Курсовая с практикой на тему Гиперактивность и ее коррекция у детей второй младшей группы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1. Понятие гиперактивности в психологической литературе 5
1.2. Причины гиперактивности у младших дошкольников 5
1.3. Признаки гиперактивности у детей второй младшей группы 12
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ 16
2.1. Методы коррекции гиперактивности младших дошкольников 16
2.2. Формы коррекции у детей второй младшей группы 17
2.3. Взаимодействие родителей с гиперактивными детьми второй младшей группы 23
2.4. Методические рекомендации по коррекции гиперактивности младших дошкольников 27
Заключение 33
Список литературы 35
Введение:
Всемирная ассоциация детской и подростковой психиатрии и смежных профессий (IACAPAP) признала гиперактивность проблемой номер один в сфере охраны здоровья детей. Число детей с данным диагнозом постоянно возрастает. На наш взгляд, диагностику и профилактические мероприятия необходимо проводить уже на ранних этапах развития ребенка. В процессе диагностики на современном этапе эффективна роль не только педагогов и психологов, но и родителей. Данный факт свидетельствует об актуальности комплексной диагностики гиперактивности детей дошкольного возраста в условиях образовательной организации.
Проблема исследования: обоснование возможности использования трудовой деятельности в преодолении гиперактивности у младших дошкольников.
Объект исследования – гиперактивность детей второй младшей группы.
Предмет исследования – педагогические условия коррекции гиперактивности у детей второй младшей группы.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности методики преодоления гиперактивности у младших дошкольников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике дошкольного образования;
2. Рассмотреть педагогические возможности трудовой деятельности в развитии дошкольника;
3. Выделить методы и приемы использования возможностей трудовой деятельности в дошкольном образовании;
4. Разработать и апробировать методы диагностики уровня гиперактивности младших дошкольников;
5. Экспериментально обосновать использование методики преодоления гиперактивности дошкольников средствами проектной деятельности;
6. Проверить результативность предложенной методики.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании возможности формировании трудолюбия и взаимопомощи у младших дошкольников в процессе трудовой деятельности и разработке соответствующих методических рекомендаций по данному вопросу для педагогов и родителей.
Теоретическую основу исследования составляют труды А. А. Ануфриева, А. В. Брушлинского, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского,
Н.-Э. Т. Гринявичене, О. В. Дыбиной, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъякова, Е. О. Смирновой, Д. Б. Эльконина.
Методы исследования:
-изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
-наблюдение;
— тестирование;
-беседа с психологом;
— анализ и содержательная интерпретация данных;
— методы математической статистики.
База исследования: исследование проведено по адресу: г. Егорьевск, ДОУ № 1.. Количество испытуемых 10 человек, это дети младшей. Участие в исследовании приняли также педагоги и родители. Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное время.
Исследование проходило в три этапа. На первом из них было осуществлено теоретическое обоснование проблемы исследования и диагностика гиперактивности детей. Второй этап включал в себя разработку и апробирование методики преодоления гиперактивности у дошкольников. На третьем этапе проходила итоговая диагностика и подведение итогов.
Структура работы обусловлена целями исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
На современном этапе при обогащении знаний о самом процессе познания на разных возрастных ступенях познавательная деятельность дошкольников должна оцениваться с точки зрения современных позиций. Речь идет не о снижении роли взрослого, а о подталкивании ребенка на каждом этапе его развития к обогащению способов познания, а именно мотивации.
В таком случае принятые в дошкольном воспитании способы обучения должны существенно измениться. Особое значение придается индивидуальной и коллективной, в составе небольших групп, познавательной деятельности детей. Взрослый только проявляет заинтересованность процессом, во время которого и передаются те или иные средства познания. Именно здесь очень важно не упустить мотивационные аспекты, формировать готовность к познанию, а не только вооружить средствами. Реализация этих принципов умственного воспитания дошкольников связана с формированием «общего творческого отношения к действительности».
Человек превращает мир с помощью труда – физической, интеллектуальной деятельности, направленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. Работа выполняет практическую (создание материальных, духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни и деятельности человека), развивающую (развитие личности в процессе активного включения человека в трудовой процесс) и воспитательную (формирование общественно и личностно ценных качеств человека, его нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности) функции. Воспитательная функция труда реализуется в процессе трудового воспитания детей дошкольного возраста.
В возникновении гиперактивности, по мнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те факторы, которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов и младенчества. Это могут быть инфекции, травмы, преждевременные или трудные роды. Иногда можно говорить о гиперактивности как наследственной черте. Неблагоприятно протекающая беременность. Токсикоз, заболевания внутренних органов матери во время беременности, нервные стрессы. Влияет на центральную нервную систему плода нехватка витаминов и аминокислот. Неблагоприятно воздействует на ребенка применение женщиной лекарственных препаратов во время беременности, таких как снотворные, гормональные препараты, транквилизаторы. Неблагоприятные роды. Патология родов. Инфекция и токсикация первых лет жизни ребенка.
Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться с гиперактивным ребенком.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Понятие гиперактивности в психологической литературе
Наряду с тревожными детьми в современном мире наметилась устойчивая тенденция к возрастанию количества гиперактивных дошкольников. По данным разных исследований гиперактивностью страдают от 4 до 9,5% детей дошкольного и младшего школьного возраста [3]. Они часто имеют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкую самооценку и, как следствие, повышенную тревожность.
Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Диагноз гиперактивности обычно ставится, когда родители жалуются, что ребенок слишком подвижен, непоседлив и плохо себя ведет, его руки и ноги в постоянном движении, он ерзает на стуле, не успокаивается ни на минуту и не способен концентрировать внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы однозначно подтверждал диагноз гиперактивности (двигательной расторможенности). Начало заболевания начинается в младенчестве или в возрасте двух-трех лет. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность усугубляется.
Воспитание детей, имеющих индивидуальные особенности поведения и развития, является одной из наиболее актуальных проблем в педагогической психологии. Практики, работающие с такими детьми, часто сталкиваются со случаями осложнений психического развития, большая часть которых является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания. Родители и педагоги данную группу детей характеризуют как «трудную» из-за чрезмерной активности, излишней подвижности, суетливости, невозможности длительного сосредоточения внимания — все эти симптомы являются результатом недостаточной сформирован-ности функций организации, программирования и контроля психической деятельности.
Подобные нарушения более точно классифицируются в дошкольном возрасте как «дефицит внимания с гиперактивностью» и имеют негативные отдаленные последствия: в школьном возрасте прогрессируют трудности учебного и поведенческого характера и такие дети «попадают» в «группу риска», во взрослом возрасте проявляется выраженность симптомов – в стойкой агрессии и раздражительности, склонности к противоправному поведению, проблемных межличностных отношениях, низких трудовых достижениях.
В России насчитывается порядка 4-18 % гиперактивных дошкольников, за рубежом численность колеблется от 4,0 % до 20 %.
Важно знать, как утверждает И. В. Дубровина, что трудности в поведении детей могут носить возрастной характер и связаны с переживанием ребенком одного из кризисов развития (7 лет). Несмотря на трудново-спитуемость гиперактивных детей, нужно отметить наличие нормального хода процесса психического и личностного развития. Поэтому воспитательные воздействия должны включать не только коррекцию поведения, но и перестройку системы отношений взрослого и ребенка.
Преодоление гиперактивного поведения дошкольников в некоторых случаях тормозится из-за наличия штампов и стереотипов, элементарного незнания особенностей поведения данных детей родителями и педагогами. До сих пор бытует мнение, что гиперактивность — результат плохого воспитания, поведенческая проблема, распущенность, и стоит лишь усилить авторитарно-дисциплинарные нотки (нотации, окрики, замечания) — и проблема будет решена.
Но на самом деле, как родители, так и педагоги, занимающиеся воспитанием гиперактивных детей нуждаются в длительном и последовательном разъяснении того, что улучшение состояния ребенка наступит не сию минутно, а потребует в некоторых случаях специального медикаментозного лечения.
В настоящий момент основным диагностическим критерием гиперактивности и нарушения внимания является американское руководство DSM-IV критерии 10-го пересмотра Международной классификации болезней (МКБ-10) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, 1994), в основу которого положены следующие особенности поведения:
— возрастные границы — появление заболевания до 8 лет;
— тотальность проявления (обнаруживаются в двух сферах деятельности из следующих четырех: в детском саду, дома, в труде, в играх);
— непсихиатрическая симптоматика (отсутствие психотических, тревожных, аффективных расстройств или психопатий);
— дезадаптационный фактор (вызывает значительный психологический дискомфорт и трудности адаптации);
— совокупность проявлений (ребенок характеризуется чрезмерной невнимательностью, импульсивностью, гиперактивностью).
Диагностика нарушения внимания (по типу дефицита) определяется трудностями когнитивных функций (памяти, внимания), функций самоконтроля, управляющих функций при сохранении 6 месяцев 6 симптомов из 8 и включает:
1. Трудности концентрации внимания:
а) неспособность выполнять задание без ошибок;
б) невозможность сосредоточиться на деталях;
в) неспособность вслушиваться в обращенную речь;
г) отвлекаемость на посторонние стимулы.
2. Планирующая функция:
а) неспособность организовать свою деятельность, довести начатую работу до конца;
б) трудности в выполнении предлагаемых инструкций, заданий, обязанностей.
3. Реакция избегания: избегание нелюбимой работы, требующей усидчивости.