Курсовая с практикой на тему Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения в школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическая характеристика естественного и искусственного освещения 5
1.1. Значение освещения для жизнедеятельности и здоровья человека 6
1.2. Основные зрительные функции и их зависимость от освещения 8
1.3. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению помещений 12
Глава 2. Эмпирический анализ изучении естественного и искусственного освещения в школе 19
2.1. Методы гигиенической оценки естественного освещения помещений 19
2.2. Методы гигиенической оценки искусственного освещения помещений 22
2.3. Результаты исследований естественного и искусственного освещения школы 26
Заключение 31
Список литературы 34
Введение:
Свет — это жизненно важный фактор для внешней среды. Его действие оказывает влияние на много физиологических процессов в организме человека. Это специфический раздражитель органов зрения, также свет активизирует процессы обмена веществ, повышает тонус мышц, помогает усилить процессы роста и развития организма, повышает сопротивляемость к неблагоприятным факторам внешней среды. Так, за счёт света, устанавливается роль физиологических функций организма.
Зрительная работа с меньшим утомлением помогает выполнять высокий уровень освещенности, при этом отмечаются лучшие результаты в работе. А если же освещаемость низкая, то, соответственно, организм человека быстрее утомляется, тормозит в своей работе центральную нервную систему, нарушаются функции зрения, а также можно наблюдать другие неблагоприятные сдвиги в организме.
Видимое излучение — это узкий диапазон спектра электромагнитного излучения Солнца, что составляет 400-760 нм. Физиологическо-гигиеническое значение этого имеет ведущее место среди факторов внешней среды. Дневной свет благоприятно влияет на организм, стимулирует жизнедеятельность, улучшает психоэмоциональное состояние человека, особенно положительный эффект можно заметить на организме больного.
Режим освещённости также играет важную роль в регуляции биологических ритмов. При хорошей освещенности рабочего места, снижается риск заболевания органа зрения. Нерациональное освещение в результате даёт зрительное утомление, снижение работоспособности, а также развитие близорукости. В соответствии с физиологическими особенностями зрительных функций людей установлено гигиеническое нормирование уровня освещённости для каждой из профессий и сфер деятельности, это можно увидеть в конкретных санитарных правилах и нормах. Соблюдение данных правил контролируют специальные службы.
Недостаточное освещение также имеет влияние на функционирование зрительного аппарата, то есть помогает определить зрительную работоспособность на психику человека, а также его эмоциональное состояние вызывает усталость центральной нервной системы, которая появляется в результате прилагаемых усилий для того, чтобы опознать четкие или сомнительные сигналы.
Ученые определили, что свет помимо того что обеспечивает зрительное восприятие, также воздействует на нервную вегетативную систему, рост и развитие организма, а также системы в формировании иммунной системы. Также известно, что свет влияет на многие главные процессы жизнедеятельности, при этом регулирует обмен веществ и устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Сравнительная оценка искусственного и естественного освещения, за его влиянием на работоспособность, всё же на стороне естественного света.
Достаточно важно сохранить зрение еще со школы поэтому, существуют нормы для школьников любого возраста, которые помогают сохранить их органы зрения и облегчить обучение. Очень важно, чтобы на рабочем месте школьников было правильное освещение для работы. За этим должны следить специальные службы, педагоги, а также родители. Соблюдая некоторые правила, можно защитить детей от ранней близорукости, а также перенапряжения и усталости.
Цель работы:
Провести оценку светового режима в учебных аудиториях школы на соответствие требований Санитарных правил
Задачи
1. Овладеть методиками гигиенической оценки инсоляционного режима, естественной и искусственной освещенности учебного помещения.
2. Овладеть практическими навыками работы с люксметром и оценки результатов измерений освещенности.
3. Изучить влияние света на организм человека
4. Изучить проведение инструментальных замеров освещенности в учебных аудиториях
5. Закрепить знания по нормированию естественной и искусственной освещенности для помещений различного назначения решением ситуационных задач по теме.
Объект исследования — ученые классы
Предмет исследования — показатели естественного и искусственного освещения
Заключение:
Визуально мы получаем 80% информации. Качество освещения в комнате зависит от источников света (природные и/или искусственные), его распределения в помещении и того, как свет воспринимается находящимися там людьми.
Практика показывает, что существует взаимозависимость между успешной учебой и состоянием здоровья школьников и состоянием окружающей среды в школе, поэтому хорошие условия для обучения — это инвестиции в будущее.
Как показывают результаты исследований, освещение в школах напрямую влияет и на здоровье, и на успеваемость детей. 22-25% молодых людей заканчивают школу с дефектами зрения. При этом патология возрастает за период обучения в 2,4-2,5 раза. Одной из основных причин этого негативного и опасного процесса является неудовлетворительное состояние освещения школ.
Во время обучения дети находятся более 90% времени в школьном здании. Это означает, что школа должна обеспечивать комфортную и здоровую учебную среду. Однако степень безопасности и качества внутреннего микроклимата зависит от нашей деятельности и того, как мы его поддерживаем и регулируем.
Неправильное освещение вызывает ощущение дискомфорта и гиперактивность, в то время как хорошее освещение повышает нашу производительность. Освещение также влияет на эффективность работы учителей и их устойчивость к профессиональному стрессу преподавателя.
Избыток или недостаток света, ослепляющие лучи и искажение цвета оказывают огромное влияние на наше восприятие, настроение и производительность труда.
Для зрительной работы существенное значение имеет не только количественная сторона освещения – величина освещённости, но и качество освещения, т.е. равномерность освещения на рабочей поверхности и окружающем пространстве (распределение яркостей), контраст между рассматриваемым предметом и фоном, наличие блескости, направленность и спектральный состав светового потока. Эти закономерности послужили основанием гигиенических требований к нормированию освещённости и организации рационального освещения в помещениях различного типа в зависимости от выполняемой работы с различным уровнем точности.
Освещённость школьного кабинета – это один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей и подростков, от этого будет зависеть, то, насколько комфортно будет учителю и ученикам. Хотя лампы дневного света обладают спектром близким к естественному, но естественный свет лучше, ведь он оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создаёт условия, необходимые для нормального роста и развития детей. В школах должно быть обеспеченно естественное и искусственное освещение, отвечающее современным гигиеническим нормам и правилам. Это необходимое условие сохранения общей и зрительной работоспособности и предупреждения быстрого утомления глаз и расстройства зрения.
Согласно проделанной работы было изучено методики оценки инсоляционного режима, естественной и искусственной освещенности учебного помещения.
Были получены практические навыки в работе с люксметром, а также освоены навыки в оценивании результатов измерений освещенности.
Было подробно рассмотрено, как свет влияет на организм человека, а также какие последствия могут возникнуть при его нехватке или отсутствии.
В процессе проделанной работы было проведено инструментальные замеры освещенности в учебных аудиториях местной школы. По итогам проведенной работы были сделаны расчеты и выводы о состоянии освещенности в классах.
Мною были закреплены знания по нормированию естественной и искусственной освещенности для помещений различного назначения решением ситуационных задач по заданной теме.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическая характеристика естественного и искусственного освещения
1.1. Значение освещения для жизнедеятельности и здоровья человека
Важную роль в жизни человека отыгрывает освещение. Примерно 90% информации воспринимаются через зрительный канал, именно поэтому правильно выполненное рациональное освещение отыгрывает важное значение для выполнения всех видов работ. Не только важные условия работы зрительного анализатора, а также биологические факторы развития организма человека в целом. Для человека свет и тьма, день и ночь определяют биологические ритмы среди которых бодрость и сон. При недостаточной освещенности или её избыточном количестве снижается уровень возбуждения центральной нервной системы и соответственно активность всех процессов. Рациональное освещение это важный фактор в общей культуре производства. Нельзя обеспечить чистоту и порядок помещения, в котором достаточно низкое освещение, а светильники грязные или в заброшенном состоянии.
Искусственное освещение школьных зданий имеет достаточно большое значение для правильной постановки и проведения учебного процесса, а также создания комфортных условий для того, чтобы выполнять сложные двигательные задачи, а также в деле эффективно использовать электроэнергию, которая расходуется на освещение.
Самое главное при этом вопрос — это гигиена зрения, так как в России имеется крайне неблагоприятная статистика состояния остроты зрения среди детей.
Среди известных статистических данных, можно сказать, что 22-25% молодых людей, заканчивая школы, имеют дефекты зрения, при этом в период обучения данная статистика возрастает в 2,4-2,5 раза. Изначально это появление близорукости или миопии. Также в качестве причин развития миопии является серьезный недостаток дневного света, а также искусственного освещения.
Подтверждение этого — зависимость частоты миопии среди школьников от района их проживания. Согласно результатов исследования, которые проводились в стране с 2013 по 2017 год, на севере близорукость определилась у 37-52% школьников, а на юге составила – 10-15%.
Учёные связывают распространенность близорукости в северных районах с множеством причин, главная из них — особенность светового режима, включая неудовлетворительное освещения в школах.
Известно, что некачественное недостаточное освещение является причиной развития близорукости из-за вынужденной позы, которая приближает глаза к рассматриваемому объекту при письме, чтение, рисовании, для того чтобы увеличить угловые размеры рассматриваемых объектов.
Исходя из этого, и были созданы очень высокие требования к оздоравливающему воздействию света в период роста организма, так как в этот период вырабатываются зрительные навыки, а также продолжается рост глаз. Также это период формируется оптическая рефракция глаз, которая заканчивается у детей в разных климатических условиях и с разными этническими группами населения только 18-24 годам.
Обследования состояния освещения школ, регулярно проводимые в России в городах и сельской местности в начале 80-х годов прошлого века, затем в начале этого века показали, что нормы освещения не выполняются и наполовину и, в целом, прослеживается даже тенденция ухудшения условий освещения школ. Так, даже в обследованных школах Москвы освещенность на досках составляет 130—140 лк при норме 500 лк, в классах на рабочих местах освещенность составляет от 50—100 лк до 250—260 лк при норме 400 лк. Большинство школ, освещенных устаревшими люминесцентными лампами, имеют уровень пульсации светового потока в 2,5—3 раза превышающий максимально допустимый. Несмотря на то, что утвержденные в 2003 г. нормативные документы запрещают применение ламп накаливания при освещении учебных помещений, они до сих пор используются во многих школах в давно устаревших неэффективных светильниках, из-за чего перерасход электроэнергии в школах зачастую составляет до 35—40 %, что свидетельствует о значительных резервах экономии.
Таким образом, возникает серьезная необходимость обеспечить правильное освещение школ, которое означает соблюдение основных требований к освещению при применении новых современных технологий.
По своей природе свет является видимым излучением электромагнитных волн длиной от 380 до 780 нм. Видимый свет или же белый свет, включает целый ряд аспектов, который зависит от длины электромагнитных волн. К примеру, фиолетовый составляет 380-450 нм, синий – 450-510 нм, зелёный – 510-575 нм, жёлтый – 575-620 нм, красный 620-750 нм. Излучение, которое составляет выше 780 нм, называется инфракрасным, а те которые ниже 380 нм — ультрафиолетовыми.
В зависимости от источников света оно бывает трех видов [12]:
1. Естественное освещение — это прямой или отраженный свет от Солнца, который освещает помещение сквозь световые проемы в наружных конструкциях.
2. Искусственным освещением называется свет, который производится искусственными источниками, и предназначается для освещения помещений в тёмное время суток, или же таких помещений, которые не имеют достаточного естественного освещения.
3. Соединённое или смешанное — одновременное сочетание искусственного и естественного освещения.
Важно понимать, что не только уровень освещенности, а также все аспекты качества освещения отыгрывают роль в предотвращении связанных случаев и заболеваний. Также можно сказать, что неравномерное освещение создает проблемы в адаптации, снижает видимость. Работая при плохом освещении или низких его уровнях, люди ощущают усталость глаз, переутомление, что в результате приводит к снижению работоспособности.
Во многих случаях это приводит головным болям. Причинами этого во многом являются: низкий уровень освещённости, слепящее действие источников света, и неправильное соотношение яркости. Также головные боли могут вызываться пульсацией освещения. Исходя из этого, можно сказать, что неправильное освещение является значительной угрозой для здоровья людей.
Чтобы оптимизировать условия труда, важно правильно организовать освещение рабочих мест. Задача организации, чтобы освещённость помогла обеспечить различимость рассматриваемых предметов, уменьшить напряжение и утомляемость на органы зрения. Также производственное помещение должно быть устойчивым и равномерным и иметь правильное направление светового потока, исключая слепящее действие света, также образование резких теней.