и даже социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, повышенная раздражительность, расторможенность мешают таким детям усваивать школьную программу и как следствие адаптироваться к жизни в социуме.
Взрослые, окружающие гиперактивного ребенка, будь то воспитатели, родители, специалисты зачастую оказываются совершенно беспомощными в различных конфликтных ситуациях. Ребенок становится заложником своих проблем, ведь, как показывает практика, педагоги не могут определить причину конфликта и потому не могут оказать помощь ребенку в той или иной ситуации.
Необходимость решения проблем сверхактивных детей возникает именно в детском саду, так как выраженность гиперактивного поведения наиболее ярко проявляется в период становления центральной нервной системы у детей в 3 года и 6 — 7 лет.
Итак, все выше сказанное свидетельствует о том, что проблема исследования коррекции гиперактивного поведения в дошкольном возрасте является актуальной, теоретически и практически значимой.
Целью данной работы является: разработка, теоретическое обоснование и проверка эффективности программы коррекции гиперактивного поведения у младших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: синдром гиперактивности у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс коррекции гиперактивного поведения младших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: процесс коррекции гиперактивного поведения у младших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации будет эффективен, если:
• Будет проводиться своевременная диагностика на выявление у детей признаков гиперактивного поведения;
• Будет разработана и реализована программа коррекции гиперактивного поведения у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации, включающая в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесноориентированные упражнения.
Для достижения цели поставлен ряд задач:
1. Определить сущность и содержание понятия «Гиперактивное поведение»;
2. Выявить особенности проявления гиперактивного поведения у младших дошкольников;
3. Провести констатирующий эксперимент по выявлению признаков гиперактивного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации;
4. Разработать программу коррекции гиперактивного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации и экспериментально проверить ее эффективность.
Для раскрытия темы в работе использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, а также эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и уточнении знаний о коррекции гиперактивного поведения у младших дошкольников родителями и педагогами.
Практическая значимость заключается в подборе диагностических методик, позволяющих определить наличие признаков гиперактивного поведения у дошкольников, а также в разработке программы, направленной на коррекцию гиперактивного поведения у младших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Программа может быть использована студентами, педагогами, психологами, родителями.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время гиперактивное поведение очень распространено среди детей младшего дошкольного возраста. Гиперактивное поведение – это специфические нарушения поведения, характеризующиеся повышенной двигательной активностью, нарушением внимания и импульсивностью. Такие дети плохо переносят ситуации, где требуется ограничение движений, мыслей, они начинают метаться, перескакивая в своем внимании с одного объекта на другой.
В ходе работы нами были определены основные особенности проявления гиперактивного поведения младших дошкольников. У таких детей часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, дети встают со своего места в группе во время уроков, находятся в постоянном движении, обычно не могут спокойно играть. Они крутятся и вертятся, проявляя бесцельную двигательную активность. Такие младшие дошкольники болтливы, часто отвечают на вопросы, не задумываясь и не выслушав их до конца.
Гиперактивные дети как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как выработка единой системы требований в ДОУ и семье сможет помочь адаптироваться таким детям и быть успешными. Поэтому таким детям необходимо помогать учиться строить межличностные отношения, а также давать рекомендации окружающих его взрослым по тому, как нужно общаться с гиперактивным ребенком, чем ему можно помочь.
Для решения проблемы гиперактивного поведения необходимо проводить профилактические и коррекционные мероприятия: организовывать досуговую деятельность детей, устранять конфликтные ситуации, формировать у детей навыки управления эмоциональным состоянием. Также, совместно с психологом социальный педагог разрабатывает различные мероприятия, где у каждого ребенка будет возможность проявить себя, работая в команде.
Работа по преодолению признаков гиперактивного поведения у детей младшего школьного возраста может строиться следующим образом:
1. Своевременное выявление симптомов и изучение причин проявления гиперактивного поведения у детей.
2. Изменение окружающей действительности, т. е. изменение микроклимата в семье.
3. Строгое соблюдение режима дня и учет цикличности умственной деятельности детей.
4. Разработка специальной программы коррекции гиперактивного поведения.
Для проведения констатирующего эксперимента по теме исследования были проведены диагностические мероприятия, которые позволили выявить наличие у части детей признаков гиперактивного поведения.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты явились основанием для проведения формирующего эксперимента, который представлял собой разработку и реализацию программы, направленной на коррекцию гиперактивного поведения у младших дошкольников в условиях образовательной организации.
После реализации программы у младших дошкольников отсутствует высокий уровень проявления признаков гиперактивного проявления и преобладает – низкий.
Дети стали более внимательны, не перебивают взрослых, выслушивая до конца, младшие дошкольники начали контролировать себя, они стали более внимательны, их действия согласованы.
Таким образом, результаты итоговой диагностики свидетельствуют об эффективности разработанной программы коррекции гиперактивного поведения младших дошкольников в условиях образовательной организации. Цель достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы коррекции гиперактивности у детей младшего дошкольного возраста

1.1. Феномен гиперактивности в трудах отечественных и зарубежных авторов
«Гипер…» – (от греч.Hyper — над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» в свою очередь от латинского «a tivus» означает «действенный, деятельный» [14].
Гиперактивность детей подразумевает под собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Гиперактивные дети – это необычные дети, которых весьма сложно организовать в процессе педагогического общения с ними и потому они всегда остаются в центре внимания родителей, педагогов и исследователей [12].
Гиперактивное поведение — это специфические нарушения поведения, характеризующиеся повышенной двигательной активностью, нарушением внимания и импульсивностью [16].
Начало изучения двигательных расстройств у детей было положено Э.П. Дюпье. В начале ХХ века нарушениям моторики стали уделять особое внимание. Так, двигательные расстройства детей изучали А. Валлон (1928), А.О. Гуревич (1932). Целенаправленно изучать гиперактивных детей начали в 30-е годы за рубежом. Диагноз «синдром гиперактивности» сформулированный Э.М. Рутманом в 1989 г. впоследствии был заменен на «расстройство поведения, связанное с дефицитом внимания, с гиперактивностью или без нее» [14].
Отечественный ученый, педагог В.П. Кащенко в своей книге «Педагогическая коррекция» так же уделял внимание детям с «болезненно выраженной активностью». Другими отечественными учеными, обращавшимися к проблемам гиперактивных детей, были М.И. Буянов, В.И. Гарбузов и др. [19].
А. Личко описывает два акцентуированных типа, близких к гиперактивности: гипертимный и лабильный.
Гипертимных детей А. Личко характеризует как общительных, подвижных, самостоятельных, склонных к озорству. Вспышки раздражения и гнева таких детей возникают чаще всего в условиях крайне строгой дисциплины, а также когда они лишены общения со сверстниками и не могут выплеснуть накопившуюся энергию. Умение гиперактивных детей оказывать сопротивление, играть с опасностью привлекает сверстников и способствует становлению лидерства в неформальных группах [19].
Лабильный тип у разных авторов описывается как «сверхподвижный», «эмотивный». Главной чертой лабильных детей является крайняя изменчивость настроения, от которого непосредственно зависят самочувствие, аппетит, сон и трудоспособность.
В исследованиях В. Петрунек, В.П. Таран приведены характеристики холерического темперамента детей, весьма сходного с изучаемым нами гиперактивным типом. Такой ребенок отличается активностью и непоседливостью, конфликтностью, беспокойством. Несмотря на это, он легко вступает в контакт с незнакомыми людьми, проявляет интерес к играм, но быстро охладевает и отвлекается [17].
О.В. Халецкая и В.М. Трошин рассматривают понятие «гипердинамический синдром» как двигательную расторможенность (немотивированную гиперактивность); нарушение внимания, нарушение координации движений и двигательное беспокойство. По их мнению, гиперактивные дети плохо обучаются спортивным играм, несколько отстают в прыжках и беге от сверстников и могут испытывать трудности при выполнении мелких движений. Параллельно росту и развитию ребенка тенденция этих показателей стремится к более правильному поведению и положительной успеваемости в учебе [21]. Однако в научной литературе есть мнение, что в 30% (а иногда и 70%) случаев клинические гиперактивности (вспыльчивость, рассеянность) могут наблюдаться и у взрослых.
В научной литературе встречается множество причин гиперактивного поведения детей, которые в свою очередь можно разделить на физиологические и психологические. Рассмотрим физиологические причины:
1. Здоровье матери. Как показывает практика у матерей, страдающих различными аллергиями, астмой, экземой или мигренью вероятность родить гиперактивного ребенка гораздо выше.
2. Проблемы в период беременности и сложные роды.
3. Негативное влияние неблагополучной обстановки окружающей среды. Например, превышение предельно допустимого содержания в окружающей среде диоксинов оказывает психотропное действие и способствует тяжелым врожденным аномалиям у детей.
4. Нехватка жирных кислот в организме детей.
5. Наследственность (гиперактивное поведение передается по наследству).
6. Дефицит питательных элементов. По данным исследований у многих гиперактивных детей в организме не хватает цинка, магния и витамина В12 [20].
К психологическим причинам можно отнести отношения внутри семьи. Неудовлетворенность ребенка общением с близкими взрослыми, неправильный микросоциальный климат в семье часто является причиной появления и закрепления гиперактивного поведения. Взрослый для ребенка – центр его эмоциональной жизни: контактов с другими людьми, отношений, привязанностей [17]. Такой же точки зрения придерживаются О.А. Головко и В.К. Котырло.
Некоторые авторы полагают, что гиперактивное поведение может проявиться как следствие эмоционального стресса или переутомления. Иначе говоря, сильный эмоциональный стресс сопровождается общим напряжением и выливается в физическую активность [11].
М. Раттер видит причины гиперактивного поведения в своеобразном проявлении особенностей темперамента [цит. по 18]. А американские исследователи говорят о нарушениях внимания, и более всего поддерживающего, как об основной причине гиперактивного поведения у детей [26].
Импульсивность детей Д. Бретт объясняет приобретенной моделью поведения, которая, по его мнению, формируется в результате подражания импульсивным членам семьи или развивается в процессе воспитания [цит. по 3].
Следует отметить, что нельзя выделять только причину. Необходимо рассматривать возможность воздействия сразу нескольких факторов одновременно.
Таким образом, гиперактивное поведение рассматривается как сложное, многофакторное нарушение, включающее в себя не только сверхактивное поведение, нарушение эмоционально-волевой сферы, отдельных познавательных процессов, но и особенности личной сферы ребенка, в частности общения.
К внешним проявлениям гиперактивного поведения относят отвлекаемость, невнимательность, импульсивность, а также повышенную двигательную активность. Несмотря на высокий уровень интеллектуального развития ребенка гиперактивное поведение способствует возникновению проблем во взаимоотношениях с окружающими, трудностей в обучении и низкой самооценке. Отвержение сверстниками негативно сказывается на гиперактивных учащихся. Поэтому таким детям необходимо помогать учиться строить межличностные отношения, а также давать рекомендации окружающим его взрослым по тому, как нужно общаться с гиперактивным ребенком, чем ему можно помочь.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы