Курсовая с практикой на тему Гимназическое образование в дореволюционной и современной России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕТРОПЕРСПЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 5
1.1. Истоки гимназического образования 5
1.2. История гимназического образования в России 8
Вывод по Главе 1 16
ГЛАВА 2. ГИМНАСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 18
2.1. Современное состояние гимназического образования 18
2.2. Аспекты гимназического образования на примере Гимназии №13 г. Волгограда 20
Выводы по Главе 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Актуальность. На сегодняшний день на территории России ступень общего образования реализуется школами и такими учреждениями как гимназия. В целом, гимназия в настоящий момент трактуется как специфическая форма получения общего школьного образования, где большое количество внимания отводится гуманитарным наукам. Тем не менее, в обществе образ гимназии выглядит как просто заведение более престижного уровня. Отсюда, соответственно, возникает необходимость в определении этимологии гимназического образования.
Изучением гимназий как учреждений образования на протяжении всех периодов ее развития занимались следующие исследователи: Аллабердина Г.И., Алешинцев И.А., Корнетов Г.Б., Логинова О.А. и другие.
Проблема исследования состоит в необходимости выявления научных основ содержания и структуры гимназического образования в России.
Объект данной работы: гимназии и система гимназического образования.
Предмет исследования: гимназическое образование в России.
Цель представленного исследования: изучить историю становления и современное состояние гимназического образования.
Исходя из поставленной цели представляется возможность выделить ряд задач:
1. Рассмотреть истоки гимназического образования.
2. Изучить историю гимназического образования в России.
3. Проанализировать современное состояние гимназического образования в России.
4. Представить аспекты гимназического образования на примере Гимназии №13 г. Волгограда.
Практическая ценность результатов исследования. Данное исследование может быть использовано как вспомогательный материал к методическому пособию для студентов-педагогов в процессе изучения уровней школьного образования.
Структура представленного исследования: введение, две главы, заключение и список литературы.
Заключение:
В ходе решения первой задачи были рассмотрены истоки гимназического образования. Было выяснено, что становление гимназического образования в период античности являлось предпосылкой к формированию гимназий как таковых. Имеется ввиду, что становление системы гимназий, которое осуществлялось в структуре Древних государств, оставило свой, достаточно существенный, след на модели гимназии как модели образовательного учреждения.
В ходе решения второй задачи была представлена история гимназического образования в России. Было выяснено, что система гимназического образования на протяжении всего своего развития претерпевала достаточно сильные трансформации, а в 1918 году гимназии были упразднены совсем.
В ходе решения третьей задачи было изучено современное состояние гимназического образования в России. Было выяснено, что гимназия в настоящее время является элитным учебным заведением, которое предоставляет ребенку возможность более интересного, многостороннего, универсального развития, придает престиж уровню его образования.
В ходе решения четвертой задачи были исследованы аспекты гимназического образования на примере Гимназии №13 г. Волгограда. Были рассмотрены учебные планы и регламенты организации, вследствие чего было выявлено, что гимназия имеет достаточно насыщенный план обучения. Кроме того, гимназия была образована на базе бывшей школы.
Таким образом, задачи данной работы являются решенными.
Цель представленного исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. РЕТРОПЕРСПЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
1.1. Истоки гимназического образования
Гимназия являлась во все времена учреждением государственного характера. В таком понимании понятие «гимназия» присутствовало в древнегреческих и древнеегипетских городах.
Так, мальчики в возрасте 7-13 лет обучались в школах «грамматиста» и «кифариста». Педагоги, в свою очередь, являлись дидаскаламми (что в латинском языке трактуется как «я учу»). Интересно заметить, что в школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (что в латинском языке означает «пайс» – ребенок и «агогейн» – вести) [Боннар, 1992, с. 34].
К. Куманецкий писал о том, что в гимназию принимались мальчики в возрасте 16 лет, которые происходили из знатных рабовладельческих семей. Там они вплоть до 18 лет занимались гимнастикой, а также получали литературное, философское и политическое образование, что являлось необходимым для будущего (предполагаемого) участия в государственном управлении. При этом важно отметить интересную деталь: в древнегреческой, а также в древнеримской империи направленность гимназического обучения была достаточно динамической и переменчивой. Культура тех времен, что достаточно важно, превозносила физическое образование над общим [Куманецкий, 1990, с.56].
Аристотель, в свою очередь, говорил о наличии необходимого бесплатного физического образования, в том числе и девушек, а не исключительно мальчиков. По этой причине он издал большое количество общеобразовательных учебников, которые являлись необходимыми в процессе обучения до середины XVIII в.
Платон же обращал внимание правительства на необходимость гармоничного развития, в частности, на серьезный упор на общие науки, в то время как физическая культура должна занимать гораздо меньше времени обучения.
Гимназии в том виде, в котором они являлись предпосылками к более традиционному пониманию гимназий, были двух типов, в частности Александрийская и Спартанская системы. Так, в Александрийской системе наблюдалось общеобразовательное обучение граждан, в то время как в Спартанской системе наблюдалось преобладание физического воспитания и, более того, даже военного, причем, не только для юношей, но и для девушек.
В гимназиях лекторами выступали философы, ораторы, ученые и так далее. Во всех греческих городах присутствовали гимназии. Самыми известными из них являлись следующие: Дромос в Спарте; три афинские гимназии Академия, Ликейон (в ней ораторами являлись Платон и Аристотель); Кранейон в Коринфе; гимназии в Неаполе, Таренте, Эфесе, Никее и других городах [Виды гимназий и порядки в гимназии в конце XIX-начале XX века, протесты учащихся].
Далее интересно, что развитие христианской религии достаточно остро отрицало языческую культуру древней Греции, в частности, также и физическое развитие. О.Б. Лобанова и З.У. Колокольникова, тем не менее, писали о том, что физическое развитие все равно в тот период, и вплоть до XX века, являлось преимущественным, поскольку именно оно оказывало колоссальное влияние на развитии армии. При этом обычным гражданам запрещалось заниматься физкультурой [Лобанова, Колокольникова, 2013, с. 76].
Уже в Средние века название понятие «гимназия» понималось в качестве обозначения специализированных средних школ, в которых учащиеся подготавливались к университетскому обучению. Здесь изучались лучшие латинские писатели «Золотого века», в частности, большое количество внимания было уделено трудам Цицерона.
По мнению С. Сафонова, гимназия в качестве учебного заведения среднего звена сформировалась только с XVI века. Так, школы в тот период являлись гимназиями. В частности, гимназии были следующих типов: монастырские, орденские и домовые, которые были устроены по образцу древнеримских школ [Сафонов, 2019].
Предметами преподавания в гимназиях являлись следующие: грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия, и три философских предмета — логика, физика и этика.
О.М. Герасимова писала о том, что в этом списке грамматика, логика и риторика представляли собой тривиум, то есть школу, являющуюся обязательным звеном образования. Прочие предметы входили в список квадривиума. Здесь имеется ввиду следующая ступень школьного образования, чему уже следовало специально-богословское образование [Герасимова, 2016].
В квадриумах образование было начато с латинской грамматики и производилось практически постоянно на латинском языке. Интересно при этом заметить, что метод обучения в то время являлся нарочито формальным, то есть, можно сказать, механическим.
Так, с начала XIII века постепенно стали возникать городские школы (в основном, на территории Германии и Италии), которые в итоге стали гимназиями.
Представленное и являлось предпосылкой к формированию гимназий как таковых. Имеется ввиду, что становление системы гимназий, которое осуществлялось в структуре Древних государств, оставило свой, достаточно существенный, след на модели гимназии как модели образовательного учреждения.
В частности, необходимо рассмотреть историю развития гимназического образования на территории России, изучив период его изначального становления. Интересным будет рассмотрение множественных указов, которые регламентировали направленность гимназического образования.